Инновационные процессы в образовании напрямую касаются деятельности учителя, его готовности к выполнению профессиональной деятельности, которая, в частности, включает и готовность к реализации инновационной деятельности в образовании. Проблемы инновационной деятельности активно раскрывают в своих работах Б.С. Гершунский, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др. Инновации можно рассматривать как нововведения в образовании, они связаны с творчеством, рационализацией, оптимизацией, обновлением содержания педагогических процессов, появлением новых способов достижения результата, а в педагогике это новые образовательные технологии, повышение эффективности педагогического труда, который также напрямую может зависеть от применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, применением новых методов в обучении. Как отмечает в своем исследовании И.И. Барахович, показателями инноваций будут развитие человека, изменение качества жизни, развитие общества [1].
Перечень требований, который предъявляется к знаниям, умениям и трудовым действиям учителя, расширяется в связи с введением новых образовательных стандартов. Современный педагог должен владеть приемами коррекционной работы с учащимися, быть компетентным в организации внеурочной деятельности учащихся, касаясь всех аспектов этой деятельности, уметь организовывать проектную и исследовательскую деятельность учащихся, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории для учащихся разных категорий, вести работу с одаренными детьми, видеть потребности общеобразовательного учреждения в вариативных элективных курсах и программах, вести самостоятельную исследовательскую деятельность, уметь проводить экспериментальные исследования, быть способным ориентироваться в современных образовательных технологиях и применять их на практике, уметь оценивать результаты своей деятельности и в соответствии с результатами определяться в тематике самообразования, использовать ИКТ как эффективный дополняющий фактор учебного процесса, направленный на повышение интереса и мотивации учащихся. Вся эта работа является для современной общеобразовательной школы инновационной.
Определяющими документами для содержания инновационных процессов в школе являются Федеральные государственные стандарты начального, основного общего, среднего общего образования, профессиональный стандарт «Педагог», Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. В последнем документе ясно указано направление развития образования - обеспечение качества и доступности в соответствии с требованиями инновационного социальноориентированного развития нашей страны.
Цель исследования: провести анализ исследований на предмет изученности вопроса формирования готовности бакалавра педагогического образования к инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении в процессе подготовки выпускной квалификационной работы.
Изучением вопроса формирования готовности к инновационной деятельности в школе занималась Белявская И.Б., Беляева Н.Р., Вайзер Т.А., Воропаева Е.Э., Ермакова О.Е., Костин А.К., Павлова Е.П., Светлакова И.В.[2-4; 8; 10; 12; 13]. Инновационную деятельность педагогов в дошкольном образовательном учреждении рассматривала Светлакова И.В. [13]. Стоит отметить, что все перечисленные исследователи изучали различные аспекты инновационной деятельности педагогов уже на этапе их профессиональной деятельности. Однако формирование готовности учителя к инновационной деятельности должно происходить уже в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Вопросом подготовки будущего учителя к такому виду деятельности на примере начальных классов занималась Григорьева С.Г.[10]. Отправной точкой для исследования явился вопрос: можно ли выпускную квалификационную работу бакалавра педагогического образования рассматривать как фактор формирования готовности бакалавра педагогического образования к инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении?
Для ответа на этот вопрос рассмотрим компоненты готовности учителя к инновационной деятельности, предложенные Белявской И.Б.[2]. В своем исследовании она выделяет мотивационно-ценностный, когнитивный, содержательно-операциональный компоненты готовности [2].
Изучением различных аспектов готовности будущих учителей к реализации инновационной деятельности, таких как организация внеурочной деятельности, организация самостоятельной деятельности учащихся, реализация информационных процессов и др. в школе, занимались Аксенова М.В., Вирановская Е.В., Зыкова Г.В., Уткина Т.И. и др. Рассмотрим компоненты готовности к инновационной деятельности у будущего учителя, которые формируются в процессе подготовки выпускной квалификационной работы.
К формированию мотивационно-ценностного компонента в процессе подготовки выпускной квалификационной работы можно отнести следующие умения, которые реализует бакалавр педагогического образования, и формируемые у него профессиональные качества личности:
- присвоение содержания основных документов, определяющих стратегию и направление развития образования («Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы», «Концепция развития математического образования в Российской Федерации», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», профессиональный стандарт «Педагог» и др.), как целевых направляющих педагогической деятельности;
- умение производить соотнесение целей, задач, актуальности собственно выпускной квалификационной работы с основным вектором развития образования в России, умение видеть проблему в выполняемой работе;
- умение творчески подойти к решению поставленной проблемы, возникновение потребности в более углубленном изучении и проработке темы или вопроса;
- формирование у бакалавра педагогического образования адекватного и положительного отношения к инновационной деятельности в общеобразовательном учреждении, формирование конкретного представления о содержании инновационной деятельности.
К формированию когнитивного компонента в процессе подготовки выпускной квалификационной работы можно отнести следующие умения, которые реализует бакалавр педагогического образования:
- понимание и умение применять научно-педагогические знания о методологии педагогического исследования в процессе проектирования и реализации педагогического эксперимента;
- умение обосновать выбор принципов и технологий организации инновационных процессов, реализующих решение задач выпускной квалификационной работы;
- умение проводить профессиональную саморефлексию, основанную на сравнении предполагаемого результата педагогического эксперимента выпускной квалификационной работы и реального результата, делать выводы по коррекции и планировать дальнейшие действия;
- умение производить самооценку учителем своих умений по реализации разных видов инновационной деятельности, личное перспективное целеполагание и планирование самообразовательной деятельности по овладению технологией реализации разных видов инновационной деятельности.
К формированию содержательно-операционального компонента в процессе подготовки выпускной квалификационной работы можно отнести следующие умения, которые реализует бакалавр педагогического образования:
- умение проектировать инновационные процессы, направленные на достижение цели и решение задач, поставленных в выпускной квалификационной работе;
- получение опыта применения инновационной деятельности в общеобразовательных организациях.
Характеризуя содержательные составляющие выпускной квалификационной работы, направленные на формирование выделенных компонентов готовности к инновационной деятельности, можно выделить следующие структурные элементы: анализ официальных документов, законов, программ и концепций; проведение анализа понятийного аппарата исследования. В ходе проведения данной работы необходимо связывать решаемую проблему с видами инновационной деятельности учителя. При построении модели педагогического процесса, направленного на решение поставленных задач, целесообразно начать работу с определения понятия педагогической системы, которую рассматривают в своих исследованиях С.И. Архангельский, И.П. Подласый, В.П. Бездухов и др. Моделируя структуру педагогического процесса, бакалавр педагогического образования должен охватывать все стороны педагогической деятельности и её аспекты. Сюда можно включить деятельность на уроках, внеурочную деятельность, элективные вариативные курсы в рамках внутришкольного компонента. Данная деятельность по моделированию процесса, направленного на решение поставленной в выпускной квалификационной работе задачи, наиболее ценна. Здесь бакалавр выполняет множество функций, характерных для инновационной деятельности. Первое, с чем сталкивается будущий педагог, это необходимость проецировать решение своей задачи через разные виды деятельности, достигая цели с разных сторон. Разрабатывается комплекс мероприятий для решения поставленной проблемы в процессе обучения учащихся. Обычно это комплексы специальных подобранных задач и заданий, более углубленный подход к рассмотрению изучаемой темы, а чаще всего специально организованная деятельность учителя, направленная на решение поставленных задач. По сути, это и есть инновационная деятельность, и главное здесь - заставить задуматься, что цели обучения можно достичь разными способами, и самое важное здесь - выбрать, обосновать и спроектировать наиболее эффективный и рациональный. Вариативность способов достижения цели на уроках дают нам различные педагогические технологии. Применяя инновационные педагогические технологии и их элементы, бакалавр учится выполнять свою деятельность более эффективно, при этом происходит формирование его готовности к инновационной деятельности.
Решение задач выпускной квалификационной работы возможно не только на уроке, но и во время внеурочной деятельности. Здесь мы можем указать ещё три вида деятельности, которыми учитель должен в совершенстве обладать. Это организация проектно-исследовательской деятельности учащихся, организация внеурочных воспитательных мероприятий, которые также могут быть нацелены на достижение общей цели, и элективные курсы по выбору. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся, несмотря на длительное и обширное освещение в журналах всех вопросов её организации, остается по-прежнему слабым местом молодых педагогов. В её актуальности не приходится сомневаться, если вспомнить, что по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования именно с помощью проектов будет оцениваться уровень развития универсальных учебных действий. Пока же в школе организация проектно-исследовательской деятельности часто перекладывается на плечи добросовестных родителей и ограничивается рекомендацией тематики или формулировкой темы. Конечно, не освещая проблему организации такой работы с учащимися на других дисциплинах при обучении бакалавра педагогического образования, невозможно обучить их технологии организации проектной деятельности только в процессе подготовки выпускной квалификационной работы. С нашей точки зрения, в основной образовательной программе по направлению педагогического образования, в рамках внутривузовского компонента должна быть включена специальная дисциплина, направленная на формирование компетентности в сфере организации проектно-исследовательской деятельности[5-7]. В аспекте освещаемой нами темы, в процессе подготовки выпускной квалификационной работы бакалавром педагогического образования, решение поставленных задач должно быть дополнено тематикой проектных работ, для каждой из которых необходима разработка задания. На наш взгляд,в немнеобходимо прописывать методологическую составляющую: постановку цели, задач, проблемы, гипотезы исследования, что развивает прогностические умения бакалавра, являющиеся инновационными.
При решении задач выпускной квалификационной работы бакалавр педагогического образования должен уметь видеть возможность решать задачи с помощью воспитательных мероприятий. Вторым аспектом внеурочной деятельности является использование внеурочного мероприятия, так как внеурочная работа станет обязательной составляющей деятельности педагога в школе. Умение проектировать различные мероприятия является также компонентом инновационной деятельности.Ещё один компонент, посредством которого происходит достижение поставленных в выпускной квалификационной работе целей, это элективный курс. Как показывает практика, даже опытные педагоги испытывают затруднения при проектировании рабочей программы дисциплины. При описании элективного курса необходимо обосновать его целесообразность, привязать к конкретной теме школьного курса. Содержание и объём курса должны быть обоснованно необходимыми, а вместе с тем достаточными для решения поставленной проблемы, умение находитьтакую «золотую середину» также относится к инновационной деятельности.Работа с учащимися показывает, что среди них встречаются одаренные, способные освоить программу быстрее, поэтому любая выпускная квалификационная работа, в которой разработан элективный курс, может быть дополнена индивидуальной образовательной траекторией, рассчитанной на сильных учащихся, содержащей дополнительный материал, ориентированный на профильный уровень освоения материала.Инновационность процесса в школе сегодня характеризуется умением обоснованно и эффективно включать в работу средства информационно-коммуникационных технологий. Санитарные нормы накладывают ограничение на использование компьютерных технологий в учебном процессе, поэтому вопрос эффективности здесь выходит на первый план.Использование компьютерных технологий в процессе решения задач выпускной квалификационной работы также способствует формированию готовности бакалавра педагогического образования к инновационной деятельности.
И последним показателем инновационной деятельности является умение учителя вести исследовательскую деятельность. Любая исследовательская деятельность должна быть оценена с точки зрения её эффективности. Для этого будущий педагог должен обладать умениями статистически обосновать эффективность проведенной работы, проводить анализ результатов и саморефлексию с целью совершенствования апробированной модели педагогического процесса, что также является компонентом готовности к инновационной деятельности.Завершая обоснование возможности и необходимости формирования компонентов готовности бакалавра педагогического образования к инновационной деятельности, стоит отметить, что данное исследование можно продолжить относительно рассмотрения всех изучаемых дисциплин бакалавриата педагогического образования и положить в основу проектирования внутривузовского компонента образовательной программы.
Рецензенты:Уткина Т.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой математики, информатики, теории и методики обучения математике и информатике Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет», г.Орск;
Алимова Л.Б., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории, философии и социально-гуманитарных наук Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет», г.Орск.