Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CONCEPT OF CRITICAL THINKING IN MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE

Smirnova I.V. 1
1 Perm national research polytechnic university
The article analyses different concepts of critical thinking in modern pedagogical science. People who think critically consistently attempt to live rationally, reasonably, empathically. The article focuses on different approaches to the definition of «critical thinking», presented in the works of the greatest scientists. The greatest attention is given to devoted to the study of the phenomenon of critical thinking, the principle underlying the formation technology skills and critical thinking. The carried-out analysis revealed similarities and differences in the definitions of the various authors.
reflexion
thinking strategies
interpretation and evaluation of information
critical thinking
Higher professional education

Современный мир представляет собой динамично развивающуюся систему, в которой каждый из нас занимает определенное место. Чтобы быть успешным и востребованным представителем в своей профессиональной и личной жизни, нам необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться. Не обладая навыками и умениями критического мышления, сделать это невозможно. Человек с хорошо развитым критическим мышлением поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко; собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;  приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;  думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская по необходимости их предположения, причастность и практическое соответствие; эффективно общается с другими при выработке решения [6].

Формирование навыков и умений критического мышления происходит постоянно, но особую роль этому процессу необходимо уделить тогда, когда человек находится на этапе становления личности, формирования жизненной позиции, получения знаний. Большую роль в процессе освоения навыков и умений критического мышления в настоящее время играют все образовательные организации, и, конечно, не последнее место в этой череде занимает вуз. Именно на этапе вузовского обучения, когда учащиеся переходят на новую ступень своего развития, способность критически мыслить активно формируется. По утверждению Д. Халперн, «образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию» [8].  Нельзя не согласиться с приведенным выше высказыванием, поскольку современная система вузовского образования и весь учебный процесс претерпели значительные изменения. И если раньше лидирующую роль на занятиях занимал преподаватель, являясь источником основной информации, координатором действий учащихся, то сейчас, в связи с переходом на систему бакалавриата, студентам предоставляется большая свобода действий в выборе учебных пособий, поиска информации и способов ее обработки. И именно в этой ситуации необходимо владение умениями критического мышления, что подразумевает «вдумчивое отношение к происходящему» [1].

Студент, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой учащийся чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Поскольку проблема развития критического мышления является достаточно актуальной в современной психолого-педагогической науке, целый ряд как зарубежных, так и российских исследователей предлагают свои определения критического мышления.

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский и др.  

Д. Дьюи описывал критическое мышление как «сложную, связанную с поступками человека, основанную на содержании сеть деятельности, вовлекающей всего человека».

Другой американский исследователь, педагог Роберт Х. Эннис рассматривает критическое мышление как «разумное рефлективное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или как поступить» [9].

Значительный вклад в развитие теории критического мышления внесла Д. Халперн, известный американский психолог, опубликовав свою работу «Психология критического мышления». В ней Д. Халперн дает такую трактовку критического мышления - это «использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Это определение характеризует мышление как нечто, что отличается контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью. По мнению Д. Халперн, это такое мышление, к которому «прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений» [8]. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.

Еще одно определение критического мышления можно обнаружить у группы авторов, занимающихся исследованием этой проблемы. Так, Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил в своей работе «Как учатся дети: свод основ» пишут, что «думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов».  Они предполагают, что критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуется фактами, а вскрывает причины и следствия этих фактов. Авторы сравнивают критическое мышление с «вежливым скептицизмом», которое подвергает сомнению факты в общепринятых истинах. С этих позиций критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Также критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. И, наконец, авторы приходят к выводу, что критическое мышление «не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».

Т. Ноэль-Цигульская предлагает другой взгляд на определение критического мышления. Она идет от противного и определяет, чем критическое мышление не является. «Оно не означает "критиканское", "выискивающее недостатки" или "негативное"». По утверждению этого исследователя, надо не только разоблачать ошибки и сомневаться, а также создавать новые идеи, быть продуктивным, искать объяснение непонятного. Важно уметь задумываться над подтекстом, уметь ставить перед собой проблемы и вопросы, и в конечном итоге иметь открытый свободный разум [7].

Очень подробно понятие критического мышления описывает Д. Клустер, рассматривая, в свою очередь, пять характерных признаков критического мышления [4].

 В первую очередь, автор указывает на самостоятельность критического мышления. Под этой характеристикой подразумевается индивидуальный характер критического мышления, при этом указывают, что «критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные».

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Продуцирование новых идей в результате их критического осмысления происходит на основе каких-то фактов, текстов, теорий, данных, утверждает Д. Клустер.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.

Психологи К. Уейд и К. Таврис добавляют в своей трактовке такой аспект, как творческое критическое мышление. Они считают, что критическое творческое мышление - это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств [10]. Таким образом, они наделяют критически мыслящего человека способностью видеть упущения в аргументах и не поддаваться утверждениям, не имеющим достаточных оснований. Кратко и формально говоря, критическое мышление - это мышление, приводящее к объективной истине. Ведь необходимость критического мышления возникает тогда, когда появляется потребность проверять достоверность суждений, высказываемых различными личностями - или нами самыми, или другими. Следовательно, речь идет о возможности быть кем-то введенным в заблуждение, осознанно или неосознанно.

На пути исследования критического мышления большой вклад внесли в определение этого сложного понятия и российские исследователи.

Так, например, российский исследователь М.В. Кларин утверждает, что критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки) [4].

И.О. Загашев в своем определении рассматривает критическое мышление как  систему мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. По мнению автора, критическое мышление понимается как «разумное направленное, рефлексивное мышление в процессе приобретения собственных знаний, которое включает поиск путей рационального решения проблем, анализ и синтез, оценку чужой и собственной информации, выявление полезных аспектов» [3].

В сборнике статей под ред. В.Н. Брюшинкина и В.И. Маркова «Критическое мышление, логика, аргументация» предлагается следующее определение: «Критическое мышление - последовательность мыслительных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям» [1]. При этом авторы противопоставляют критическое мышление догматическому мышлению, которое, по их утверждению, принимает некоторые факты, теоретические положения, нормы или ценности как раз и навсегда установленные и не подлежащие пересмотру. Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что авторами предлагается на рассмотрение такой аспект, как критическая традиция, под которым они понимают «преемственность по отношению к установленным взглядам» [1]. При этом они указывают, что такая традиция необходима как основа для критики.

Подытоживая вышесказанное, мы пришли к выводу, что современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на западе (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя.

 

Рецензенты:

Безукладников К.Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь;

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.