Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION

Pivovarova I.V. 1 Ustinova O.V. 2
1 Tyumen state oil and gas university
2 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
Значимость семьи в развитии общества сложно переоценить. Семья как социальный институт, с одной стороны, обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, с другой - выступает социальным пространством, в котором происходит социализация личности. В последнее время современная семья претерпевает существенные трансформации: разрушаются нравственные устои и традиции семьи, утрачиваются жизненно важные человеческие ценности, ослабевает социально-психологический эффект семейных коммуникаций. Это негативным образом сказывается на социализации детей в семье и приводит к асоциальному поведению подрастающих поколений. В статье представлены результаты опроса населения г. Тюмени и экспертов, выявляющие роль семьи в социализации личности. Приводятся мнения экспертов относительно факторов, позитивно воздействующих на формирование личности в процессе воспитания в семье.
The importance of the family in the development of society is difficult to overestimate. The family as a social institution, on the one hand, ensures the stability of society and evolves with it, with another - acts as a social space in which takes place socialization of the individual.In recent years, modern family has undergone significant transformation: destroyed moral principles and traditions of the family, lost a vital human values, weakened social and psychological effect of family communication. It has a negative impact on the socialization of children in the family and leads to antisocial behaviour of younger generations.The article presents the results of a survey of the population of Tyumen and experts, identifying the role of family in socialization of a personality. Provides expert opinions regarding factors positively influencing the formation of personality in upbringing in the family.
socialization of the individual.
functions of family
the institution of the family
the family
Семья является ключевым институтом социализации личности ребенка. Условия, в которых воспитывается ребенок, включая внутрисемейную атмосферу, социальное положение и материальный достаток семьи, в значительной степени предопределяют его жизненный путь.

Став взрослыми, дети, повторяя опыт своих родителей, часто воспроизводят модель родительской семьи.Это проявляется в отношениях между супругами, в воспитании детей, в отношении к предкам. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получил опыт гуманности, нравственности, моральных норм поведения. И, несмотря на то, что родители как центр ориентации и идентификации в подростковом возрасте отступают на второй план, уступая место влиянию школы, сверстников, друзей, для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами на всю жизнь. Поэтомусемья остается ведущим институтом формирования и развития социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

Для анализа ролевых функций семьи авторами были использованы результаты социологического исследования населения г. Тюмени и экспертного опроса[2, 3, 4, 5, 7].

В первую очередь были изучены мнения экспертов относительно характеристик окружающей социальной среды социализации личности ребенка(рис. 1).

Рис. 1. Мнения экспертов о влиянии окружающей социальной среды на социализацию личности ребенка, %

 

Подавляющее большинство экспертов считает, что семья и школа – это основная среда социализации детей (более 80% опрошенных). 35,1% отметили среду сверстников, 38,3% - среду секций и кружков как благоприятную среду социализации детей. Некоторые эксперты определяют в качестве такой среды и трудовой коллектив, если дети работают (23,4%), СМИ (20,2%) и местную общину (клубы, фонды, церкви – 18,1%).

Небольшая доля экспертов в качестве среды социализации выбрала молодежные субкультуры (14,9%), что свидетельствует о незначительном распространении их в г. Тюмени.

Рис.2 демонстрирует оценку экспертами влияния различных факторов на социализацию личности.

Рис. 2. Мнение экспертов о степени воздействия некоторых факторов на социализацию личности (ось Х (горизонталь) – процент воздействия факторов, по мнению экспертов; ось Y (вертикаль) – процент отметивших экспертов данный объем воздействия)

 

            Фактически 33% экспертов подчеркнули, что 50% воздействия оказывает семья, 50% - психологические качества и внешнее окружение. 20% воздействия оказывает на социализацию личности, по мнению 35% участников экспертного опроса, внешнее окружение, и 20% -психологические качества, по мнению 31% экспертов.

В табл. 1 представлен рейтинг степени воздействия окружения на воспитание ребенка по результатам анализа данных опроса населения и экспертов.

Таблица 1

Рейтинги воздействия окружения на воспитательный процесс

Окружение

Рейтинг

(респонденты)

Рейтинг

(эксперты)

·                    Мать

1

1

·                    Отец

2

2

·                    Родственники

3

4

·                    Друзья

4

5

·                    Учителя, преподаватели (ясли, д/сад, школа, институт, университет)

5

3

·                    Книги

6

7

·                    Фильмы

7

10

·                    Реклама

10

8

·                    СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение)

9

9

·                    Власть (законодательная и исполнительная)

12

15

·                    Место работы членов Вашей семьи (трудовой коллектив)

11

6

·                    Секции, кружки, спортивные и художественные школы

8

-

·                    Общественные фонды и организации

13

12

·                    Церковь

-

13

·                    Молодежные субкультуры

-

11

·                    Компьютерные игры

14

 

·                    Интернет-сообщества

-

14

        

Фактически первые пять мест, по мнению экспертов и населения, заслужили одни и те же факторы (имеются некоторые отличия по распределению мест внутри пятерки): мать, отец, родственники, друзья, учителя и преподаватели. Зато шестое место эксперты отдали трудовому коллективу (респонденты – 11место), а респонденты – книгам (эксперты – 7 место). В целом же тенденция распределения значимости факторов влияния у экспертов и респондентов одинакова.

В качестве негативного момента в исследовании можно отметить тот факт, что влияние власти, по мнению экспертов и респондентов, на воспитательные процессы в семье минимально, и в процессы социализации личности ребенка она вносит незначительный вклад.

Экспертам было предложено выбрать и выставить рейтинги факторам, которые позитивно воздействуют на формирование личности в процессе воспитания детей в семье (рис. 3, 4).

 

Рис. 3. Факторы, позитивно воздействующие на социализацию личности, по мнению экспертов (схема1). 0 – отсуствие данных

Рис. 4. Факторы, позитивно воздействующие на социализацию личности, по мнению экспертов (схема2). 0 – отсуствие данных

 

На рис. 5 приведен рейтинг факторов, которые, по мнению экспертов, позитивно воздействуют на социализацию личности.

Рис. 5. Рейтинг факторов, позитивно воздействующих на формирование личности в процессе воспитания в семье, по мнению экспертов

 

На первое место среди факторов,позитивно воздействующих на формирование личности, эксперты выставили пример родителей, на второе - привитие системы ценностей, норм, правил  жизнедеятельности в обществе, то есть фактически факторы социализации личности.

К сожалению, один из таких факторов, как усвоение умений и навыков адаптации в обществе, эксперты в качестве позитивного поставили его на пятое место, что свидетельствует, скорее всего, о не совсем положительном отношении к современному обществу и о нежелании в нем адаптироваться.

Выявленная низкая степень влияния власти на воспитательные процессы в семье позволяет говорить о необходимости модернизации государственной семейной политики, содействующей укреплению института семьи.

Рецензенты:

Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г.Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень.