В «Послании Президента РФ Федеральному собранию» от 4.12.2014 г. говорится о том, что для того, чтобы качество и масштаб российской экономики соответствовали геополитической и исторической роли России, необходимо справиться с неорганизованностью, безответственностью и бюрократией. При этом следует ориентироваться на ежегодный рост производительности труда не менее чем на пять процентов. В послании отмечается, что мы добьемся успеха, если сами заработаем свое благополучие и процветание, а не будем «уповать» на удачное стечение обстоятельств и внешнюю конъюнктуру[12].
Успех реализации намеченных экономических планов, а, следовательно, и экономическая безопасность государства в большой мере зависят от содержания и качества профессиональной подготовки будущих экономистов в организации высшего образования. Среди всех компетенций, которыми должны овладеть будущие экономисты в вузе, одной из самых важных и необходимых является готовность к ценностно-ориентированной деловой коммуникации, от которой зависит результатих профессиональной деятельности.
Рассмотрим понятие ценностно-ориентированной деловой коммуникации экономиста. По определению А.П. Панфиловой, деловая коммуникация представляет собой «процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр.» [11].
Схожие определения даются и понятию деловое общение. Вот, например, два из них:
Деловое общение –общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. [13, с. 124].
Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели [3, с. 57].
В то же время в отечественной психологии общения и психологии делового общения [3, 5, 8 и др.] о коммуникации говорится как об одной из трех составляющих процесса общения наряду с интеракцией и перцепцией (рисунок 1).
Рис. 1. Структура общения
В данном случае коммуникация рассматривается только как процесс обмена информацией. Интеракциясостоит в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцепцияобозначает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания.
Учитывая, что сами исследователи феномена общения признают условность деления на три составляющих: коммуникация-интеракция-перцепция, а в английском языке слово «communication» обозначает «общение», являясь производным от слова «common» («общий»), мы предпочитаем термин «деловая коммуникация», включающий в себя и обмен информацией, и обмен действиями и перцепцию/восприятие. Кроме того, историческая фаза развития цивилизации в 21 веке носит, как известно, название информационного общества, так как информационно-коммуникационные технологии (Интернет, интранет, технологии Веб 2.0 и т.д.) проникают во все сферы жизни человека, меняя характер коммуникации, во многом ее демократизируя и связывая ее участников друг с другом в единую сеть. А.А. Андреев, например, определяет Интернет как «человекомашинную систему связанных между собой компьютеров, гипермедийной информации в них и пользователей» [1], а М. Кастельс как «социально-техническую структуру» [6]. Таким образом, по этой причине также уместнее употреблять термин «деловая коммуникация», а не «деловое общение».
Стоит отметить, что деловая коммуникация экономистов, являясь способом организации их профессиональной деятельности, обладает своей спецификой. Рассмотрим, в чем заключается профессиональная деятельность экономиста.
Экономистом называют специалиста в области экономики, экономических наук [10]. Экономисты изучают, каким образом общество распределяет различные ограниченные ресурсы (земля, трудовые ресурсы, сырье, оборудование и т.д.) для того, чтобы производить товары и предоставлять услуги. Видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата и магистратуры направления подготовки Экономика, являются расчетно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая (академический бакалавр); учетная, расчетно-финансовая, банковская, страховая (прикладной бакалавр); научно-исследовательская, проектно-экономическая, аналитическая, организационно-управленческая, педагогическая (магистр).
Организационно-управленческая деятельность экономиста подразумевает организацию производственныхпроцессовнапредприятии, разработку организационно-управленческих структурпредприятия и вариантов управленческих решений с обоснованием их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности и учетом возможных рисков, проектирование трудовых процессов, составление оперативно-производственных планов, оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта, организацию контроля за ходомпроизводства и т.д. [4]. Все это подразумевает участие в разных формах деловой коммуникации, а именно – проведение деловых совещаний и переговоров, выступление с презентациями, деловую переписку и общение по телефону.
Таким образом, можно утверждать, что цель профессиональной деятельности экономиста – экономическое благополучие компании/организации, ее сотрудников и клиентов, а в конечном итоге и всего общества, а цель деловой коммуникации – организация и оптимизация этой деятельности. Деловую коммуникацию экономиста можно определить как деловое взаимодействие, осуществляемое в целях организации и оптимизации экономической деятельности.
Теперь рассмотрим понятие ценностно-ориентированной деловой коммуникации экономиста. Для эффективного выполнения любого вида деятельности, в том числе и участия в деловой коммуникации необходимы ценностные ориентиры, определенные поведенческие установки, а также высокий уровень мотивации и саморегуляции. Внешними ориентирами поведения человека являются, как известно, принятые в обществе нормы и правила. В деловой коммуникации нормы и правила задаются деловым этикетом и деловой этикой.
Деловой этикет – это «свод правил, определяющих культуру взаимоотношений между теми, кто занят или предполагает заняться совместной деятельностью» [5, с. 24]. Деловой этикет затрагивает все стороны делового взаимодействия, включая нормы проведения официальных встреч, условия проведения успешных телефонных переговоров, правила оформления деловой документации и т.д. Деловой этикет базируется на дипломатических традициях, правилах так называемого «протокола», а также корпоративных стандартах успешных мировых компаний [2].
Деловая этика является «сводом неформальных (не установленных в законодательном порядке) правил, которых придерживаются фирмы в своей деятельности [16]. Деловая этика включает вопросы честности в отношениях с работниками, клиентами, поставщиками, конкурентами, а также вопросы, касающиеся влияния деятельности фирм на здоровье людей и окружающую среду.
Стоит, однако, отметить, что одно только знание норм и правил не является полностью достаточным для успешного делового взаимодействия. Необходимо, чтобы нормы были эмоционально присвоены субъектом и воспринимались им не только как должное, но и позитивно, со знаком «+» [15], то есть нормы должны стать для субъекта ценностями.
Под «ценностями» в педагогической аксиологии понимаются «специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества» [15, с. 100], а под «ценностными ориентациями» – «система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [15, с. 128].
Анализ исследований, посвященных изучению ценностей и ценностных ориентаций, а также ценностей деловой культуры [7, 9, 15 и др.], позволяет сделать вывод о том, что ценности народа обусловлены культурой его страны, а также историческим этапом развития этой страны.
Так как Россия лежит на стыке Запада и Востока, странам, которым присущи, соответственно, западная культура, ориентированная на индивидуализм,и восточная культура, ориентированная на коллективизм, она полна противоречий.
На формирование идеала экономической модели страны влияют не только экономические интересы, но и исторически сложившиеся ценности. Как отмечает И.М. Невлева, «современная Россия стоит на перепутье и находится под «перекрестным огнем» разнородных влияний» [9]. С одной стороны, на Россию влияют экономические и идейные ориентиры Запада, прежде всего американская модель. К таким ориентирам относится постоянное стяжание прибыли, агрессивная инновационность, высокий уровень индивидуальной свободы и экономических притязаний, рационализация и унификация планетного масштаба. С другой стороны, России присущи традиционные стереотипы и ценностные установки, бытовавшие еще при социализме. К таким стереотипам и установкам относятся ориентация на коллективные ценности и общественное благо, не слишком высокий уровень притязаний, готовность поступаться экономическими благами из идейных и моральных побуждений.
Поскольку формальное приятие ценностей запада не органично вплетается в поведение русских людей, при осваивании передового опыта других стран для России также важен и выбор собственного пути и собственных ценностей. По нашему мнению, наиболее важными ценностями, подлежащими присвоению студентами в ходе подготовки к ценностно-ориентированной деловой коммуникации, являются гуманистические, профессиональные и патриотическиеценности.
Выбор гуманистических ценностей обусловлен необходимостью воспитания приоритета «человека» над всеми остальными ценностями. В истории России человек часто становился средством, а не целью развития. Многое делается не для человека, а для «галочки», формально и до сих пор. Выбор гуманистических ценностей не противоречит и модели рыночной экономики. Хотя этот подход и может представляться русскому человеку слишком утилитарным, однако, на западе он себя оправдал, и в западных странах очень многое сделано для «удовлетворения потребителя», а значит и для удобства и комфорта человека и улучшения качества его жизни. На рисунке 3 представлена диаграмма компании, ориентированной на клиента/рынок [17]. В центре диаграммы – покупатель (клиент, заказчик). Весь производственный процесс начинается с исследования потребностей потребителя. На основе этого исследования строится вся остальная деятельность компании. Потребности клиента являются ядром корпоративной культуры компании, становясь отправной точкой в принятии всех стратегических решений.
Рис. 2. Компания, ориентированная на потребителя/рынок
Профессиональные ценности экономиста можно увидеть в девизах и миссиях успешных компаний, подчеркивающих высокое качество продуктов и услуг, развитие и успех. Приведем несколько примеров девизов.
GeneralElectric: Наш важнейший продукт – прогресс.
Audi: Превосходство высоких технологий.
DuPont: Лучшие продукты для лучшей жизни с помощью химии.
Mercedes-Benz: Лучшее или ничего.
Toyota: Управляй мечтой.
Газпром: Мечты сбываются.
Disneyland: Самое счастливое место на земле.
Выбор патриотических ценностей обусловлен необходимостью выбора Россией своего собственного пути, самоопределения, нахождения своей национальной идентичности. В нашей истории действительно есть чем гордиться. У нас накоплен большой опыт взаимообогащения, взаимовлияния и уважения различных культур. Кроме поликультурности и полиэтничности в национальный код россиян входит победа в Великой Отечественной войне. Венский конгресс 1815 года и ялтинские соглашения 1945 года, принятые при активной роли России, обеспечили долгий мир. У нас великое наследие в области культуры и искусства, не говоря уже о широких просторах и природных богатствах.
Патриотический настрой может выражаться в помощи экономике своей страны, а именно – готовности к гибкости в выборе товаропроизводителей, поддержке отечественного производителя, смягчении роста цен на производимые товары и услуги, улучшении качества жизни на местном и национальном уровне и т.д. Важно заботиться не только о своем материальном достатке, но и об улучшении окружающего мира, относясь к нему не казенно, а как рачительный хозяин.
Таким образом, проанализировав составляющие понятия ценностно-ориентированной деловой коммуникации, мы пришли к выводу, что ценностно-ориентированная деловая коммуникация экономиста – это деловое взаимодействие, осуществляемое в целях организации и оптимизации экономической деятельности с учетом гуманистических, профессиональных и патриотических ценностей. Для подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации необходима разработка специальной системы/модели/технологии, выявление ее специфических свойств и принципов реализации, а также педагогических условий ее эффективного функционирования.
Рецензенты:Матушак А.Ф.,д.п.н.,доцент, профессор кафедры иностранных языков,ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;
Шумилова Е.А.,д.п.н., профессор,заведующая кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.