Став взрослыми, дети, повторяя опыт своих родителей, часто воспроизводят модель родительской семьи.Это проявляется в отношениях между супругами, в воспитании детей, в отношении к предкам. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получил опыт гуманности, нравственности, моральных норм поведения. И, несмотря на то, что родители как центр ориентации и идентификации в подростковом возрасте отступают на второй план, уступая место влиянию школы, сверстников, друзей, для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами на всю жизнь. Поэтомусемья остается ведущим институтом формирования и развития социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.
Для анализа ролевых функций семьи авторами были использованы результаты социологического исследования населения г. Тюмени и экспертного опроса[2, 3, 4, 5, 7].
В первую очередь были изучены мнения экспертов относительно характеристик окружающей социальной среды социализации личности ребенка(рис. 1).
Рис. 1. Мнения экспертов о влиянии окружающей социальной среды на социализацию личности ребенка, %
Подавляющее большинство экспертов считает, что семья и школа – это основная среда социализации детей (более 80% опрошенных). 35,1% отметили среду сверстников, 38,3% - среду секций и кружков как благоприятную среду социализации детей. Некоторые эксперты определяют в качестве такой среды и трудовой коллектив, если дети работают (23,4%), СМИ (20,2%) и местную общину (клубы, фонды, церкви – 18,1%).
Небольшая доля экспертов в качестве среды социализации выбрала молодежные субкультуры (14,9%), что свидетельствует о незначительном распространении их в г. Тюмени.
Рис.2 демонстрирует оценку экспертами влияния различных факторов на социализацию личности.
Рис. 2. Мнение экспертов о степени воздействия некоторых факторов на социализацию личности (ось Х (горизонталь) – процент воздействия факторов, по мнению экспертов; ось Y (вертикаль) – процент отметивших экспертов данный объем воздействия)
Фактически 33% экспертов подчеркнули, что 50% воздействия оказывает семья, 50% - психологические качества и внешнее окружение. 20% воздействия оказывает на социализацию личности, по мнению 35% участников экспертного опроса, внешнее окружение, и 20% -психологические качества, по мнению 31% экспертов.
В табл. 1 представлен рейтинг степени воздействия окружения на воспитание ребенка по результатам анализа данных опроса населения и экспертов.
Таблица 1
Рейтинги воздействия окружения на воспитательный процесс
Окружение |
Рейтинг (респонденты) |
Рейтинг (эксперты) |
· Мать |
1 |
1 |
· Отец |
2 |
2 |
· Родственники |
3 |
4 |
· Друзья |
4 |
5 |
· Учителя, преподаватели (ясли, д/сад, школа, институт, университет) |
5 |
3 |
· Книги |
6 |
7 |
· Фильмы |
7 |
10 |
· Реклама |
10 |
8 |
· СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение) |
9 |
9 |
· Власть (законодательная и исполнительная) |
12 |
15 |
· Место работы членов Вашей семьи (трудовой коллектив) |
11 |
6 |
· Секции, кружки, спортивные и художественные школы |
8 |
- |
· Общественные фонды и организации |
13 |
12 |
· Церковь |
- |
13 |
· Молодежные субкультуры |
- |
11 |
· Компьютерные игры |
14 |
|
· Интернет-сообщества |
- |
14 |
Фактически первые пять мест, по мнению экспертов и населения, заслужили одни и те же факторы (имеются некоторые отличия по распределению мест внутри пятерки): мать, отец, родственники, друзья, учителя и преподаватели. Зато шестое место эксперты отдали трудовому коллективу (респонденты – 11место), а респонденты – книгам (эксперты – 7 место). В целом же тенденция распределения значимости факторов влияния у экспертов и респондентов одинакова.
В качестве негативного момента в исследовании можно отметить тот факт, что влияние власти, по мнению экспертов и респондентов, на воспитательные процессы в семье минимально, и в процессы социализации личности ребенка она вносит незначительный вклад.
Экспертам было предложено выбрать и выставить рейтинги факторам, которые позитивно воздействуют на формирование личности в процессе воспитания детей в семье (рис. 3, 4).
Рис. 3. Факторы, позитивно воздействующие на социализацию личности, по мнению экспертов (схема1). 0 – отсуствие данных
Рис. 4. Факторы, позитивно воздействующие на социализацию личности, по мнению экспертов (схема2). 0 – отсуствие данных
На рис. 5 приведен рейтинг факторов, которые, по мнению экспертов, позитивно воздействуют на социализацию личности.
Рис. 5. Рейтинг факторов, позитивно воздействующих на формирование личности в процессе воспитания в семье, по мнению экспертов
На первое место среди факторов,позитивно воздействующих на формирование личности, эксперты выставили пример родителей, на второе - привитие системы ценностей, норм, правил жизнедеятельности в обществе, то есть фактически факторы социализации личности.
К сожалению, один из таких факторов, как усвоение умений и навыков адаптации в обществе, эксперты в качестве позитивного поставили его на пятое место, что свидетельствует, скорее всего, о не совсем положительном отношении к современному обществу и о нежелании в нем адаптироваться.
Выявленная низкая степень влияния власти на воспитательные процессы в семье позволяет говорить о необходимости модернизации государственной семейной политики, содействующей укреплению института семьи.
Рецензенты:Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г.Тюмень;
Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень.