Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATION CIVIC SCHOOL STUDENTS IN THEEDUCATIONAL PROCESSAT SCHOOL

Koychueva A.S. 1 Bogatyreva Zh.R. 1
1 Karachay-Cherkessia State University W.D. Aliyev
The articledeals with theeducation ofcivicschool studentsin theeducational processin the schoolis aconcept of formation ofcivil qualitiesandlegal competenceof studentsin the course oftraining and education. The authorprovides an analysis ofthe scientific literature andthe state ofeducational practicein the region,developed by the authorpersonallyoriented model ofcivic andlegal educationare consideredpedagogical conditions of educationof seniorcivilianpositionsin educational institutions, developed and implementedin the educational processcourse "Legal Literacy fora Russian citizen," experiencemug"The legal framework of civil society", describes the results ofexperimental work.The article contains data supporting the effectiveness of the integration of the educational work of the school, family, community and law enforcement bodies in the formation of civil position of senior pupils.
delinquentanddeviant behavior
legal competence
basic culture of personality
values
civic consciousness
civillegal education
citizenship
citizenship

В современном российском обществе  развернута активная деятельность по ориен­тации подрастающего поколения на гражданские  права и свободы,  государственными институтами  продекларировано построение и развитие гражданского общества, озвучена идея  о необходимости воспитания человека с гражданской позицией.  Эти демократические преобразования  необходимы  в связи с нацеленностью российского государства и образовательной системы на интегра­цию в мировое сообщество,  и тогда  особенно важным направлением воспитательного процесса становится гражданское образование в рамках демократического общества.

Руководством РФ поставлена задача оптимизации гражданского воспитания перед воспитательными институтами современного общества, среди которых семья, образовательные учреждения, общественные организации, которые должны интегрировать свою работу, учитывать интересы не только государства, но и каждого человека, в частности. Таким образом, формирование гражданской позиции старшеклассников является одной из основных социально- педагогических проблем современного российского общества, успешное решение которой стабилизирует общество и придаст ему потенциал развития гражданского общества.

Анализ педагогической литературы выявил, что возможности гражданского образования в ходе обучения и воспитания в школе, формирования гражданской позиции отражены в трудах таких ученых, как  Т.В.Болотина, Н.В.Воскресенская, Г.В.Карягина, В.П.Пахомов, И.В.Суколенов, Г.Т.Суколенова, И.Д.Фрумин, Н.И.Элиасберг, М.Бренсон, В.Крысяк, Л.Нельсон, М.Тейлор-Тома, Ч.Уайт, С.Шехтер и др. и др); пути формирования гражданской позиции школьников в процессе изучения предметов общественно- политического и в целом гуманитарного цикла изучали Н.Я.Мешерякова, В.И.Прокопец, И.В.Молодцова, в процессе трудовой подготовки - Т.Г.Веремеенко; в тренингах и деловых играх- М.Х.Дзейтова, А.С.Прутченков.

Вместе с тем, теоретический анализ показывает, что в педагогической практике не найдено  единого подхода к определению содержание понятия «гражданская позиция», обоснование  теоретико-методологических подходов находится в стадии разработки; недостаточно освещены вопросы, связанные с определением  способов и средств  реализации опытно-экспериментальной работы по формированию активной гражданской позиции старшеклассников.

Анализ научной литературы и состояния воспитательной практики в регионе позволил выявить существенное противоречие между потребностью общества в формировании активной гражданской позиции старшеклассников как будущих членов развитого гражданского общества, участников общественно-политических процессов, происходящих в современном российском обществе на этапе его демократизации и недостаточной изученностью в педагогической науке способов и средств её формирования.

Между тем налицо упущения в  работе по формированию активной гражданской позиции старшеклассников  в ходе учебно-воспитательного процесса в школе.

Учитывая актуальность поставленной задачи, нами была определена проблема исследования:  «Воспитание гражданской позиции старшеклассников в ходе учебно-воспитательного процесса в школе». Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование процесса воспитания гражданской позиции старшеклассников в ходе учебно-воспитательного процесса в школе.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1.На основании теоретического анализа психолого-педагогической, социологической, философской научной литературы определить содержание понятия «гражданская позиция»;

2.Разработать педагогические условия, модель, содержание  спецкурса для оптимизации процесса формирования  гражданской позиции старших подростков;

3. Выявить уровни, критерии, показатели сформированности гражданской позиции старших подростков  и сконструировать комплекс методов для  определения уровней их сформированности;

4.Определить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию гражданской позиции у учащихся старших классов и  предложить  методические материалы для внедрения в учебно-воспитательный процесс школ.

Как показывает опыт, вышеобозначенная проблема решалась различными средствами социального контроля и профессионально-педагогических воздействий на всех исторических этапах развития цивилизации, но в связи с переходом от тоталитарного общества к демократическому в нашей стране  испытала такие потрясения, которые нанесли ощутимый удар процессу формирования законопослушной личности, имеющей одновременно высокую правовую культуру и умеющей отстаивать свою гражданскую позицию. Педагоги  оказались перед проблемой - как формировать гражданское самосознание  и правовую культуру в обществе, где законы последние три десятилетия не работали, развивался правовой нигилизм, наблюдалась ценностная аномия, особенно отразившаяся на формировании гражданственности и патриотизма у молодежи[4] .

      Решение этой проблемы педагогическими средствами детерминировано в современных условиях в негативном аспекте глобальными и региональными кризисами, остротой сложившихся в стране социальных, экономико-политических, педагогических и культурно-психологических противоречий. Затянувшийся переходный период к новой социальной системе в России в значительной степени осложнил возможности школы эффективно осуществлять процесс формирования гражданского самосознания и правовой культуры подрастающего поколения учащихся, влияющих на гражданскую позицию личности,  несмотря на то, что её  решение  напрямую связано  со  знанием старшеклассниками права.      Затрудняющими процесс решения проблемы формирования гражданского самосознания и правовой культуры подрастающего поколения являются вызванные этими противоречиями негативные тенденции, характеризующие сложившуюся социально-педагогическую ситуацию: коррупция, криминализация социальной среды, системы бизнеса и управления, затягивающая молодежь и внедряющая социально-негативные модели поведения; разлагающее умы и сердца молодёжи влияние  «масс-медиа», пропагандирующей западный образ жизни и американо-фридмановские ценности, реальный отход школы и отечественных средств массовой информации от проблематики и опыта нравственного воспитания[6].

Вместе с тем, в последние годы активизировалась работа по возвращению в культурную  память подрастающего поколения нравственных ценностей российского общества, работа по пропаганде идейного наследия россиян [1;2;5], традиционных ценностей, присущих народам Российской Федерации[4], появился ряд исследований по оптимизации инновационной деятельности учреждений образования в контексте  воспитания гражданской позиции старшеклассников   в ходе учебно-воспитательного процесса  в  школе,  а также разрабатываются  концепции формирования гражданской позиции на основе правовых знаний  и правовой компетентности.

Михейкина Т. А. считает, что гражданская позиция выполняет ряд функций применительно к образованию(предметно-практическая, познавательно-прогностическая, социально-культурная),позволяющие определить ее структуру [3,с. 14-15].

1.Предметно-практическая функция гражданской позиции  реализуется во всех сферах  учебно-воспитательной деятельности и  выражается в том, что нормы деятельности, на которые обучающийся  ориентируется в её ходе, позволяют задумываться о собственном отношении к ним.

2.Познавательно-прогностическая функция гражданской позиции обусловлена внутренним характером отношения школьника, как к самому себе, так  и к ценностям общества и государства в целом. Через познавательно-прогностическую функцию происходит понимание  социально значимого поведения.

3.Социально-культурная функция обусловлена социально значимым характером гражданской позиции. При этом культура  задает внешнюю социальную норму образовательной деятельности, определяя среду социального, культурного бытия человека, культуросообразность деятельности подростка достигается путем его идентификации с ценностями, принятыми в обществе и государстве в целом, через постижение и переживание этих ценностей, их осмысление. Результатом этой рефлексивной деятельности и является формирование гражданской позиции как устойчивой связи с обществом и государством в целом.

В соответствии с современными философско-этическими, психологическими и педагогическими концепциями стратегию формирования гражданской позиции   подростков целесообразно строить по следующей концепции:

-диагностика сформированности  основных ценностей личности и их соответствия ценностям гражданского общества

- удовлетворение  когнитивных потребностей личности (знания по Основному   праву, гражданскому и уголовному праву, Истории Отечества, предметов НРК)

-формирование направленности личности (мотивы, установки, интересы);

-разработка  модели формирования гражданской позиции личности (анализ содержания педагогической работы с учетом социальных реалий, социокультурного окружения, возможного воздействия негативных тенденций в подростковой среде - делинквентности, девиантности и организация воспитания и самовоспитания, активное противодействие  этим  тенденциям);

- формирование эмоционально-ценностного отношения, как к ценностям современной информационной цивилизации, так и традиционным ценностям, провозглашающим приоритет гражданственности и патриотизма

-формирование ценностных ориентаций  на гражданские ценности и ценности  права;

- использовать  гуманистическую парадигму личностно-ориентированного образования  и воспитания, стимулирующего рост самосознания и  субъектной активности подростка, во всех сферах жизнетворчества;

- учитывать возрастные особенности, возможности, тенденции развития молодежной субкультуры

-формировать профессиональную и нравственную готовность учителей к ценностно-ориентированной работе;

-совершенствовать умения и навыки  преподавателей  к использованию передовых педагогических технологий в контексте гражданско-правового воспитания.

Педагогическими  условиями являются: построение предметно-развивающей среды гражданско-правовой направленности как условия воспитания правовой культуры детей, определение содержания: (информационный компонент, аналитический компонент, рассматривающий  способы развития правовых суждений  и ценностных ориентаций детей о социальной действительности; практический компонент - адекватность модели нравственно-правового поведения детей в обществе, организация воспитывающей ситуации)-позволили оптимизировать процесс формирования правовой культуры старшеклассников и активной гражданской позиции.

На основании изучения научной литературы мы пришли к выводу, что опытно-экспериментальная работа должна строиться на прочной и надежной диагностико-коррекционной основе, позволяющей старшекласснику  переходить  к доступной самодиагностике и самокоррекции. В совокупности эти критерии характеризуют гражданскую и правовую  позицию индивида, ядром которой (в аспекте функционирования) является нравственная устойчивость, основанная на интериоризации и экстериоризации знаний во внутренний план личности.

 Под гражданско-правовой культурой мы понимаем позитивную сформированность взглядов на правовую действительность (законов, актов) с учетом их свобод как  граждан страны, их безопасности и достойного существования.

Под гражданской позицией личности мы понимаем отношение старшеклассников к реалиям общественно-экономической и социально-политической жизни, основанную на высокой правовой  культуры  личности, что выражается в единстве гражданских ценностей,  правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность,  социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного ответственного поведения.            

Наиболее целесообразным для формирования гражданско- правовой культуры школьников в современных условиях является личностно ориентированная модель гражданского и правового образования, которая выполняет задачу разностороннего влияния на сознание и поведение личности; для достижения эффективности этого процесса необходимо наличие педагогов, имеющих широкую психолого-педагогическую подготовку, позволяющую работать в инновационном поле создания современных педагогических технологий,   позволяющих одновременно воздействовать на логическую, эмоциональную, волевую сферу правосознания личности, аксиологических и деятельностно практических компонентов образования, специальные исторические и юридические знания, которые должны быть адаптированы в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся; интегрировать курсы граждановедения и правового образования как наиболее взаимосвязанные и взаимообусловленные конкретными антропологическими культурно-историческими условиями развития общества.

В ходе реализации опытно-экспериментальной работы для учащихся старших классов   нами был организован кружок «Правовые основы гражданского общества», на заседаниях которого с приглашением работников полиции, учителей-предметников, представителей политических партий, с  членами кружка были  реализованы следующие направления познавательной работы:

-Представления об общественно-экономической ситуации в стране и мире.

-Представления о природно-климатических, историко-культурных, этнографических особенностях народов и их роли в жизнедеятельности личности.

-Представления о личных правах человека в разных странах и регионах.

 -Представления о социальных и культурных правах человека (право на труд, образование, медицинское  обслуживание, жилье, при наличии таких свобод, как свобода  слова,  печати,  собраний,  волеизъявления, досуг, времяпрепровождение,  прочих демократических свобод, которые  присущи  свободному обществу)

-Представления о праве на конфессиональные, общечеловеческие  и этнонациональные приоритеты  гражданственности.

Занятия проходили в виде  деловых игр по вопросам права, тренингов, диспутов, «уроков мужества», «уроков дружбы народов», «уроков гражданственности» и др.

Для учащихся  старших классов  для изучения в ходе учебно-воспитательного процесса в школе  был разработан спецкурс «Правовая грамота для Гражданина РФ», в котором углублялись знания по указанной выше тематике с применением различных инновационных методов дидактической и воспитательной работы.

      В этой работе принимали участие 25 учителей-предметников и классных руководителей,  288 учащихся экспериментальных  классов и 120 учеников контрольных классов средних общеобразовательных школ Карачаево-Черкесии .

 Констатирующий эксперимент показал, что знакомство с законами страны носит поверхностный характер, а  ценности права и гражданственности , иерархия которых была выведена из диагностики ценностных предпочтений, были выбраны в качестве самых  главных  98 учащимися, а остальные  190 учащихся выбрали эти ценности как  второстепенные.

     После реализации спецкурса «Правовая грамота для Гражданина РФ»,  работы кружка  «Правовые основы гражданского общества», внедрённого в учебно-воспитательный процесс 6 средних общеобразовательных школ Карачаево-Черкесии, в котором 12 занятий было посвящено граждановедению, нами были получены следующие результаты: в качестве самых  главных  174 учащимися были выбраны ценности гражданского общества, а остальные  114 учащихся выбрали эти ценности как  второстепенные, что показывает динамику роста ценностного сознания учащихся, для которых право и гражданственность  начинают играть основополагающую роль в системе ценностей.

Таким образом, в ходе изучения спецкурса «Правовая грамота для Гражданина РФ»,  регулярного проведения  заседаний кружка «Правовые основы гражданского общества»,ориентация на ценности гражданской и правовой направленности  усилилась: учителя, классные руководители, социальные педагоги и  психологи школ подтвердили, что старшеклассники стали намного более компетентными в правовых вопросах,  а правовая культура учащихся стала выше. Это подтверждается и тем, что при мониторинге гражданско-правовых знаний старшеклассники показали более высокий уровень. Повысился уровень   знаний по общественным предметам- обществознанию,  истории, а  в своих творческих работах и проектах «Славься, Отечество!», представленных на конкурсы различного уровня, ими были озвучена твёрдая гражданская позиция, основанная на гордости за боевое, интернациональное, трудовое прошлое народов РФ.


Рецензенты:

Абрекова Л.О., д.псх.н, профессор,профессоркафедры психологии КЧФ МФПУ «Синергия», г.Черкесск;

Погребняк Л.П.,д.п.н, профессор кафедры гражданско-правовых КЧФ МФПУ «Синергия», г.Черкесск.