Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS EMPATHIC ABILITIES OF FUTURE DURING THEIR PREPARATION TO WORK WITH STUDENTS IN TERMS OF INCLUSIVE EDUCATION

Grebennikova V.M. 1 Maslieva S.N. 1
1 Kuban State University
The article is devoted to psychological and educational problems of the foundations of future teachers’ training in terms of inclusive education of students with disabilities. The experimental data is given on the peculiarities of development of empathy as a professionally significant teacher’s quality which provides the efficiency of professional activity under special conditions. Students with disabilities, despite the specificity and discrepancies in health limitations differ by common social characteristics either positive or negative. Together with the indexes of individual social development, they are reference points for qualitative training of inclusive education teachers. The article shows the importance of changes in values, notions and technologies of the educational process which influence the intensive development of students’ empathic abilities. These changes are associated with the reorganization of students’ teaching practice on the basis of its innovative - syntonic - model with the new types of pedagogical students’ interaction, as well as adequate special subcompetence and technologies of social construction.
social-communicative formation.
pedagogical technology
empathy
interaction
education
social communication
inclusive
Педагогическая практика подготовки будущих специалистов в области образования всегда основана на той или иной модели предстоящей деятельности или планируемого процесса как порядка действий по их осуществлению, ориентированных, в свою очередь, на эталон формируемой или развиваемой в них личности [5]. Такая триединая модель профессиональной подготовки педагога к условиям инклюзивного образования в отечественной науке и практике вуза еще не сложилась. Теоретически рассматриваются и эмпирически реализуются либо отдельные аспекты требуемой подготовки, либо фрагментарные модели, направленные на решение частных коррекционных педагогических, социально – педагогических или сугубо социальных задач.Всех их можно отнести к разряду стратегических, определяющих главное направление в подготовке специалиста данного профиля [6].

Психолого-педагогические аспекты обусловлены гуманистической направленностью реформ образования в Российской Федерации, которая в наибольшей мере выражена его переходом к новому системному виду – интегрированному. Этот переход затрагивает все типы образовательных учреждений – от дошкольного до высшего профессионального. В них процессы интеграции распространяются как на субъектов с позитивным (одаренные), так и негативным своеобразием. К последним относятся дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Гуманистическая сущность отношения к ним заключается в особой заботе и поддержке [1]. В основе такого отношения лежат ценностные ориентации. В педагогической деятельности применительно к детям с ОВЗ они носят нравственно-нормативный и нравственно процессуальный характер. При этом ценность выступает как морально должное, регулирующее, направляющее начало в образовательном взаимодействии с ребенком. Она имеет несколько аспектов:

1.    Признание самоценности личности ребенка с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у него деструкции, педагогическое убеждение в его позитивных возможностях познавательной, коммуникативной, творческой самореализации при определенных условиях.

2.    Достижимый нормативно - возрастной результат социализации. Педагогическое взаимодействие с особым ребенком на ценностно-гуманистической основе обеспечивает ему достижение определенной степени нормативного индивидуального и социального развития.

3.    Актуализация на протяжении всего процесса взаимодействия с ребенком его потенций развития, что требует эмотивного подхода к нему на основе применения гуманистически оправданных педагогических средств и способов.

4.    Ценностно-смысловая рефлексия педагогом промежуточных результатов его деятельности, способствующая своевременной содержательной и методической коррекции гуманистически ориентированного образовательного взаимодействия с особым ребенком, подготавливая его тем самым к активной, творческой жизнедеятельности в открытой и социально-расположенной к нему образовательной среде [3].

Выше названные аспекты, так или иначе, отражены во ФГОСах ВПО по педагогическому направлению. Следовательно, они сущностно определяют состояние эмотивной готовности будущего педагога к ценностному восприятию, оценке и психологическому принятию ребенка с ОВЗ и построению гуманистической модели взаимодействия с ним. Такая готовность должна быть выражена совокупностью нравственных установок будущего педагога и адекватной им системой последовательных действий по реализации педагогической цели; эмпатией как качеством, позволяющим  бескорыстно действовать в интересах ребенка; ценностным отношением к его личности, правам и свободам, возможностям и жизненным ориентациям [4-5].

Способность к эмпатии выступает особо значимым качеством. Эмоциональная отзывчивость на постоянно затрудненные ситуации развития ребенка с ОВЗ всегда сопровождает взаимодействие педагога с ним. Ориентация на эту закономерность требует определенных изменений в системе профессиональной подготовки. Как показало наше исследование, они связаны с двумя ее аспектами: со структурированием определенных, ФГОСом ВПО педагогического направления профессиональных компетенций ПК-4 и ПК-7, в наибольшей мере способствующих требуемой профилизации, и разработкой и внедрением синтонической модели производственной (педагогической) практики как основного технологического базиса профессиональной подготовки педагога инклюзивного образования.

На основе анализа научной литературы, опыта работы школ и вузов инклюзивной направленности педагогического эксперимента нами определены и обоснованы следующие субкомпетенции: контекстно-коммуникативная, предлагающая умения и последующие действия педагога по определению содержания эмотивно выраженных способов взаимодействия педагога с особыми обучающимися, и эмпатийно-поведенческая, включающая умения и действия по организации и поддержке социальной коммуникации обучающихся с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников.

Основу синтонической модели производственной практики составляет методологическое положение о взаимосогласованном, взаимонастроенном, взаимозаинтересованном характере социальной коммуникации, если она организована в интересах всех взаимодействующих сторон[4]. Поэтому одним из ключевых компонентов этой модели является технология социально-коммуникативного конструирования. Она предполагает освоение студентами требуемых субкомпетенций и на высоком уровне развитие эмпатийных способностей[7].

Проведенный эксперимент в этом направлении позволил выявить динамику развития этих способностей у студентов разных курсов гуманитарного вуза. Обследовано 64 человека. Применялась методика диагностики уровня эмпатических способностей, разработана В.В. Бойко.

Анализ эмпатических способностей у студентов разных лет обучения проводился методом срезов с интервалом 2 года – сначала на 1 и 2 курсах, а затем у тех же студентов, обучающихся уже на 3 и 4 курсах. Таким образом мы получили возможность оценить степень влияния профессиональной подготовки, направленной на формирование и развитие такого качества, как эмпатия. Кроме того, сопоставление показателей 1 и 3, 2 и 4 курсов позволило оценить динамику развития этого качества на протяжении обучения.

На первом этапе анализа мы выявили, у какого количества студентов отмечен очень высокий, средний, заниженный и низкий уровень эмпатии (табл. 1).

Таблица 1

Количество студентов разных курсов с разным уровнем выраженности эмпатии (%)

Курс

Уровни эмпатии

низкий

заниженный

средний

очень высокий

1 этап исследования

1

28

53

19

0

2

16

56

28

0

2 этап исследования

3

18

32

50

0

4

6

34

60

0

 

Представленные в таблице 1 данные показывают, что существует нелинейная взаимосвязь между продолжительностью обучения и выраженностью эмпатии, то есть в увеличении числа испытуемых с более высоким уровнем эмпатии на втором этапе эмпирического исследования по сравнению с первым этапом. На первом курсе у большинства испытуемых (53%) преобладает заниженный уровень эмпатии, у 28% отмечен низкий, и только у 19% – высокий. Через два года, когда эти студенты перешли на 3 курс и у них были замерены показатели эмпатии, выяснилось, что у 50% студентов зафиксирован средний уровень эмпатии. Это значительно больше, чем на первом этапе. При этом количество испытуемых с заниженным уровнем эмпатии к 3-му курсу снизилось до 32%, и количество испытуемых с низким уровнем эмпатии снизилось до 18%. Как следует из представленных данных, к 3-му курсу обучения эмпатия у студентов усиливается, что проявляется как большее количество испытуемых с выраженной (средней) эмпатией по сравнению с предыдущим замером.

Та же динамика отмечается при сопоставлении показателей 2-го и 4-го курсов. На втором курсе у большинства студентов (56%) был отмечен заниженный уровень эмпатии, у 28% – средний уровень, и у 16% - низкий. При повторном замере через два года выяснилось, что количество испытуемых со средним уровнем эмпатии возросло до 60%, а количество испытуемых со средним уровнем снизилось до 34%, с низким – до 6%. Таким образом, можно заключить, что специальная подготовка к деятельности в условиях инклюзивного образования влияет на развитие эмпатии у студентов.

Испытуемых с высоким уровнем эмпатии в нашем исследовании не выявлено.

Рассмотрим выраженность параметров эмпатии у студентов разных курсов.

Таблица 2

Среднегрупповые показатели параметров эмпатии у студентов разных курсов (баллы)

Курс

Параметры эмпатии

Рациональный канал эмпатии

Эмоциональный канал эмпатии

Интуитивный канал эмпатии

Установки, способствующие эмпатии

Проникающая способность в эмпатии

Идентификация в эмпатии

Общий показатель

1 этап исследования

1 курс

2,75

3,72

2,84

2,91

3,17

2,97

17

2 курс

3

4,35

2,85

3,78

3,47

3,13

18

2 этап исследования

3 курс

3,66

3,41

2,56

3,99

3,56

3,89

18

4 курс

3,78

3,68

2,74

4,74

3,76

3,89

20

 

Для удобства рассмотрения мы перевели балльные показатели в проценты (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика среднегрупповых показателей эмпатии у студентов разных курсов,  (%)

 

Как следует из данных, представленных на рисунке 1, среднегрупповые показатели эмпатии у студентов разных курсов отражают частичную нелинейную динамику ее отдельных параметров.

У студентов 1 курса наиболее выраженной особенностью эмпатии является ее эмоциональный канал (62%). Менее выражены проникающая способность в эмпатии (53%), идентификация в эмпатии (50%), установки, способствующие эмпатии (49%), эмпатическая интуиция (47%). Менее всего проявлен рациональный канал эмпатии (46%). При этом, все показатели находятся в диапазоне средних значений.

У студентов 2 курса наиболее выраженной особенностью эмпатии также является эмоциональный канал (73%, показатель находится в диапазоне высоких значений), менее выражены установки, способствующие эмпатии (67%), еще менее – проникающая способность эмпатии (58%), эмпатическая идентификация (52%), рациональная эмпатия (50%). Менее всего выражена способность использовать интуицию в эмпатии (48%).

На 3-м курсе наиболее выраженной особенностью эмпатии становятся установки, способствующие эмпатии (67%). Чуть менее развиты эмпатическая идентификация (65%), рациональный канал эмпатии (61%), проникающая способность в эмпатии (59%), эмоциональный канал эмпатии (57%). Менее всего проявлен интуитивный канал эмпатии (43%).

На 4-м курсе наиболее выраженной особенностью эмпатии являются установки, способствующие эмпатии (79%, показатель попадает в диапазон высоких значений). Чуть менее развиты эмпатическая идентификация (65%), проникающая способность (63%) и рациональный канал эмпатии (63%), еще чуть менее – эмоциональный канал эмпатии (61%), и менее всего проявлена эмпатическая интуиция (46%). Уже на этом этапе анализа можно предварительно заключить, что в процессе обучения эмпатия из эмоционально-ориентированной становится рационально-ориентированной, к 4-му курсу усиливаются мотивация и самоконтроль эмпатических взаимодействий студентов, проявляющиеся в четко осознаваемых установках и ведущей роли рационального канала эмпатии, способности к идентификации.

Сравнивая среднегрупповые показатели 1 и 3, 2 и 4 курсов мы можем проследить динамику формирования эмпатии.

Показатель использования рационального канала эмпатии увеличивается от младших к старшим курсам. Наименьший показатель отмечен на 1-м курсе, наивысший – на 4-м курсе. Причем здесь наблюдается линейная динамика и сходное соотношение роста показателя между 1-м и 3-м курсами, и между 2-м и 4-м. Рациональный канал эмпатии, не опирающийся ни на логику, ни на мотивацию интереса к другому человеку, но характеризующий направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера, который привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность. В ходе обучения и профессионализации рациональная эмпатия участвует в поддержании мотивации и интереса к процессу собственного личностного развития – этим можно объяснить стабильное повышение этого показателя.

Показатель использования эмоционального канала эмпатии при переходе студентов на более старшие ступени обучения изменяется линейно, но соотношение показателей не отражает линейную зависимость: у студентов 1-го и 2-го курсов (первый этап эмпирического исследования) показатель выше, чем у студентов 3 и 4-го курсов соответственно (на втором этапе эмпирического исследования), однако у студентов 2-го курса эмоциональный канал эмпатии используется гораздо активнее, чем у всех остальных, а у студентов 3-го курса – менее активно. Можно сказать, что изначально достаточно высокий на 1-м курсе показатель эмоциональной эмпатии повышается ко 2-му курсу, затем резко снижается к 3-му, и немного вырастает к 4-му. То есть, эмоциональный канал эмпатии неоднозначно зависит от сроков обучения.  Эмоциональный канал эмпатии, отражающий способность эмпатирующего входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими – сопереживать, соучаствовать – не является необходимым для успешной реализации роли студента и обучения. Эмоциональная отзывчивость является средством «вхождения» в энергетическое поле партнера во всех жизненных ситуациях, не только учебных, что помогает понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно. Образовательные технологии не ориентированы на развитие индивидуальных эмоциональных качеств эмпатии, поскольку обучение основано на использовании других каналов и рассчитано на развитие других качеств. Развитие и тренировка эмоциональной чувствительности не является приоритетной целью обучения. Соответственно, развитие эмоциональной эмпатии происходит в ходе обучения стихийно, чем и выявленная объясняется нелинейность динамики. 

Показатель интуитивного канала эмпатии показывает сходную динамику: изначально чуть ниже среднего на 1-м курсе, он немного увеличивается ко 2-му курсу, снижается к 3-му и немного повышается к 4-му. Это самый низкий показатель из всех эмпатических проявлений студентов, выявленный в нашем исследовании. Интуитивный канал эмпатии отражает способность видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании, формировать сведения о них на уровне интуиции. Интуиция менее зависит от стереотипов, чем осмысленное понимание партнеров. Это нерациональный и неконтролируемый канал эмпатии, лишь косвенно участвующий в профессионализации. Вероятно, именно этим объясняется его невысокая выраженность и то, что к старшим курсам он снижается. Поскольку к старшим курсам у студентов развиваются более рациональные, контролируемые параметры эмпатии, которые легко отслеживать и регулировать, которые участвуют в формировании ближних и дальних целей, ценность интуитивного понимания партнеров отходит на второй план.

Установки, способствующие эмпатии, менее всего развит на 1-м курсе, но уже у студентов 2-го курса регистрируется его значительное повышение, и далее этот показатель продолжает стабильно увеличиваться, пока, на 4-м курсе, не становится самым выраженным из всех параметров эмпатии. Установки, способствующие эмпатии, облегчают действие всех эмпатических каналов. Эти установки превращаются в адаптационные инструменты, что облегчает действие всех эмпатических каналов. Сходство динамики показателей говорит о том, что механизмы развития эмпатии в этот период зависят от социальной ситуации развития и ценностно-смысловой и технологической подготовки как будущего педагога инклюзивного образования.

Проникающая способность в эмпатии также стабильно развивается на протяжении обучения, при этом оставаясь в диапазоне средних значений. Показатель студентов 1-го курса немного ниже, чем у студентов 2-го курса, и такое же соотношение отмечено при сравнении показателей 3-го и 4-го курсов. Причем динамика показывает небольшое стабильное увеличение проникающей способности в эмпатии, которая расценивается как важное коммуникативное свойство педагога, позволяющего создавать своим поведением, построением словесно-эмоционального обмена атмосферу открытости, доверительности, задушевности у партнера. Можно предположить, что эта способность развивается по мере приобретения социальной умелости, что, безусловно, является одной из целей профессионализации и в некоторой степени обуславливается ситуациями учебных и межличностных взаимодействий, в которые вовлечены студенты.

Показатель идентификации в эмпатии показывает интересную динамику и соотношение. Он незначительно различается у студентов 1-го и 2-го курсов, но спустя два года обучения можно отметить его значительное увеличение, хотя в данном случае нельзя говорить о динамике, поскольку показатели студентов 3-го и 4-го курсов хотя и высокие, но не показывают различий, позволяющих говорить о динамике или развитии. Идентификация – умение понять другого на основе со переживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Можно предположить, что на втором этапе обучения (3-4 курсы) студенты достигают определенного оптимума в развитии этого качества, и им не требуется более выраженное умение ставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять. Вероятно, этим объясняется отсутствие различий между показателями эмпатической идентификации между студентами 3-го и 4-го курсов. Однако повышение способности к идентификации, которое происходит при переходе от начала к концу обучения, говорит о том, что сама по себе эмпатическая идентификация развивается под влиянием педагогически обеспеченной подготовки к деятельности в инклюзивном образовательном учреждении. Вероятно, это отражает как вовлеченность студентов в большое число межличностных взаимодействий, где эмпатия становится эффективным инструментом взаимодействия.

Рассмотрим выраженность общего показателя эмпатических способностей у студентов разных курсов.

Рис. 2. Общий показатель эмпатических способностей у студентов разных курсов, (%)

Как следует из представленных на рисунке 2 и в таблице 2 данных, общий показатель эмпатии отражает небольшую стабильную динамику развития эмпатии в ходе обучения. У студентов 1-го курса этот показатель чуть меньше среднего, на 2-м и 3-м курсах – чуть выше среднего, а на 4-м курсе регистрируется значительное возрастание эмпатических способностей. Мы считаем, это происходит из-за повышения социальной умелости студентов, в частности – из-за специально направленных обучающих взаимодействий, в ходе которых развиваются определенные профессионально важные личностные качества, одним из которых является эмпатия.

Итак, общий анализ показывает, что в ходе профессиональной подготовки будущего педагога к работе в условиях  инклюзивного образования школьников  с ОВЗ на основе внесенных в нее ценностно-смысловых и технологических изменений, происходит интенсивное развитие эмпатических способностей студентов, что подтверждается сопоставлением показателей и анализом их динамики.

Рецензенты:

Петьков В.А., д.п.н., профессор,заведующий кафедрой социальной работы и социального права Армавирского института социальногообразования  (филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет), г. Армавир;

Микерова Г.Ж.,д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО Кубанского государственного университета, г. Краснодар.