Общеизвестно, что социально-экономическое развитие общества во многом определяется уровнем здоровья учащейся молодежи, которое составляет значительную долю в структуре населения и формирует будущие трудовые ресурсы, репродуктивный и культурный потенциал государства. Поэтому проблема охраны здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее актуальных задач. Несмотря на то что студенты - наиболее динамичная общественная группа, которая хорошо адаптируется к факторам социального и природного окружения, в то же время они подвержены высокому риску нарушений состояния здоровья. В настоящее время отмечается значительное влияние на здоровье подрастающего поколения не только природно-климатических, но и социально-экономических факторов жизнедеятельности, в частности условий и образа жизни, социального статуса, материальной обеспеченности, состояния питания, отношения к употреблению психоактивных веществ и комплекса характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.
Студенчество - юношеский период онтогенеза, в котором завершается созревание всех систем организма, происходит окончательное формирование физиологической, психологической и социальной зрелости. Уровень физического здоровья в этот период, по мнению ряда авторов [1], может служить контролем эффективности проводимых в предыдущие периоды онтогенеза гигиенических мероприятий и регламентировать дальнейшую деятельность по оздоровлению, корректировать образ жизни. Согласно исследованиям [4; 7; 8], индивидуальное здоровье студентов оказывает влияние на все аспекты жизнедеятельности, в частности образ жизни, адаптацию к учебной деятельности и ее качество, физическую и умственную работоспособность, социальную активность и т.д.
В свою очередь, здоровье человека во многом определяется способностью его к адаптации. Многие авторы [4; 6] отмечают прямую зависимость процесса адаптации студентов к обучению в вузе и уровня физического здоровья от объема двигательной активности. Таким образом, возникает необходимость мониторинга физического здоровья молодежи для разработки региональных нормативов физического развития, совершенствования технологий сохранения и укрепления здоровья при занятиях физической культурой [9].
В связи с вышеизложенным целью нашего исследования стала оценка уровня физического здоровья и адаптивных возможностей студентов I курса Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ).
Методы и организация исследования. Нами было проведено обследование 157 первокурсников (возраст 17-18 лет) ВятГГУ: юноши и девушки факультета физической культуры (соответственно, группы 1 (n=28) и 2 (n=24)), а также факультетов информатики, математики и физики, экономики и управления, истории и культуры, социальных технологий (группы 3 (n=41) и 4 (n=64)). Деление на группы основано на различиях в уровне двигательной активности, который у студентов, активно занимающихся физкультурой и спортом, в том числе в часы аудиторных занятий, заведомо выше. Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко [2] включает в себя индексы физического развития (весоростовой показатель, ВРП; жизненный индекс, ЖИ; силовой индекс, СИ), состояния сердечно-сосудистой системы в покое и после дозированной физической нагрузки (ДФН; проба Мартине), характеристики систолической работы сердца (индекс Робинсона, ИР). Измерение антропометрических (длины и массы тела) и функциональных показателей (жизненная емкость легких, мышечная сила кисти ведущей руки, артериальное давление, частота сердечных сокращений) проводились с помощью общепринятых методик.
Кроме того, для оценки степени адаптации системы кровообращения был рассчитан адаптационный потенциал (АП) по формуле Р.М. Баевского [3], которая построена на показателях (частоты сердечных сокращений, артериального давления, возраста, массы тела, роста), играющих существенную роль при становлении и закреплении адаптации организма к различным воздействиям внешней среды.
При статистической обработке результатов обследования использовались параметрические методы с определением средней арифметической (М), ошибки средней арифметической (m), переменной Стьюдента t с оценкой достоверности по критерию значимости р (различия между группами признаков считались достоверными при р<0,05).
Результаты исследования и их обсуждение. По результатам обследований каждая группа была разделена на подгруппы: с безопасным (группы 1Б, 2Б, 3Б, 4Б) и небезопасным (группы 1Н, 2Н, 3Н, 4Н) уровнями физического здоровья. Среди обследованных 64,3% юношей и 45,8% девушек факультета физической культуры имеют безопасный уровень здоровья, на других факультетах - соответственно 14,6% и 12,5%, что, в свою очередь, указывает на невысокий уровень физического здоровья студентов в целом, а также - более низкий уровень физического здоровья обучающихся с невысокой двигательной нагрузкой. Наши данные согласуются с исследованиями других авторов [6] о прямой зависимости морфо-функциональных показателей и, как следствие, состояния физического здоровья студентов от уровня двигательной активности.
Несмотря на общий низкий уровень физического здоровья, у большинства обследованных значения функциональных показателей находятся в пределах физиологической нормы (табл. 1), а уровень здоровья в группах характеризуется как «ниже среднего» (5-9 баллов по Апанасенко [2]), «средний» (10-13 баллов), «выше среднего» (14-16 баллов).
Таблица 1
Результаты экспресс-диагностики уровня физического здоровья
Экспресс-диагностика уровня физического здоровья юношей |
||||
Показатель |
Группа 1Б (n = 18) |
Группа 1Н (n = 10) |
Группа 3Б (n = 6) |
Группа 3Н (n = 35) |
ВРП, г/см |
380,4±9,6 |
388,9±17,0 |
365,5±17,0 |
391,3±8,5 |
ЖИ, мл/кг |
69,8±1,7 |
62,6±3,2 |
70,2±2,3 |
56,6±1,9 * × |
СИ, % |
71,5±2,0 |
69,1±3,3 |
78,3±5,3 |
60,3±2,0 * × Δ |
ИР, усл. ед. |
76,5±2,4 |
80,4±5,8 |
74,5±5,5 |
84,3±3,6 |
ДФН, с |
47,2±4,4 |
60,0±1,9 * |
60,0±0,0 * |
65,8±3,7 * |
Балл по Апанасенко |
15,33±0,29 |
10,05±0,56* |
15,67±0,56 |
9,00±0,44 *× |
АП |
1,98±0,05 |
2,09±0,09 |
1,93±0,06 |
2,09±0,05 × |
Экспресс-диагностика уровня физического здоровья девушек |
||||
Показатель |
Группа 2Б (n = 11) |
Группа 2Н (n = 13) |
Группа 4Б (n = 8) |
Группа 4Н (n = 56) |
ВРП, г/см |
364,2±13,2 |
333,9±8,5 |
319,2±6,1 □ |
348,4±6,8 ◊ |
ЖИ, мл/кг |
62,8±4,1 |
54,7±9,7 |
57,5±1,2 |
48,8±1,4 □ ◊ |
СИ, % |
50,3±2,6 |
45,3±2,1 |
45,8±3,2 |
39,0±1,5 □ º |
ИР, усл. ед. |
70,8±2,8 |
78,3±3,3 |
69,6±4,2 |
84,7±1,9 □ ◊ |
ДФН, с |
35,0±2,2 |
68,3±3,5 □ |
49,3±5,8 □ |
81,8±3,4 □ ◊ º |
Балл по Апанасенко |
15,36±0,39 |
10,08±0,67 □ |
15,50±0,27 |
7,71±0,36 □ º ◊ |
АП |
1,89±0,06 |
1,89±0,08 |
1,86±0,12 |
2,47±0,18 º |
Примечания.
Группы 1Б, 1Н - соответственно юноши факультета физической культуры с безопасным и небезопасным уровнями здоровья;
2Б, 2Н - соответственно девушки факультета физической культуры с безопасным и небезопасным уровнями здоровья;
3Б, 3Н - соответственно юноши других факультетов с безопасным и небезопасным уровнями здоровья;
4Б, 4Н - соответственно девушки других факультетов с безопасным и небезопасным уровнями здоровья.
Обозначения достоверности (р<0,05) различий с группами: * - 1Б; Δ - 1Н; □ - 2Б; º - 2Н; × - 3Б; ◊ - 4Б.
Исключение составляет СИ, который в группах 2Н, 3Н, 4Б и 4Н ниже возрастной нормы, что свидетельствует о слабом развитии мышц кисти студентов, что в свою очередь является следствием недостаточности мышечных нагрузок, слабостью мышечного тонуса, а также малоподвижного образа жизни. У девушек группы 4Б низкие значения СИ могут быть следствием недостатка массы тела (значение ВРП 319,2±6,1 г/см - плохая упитанность).
Результаты обследования студентов факультета физической культуры показали (табл. 1): достоверные (р<0,05) различия между подгруппами с безопасным и небезопасным уровнем здоровья отмечаются только по результатам пробы с ДФН (у юношей - 47,2±4,4 с против 60,0±1,9 с; у девушек - 35,0±2,2 с, против 68,3±3,5 с), что, вероятно, свидетельствует о напряжении механизмов адаптации и снижении аэробного энергопотенциала в подгруппах с небезопасным уровнем здоровья (подгруппы 1Н и 2Н). Отсутствие достоверных различий по другим показателям свидетельствует о хороших адаптивных способностях и резервных возможностях кардиореспираторной системы студентов с высоким уровнем двигательной активности. Это подтверждают расчеты АП (табл. 1), свидетельствующие об удовлетворительной степени адаптации системы кровообращения, что согласуется с данными исследований других авторов [10]. Поскольку сердечно-сосудистая система является универсальным индикатором адаптационно-приспособительной деятельности организма, состояние удовлетворительной адаптации организма большинства обследованных студентов свидетельствует о достаточных функциональных возможностях организма.
В группах студентов с невысоким уровнем двигательной активности (группы 3 и 4) отмечаются достоверные (р<0,05) различия между студентами с безопасным и небезопасным уровнем здоровья по большинству показателей (табл. 1). В частности, у девушек это касается ВРП (319,2±6,1 г/см против 348,4±6,8 г/см), ЖИ (57,5±1,2 мл/кг против 48,8±1,3 мл/кг), ИР (69,5±4,2 усл. ед. против 84,7±1,9 усл. ед.) и ДФН (49,2±5,8 с против 81,8±3,4 с).
Сравнение групп с различным уровнем двигательной активности показало наличие достоверных различий у юношей по СИ и результатам пробы с ДФН, у девушек - практически по всем показателям (табл. 1), что свидетельствует о благоприятном влиянии двигательной активности на резервные возможности сердечно-сосудистой системы и аэробный энергопотенциал. Полученные результаты подтверждают данные Д.В. Викторова [5] о более высоких адаптивных возможностях студентов с высокой двигательной активностью.
Результаты оценки степени адаптации системы кровообращения юношей и девушек показали удовлетворительную степень (табл. 1). В то же время необходимо особо отметить девушек группы 4Н, у которых степень адаптации близка к неполной, что свидетельствует о напряжении механизмов адаптации. В этой же группе самый низкий уровень физического здоровья - ниже среднего (7,71±0,36 балла). Сравнительный анализ показал достоверные различия оценки степени адаптации между группами юношей 3Б и 3Н и группами девушек 2Н и 4Н. Степень адаптации выше в группах с более высоким уровнем физического здоровья. Это указывает на взаимосвязь физического здоровья и адаптационных возможностей системы кровообращения.
Выводы. Экспресс-оценка физического здоровья и адаптивных возможностей 157 первокурсников ВятГГУ позволяет сделать следующие выводы:
1) студенты имеют общий низкий уровень здоровья;
2) количество девушек с небезопасным уровнем здоровья достоверно выше по сравнению с юношами;
3) студенты с низким уровнем двигательной активности имеют более низкий уровень резервных возможностей;
4) большинство студентов имеет низкие значения силового индекса;
5) большинство обследованных студентов имеет удовлетворительную степень адаптации системы кровообращения, которая выше в группах с более высоким уровнем физического здоровья;
6) у девушек с более низкой двигательной активностью степень адаптации близка к напряжению механизмов адаптации.
Заключение. В связи с вышеизложенным разумно организованная, адекватная физическим возможностям двигательная активность, а также здоровый мотивированный образ жизни являются одними из наиболее действенных средств сохранения и повышения уровня индивидуального здоровья учащихся. Со стороны органов образования и здравоохранения должны быть организованы непрерывное взаимодействие с лечебно-профилактическими учреждениями, активное внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий, применение различных методов профилактической работы, что позволит повысить устойчивость обучающихся к воздействию факторов внешней среды.
В целом, полученные нами результаты доказывают необходимость мониторинга здоровья молодежи для решения проблемы, связанной с оптимизацией двигательной активности студентов, обоснования разработки оздоровительных программ [4], так как только оптимальная двигательная активность в сочетании с рациональной организацией жизнедеятельности повышает адаптационные возможности организма и функциональные резервы кардиореспираторной системы, а в целом способствует укреплению физического здоровья.
Рецензенты:
Спицин А.П., д.м.н., профессор, зав. кафедрой патофизиологии КГМА, г. Киров;
Григорович М.С., д.м.н., профессор, зав. кафедрой семейной медицины и поликлинической терапии КГМА, г. Киров.