С точки зрения реализации компетентностного подхода в образовательном процессе особый интерес представляет подготовка специалистов в области информационных технологий (ИТ) [1]. Это обусловлено не только неуклонным ростом потребности в них, но и самой природой и инновационностью этой сферы, что позволяет использовать процесс подготовки ИТ-специалистов как экспериментальную площадку [4]. При этом не менее важным является то, что в этот процесс в качестве образовательного инструмента легко внедрить информационные технологии как для формирования компетенций, так и для оценки их уровня сформированности.
Целью работы является разработка методики по реализации автоматизированной информационной системы для управления формированием у студентов профессиональных компетенций на основе приобретенного опыта.
Производственная практика в франчайзинговых фирмах компании «1С» востребована как работодателями, так и студентами. Основными видами деятельности этой компании являются продажа программных продуктов 1С; их внедрение, сопровождение, разработка программного обеспечения для заказчика, а также обучение персонала. Как показал анализ прохождения практики студентов в «1С»-франчайзинговых фирмах, определенную трудность представляют контроль выполнения студентами заданий практики, определение уровня сформированности компетенций и управление в целом процессом прохождения практики, особенно при большом количестве практикантов.
Студент-практикант включается в работу по одному из видов деятельности фирмы в зависимости от имеющихся у него компетенций. В его задачи дополнительно могут входить также работы на мероприятиях, проводимых головной фирмой параллельно с фирмами-франчайзи в регионах, таких как Единый всероссийский семинар фирмы 1С для бухгалтеров и руководителей, День карьеры, олимпиады фирмы 1С, День молодежи, конкурс дипломных проектов с использованием программного продукта 1С и др. [5]. При этом они выступают с докладами, разрабатывают задания для олимпиады, участвуют в работе в судейской коллегии (жюри), осуществляют организационное сопровождение и информационное обеспечение (пресс-служба). Кроме того, они могут участвовать в маркетинговых мероприятиях фирмы, а также в принятии решений в ситуации выполнения экстренных заданий и взаимодействия с потенциальными работодателями.
Поскольку студенты, проходящие практику, стремятся в будущем работать в фирме, главной целью в ходе учета их работы ставится отслеживание соответствия реальных достижений практиканта на текущий день требованиям, предъявляемым к нему как к претенденту на вакантную должность.
Цикл практики разбивается на несколько этапов: вводное занятие по видам практических работ (перечень предполагаемых работ, инструктаж по технике безопасности, процедуры, формы отчетности в дневнике и т.д.); индивидуальное планирование по траектории профессионального роста в соответствии с профстандартами; прикрепление специалистов фирмы как кураторов по приобщению студентов-практикантов к прикладным знаниям по программному обеспечению фирмы «1С»; разработка и защита отчета по результатам практики на основании индивидуального дневника практиканта; аттестация студентов-практикантов по завершении практики для принятия решения по приему в штат наиболее успешных из них по итогам прохождения практики.
Основной процесс организации практики разделен на четыре процесса: регистрация, планирование, реализация и формирование отчета (рис. 1).
Рис. 1. Модель процесса организации практики в нотации DFD
Внешними сущностями данного основного процесса являются студенты-практиканты – потенциальные выпускники образовательных организаций, и руководство фирмы – потенциальный работодатель. Всю работу по практике производит персонал фирмы. Входными данными в систему являются анкеты, заполненные студентами-практикантами. Выходной информацией системы является отчет о практике «Развитие компетенций» и отчет «Аттестация студентов».
Первым процессом являются регистрация студента-практиканта и выявление его знаний и способностей при помощи специальной матрицы квалификации. При регистрации вводятся фамилия, имя, отчество, образовательная организация, специальность, телефон, электронный адрес и другие данные. Матрица квалификации составляется под определенную специальность или должность и заполняется практикантом самостоятельно. Матрица состоит из определенных вопросов и ответов. Все эти данные хранятся в базе данных «Анкеты студентов».
Вторым процессом является планирование практики (рис. 2). На данном этапе определяется направление практической деятельности, данные о которой хранятся в базе данных «Виды практических работ». При этом происходит выбор определенных практических работ согласно специальности либо способностям студента. Определяется траектория профессионального становления в соответствии с профессиональными стандартами. Также для студента определяется куратор. Данные о кураторах хранятся в базе данных «Список кураторов». Куратор определяется в зависимости от выбора практической деятельности. Далее согласовывается черновой вариант индивидуального плана практики уже вместе с куратором, который хранится в базе данных «Черновые планы». После этого производится защита составленного плана в кругу студентов и руководителя отдела. Затем индивидуальные планы сохраняются в базе данных «Планы студентов».
Третьим процессом является осуществление практики. В течение этого времени при участии кураторов студенты реализуют поставленные задачи и осуществляют анализ своей деятельности. В процессе анализа проделанной работы выявляются определенные недостатки, недоработки, делаются выводы и проставляются определенные оценки за выполненные работы. За счет шкалы оценок за определенный период времени можно выявить наиболее успешных и старательных студентов-практикантов. Во время прохождения практики укрепляются профессиональные навыки и формируется коммуникабельность.
Рис. 2. Декомпозиция процесса планирования практики
Завершающим процессом является формирование отчета о прохождении практики. Отчет студента при его защите подлежит детальному обсуждению в формате коллегиального осмысления результатов освоения практических работ в приложении к траектории профессионального становления студента.
Предложенная методика реализована при помощи модификации конфигурации «1С: Зарплата и Управление Персоналом». Данная конфигурация уже содержит набор некоторых объектов и функциональных механизмов, которые могут использоваться в модифицированной части. В частности, это механизмы анкетирования и планирования обучения.
Итогом прохождения практики являются полученные компетенции, которые подтверждаются в процессе аттестации на основании рейтинга и оценок экспертов (фрагмент справочника «Матрица квалификации» представлен на рис. 3.) Полученные и подтвержденные компетенции являются предложением на занятие подходящей вакантной должности в фирме-работодателе.
Рис. 3. Фрагмент справочника «Матрица квалификации»
Таким образом, на основе анализа прохождения практики в ИТ-компании студентов, обучающихся по ИТ-направлениям подготовки, предложена и реализована на платформе «1С» методика разработки автоматизированной информационной системы по формированию у студентов профессиональных компетенций на основе приобретенного опыта. Эта система позволяет управлять процессом прохождения практики с точки зрения формирования у студентов необходимых компетенций, установленных образовательными и профессиональными стандартами. Поэтому она представляет практическую ценность как для образовательных организаций, так и для работодателей.
Рецензенты:Хайруллин А.Х., д.т.н., профессор, профессор кафедры информационных систем Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны;
Дмитриев С.В., д.т.н., профессор, профессор кафедры автоматизации и управления Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны.