Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIFFERENCES IN PLASTICITY AT A PROTEIN SENSITIZATION «FAST» AND «SLOW» MOTOR MOUSE MUSCLE

Farkhutdinov A.M. 1 Mitrofanov M.S. 1 Teplov A.Yu. 1
1 Kazan state medical university
A comprehensive study of mechanisms to ensure the plasticity of «fast» and «slow» motor muscles in a mouse protein sensitization (PS). It is shown that the contractile function of the dynamics of the investigated skeletal muscle (SM) at the PS found significant differences. Moreover, changes in the mechanisms of power reduction under these conditions, a significant role to play as the holinomediated processes of excitation of the postsynaptic membrane, and changes in subsequent phases of the electromechanical coupling (EMC). In particular, we show the participation of potassium dependent processes reductions. In addition, it is shown that the nature and extent of the observed changes in the force of contraction of muscles studied in vitro in the conditions of the PS are directly dependent on the state of systems pro- and antioksidantnogo balance. It is assumed that the above changes in skeletal muscle are a reflection of the processes of their adaptation to the conditions of restructuring and are allergic to «fast» and «slow» muscle multidirectional nature. Investigation of the mechanisms of skeletal muscle plasticity various allergic conditions to allow adjustment to assume their new variants correction function, as well as identify possible strategy specific pharmacological effects on striated muscles with regard to their fiber composition.
protein sensitization
contractile properties
skeletal muscle

Изучение пластичности поперечнополосатых мышц при аллергической перестройке организма выявило в ее механизмах у разных мышц существенные различия. Ранее на «быстрых» и «медленных» двигательных мышцах мыши в условиях белковой сенсибилизации (БС) нами было изучено участие АТФ-зависимых механизмов возбуждения постсинаптической мембраны. Показано, что влияние экзогенной АТФ на динамику силы карбахолинового сокращения in vitro интактных и сенсибилизированных мышей способно изменять работу этих механизмов лишь у «медленной» мышцы [4, 6]. Причиной изменения сократительной функции «быстрой» мышцы при БС, очевидно, являются иные, не связанные с АТФ механизмы [4]. Было высказано предположение, что пластичность скелетных мышц (СМ) не ограничивается участием в ней синапса, и адаптация мышечной системы при аллергии осуществляется на иных этапах электромеханического сопряжения (ЭМС). В качестве последних мы предположили калийзависимые процессы сокращения, которые в свою очередь находятся в зависимости от состояния гомеостаза миоцитов. В патогенезе аллергических заболеваний важную роль играет оксидативный стресс, одним из ключевых маркеров которого является малоновый диальдегид (МДА) [8].

Цель

Изучить механизмы пластичности различных поперечнополосатых мышц мыши («медленной» - m.soleus и «быстрой» - m.EDL) в условиях белковой сенсибилизации (БС): 1) изменение соотношений максимальных сил сокращения на карбахолин и хлористый калий и 2) изменение малонового диальдегида в ткани этих мышц.

Материалы и методы

Эксперименты проводились на мышах, которые сенсибилизировались яичным альбумином [1]. В эксперимент животные забирались на пике сенсибилизации. Механомиографические исследования осуществлялись на препаратах изолированных мышц (m.soleus и m.EDL) в изометрических условиях. Сокращение регистрировалось датчиком силы. Сократительная функция анализировалась по силе сокращения in vitro на КХ и KCl в максимальных концентрациях.

Малоновый диальдегид (МДА) определялся в гомогенатах мышц (m.soleus и m.EDL) контрольных и сенсибилизированных мышей по реакции с тиобарбитуровой кислотой (ТБК) при высокой температуре в кислой среде [2].

Результаты

Показано, что для m.soleus соотношение силы сократительных ответов на максимальные концентрации агониста (2х10-3М) и KCl (150 ммоль/л) (РКХmax/PKClmax) в контроле составляло 50,1% при БС 32,3%), т.е. показатель РКХmax/PKClmax снизился до 64,5% от контроля.

Соотношение силы сократительных ответов m.EDL на максимальные концентрации агониста (4х10-3М) и KCl (250 ммоль/л) (РКХmax/PKClmax) в контроле составляло 75,9%, при БС - 36,5%, т.е. соотношение РКХmax/PKClmax в условиях БС снизилось до 48,1% от контроля.

В ткани m.soleus уровень МДА снизился с 237,36±73,67 мкМ/кг до 119,46±24,65 мкМ/кг (р<0,05), в m.EDL значение МДА при БС не менялось: 111,02±25,61 мкМ/кг в контроле и 127,99±8,93 мкМ/кг при БС (р>0,05).

Обсуждение

Результаты экспериментов показывают, что двигательная мускулатура в период аллергической перестройки организма изменяет свою сократительную функцию. Причем характер этих изменений для «быстрых» и «медленных» мышц имеет существенные отличия. Ранее было показано, что в условиях сенсибилизации у «быстрой» мышцы сила сокращения на карбахолин снижается, а у «медленной» увеличивает [4, 6]. В основе динамики силы «медленной» мышцы лежат АТФ-зависимые механизмы [4]. Следовательно, у «медленных» фазных мышц устойчивость к внешним нагрузкам, обеспечивающая работоспособность при продолжительной физической деятельности в условиях экспериментальной аллергии, определяется динамикой чувствительности к ацетилхолину. Гипотетическое участие АТФ-зависимых механизмов в регуляции пластичности скелетных мышц подтверждается показанной нами ранее способностью экзогенной АТФ регулировать сокращение изолированной СМ на холиномиметик через протеинкиназу С [5].

В настоящей работе показано, что в «медленной» мышце, в отличие от «быстрой», в условиях БС изменяется МДА. Корреляция изменения уровня альдегида с активностью АТФ-синтазы [8], показанная на сердечной и скелетных поперечнополосатых мышцах мыши, характеризует изменение баланса систем про- и антиоксидантного равновесия, чем определяются функциональные изменения в СМ при БС. Следовательно, уровень МДА характеризует состояние ряда мембранных и митохондриальных белков и как маркер окислительного стресса опосредованно определяет динамику механизмов ЭМС в двигательных мышцах при аллергической перестройке.

Изменения, возникающие в СМ при сенсибилизации, гипотетически, могут затрагивать различные этапы ЭМС - как поверхностную мембрану мышечных клеток, включая постсинаптическую мембрану, так и систему работы сократительных белков. Представленные в статье результаты позволяют отделять в пластичности СМ при БС АТФ-зависимые процессы от иных.

Можно предположить следующую степень участия АТФ в механизмах пластичности СМ на различных этапах генерации иммунного ответа. В литературе показано, что АТФ увеличивает продукцию интерлейкина-1 (ИЛ-1), чем способствует усилению специфического звена иммунитета [7]. Помогая образованию активной каспазы-1, находящаяся во внеклеточном пространстве АТФ обеспечивает секрецию биологически активных форм ИЛ-1. Гиперэкспрессия пуриновых рецепторов (Р2Х7) приводит к секреции интерлейкина-1ß. Однако в ходе генерации аллергической реакции в тканях, окружающих мышцу, появляется внеклеточная, эндогенная АТФ. Аденозинтрифосфат, который выделяется макрофагами и дендритными клетками при стимуляции выработки ими ИЛ-1, является одним из факторов, обеспечивающих развитие аллергической реакции [7]. Одновременно АТФ регулирует интенсивность неквантовой секреции ацетилхолина, т.е. выступает в роли кофактора синаптической передачи.

Обнаруженная совокупность изменений физиологических показателей свидетельствует, что они затрагивают различные этапы сокращения мышцы. Динамика силы сокращения, характеризующая холиноопосредованные процессы возбуждения мышечных волокон (МВ), носит для «быстрых» и «медленных» мышц разнонаправленный характер.

Однако МДА является при оксидативном стрессе одним из ключевых маркеров перекисного окисления липидов и характеризует состояние внутриклеточной среды миоцитов, демонстрируя уровень свободных радикалов. Определяясь балансом про- и антиоксидантных систем, он является одним из показателей, который обеспечивает работу механизмов ЭМС в мышечных волокнах [8]. В наших экспериментах уровень альдегида в ткани m.soleus снижался, у m.EDL его изменение не носило достоверного характера.

Сопоставление динамики силы сокращения с изменением уровня МДА показало, что у «медленной» мышцы увеличение силы коррелирует со снижением альдегида. Очевидно, что это является проявлением работы механизмов компенсации и выражается как увеличением чувствительности мембраны МВ к агонисту, так и изменениями в системе последующих этапов ЭМС. У «быстрой» мышцы снижение силы не связано с уровнем МДА. Динамика альдегида при БС в «медленной» мышце может опосредованно являться причиной изменения как на мембране, так и в цитоплазме ее МВ.

В противоположность «медленной», «быстрая» мышца обладает бóльшей устойчивостью динамики сократительных свойств при БС. Являясь удобным «тестом» для изучения процессов ЭМС, сокращение изолированной СМ на повышение концентрации ионов К+ [3] многократно повышает свою информативность при сравнении с карбахолиновым сокращением. Отношение максимальной силы, которую способна развивать мышца при сокращении на КХ к максимальной силе, развиваемой мышцей при сокращении на KCl (РКХmax/PKClmax), позволяет количественно отделять роль холиноопосредованных процессов возбуждения мембраны МВ от последующих этапов в механизмах ЭМС. В наших исследованиях динамика этого показателя при БС - угнетение, более выраженное для «быстрой» мышцы (до 48,1% от исходной), чем для «медленной» (до 64,5%), свидетельствует, что механизмы пластичности у первой в большей степени определяются внутриклеточными механизмами сокращения миоцита.

Выводы

1. Пластичность скелетных мышц в условиях БС определяется динамикой комплекса механизмов ЭМС, локализованных как на холиновозбудимой постсинаптической мембране, так и в цитоплазме МВ.

2. Пластичность «медленной» мышцы при БС в значительной степени определяется АТФ-зависимыми механизмами. Механизмы пластичности «быстрой» мышцы в условиях БС опосредуются динамикой калийзависимых процессов сокращения.

 

Рецензенты:

Сайфутдинов М.С., д.б.н., в.н.с. лаборатории патологии осевого скелета и нейрохирургии ФГБУ «РНЦ ВТО им. Академика Г.А. Елизарова» Минздрава России, г. Курган;

Долганова Т.И., д.м.н., в.н.с. лаборатории коррекции, деформации и удаления конечностей ФГБУ «РНЦ ВТО им. Академика Г.А. Елизарова» Минздрава России, г. Курган.