В условиях повсеместного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах деятельности информационная среда общеобразовательной организации становится все более значимым фактором конкурентоспособности образовательного учреждения [4].
Вследствие реализации Федеральной целевой программы Развитие единой образовательной информационной среды в 2001Р2005 гг., а также Федерального проекта Информатизация системы образования в настоящее время во многих общеобразовательных организациях имеются проекционное оборудование, цифровые фото- и видеокамеры, роботы, интерактивные программно-аппаратные комплексы, включающие интерактивную доску, персональный компьютер учителя и мультимедийный проектор. Практически каждая общеобразовательная организация обладает (либо должна обладать) функционирующей локальной сетью и имеет доступ к ресурсам сети Интернет.
Как отмечает В.П. Беспалько, развитие информационных технологий приводит к тем изменениям в обществе, которые влекут за собой новые стандарты образования, необходимость сочетания традиционной формы обучения с компьютерными и построения на этой основе действенной дидактической системы [1, с. 28].
Однако актуальным остается вопрос о готовности общеобразовательных организаций ответить тем запросам современности, которые побуждают их к внедрению инновационных технологий и средств в ежедневную педагогическую деятельность, что особо подчеркивается в Государственной программе Российской Федерации Развитие образования на 2013Р2020 гг. [2, с. 18]. С целью выявления уровня готовности общеобразовательных организаций и педагогического коллектива к использованию информационно-коммуникационных технологий, образовательных средств сети Интернет, электронных образовательных ресурсов нами был проведен опрос 147 учителей различных учебных дисциплин из общеобразовательных организаций Смоленской области и г. Москвы. Рассмотрим некоторые его результаты.
Опрос выявил, что большая часть респондентов умеют пользоваться компьютером (96% учителей). Среди них 46% всегда используют компьютер (ноутбук) для подготовки к урокам, 32% С часто, 18% С иногда.
Следует отметить разнообразие программного обеспечения, используемого респондентами при подготовке к урокам: текстовые редакторы (93%), программы для создания компьютерных презентаций (87%), табличные процессоры (65%), графические редакторы (60%), программы видеомонтажа (26%), программы для работы с интерактивной доской (23%).
Обозначим электронные образовательные ресурсы, используемые учителями для подготовки к урокам: образовательные Интернет-порталы (90%), мультимедийные презентации и энциклопедии (75%), тестирующие программы (61%), адаптированные программно-методические комплексы (51%), электронные учебники (47%), мультимедийные путеводители (33%).
Анализ ответов респондентов на блок вопросов о применении электронных образовательных ресурсов на уроках свидетельствует о высоком проценте применения учителями общеобразовательных организаций мультимедийных презентаций и энциклопедий и составляет 71%. Затем, в порядке убывания популярности применения электронных образовательных ресурсов, следуют образовательные Интернет-порталы (69%), тестирующие программы (66%), адаптированные программно-методические комплексы (56%), электронные учебники (54%), мультимедийные путеводители (35%).
Полученные результаты указывают на оснащенность общеобразовательных организаций, достаточную для применения указанных электронных образовательных ресурсов на уроках по различным учебным дисциплинам.
Сравнительный анализ использования электронных образовательных ресурсов респондентами представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительный анализ использования электронных образовательных ресурсов учителями общеобразовательных организаций
Среди респондентов, не использующих компьютер или ноутбук при подготовке к урокам (4%), не умеют пользоваться компьютерной техникой 1% учителей. Основной причиной, по которой учителя общеобразовательных организаций не используют компьютер или ноутбук для подготовки к урокам, является отсутствие соответствующей техники дома (32%) или на работе (46%). Здесь необходимо отметить, что компьютеры имеются не в каждом кабинете, хотя компьютерные классы есть в каждой школе и используются преимущественно при обучении информатике, в некоторых школах имеются мобильные комплекты ноутбуков, однако их также не хватает, чтобы обеспечить компьютерами все кабинеты. Не считают необходимым использование компьютера или ноутбука при подготовке к урокам 18% опрошенных учителей.
Повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс наложило определенный отпечаток на развитие самих общеобразовательных организаций и всех участников процесса образования. Все шире компьютер используется на занятиях в рамках обучения различным предметам в общеобразовательной школе. Проведенный опрос показал, что информационно-коммуникационные технологии на уроках применяют всегда 27% опрошенных учителей, часто С 28%, иногда С 20% и не используют 25% респондентов. В качестве причин, по которым учителя школ не применяют информационно-коммуникационные технологии на уроках, были выделены отсутствие специального оборудования у 66% респондентов, отсутствие соответствующей подготовки при наличии необходимого оборудования у 24% опрошенных, не считают необходимым применение информационно-коммуникационных технологий на уроках 6% респондентов.
Использование информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет, является одним из направлений повышения качества образования [3]. Многообразие образовательных материалов и коммуникационные возможности сети Интернет позволяют учителю использовать разнообразные ресурсы глобальной сети при подготовке к уроку или для работы на уроке. Электронные средства обучения делают урок нагляднее, интереснее. С их помощью, как отмечает Х.Э. Тангулов, можно придать учебному процессу целенаправленный личностно ориентированный характер [5, с. 96].
Среди учителей, использующих компьютерную технику при подготовке к урокам, Интернет-технологии применяют всегда 35% респондентов, часто С 35%, иногда С 19%. Интернет-технологии при подготовке к урокам не используют 11% респондентов. Основной причиной, по которой респонденты не применяют Интернет-технологии на уроках, является отсутствие специального оборудования в классе С 60% опрошенных учителей; имеют специальное оборудование, но не имеют специальной подготовки 33% педагогов школ, не считают необходимым использовать Интернет-технологии на уроках 7% респондентов.
Сетевые технологии Р сеть Интернет или локальную сеть общеобразовательного учреждения Р всегда используют на своих уроках 20% опрошенных педагогов, 15% С часто, 13% С иногда и 52% не используют.
При этом 83% респондентов, не использующих на уроке сетевые технологии, ответили, что не имеют для этого специального оборудования, 5% имеют специальное оборудование, но не имеют специальной подготовки, и не считают необходимым 8% опрошенных учителей.
Для подготовки к урокам опрошенные педагоги используют различные ресурсы сети Интернет: сайты (96%), вики-энциклопедии (60%), базы цифровых электронных ресурсов (59%), различные возможности электронной почты (56%), форумы и блоги (38%), теле- и видеоконференции (11%).
В ходе исследования были получены отрицательные ответы на каждый из блоков заданных вопросов. Сравнительный анализ причин неиспользования компьютерных технологий учителями образовательных организаций отражен в рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ причин неиспользования компьютерных технологий учителями школ
Полученные результаты опроса учителей школ позволили выявить противоречия между активным ростом сетевых информационных ресурсов и недостаточным уровнем доступа к ним у многих учителей непосредственно на уроках, а также быстрым ростом уровня информатизации образования, растущим объемом содержания информации и ограниченными возможностями для ее использования в рамках существующей системы образования школьников ввиду отсутствия полной компьютеризации классов общеобразовательных организаций. Особенно остро эти противоречия могут сказаться на качестве внедрения региональных информационных образовательных систем, требующих наличия хотя бы одного компьютера в каждом классе и предполагающих постоянный мониторинг успеваемости, посещаемости, численности и других характеристик образовательного процесса как со стороны государства, так и непосредственных потребителей образовательных услуг, в том числе родителей, а следовательно, и на качестве предоставления государственных образовательных услуг в соответствии с требованиями современного информационного общества.
Рецензенты:
Боровикова Т.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой управления, ФГБОУ ВПО Смоленский государственный университет, г. Смоленск;
Сенченков Н.П., д.п.н., профессор, проректор по международным и молодежным программам, ФГБОУ ВПО Смоленский государственный университет, г. Смоленск.