Образование есть «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [7]. Чаще всего в науке образование рассматривается как система. Известно, что система – это совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, обладающую качественными характеристиками, не содержащимися в составляющих ее компонентах [3].
По мнению Э.Г. Юдина, «специфичной чертой сложноорганизуемых систем является наличие в них процессов управления» [8]. По мнению В.В. Краевского, педагогическая система «обладает определенной структурой, допускающей вычленение иерархии элементов; взаимодействуя со средой, может рассматриваться как элемент высшей и более широкой системы; структура данной системы такова, что ее элементы обладают по отношению к ней свойствами подсистем» [4]. Следует отметить, что социологи трактуют образование как процесс передачи обществом знаний, навыков, ценностей от одного человека или группы другим людям [1]. Если рассматривать образование как социальное явление то, это относительно самостоятельная система, функцией которой является формирование личности подрастающего поколения, ориентированной на овладение определенными теоретическими знаниями, умениями и навыками; гражданскими и нравственными ценностями; нормами поведения. Как правило, содержание определяется соответствующей социально-экономической обстановкой, сложившейся в обществе [5]. Преобразование системы дошкольного образования осуществляется в соответствии с целью: развитие и формирование личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. В сфере дошкольного образования реализуются следующие направления:
· гуманизация образования – процесс, направленный на развитие творческой составляющей личности, что является ключевым компонентом нового мышления [1].
· демократизация предусматривает расширение прав и полномочий участников образовательного процесса в соответствии с индивидуальными запросами субъектов.
· диверсификация предполагает разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разносторонних социальных запросов участников образовательного процесса в детском дошкольном учреждении.
Дошкольное образовательное учреждение как открытая педагогическая система. Процесс функционирования дошкольного учреждения предполагает взаимодействие участников в образовательной системе «педагог – ребенок – родитель» [6]. В настоящее время возрастает статус семейного воспитания, что повышает персональную ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка. Семья – главный социальный институт в воспитании ребенка, а дошкольное учреждение оказывает действенную помощь семье в осуществлении процесса воспитания. Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели выступают в качестве реализаторов образовательных услуг на уровне государства. Схематично это можно представить следующим образом:
Рис. 1. Пространство развития дошкольного образовательного учреждения
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Выделенные этапы, с одной стороны, фиксируют непрерывность и количественную трансформацию изменений, с другой стороны, определяют уровни, характеризующие качественные изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения. На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности. Этап интеграции связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Этап индивидуализации связан с анализом степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определением потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.
Для определения эффективности деятельности системы дошкольного образования было изучено состояние управления дошкольным образованием в ХМАО-Югре за период 2012-2014гг. Экспериментальное исследование проводилось на основе изучения аналитических материалов Департамента образования и науки округа и социологического опроса респондентов. В исследовании приняли участие руководители дошкольных образовательных учреждений, педагоги, родители и работники Департамента образования и науки. Всего опросу подлежало 235 человек.
Обеспечение доступного и качественного дошкольного образования - важная задача для Ханты-Мансийского автономного округа. Ее решение позволяет в значительной степени повысить равенство стартовых возможностей для детей, принадлежащих к разным социальным группам, проживающих на данной территории. Югра среди субъектов Российской Федерации занимает 6 место и 1 среди регионов Уральского федерального округа, по числу родившихся на тысячу человек населения. Это свидетельствует о том, что возрастает численность детей дошкольного возраста. Охват детей в возрасте 1-6 лет составляет 58,4%.
Рис. 2. Показатели рождаемости в округе, чел.
В 2014 году в округе действовало 459 дошкольных образовательных учреждений. Численность педагогических работников дошкольного образования составляет 9817 человек, по состоянию на 1 января 2014 года посещают группы дошкольного образования 85 833 ребенка. В целях расширения перечня образовательных услуг и в интересах потребителей в округе была предпринята попытка, основываясь на действующем законодательстве, создать новый тип муниципального дошкольного учреждения «детский сад – школа». Сегодня по округу зарегистрировано на получение места в дошкольное учреждение 64 257 детей. Ожидают возможности устройства в детский сад: дети в возрасте до 3 лет – 58 224, от 3 до 7 лет – 6 033 ребенка, из них:
· получают дошкольное образование в группах кратковременного пребывания (иных формах кратковременного пребывания) – 5 347 детей;
· получают дошкольное образование в негосударственных, частных организациях и у индивидуальных предпринимателей, не имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности (семейных дошкольных группах, группах присмотра и ухода) – 4 028 детей.
Рис.3. Сведения о количестве детей, стоящих на учете
для зачисления в дошкольные учреждения, чел.
При этом значения показателей на рис. 3. не отражают реальной потребности в дошкольных учреждениях. В настоящее время в 13 муниципальных образованиях: Лангепас, Радужный, Когалым, Советский район, Белоярский район, Нефтеюганский район, Покачи, Пыть-Ях, Ханты-Мансийский район, Югорск, Урай, Кондинский район, Нижневартовский районе в основном решена проблема обеспечения детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных учреждениях. Однако, решить окончательно данную проблему обеспечения местами в детских дошкольных учреждений по округу решить не удалось.
В настоящее время преобразования, происходящие в обществе не всегда положительно на уровне доходности российских семей, снижается качества жизни, наблюдается снижение показателей физического здоровья воспитанников.
Рис. 4. Данные о состоянии здоровья воспитанников, в %
Указанные данные подтверждают проблему снижения уровня здоровья дошкольников ХМАО. Причины ухудшения показателей здоровья следует искать не только в некачественном медицинском обслуживании, но и в генетической наследственности, патологии новорожденных, слабой просветительской работе среди родителей, слабой организации оздоровительных мероприятий в дошкольных учреждениях, нарушении режима дня, низком уровне формирования здорового образа жизни.
На вопрос «Как выстраивается система взаимоотношений между Вами, как субъектом образовательного процесса и ДОУ?» ответы респондентов оказались следующими: наиболее распространенными формами сотрудничества названы беседы с воспитателями (25%), посещение родительских собраний (35%) и праздников (32%). Гораздо реже родители встречаются со специалистами (8%). Отмечены недостатки в работе дошкольных учреждений: отсутствие бассейнов в некоторых детских садах (53%), неудовлетворительное состояние мебели (17%), детских площадок (15%), скудный ассортимент игрушек (18%), нехватка квалифицированных специалистов (17%), частая смена воспитателей (13%). Следует отметить, что многие перечисленные недостатки напрямую связаны с проблемами финансирования дошкольных учреждений.
По результатам опроса почти каждый третий ребенок в автономном округе помимо дополнительных занятий в дошкольном учреждении посещает дополнительные занятия различных профилей вне детского сада: 27% – на бесплатной и 30% – платной основе. В муниципальных органах управления образованием отсутствует достоверная информация об оказании данных услуг учреждениями дополнительного образования, что мешает сформировать качественное предложение. Треть родителей указала, что ничего не знает о других (кроме детского сада) формах получения дошкольного образования, новых методах обучения и воспитания, о программах, по которым ведется обучение в дошкольных учреждениях.
В развитии системы дошкольного образования выявлен ряд проблем, требующих ускоренного решения. Главная из них – отсутствие возможности обеспечения доступности дошкольного образования для всех детей. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не полностью удовлетворяет потребности населения. Анализ текущей документации дошкольных учреждений, органов управления образованием и результаты экспертных оценок показали, что отсутствует система в работе дошкольных учреждений с социальными партнерами. Слабо освещается СМИ информация о работе детских дошкольных учреждений. Выходы дошкольников в учреждения культуры и спорта, ознакомительные экскурсии носят эпизодический характер. Недостаточное интеграционное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования лишает дошкольные учреждения возможности разнообразить перечень оказываемых услуг в сфере воспитания, а, тем самым, повысить их привлекательность. Одной из актуальных проблем остается организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать систему раннего педагогического сопровождения детей. Слабо развиты интеграционные формы организации дошкольного образования для тех, кто нуждается в коррекции развития. Необходимо осуществления преемственности связей между дошкольным и начальным звеньями образования и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, технологий). Качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Требуют решения вопросы создания новых форм дошкольного образования с учетом потребностей населения, повышения профессионального уровня воспитателей и педагогов, разработки новых подходов взаимодействия с родительской общественностью.
Дошкольные образовательные организации Ханты-Мансийского автономного округа укомплектованы кадрами в соответствии со штатным расписанием. На одного педагогического работника приходится 9,4% воспитанников организаций дошкольного образования. Педагогические работники дошкольного образования автономного округа имеют более высокий уровень образования, чем их российские коллеги.
Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. По данным мониторинга региональной системы дошкольного образования в 2014 года средний уровень заработной платы воспитателей доведен до среднего значения по экономике региона. С переходом на новую систему оплаты труда, средняя заработная плата воспитателей по округу составила 32497 руб. (77,1%). Расходы на образование в округе ежегодно возрастают, что свидетельствует о приоритете образования в региональной политике. Рост заработной платы актуализирует введение эффективного контракта с педагогами, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.
Таким образом, результаты анализа показывали, что система образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в целом сформирована. Несмотря на ряд существующих проблем, имеются все необходимые предпосылки для дальнейшего развития и превращения ее в гибкую динамичную систему непрерывного образования, позволяющую населению автономного округа получать качественное образование. Система способна производить кадры, обеспечивающие инновационное развитие региона.
Рецензенты:
Белоножко М.Л., д.с.н., профессор, Тюменский Государственный Нефтегазовый университет, г. Тюмень;
Силин А.Н., д.с.н., профессор, Тюменский Государственный Нефтегазовый университет, г. Тюмень.