Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

PEDAGOGICAL TERMS OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE WITHIN STUDENTS EXTRA-CURRICULUM’SPLANNING

Frolova S.V. 1 Pepelyaeva S.V. 1
1 Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) является гарантом соблюдения необходимых педагогических условий и реализации адекватных методов для достижения цели современного высшего образования. В статье раскрывается сущность индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов, а также совокупность необходимых педагогических условий его организации и реализации. Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности способствует индивидуализации персонального пути студента в воспитательной среде вуза. Авторами проанализированы необходимые педагогические условия для реализации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов с позиции актуальности в современном образовательном пространстве. В ходе исследования использованы такие педагогические методы, как педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент. Результаты исследования могут быть применимы в учебном процессе образовательной среды высшей школы и иных типов образовательных учреждений.
The Individual Educational Route within Students’ Extra-Curriculum (IER) guarantees the compliance with the essential pedagogical terms and methods that in their turn allow reaching the goals of modern high education. Authors researched The Individual Educational Route as a technology of education. In the article, the authors examine the essential pedagogical terms of planning’s The Individual Educational Route within Students’ Extra-Curriculum. IER is a possibility of individual educational way planning in the educational environment. In the course of the research, the authors used such pedagogical methods as pedagogical observation, survey, dialogue, and pedagogical experiment. The results of the research can be applied to the high school or others educational institutions in the educational environment.
pedagogical terms
the educational environment
upbringing of students personality
educational work
Individual educational route within extra-curriculum work

В современных условиях массового перехода на многоуровневую структуру подготовки в вузе исследователями подчеркивается наличие двух первостепенных задач: обеспечение получения студентами глубоких фундаментальных знаний, а также поиск подходов к организации образовательного процесса, в том числе и внеучебной деятельности, причем важным является учет индивидуальных склонностей, мотивов и интересов студентов в самоопределении и самореализации. Вместе с тем в профессиональном становлении студента играет роль внеучебная деятельность в образовательном пространстве вуза. Внеучебная деятельность является вариативной картой событий для студента, выстроить которую возможно с помощью индивидуального образовательного маршрута.

Исследование индивидуального образовательного маршрута занимает место в работах А.П. Тряпицыной, В.В. Лоренц, В.В. Николиной, М.Л. Соколовой, Н.Г. Зверевой, Н.А. Лабунской, С.В. Воробьевой и др. Опираясь на данные исследования, мы определяем индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности (далее - ИОМ ВД) как персональный путь реализации личностного интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, творческого, духовно-нравственного потенциала студента в образовательном процессе в соответствии с его личностными предпочтениями и потребностями и социальным заказом общества [9].

В контексте аксиологического, индивидуально-личностного, событийно-деятельностного подходов выделяются педагогические условия организации ИОМ ВД. Под педагогическими условиями понимается внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса [2].

Для реализации ИОМ ВД студентов необходимо соблюдение соответствующих педагогических условий:

1)             аксиологическое насыщение воспитательной среды вуза духовно-нравственной событийностью;

2)             создание возможностей для мотивированного и свободного выбора студентами событийного вектора собственного ИОМ ВД;

3)             организация студенческого самоуправления как ведущей деятельности для успешной реализации ИОМ ВД студентов;

4)             подготовка специалистов, организующих ИОМ ВД студентов;

5)             разработка педагогического сопровождения студента на ИОМ ВД.

Выделенные педагогические условия обусловлены определенными особенностями. Во-первых, требованиями государственных нормативно-правовых документов к воспитанию будущих педагогов. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Во-вторых, педагогические условия обусловлены психофизиологическими особенностями студенческого возраста. Студент обладает практически всеми качествами взрослой личности, но процесс социализации, осмысление духовности в контексте личностной онтологии, принятие смысложизненных ценностных ориентиров происходят именно в процессе получения высшего (или среднего специального) образования.

Подробно охарактеризуем выделенные педагогические условия.

Первое условие - аксиологическое насыщение духовно-нравственной событийностью воспитательной среды вуза. Формирование духовно-нравственных ценностей у студентов напрямую связано с условием духовно-нравственной событийности воспитательной среды. Студент, являясь субъектом ИОМ ВД, проектирует и реализует его события, которые насыщены духовно-нравственными ценностями. Духовно-нравственная событийность - это совокупность событий воспитательного пространства, смысловое содержание которых пронизано духовно-нравственными ценностями. В процессе реализации духовно-нравственной событийности субъект события устремляется к осмыслению нравственных и духовных категорий, принятию и присвоению духовных ценностей им самим как своих личных ценностных жизненных ориентиров. Организатор ИОМ ВД (куратор, педагог, тьютор), а также сотрудники вуза и студенты должны организовать, проектировать и реализовать события, основа которых едина - духовно-нравственные ценности, однако форма и направленность таких событий могут быть абсолютно разнообразны.

Второе условие - это создание возможностей для мотивированного и свободного выбора студентов персонального ИОМ ВД из веера имеющихся. Следует подчеркнуть, что ИОМ ВД, его смысло-содержательный вектор определяются самим студентом. Свободный выбор должен обеспечиваться условиями создания веера векторов ИОМ, который заключается в реализации социальной, культурно-творческой, волонтерской деятельности и социального проектирования, способствующих вовлечению студентов в активную практическую деятельность, обеспечивающих опыт высоконравственного поведения, способствующих формированию и развитию духовно-нравственных ценностей. Все направления воспитательной деятельности в контексте ИОМ должны выполнять функцию нравственного воспитания. Выполнить эту функцию возможно благодаря различным формам деятельности. Каждый вектор маршрута обладает аксиологической насыщенностью. Среда должна обладать целым спектром направлений воспитательной деятельности: культурно-творческое направление, социальное направление, гражданско-патриотическое, научное и др. Студент выбирает не только направление своей деятельности в рамках вуза, но и те формы деятельности, которые для него наиболее актуальны. Наличие в вузе студенческих организаций, выполняющих свою деятельность на основе студенческого самоуправления, также является важным звеном в организации воспитательной среды.

Третье условие успешной реализации модели формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе ИОМ ВД - это организация студенческого самоуправления в вузе.

Р.У. Богданова определяет студенческое самоуправление как режим протекания совместной самостоятельной жизнедеятельности студентов, обеспечивающий динамику демократических отношений в студенческой среде, способствующий реализации возможности гражданского и личностного самоопределения студентов [5]. Функционирование студенческого самоуправления в вузе является необходимым условием для реализации ИОМ и заключается в вовлечении молодых людей в многообразную деятельность, направленную на качественное решение важных общественных задач и др.

Организация студенческого самоуправления традиционно включает в себя деятельность студенческого совета, советов факультетов, клубов по интересам, студенческих отрядов и др. Многообразие студенческих организаций и направлений их деятельности является предпосылкой  и возможностью для организации и реализации разнонаправленных векторов ИОМ ВД, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей: вектор волонтерской деятельности, вектор экологического воспитания, культурно-творческий вектор и др.

Студенческое самоуправление - это пространство активного самоопределения и саморазвития личности студента. Основываясь на принципах «равный равному», свободы выбора, творчества и успеха, саморазвития, студенческое самоуправление способствует становлению социально зрелой личности, формированию организаторских и коммуникативных навыков будущих педагогов. Активная деятельность студента в студенческом самоуправлении является фактором роста, профессиональной компетентности, ответственности, самостоятельности, способности к саморазвитию, самовоспитанию и саморегуляции, а также проявления субъектности студента в воспитательном пространстве вуза. Наряду с этим вовлечение студента в практическую общественную деятельность студенческого самоуправления является условием формирования духовно-нравственной личности студента, так как именно через осуществление практической деятельности формируются его ценностные ориентации, взгляды и поведение в целом [3].

Четвертое условие - подготовка специалистов, организующих ИОМ ВД студентов.

Данное условие направлено на формирование компетенций преподавателя по проектированию ИОМ ВД, овладение навыками моделирования ИОМ, методикой педагогической поддержки студента. Реализация ИОМ ВД в вузе является сложным процессом, охватывающим разнообразные виды деятельности: планирование, проектирование, моделирование. Специалист вуза должен обладать соответствующими знаниями и умениями для осуществления технологий создания ИОМ ВД, реализации сопутствующих технологий персонифицированной педагогики, воспитательных технологий и технологии педагогического сопровождения. Решением данных задач может являться разработанный и внедренный обучающий курс «Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей студентов» для преподавателей (кураторов, тьюторов, педагогов-организаторов, заместителей деканов по воспитательной работе и др.). Важным условием является создание научно-методического обеспечения преподавателей (тьюторов, кураторов). Научно-методическое обеспечение должно содержать в себе необходимую информацию о сущности и особенностях ИОМ, раскрывая механизм реализации ИОМ, этап проектирования и внедрения ИОМ, специфику событийно-содержательного наполнения ИОМ ВД духовно-нравственными ценностями.

Пятое условие эффективной реализации ИОМ ВД - это разработка педагогического сопровождения студента.

Е.А. Александрова рассматривает педагогическое сопровождение в контексте ИОМ как тип педагогической деятельности, сущность которого состоит в превентивном процессе научения студента самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации [1].

Одним из первых научно обосновал проблему педагогического сопровождения О.С. Газман, а затем последователи его научной школы Н.М. Касицына, Н.Н. Михайлов, С.М. Юсфин и др. [6]. Определяя механизм педагогического сопровождения студента на ИОМ ВД, мы опираемся на методологические исследования данной научной школы. Лаборатория О.С. Газмана разработала и предложила последовательную логичную цепь взаимосвязанных фаз индивидуального педагогического сопровождения в воспитании, таких как:

-     диагностическая (установление контакта, вербализация проблем, оценка значимости проблемы);

-     поисковая (совместный поиск решения проблемы или трудности);

-     договорная (проектирование и взаимная договоренность о действиях);

-     деятельностная (поддержка инициативы учащегося, помощь и взаимодействие);

-     рефлексивная (обсуждение, констатация, осмысление опыта).

Диагностическая фаза педагогического сопровождения ИОМ ВД заключается в определении интересов, потребностей студента, в установлении его мотивации. Поисковая фаза заключается в осуществлении поиска вектора ИОМ, поиска его направленности, смыслосодержания, определяющегося мотивами и потребностями субъекта ИОМ. Договорная (проектная) фаза педагогического сопровождения заключается в проектировании ИОМ ВД студента, определении его этапов, траектории, насыщении ИОМ соответствующими событиями. Деятельностная фаза основывается на поддержке, направлении, помощи педагога в преодолении кризисов и барьеров студента в реализации ИОМ. Опираясь на особенности студенческого возраста, сформированности их способности к самоанализу и рефлексии, педагогическая поддержка деятельностной фазы в процессе реализации студентом ИОМ может носить опережающий, пролонгированный или дискретный характер в зависимости от состояния проблемы. Рефлексивная фаза педагогической поддержки заключается в осмыслении, осознании результатов ИОМ ВД субъектом ИОМ.

Педагогическое сопровождение ИОМ ВД студента основывается на двух концептуальных подходах, таких как технология психолого-педагогической поддержки и сопровождения (О.С. Газман) и модель тьюторской поддержки и сопровождения учащегося (Т.М. Ковалева).

Модель педагогической поддержки О.С. Газмана в осуществлении ИОМ включает помощь студенту в обретении уверенности в собственных силах, в подкреплении положительных качеств студента, поддержку стремления к самостоятельности, самодвижению, помощь студентам в преодолении трудностей. Тьюторское сопровождение Т.М. Ковалевой основывается на методе рефлексивного обсуждения, который является одним из главных в проектировании ИОМ. Такое сопровождение позволяет овладеть техниками рефлексивного осмысления, построения собственного процесса обучения, реально создавать свой ИОМ, планировать работу по самовоспитанию, самоутверждению, самореализации, включая самосовершенствование в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах [7].

Таким образом, в нашем понимании педагогическое сопровождение в контексте ИОМ ВД - это такая модель субъект-субъектных отношений педагога (тьютора, куратора) и студента, при которой педагог:

-     осуществляет помощь студенту в самопознании, саморефлексии, саморазвитии;

-     ориентирует студента в направлении его самодвижения;

-     обеспечивает условия свободного выбора своего вектора ИОМ и возможностей для его реализации;

-     обозначает пути выхода из кризисных ситуаций, возникающих при прохождении субъектом ИОМ.

Неотъемлемой частью педагогического сопровождения ИОМ ВД выступает документальное и методическое сопровождение: разработка и внедрение индивидуальной маршрутной карты и учебно-методического комплекса пособий. Индивидуальная маршрутная карта студента отображает ИОМ ВД конкретного студента, фиксирует движение студента по событиям ИОМ, замеряет динамику его духовно-нравственного развития, а также позволяет выявить степень эффективности реализации ИОМ. В структуру индивидуальной маршрутной карты входит несколько составляющих: график инвариантного образовательного маршрута внеучебной деятельности, индивидуальная карта самодвижения по событиям внеучебной деятельности, индивидуальная карта личностного развития студента.

Таким образом, рассматривая педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей, мы пришли к выводу, что только комплексное создание условий дает возможность успешной реализации модели формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе ИОМ ВД.

Рецензенты:

Маркова С.М., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Быстрицкая Е.В., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.