В последние годы школьные учителя, в течение длительного времени отторгавшие исследовательскую деятельность как одно из направлений своей профессионально-педагогической деятельности, стали проявлять к ней интерес и предпринимать попытки заниматься ею. Об этом свидетельствуют и результаты мониторинга выраженности интереса учителей к номинациям проходившего в год Учителя (24 августа 2010 г.) Всероссийского Интернет-педсовета «Пять степеней учителя», в котором приняли участие 596 человек. В результате ранжирования номинаций («Учитель как профессионал», «Учитель как исследователь», «Учитель как личность», «Учитель как ученик», «Учитель как гражданин») оказалось, что особый интерес для учителей представляет номинация «Учитель как исследователь». Согласно полученным данным она оказалась на втором месте после номинации «Учитель как профессионал» [3].
Споры о том, должен ли учитель-практик заниматься исследовательской деятельностью, не прекращаются. В связи с этим приводим в качестве аргумента утверждение одного из ведущих ученых-методологов страны В.И. Загвязинского, согласно которому «принципиально важно, что не только право, но и обязанность творить, искать, обновлять содержание и методы обучения, вести опытно-поисковую исследовательскую работу теперь официально закреплены в документах о школе ...» [1, с. 3; 2, с. 44-45; 4].
Многолетнее изучение практической профессиональной деятельности учителей, а также процесса подготовки будущих педагогов в вузах позволяет говорить о том, что в настоящее время усиливаются противоречия между:
- растущей потребностью современных средних общеобразовательных учебных заведений в учителях-исследователях и их «штучным» наличием в школе;
- все более отчетливым проявлением потребности инновационно работающих учителей в знаниях, необходимых для осуществления исследовательской деятельности, и продолжающимся их неприятием со стороны учителей, отличающихся консерватизмом и невысоким профессиональным уровнем;
- повышением интереса учителей к исследовательской деятельности, их потребностью в ней и отсутствием соответствующей требованиям времени подготовки студентов педагогических специальностей высших учебных заведений к этому виду педагогической деятельности.
Целью данного эмпирического исследования было выявление отношения будущих учителей к профессионально-исследовательской деятельности учителя. Результаты анкетирования, проведенного среди студентов (458 человек) старших курсов педагогических специальностей ЕИ ФГБОУ ВО «Казанский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Институт социально-педагогических технологий и ресурсов» г. Набережные Челны Республики Татарстан, ФГБОУ ВПО «Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского» г. Симферополь, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» г. Екатеринбург, свидетельствуют о том, что не все, студенты несмотря на то, что представляют лучшую часть обучающейся молодежи, понимают, почему во многих видах профессиональной деятельности, в том числе и в педагогической, в настоящее время усиливаются требования к готовности специалиста к исследовательской работе. Так, отвечая на этот вопрос, 32,75% студентов выбрали ответ: «Исследовательская работа способствует поиску способов повышения эффективности профессиональной деятельности», 32,1% респондентов считают, что исследовательская деятельность обеспечивает лидерство страны на мировом уровне; 16,36% испытуемых рассматривают исследовательскую деятельность как вид интеллектуального труда, который является наиболее высокооплачиваемым в современном обществе. По мнению е8,3% студентов, исследовательская деятельность - это дело каждого и не о каких требованиях к е осуществлению речи идти не может. 5,9% студентов понимают, что происходит сокращение доли физического труда. Настораживает то, что довольно большая доля респондентов (29,91%) считают, что к исследовательской деятельности не стоит относиться серьезно, так как усиление внимания к этому виду деятельности является просто проявлением одной из особенностей нашего времени. Необходимо отметить, что студентам было разрешено выбирать несколько ответов из предложенных им вариантов.
24,9% студентов отказались отвечать на вопрос: «Должен ли учитель заниматься исследовательской деятельностью?», что можно рассматривать и как непонимание существа вопроса, и как проявление негативного отношения к профессионально-исследовательской деятельности учителя. В то же время 85,76% респондентов из числа студентов, ответивших на этот вопрос, считают, что учитель должен заниматься исследовательской деятельностью; 3,78% старшекурсников проявили отрицательное отношение к этому виду профессиональной деятельности учителя; 10,46% затруднились ответить на вопрос. Применение беседы как качественного метода психолого-педагогического исследования в какой-то степени позволяет найти объяснение тому факту, что в совокупности 39,14% опрошенных студентов проявили негативное отношение к исследовательской деятельности учителя. Во-первых, оно связано с отсутствием у них информации об этом направлении профессионально-педагогической деятельности учителя. Во-вторых, понимая, что этот вид деятельности является высокоинтеллектуальным, студенты сомневаются в своих способностях. Некоторые из них, «трезво» оценивая свои возможности, не хотят заниматься исследовательской деятельностью и считают, что это обязанность ученых, а не учителей. В-третьих, будущие учителя осознают трудоемкость исследовательской деятельности, говорят о неадекватном вознаграждении ее результатов и проявляют определенное беспокойство в отношении личной жизни и сохранения «зоны личного комфорта».
Выбирая аргументы, объясняющие, почему в настоящее время все больше учителей приобщаются к исследовательской деятельности, студенты (33,62%) предпочли выбор такого ответа, как «занятия исследовательской деятельностью способствуют повышению конкурентоспособности учителя и его учеников». Затем следуют такие варианты ответов, как: «результаты исследовательской деятельности учителей влияют на их заработную плату» (31,66%); «учителя хотят повысить свой профессиональный уровень» (28,82%); «их заставляет администрация школы» (14,62%%); «исследовательская деятельность облегчает аттестацию учителя» (11,8%); «они стараются ответить на вызовы XXI века» (10,26%); «педагоги заинтересованы в определении качества учебно-воспитательного процесса» (9,39%); «учителя стремятся познать неизвестное им в педагогической деятельности» (8,73%); «это интересный вид деятельности» (8,3%). Таким образом, с учетом того, что респондентам было разрешено выбирать несколько вариантов ответов из 9 предложенных, оказалось, что было сделано 91,7% выборов ответов, отражающих внешние мотивы, и 55,24% - внутренние мотивы обращения учителей к профессионально-исследовательской деятельности. Следует отметить, что профессиональные усилия учителей, проявленные ими в процессе исследовательской деятельности, не всегда дают желаемые, в том числе «быстрые» результаты, на которые рассчитывает учитель, руководствующийся внешними мотивами. Поэтому эти мотивы имеют неустойчивый и неэффективный характер.
Студентам было предложено выбрать ответы, отражающие сущность исследовательской деятельности учителя. Ответы были проранжированы. Оказалось, что, по мнению студентов, профессионально-исследовательская деятельность - это: 1) «один из эффективных путей профессионального становления и роста учителя» (58,07%); 2) «глубокое изучение своего учебного предмета» (19,43%); 3) «диагностика эффективности учебно-воспитательного процесса» (16,6%); 3) «осознание новой парадигмы педагогической деятельности» (16,6%); 4) «изучение учащихся» (4,8%). Полученные данные свидетельствуют о том, что многие студенты не знакомы с сущностью исследовательской деятельности учителя.
Для проверки данных, полученных на предыдущий вопрос, и сделанного предварительного вывода в анкету был включен контрольный вопрос, направленный на выявление осведомленности старшекурсников педагогических специальностей вузов об основных направлениях профессионально-исследовательской деятельности учителя, отражающих ее содержание. Полученные ответы позволили выявить, что большинство студентов (45,63%) считают одним из ее направлений научно-методическую и инновационную деятельность учителя. 29,69% респондентов одним из направлений исследовательской деятельности учителя считают саморазвитие и самообразование учителя. 25,54% опрошенных студентов считают, что этот вид деятельности включает участие учителя в проектировании концепции и программы развития школы. 25,11% студентов в качестве следующего направления исследовательской деятельности учителя рассматривают экспериментальную деятельность. 22,05% испытуемых отождествляют исследовательскую деятельность учителя с повышением квалификации педагога. В число направлений исследовательской деятельности учителя 20,52% опрошенных студентов включают выстраивание им индивидуальной концепции его работы; 18,78% - организацию исследовательской деятельности школьников; 17,90% - обучение учащихся приемам исследовательской деятельности; 14,63% - аналитическое осмысление учебно-воспитательного процесса и его результатов; 12,66% - организацию учебно-воспитательного процесса; 9,83% - изучение учащихся в учебно-воспитательном процессе; 7,42% - осуществление педагогической диагностики; 6,55% - контрольно-оценочную деятельность педагога.
Не все ответы можно признать как правильные. Так, научно-методическая и инновационная деятельность учителя, несмотря на тесную связь с его исследовательской деятельностью, являются самостоятельными, относительно новыми видами профессиональной деятельности педагога. Что касается саморазвития, самообразования и повышения квалификации учителя, то они являются в настоящее время обязательными для представителей практически всех профессий, и их можно рассматривать как условие успешной профессиональной деятельности вообще и исследовательской деятельности учителя в частности. К направлениям исследовательской деятельности учителя, по мнению, И.Д. Чечель [5], относятся: аналитическое осмысление учителем учебно-воспитательного процесса и его результатов; выстраивание им индивидуальной концепции своей работы; организация исследовательской деятельности школьников; обучение учащихся приемам исследовательской деятельности; изучение учащихся в учебно-воспитательном процессе. Следует добавить, что в последние годы в школах усиливается внимание к экспериментальной деятельности учителя и осуществлению им педагогической диагностики.
На вопрос: «Если Вы будете работать в школе, то хотели бы Вы заниматься исследовательской деятельностью?», не стали отвечать 25,98% студентов. Из числа студентов, ответивших на этот вопрос, 60,18% ответили положительно; 11,5% - негативно; 28,32% - затруднились ответить. Последние данные следует рассматривать как резерв для пополнения той группы студентов, которая ответила положительно на этот вопрос.
На следующий вопрос: «Если Вы не планируете заниматься исследовательской деятельностью в школе, то почему?», ответили всего 37,55% студентов. Из них 33,14% считают, что исследовательской деятельностью должны заниматься ученые, а не учителя-практики; 25,58% - не хотят терять свободное время; 20,35% - не нравится этот вид деятельности учителя; 8,15% - не слышали о том, что учителя занимаются исследовательской деятельностью; 6,98% - не видят в ней смысла.
На вопрос: «Если Вы планируете заниматься исследовательской деятельностью в школе, то почему?», ответили 94,1% респондентов. Ответы, выбранные ими, распределились в следующей последовательности: 1) «Хочу работать эффективно и современно» (40,37%); 2) «Хочу выстраивать свою карьеру» (22,97%); 3) «Мне нравится делать «неизвестное известным» (13,23%); 4) «Думаю, что исследовательская деятельность поможет мне развить лидерские качества» (12,53%); 5) «Исследовательская деятельность поможет мне завоевать авторитет у администрации школы» (9,74%); 6) «Исследовательская деятельность поможет расширять профессиональный кругозор (1,16%). Очевидным является преобладание у будущих учителей внешних мотивов исследовательской деятельности, что актуализирует проблему формирования у студентов педагогических специальностей вузов мотивации к исследовательской деятельности.
Данный вывод подтверждают результаты, полученные в процессе обработки ответов студентов на следующий вопрос анкеты: «Что побуждает современного учителя к профессионально-исследовательской деятельности?» Студенты должны были сами проранжировать предложенные варианты ответов. В результате выполненной ими работы в соответствии со степенью значимости для них варианты ответов были расположены в следующей последовательности: 1) продвижение по карьерной лестнице; 2) финансовая заинтересованность; 3) желание повысить свою конкурентоспособность; 4) требования администрации; 5) внутренняя мотивация; 6) веяния времени; 7) озабоченность судьбой каждого ученика и желание обеспечить ему профессиональный и жизненный успех; 8) стремление повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
В то же время, отвечая на вопрос: «Как Вы считаете, способствует ли исследовательская деятельность учителя повышению эффективности педагогического процесса?» (всего ответили 74,9% студентов) 86,3% отвечавших респондентов дали положительный ответ; 2,9% - отрицательный; 10,80% - не уверены в этом. Таким образом, считая, что «исследовательская деятельность учителя способствует повышению эффективности педагогического процесса», студенты скептически отнеслись к желанию учителя повысить его эффективность, отведя этому варианту ответа на предыдущий вопрос последнее место.
Полученные данные позволили сделать следующие выводы. Принимая во внимание тот факт, что в анкетировании участвовали студенты старших курсов (IV-V) вузов России, осуществляющих подготовку специалистов по направлению «Педагогическое образование», приходится констатировать, что довольно большая их часть относится к исследовательской деятельности вообще и к профессионально-исследовательской деятельности учителя негативно. Подавляющее большинство студентов старших курсов считают, что, занимаясь исследовательской деятельностью, учителя руководствуются внешними мотивами. У тех студентов, которые проявили позитивное отношение к профессионально-исследовательской деятельности учителя, также преобладают внешние мотивы. Большинство студентов, принявших участие в анкетировании, не знакомы с содержанием исследовательской деятельности учителя. Следовательно, проблема подготовки будущих учителей к профессионально-исследовательской деятельности является открытой для вузов России и требующей системного решения.
Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ No 05.043.12.0016 от 23.05.14
Рецензенты:
Литвак Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Челябинской академии культуры и искусств, г. Челябинск;
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГАОУ ВО «Елабужский институт (филиал) Казанского федерального (Приволжского) университета», г. Елабуга.