Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TOLERANCE AND INTERCULTURAL COMMUNICATIONS AS THE FACTOR DEVELOPING PATRIOTISM AMONG STUDENTS

Yagafarova G.A. 1 Grigorev E.S. 1 Samkov Yu.O. 1 Ivanov A.N. 1
1 Branch of USPTU in Sterlitamak
Conducted a theoretical analysis of the interdependence of patriotism, culture and tolerance, as well as the factors that influence the development of patriotism in the youth srede.S development of international communication culture becomes an integral part of human interaction. The degree of mutual penetration, and as a consequence, the presence or lack of absolute assimilation of cultures, the possibility of manifestation of cultural differences as the unifying factors aimed at strengthening tolerance. Tolerance, in turn, has a direct impact on the formation and strengthening of patriotism. Without patriotism, tolerance may develop into fanaticism manifested in the infringement of the interests of other countries and respect for other cultures - to deny the importance of the culture of their country. That is why the development of patriotism is inextricably linked with the development of tolerance and intercultural communication. International co-operation can be a factor in the development of tolerance and patriotism among the students. Based on the findings we developed a set of measures aimed at promoting patriotism among the youth. These proposals are reasonable and can be used in the activities of organizations working in the field of education.
intercultural communication.
tolerance
culture
patriotism

Сегодня вопрос развития патриотизма в России стал особенно актуальным, что объясняется влиянием социальных, культурных, политических и других факторов. Формирование и укрепление активной гражданской позиции является приоритетной задачей при работе в этом направлении. В особенности это относится к студенчеству, так как именно в образовательном учреждении человек должен погрузиться в основные проблемы, волнующие общество: проблемы нравственности, мира, демократии, ответственности. Наряду с профессиональными навыками, предполагающими обученность конкретным видам деятельности, современные работодатели, учитывая требования рынка труда, начинают обращать внимание на личностные качества работников. Сегодня способность к адаптации, коммуникабельность, толерантность, креативность, честность становятся неотъемлемыми составляющими качеств современного специалиста [7].

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью разработки мероприятий, способствующих укреплению и развитию патриотизма в студенческой среде.

Научная новизна исследования заключается в том, что создана теоретическая база для последующей разработки мероприятий, направленных на развитие патриотизма, и сформулированы выводы, которые могут при этом применяться.

Целью работы является разработка практических рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие патриотизма в студенческой среде. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Рассмотреть социально-психологические особенности влияния культуры и межкультурной коммуникации на формирование патриотизма;

2.      Рассмотреть культуру как фактор взаимовлияния на развитие стран в целом;

3.      Сформулировать выводы, которые могут быть использованы при разработке мероприятий, способствующих укреплению и развитию патриотизма в студенческой среде.

Предметом исследования является взаимосвязь толерантности и патриотизма в молодёжной среде, объектом - культура и международное сотрудничество как факторы их развития.

В качестве методов исследования применяются сравнительно-исторический, а также метод теоретического анализа.

С развитием международной коммуникации культура становится неотъемлемой частью взаимодействия людей, проявляясь во всех сферах общения - духовной, предпринимательской и т.д. Степень взаимопроникновения, и, как следствие, наличие или отсутствие возможности абсолютной ассимиляции культур, возможность проявления культурных различий в качестве объединяющих факторов, а также влияние культуры на взаимопонимание, по сути, направлены на укрепление толерантности. Толерантность же, в свою очередь, оказывает непосредственное воздействие на формирование и укрепление патриотизма, и этому способствуют несколько факторов. Во-первых, изучение традиций других стран подталкивает к более глубокому изучению культуры своей страны для проведения аналогий и выявления сходств и различий. Особенно это важно для молодёжной аудитории, представителям которой необходимо сравнение себя и своего окружения с другими для самоидентификации и определения своей роли в обществе. И, во-вторых, уровень патриотизма во многом зависит и от образа страны за рубежом. Здесь, вероятно, проявляется необходимость в уважении, которая является одной из потребностей по классификации А.Маслоу, определивший её как личностную, то есть присущую члену общества. Однако в данном случае эта теория требует рассмотрения под несколько другим углом. Для многих действительно важно уважение окружающих как к личности, если речь идёт об их собственных достижениях. Но если мы посмотрим на это в более широком смысле слова, то сможем заметить, что любой человек идентифицирует себя со своей страной, поэтому ему важно одобрение и уважение других, что проявляется как раз в её образе, сформированном с точки зрения других стран. И здесь толерантность играет большую роль, поскольку позволяет сохранить баланс между любовью к своей стране и уважением к другим культурам. Без толерантности патриотизм может перерасти в фанатизм, проявляющийся в ущемлении прочих стран, а уважение к другим культурам - к отрицанию значимости культуры своей страны. Именно поэтому развитие патриотизма неразрывно связано с развитием толерантности и межкультурной коммуникации [2].

Каждая культура является уникальной в силу особенностей развития конкретной страны и общества, что может выступать как фактором положительного, так и отрицательного влияния на межкультурную коммуникацию. В первом случае различия являются своего рода мотивацией для изучения культуры другой страны, во втором - барьером в построении эффективного общения, поскольку иногда сила собственных привычек и убеждений, характерных для традиционной в данном обществе культуры, не позволяет проявить толерантность по отношению к другому участнику коммуникации, что может являться причиной конфликтов. Такими барьерами, в частности, могут быть языковые, социальные, психологические, такие, как восприятие невербальных знаков [4, с.1]. Например, в странах Востока при общении принято выдерживать дистанцию с собеседником, в Болгарии, Греции, Турции и Индии покачивание головой из стороны в сторону означает согласие; в арабских странах все действия, совершаемые левой рукой - от приёма пищи до передачи предмета - могут быть восприняты как оскорбление; в Китае принято избегать пристального взгляда в глаза собеседника; в России улыбка - выражение особой симпатии, тогда как в большинстве других стран - просто знак уважения [6, с.91]. Поэтому в ситуации неосведомлённости участников об имеющихся различиях эти и многие другие факторы иногда затрудняют процесс коммуникации. Проблемой в этой ситуации является недостаточная разработанность передачи информации между социокультурными группами. Изучение традиций и обычаев других стран в этом случае может являться действенным мотивом в развитии патриотизма в cтуденческой среде, поскольку понимание собственной культуры может быть осуществлено лишь через познание другой культуры, в противном случае оно носит неполный характер, так как нет предмета сравнения. Всё это подтверждает взаимосвязь между культурой, толерантностью и патриотизмом, и позволяет предположить, что с развитием культуры в рамках международного сотрудничества можно оказывать влияние на развитие толерантности и патриотизма.

Возвращаясь к вопросу влияния различных культур друг на друга, нельзя не отметить огромную роль СМИ и особенно Интернета. Данные каналы, являясь средством передачи сообщения, не только распространяют определённую информацию, но и участвуют в формировании общественного мнения и культурно-ценностных ориентаций студентов. Находясь в ситуации социокультурной трансформации и интенсификации международных связей, Россия в данный момент особенно подвержена влиянию различных культур. Особенно ярко это стало проявляться в 90-е годы XX века, когда резко возрос интерес ко всему иностранному и активно перенимались западные установки. Именно это обусловило необходимость развития патриотизма в данный момент, поскольку для нормального развития обществу необходима цель, или некая объединяющая идея, основанная на общепринятых ценностях. Отраден тот факт, что с изменением мировоззрения начался процесс возрождения национальных традиций, продолжающийся до сих пор. Таким образом, социокультурная трансформация, начавшаяся в конце XX века, до сих пор не завершилась. Это позволяет сделать вывод, что сегодня культура России в значительной степени восприимчива к влиянию других культур, и данный момент является как нельзя более подходящим для укрепления толерантности и патриотизма с помощью развития международного сотрудничества. Особенно это применимо к молодёжи, которая, как правило, с готовностью и открытостью принимает всё новое, а потому наиболее подвержена влиянию внешних факторов. В исследовании Е.В. Головневой подчеркивается, что «достойный статус России в современном мире обеспечит такая сиcтема образования, которая сможет реализовать функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры: система гибкая, открытая, вариативная по типа школ и образовательных уровней, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями, но учитывающая отечественный опыт, отвечающая потребностям современности» [1 , с.25].

Как отмечают А.Л. Фатыхова и А.Ш. Зайнетдинов, «огромная роль в духовном формировании личности студента, в развитии его общей и профессиональной культуры отводится образовательному процессу, его гуманитарной составляющей. Россия - многонациональное государство, следовательно, его образовательная политика должна быть политикой уважения и развития всех национально-культурных школ. Именно многообразие национальных культур, языков, обычаев, традиций и религий - общее богатство народов России. Межнациональный мир, согласие, обогащение культур всех народов могут быть достигнуты только системой образования, нацеленной на развитие национальных культур» [5, с. 160].

В процессе коммуникации различные культуры, несомненно, оказывают воздействие друг на друга, заимствуют одни элементы и передают другие, и можно сказать, что изменение одной культуры под влиянием другой является признаком её развития. Создавая некое единое поле в процессе коммуникации, они обогащают друг друга, с усилением международного сотрудничества и межкультурных коммуникаций культура каждой страны только развивается. Это обуславливается, во-первых, воздействием трёх факторов межкультурного обмена, характерных для современного общества: осознания собственного культурного багажа, открытости к восприятию других культур и умения выстраивать коммуникацию [8, с.3]. Во-вторых, культурные традиции являются частью воспитания, которое выступает, если можно так сказать, основой мировоззрения. И в-третьих, большинство культур сегодня - сильные и давно уже устоявшиеся, для ассимиляции которых требуется значительное количество времени. Кроме того, стоит подчеркнуть, что чем больше существующее различие в культурах, тем в меньшей степени они подвержены взаимовлиянию.

Таким образом, социально-психологические особенности межкультурной коммуникации могут выступать не только как барьеры, но и как обобщающие факторы, способствующие развитию каждой культуры. При этом важно помнить, что это возможно только при интегративном характере коммуникации, когда ни одна из сторон не доказывает превосходство своей культуры, и общение строится на познании и взаимопонимании. То есть можно сказать, что толерантность выступает основой межкультурной коммуникации, развитие которой, в свою очередь, способствует укреплению толерантности, что ещё раз доказывает тесную взаимосвязь этих двух понятий.

Развитие патриотизма и толерантности является сегодня весьма актуальной проблемой, и существует широкий перечень возможностей, которые могут быть использованы в её решении. Однако стоит отметить, что толерантности и патриотизму невозможно обучить формально, как общеобразовательным предметам, можно только способствовать их развитию с помощью проведения ряда мероприятий.

В развитии патриотизма огромную помощь студенту может оказать наставник. Он способен вселить в него уверенность, разделяя или одобряя выбранные технологии и передавая мастерство и жизненный опыт. Основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений «родитель - ребенок» к отношениям в мире взрослых и сверстников. В филиале Уфимского государственного нефтяного технического университета в г.Стерлитамаке таким наставником является старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Загыртдинов Р.Б. Он возглавляет Центр военно-патриотического воспитания молодежи в филиале и является организатором поисковой группы «Обелиск» (дата создания - 1996г.).Необходимо отметить, что в состав этой группы входят студенты нашего филиала. Военно-патриотическая работа для членов группы имеет большое значение и ведется по различным направлениям: это и сотрудничество со Стерлитамакским краеведческим музеем, проведение уроков Мужества в учебных заведениях города, встречи с ветеранами войны. Поисковиками во главе с Р.Б. Загыртдиновым  были организованы экспедиции в так называемую долину Смерти, пос. Мясной Бор, в Смоленскую область, Белоруссию. Всего за  годы в составе объединенного отряда «Снежный десант» они нашли и перезахоронили останки 50 солдат Красной Армии, обнаружили 5 медальонов красноармейцев. В 2010 году в филиале УГНТУ на основе поискового движения был создан музей истории Великой Отечественной войны. Таким образом, вышеназванные виды деятельности доказывают свою эффективность и способствуют развитию патриотизма у студентов вуза.

На основании проведённого исследования мы можем сделать вывод, что международное сотрудничество может выступать фактором развития толерантности и патриотизма в студенческой среде. Для этого можно использовать такие инструменты воздействия, как, например, литература, музыка, живопись, кинематограф, проведение культурных мероприятий, изучение языков. Ведь не случайно, например, для периода локальных культур условием «культурности» всегда являлось знание других языков, позволяющих постигать смысл различных культур, выступая своеобразным признаком высокообразованности и культурности человека. Человек изучал другой язык с целью общения на нем с представителями другой культуры, создавая тем самым предпосылку для познания своей этнической культуры и самого себя как части этой культуры. Только в ситуации «познание иной культуры через свою, а своей - через другую» культуры взаимообогащают друг друга, а язык становится средством культурного общения [3, с.12].

Вопрос развития патриотизма особенно актуален в условиях современного мира и обуславливается необходимостью формирования положительного образа России и русской культуры как внутри страны, так и за её пределами.

Подчеркивая единство различных культур, можно развивать и укреплять толерантность и патриотизм, а использование различий в культурах как объединяющего фактора может способствовать повышению интереса к другой культуре.

Рецензенты:

ГоловневаЕ.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики начального образования  Стерлитамакского филиала БашГУ, г. Стерлитамак;

ФатыховаА.Л., д.п.н., профессор Стерлитамакского филиала БашГУ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак.