Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

MATERIAL AND SPIRITUAL VALUES IN MODERN BASHKIR PROSE

Davletova R.R. 1
1 Bashkir State University
Цель данной статьи – проследить за развитием темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской литературе. В проанализированных произведениях авторы описывают вступление страны в эпоху капитализма, который вошел в сильный диссонанс с нравственно-культурными воззрениями российского и, в частности, башкирского народа. В произведениях изображено, как денежно-рыночная система губительно воздействует на людей, которые не готовы принять новую экономическую систему. Авторы ищут ответы на вопрос о том, как не потерять нравственность и при этом быть успешным? Если в первых произведениях только поставлен такой вопрос и на него еще нет ответа, то в романе Ф. Галимова «Новый башкир» четко проводится мысль о том, что человек должен приспосабливаться к новым условиям, трудиться, пробуждать свои способности, а не бездействовать, сетуя на сложившиеся обстоятельства.
The purpose of this article is to follow the development of the theme of material and spiritual values in modern Bashkir literature. In the analyzed works, the authors describe the country´s entry into the era of capitalism, which went into dissonance with strong moral and cultural views of Russian and, in particular, the Bashkir people. It is shown in the works that monetary and market system has a devastating impact on people who are not ready to adopt a new economic system. Authors seek answers to the question how to stay successful without losing morality. If the first works only put a question to him, and still there is no answer, the F. Galimov´s novel "New Bashkir" clearly held the idea that man must adapt to new conditions, to work, to awaken his abilities, but he must not be inactive complaining on the circumstances.
wealth
poverty
wealth
spirituality
money
capitalism
Современная башкирская литература не изобилует произведениями, посвященными конкретно теме денег и материальных ценностей. Чаще всего тема материальных благ, богатства и бедности переплетается с темой духовных ценностей. Однако в данной статье мы проанализируем несколько произведений, освещающих тему денег, предпринимательства, богатства и материальных ценностей, и попытаемся выявить характерные черты, присущие современной башкирской литературе, изучить авторские подходы к освещению темы богатства.

«Каждый язык реализует определенный способ отображения действительности в соответствии с конкретно историческим опытом данного народа, его культурой и условиями жизни» [4, с.1209]. Выбранная нами для анализа эпоха - это время перехода к капитализму. Башкирские писатели отображают действительность через свое восприятие ситуации и явлений. В повести Нажии Игизьяновой «Тяжкое время» описывается 1999 год. «Сейчас время денег, деньги выше справедливости. Некоторые даже разговаривают только «на языке денег»», размышляет в начале произведения главная героиня Гульмадина, чьими глазами показан мир на протяжении всей повести. Она - учитель на пенсии. Вместе с ней в доме живут сын, только что окончивший университет, и дочь с двумя маленькими детьми. Они вынуждены жить лишь на ее пенсию, которой категорически не хватает. Именно поэтому Гульмадина вынуждена искать работу. Она оканчивает курс гувернанток и устраивается на работу в дом богатых людей. Через прием контраста автор показывает, насколько далеки интересы, характеры, мысли богатых и бедных людей. Показано это и в описании дома - огромные двухэтажные коттеджи, лестница которых устлана коврами, диковинные цветы до потолка, дорогая мебель, которую «даже в наших рекламах не показывают». Обо всем этом героиня произведения даже не смеет мечтать. «Гульмадина никогда не завидовала и не желала такого богатства, да и как человеку, считающему каждую копейку, сравниться с такими богачами». Для нее главное - найти деньги, чтобы покупать продукты для детей. В то время, когда любовница богатого предпринимателя Ралия делает себе маски из черной икры, у Гульмадины не хватает денег даже на обычную рыбу. Богатые персонажи повести показаны в резко отрицательном свете. В то время как бедные не знают, как найти достойную работу и считают каждую копейку, ждут часами государственный автобус, поскольку на «маршрутку» нет денег, богатые Жулавские не знают, куда бы им поехать жить - в Америку, Израиль или Швейцарию, растрачивают легкие деньги на дорогие покупки, на различные удовольствия (вроде тех, как личный водитель, который нужен хозяйке в целях удовлетворения своих интимных потребностей). Автор в обличительных тонах говорит о неблагодарности богатых, об их унижении своих слуг  при каждом удобном случае. Если одни из них делают это, глядя в лицо, крича и «давясь собственной злостью», то другие унижают «красиво», используя в своей речи иносказания. Неумение понять других, жестокость, лицемерие, расточительство, эгоистичность - самые характерные качества богатых героев произведения. Изображается непомерное высокомерие обладающих деньгами персонажей. Особенно интересно это показано в сцене ужина с американцами, которые пришли к Жулавским. Владея миллионами, американские гости не потеряли умения смеяться и громко говорить, благодарить, в то время как «наши» общаются с прислугой сквозь зубы, говоря с нарочитым пренебрежением, полагая, что именно так должны вести себя богатые люди, размышляет об этом Гульмадина. Затронута в повести и тема воспитания. В погоне за деньгами богатые родители не заинтересованы в воспитании своих детей, у них нет времени на них. Жулавские целыми днями на работе зарабатывают свои миллионы, а Ралия занята покупками и развлечениями. Именно поэтому неудивительно, что Карина выросла эгоистичной девушкой, готовой разрушить чужие судьбы только ради того, чтобы добиться своей цели и выйти замуж за богатого американца. «Каков в гнезде, таков в полете», - рассуждает об этом главная героиня. Однако в конце повести кульминационным моментом является то, что ее сын тоже встает на скользкую дорогу - он становится любовником Ралии за оплату в 12 тысяч рублей в месяц. «Безденежье тоже портит человека, мама, человек становится жалким. Я знаю, что такое нищета и долго был гордым нищим. Почему когда весь мир погряз в разврате, я должен быть святым?» - так Сынбулат отвечает на мольбы матери, умоляющей не ходить больше на эту работу. Мать переживает глубокую трагедию, «Гульмадина проигрывает в борьбе с социальным неравенством, духовной нищетой и развратом, охватившими все общество и затронувшими и здоровых молодых людей, таких как Сынбулат»[3, с.224].

Общественно-социальные проблемы, духовные и материальные ценности в повести описываются через глубокий психологизм, размышления героини о жизни, богатстве и бедности, ценностных установках современного общества.

Потеря ценностных ориентиров - одна из основных проблем данной эпохи. Человек сам должен найти ответ на один из самых насущных вопросов - оставаться гордым нищим, соглашаться на маленькую зарплату или переступить через мораль и найти бога в деньгах? Сынбулат ушел и даже не обернулся посмотреть  на свою плачущую мать. Вероятно потому, что обратного пути нет. Вступление в мир капитализма сложно, хотя он не состоит только из этих двух крайностей. Вероятно, есть и другие пути решения. Но в повести о них не упоминается.

В рассказе Рашита Султангареева «Буржуи» автор также  изображает наступление «дикого» капитализма. Это наступление в произведении выражается через образ бабушки, продающей семечки на улице. Раньше милиционеры прогнали бы их, называя спекулянтами, а сейчас для них раздолье, размышляет про себя повествователь. Но тут же находит оправдание, придумывая ей биографию: «Сытый не знает, каково голодному. Наверное, она сидит здесь от безысходности... Ей, наверное, около 70, наверное, пережила и ужасы войны, и тяжелые послевоенные годы» [5, с. 370]. Но мужчина, стоявший рядом, быстро возвращает наивного повествователя на землю, сказав ему о том, что эта бабушка зарабатывает, «ни много, ни мало - три тысячи рублей в месяц». Повествователь безмерно удивляется таким цифрам и восклицает, что ее зарплата же получается больше зарплаты  профессоров. «Кто такие сегодня профессора! Вот эти бабушки сегодня вместо них!» - отвечает ему на  это мужчина [5, с. 371].

В рассказе автор раскрывает и жестокие условия конкуренции, которые вытравливают из людей последние человеческие качества. Когда на ту же территорию, где сидела бабушка, встает молоденькая женщина, начинается настоящая «третья мировая война». Бабушка, поняв, что не способна на здоровую конкуренцию, решила напугать соперницу. Но и новоявленная «империалистка» не собиралась сдаваться. Автор показывает, насколько низко может опустить человека жажда денег:  женщины, обзывая друг друга грязными словами, пытаются схватить друг друга за волосы, лицо обеих исцарапано и в капельках крови. Обе обвиняют друг друга в самых страшных  вещах и называют конкурентку буржуем и империалистом. «Идет капитализм! Встречайте, господа!» - такими словами заканчивается рассказ. И  в этом рассказе мы видим  разрушительную силу денег, которая губит человечное в человеке. Автор проносит идею о том, что дело здесь не только в деньгах, а и в неумении приспосабливаться к меняющимся условиям. Капитализм, пришедший на смену коммунизму, застал людей врасплох. Потеряна старая идеология, но новая еще не обретена, люди не знают, во что верить и на что опираться. Самые деловитые принимаются за куплю-продажу, делают большие деньги на нечистых сделках, а люди, не подготовленные к новым условиям, «остаются за бортом». Но не все те, кто вроде бы приспособился зарабатывать деньги,  умеют приспосабливаться к конкуренции, к законам «дикого рынка», что мы отчетливо видим в поведении этих двух женщин.

Тема денег, материального и духовного богатства, бизнеса затрагивается в романе Флюра Галимова «Новый башкир». Это произведение стало новым явлениев истории башкирской литературы, поскольку именно там впервые анализируется тема бизнеса с точки зрения самого бизнесмена. Роман можно назвать автобиографическим. Если с одной стороны, он относится к художественной литературе, с другой стороны, там есть и элементы научно-популярного стиля. Его можно отнести и к современной развивающей литературе, поскольку книга представляет собой жизненный опыт автора в сфере бизнеса и может служить неким тренингом или мастер-классом для тех, кто желает заняться этим делом. 

Следует заметить, что в повести «Чудаки», написанном много ранее, Флюр Галимов описывает жизнь своего героя - Ильгама Буранбаева, который в погоне за материальным богатством чуть не утратил себя как человека. В повести Флюр Галимов как бы предупреждает, что занятие бизнесом пагубно для творческого человека. Но его собственная жизнь, безденежье заставляют автора заняться бизнесом. Результатом 12-летнего пребывания в мире бизнесменов и денег является его роман «Новый башкир».

Автор в лице повествователя анализирует «дикую рыночную экономику» России, подчеркивает, что бизнес в России - это не настоящий бизнес. Он раскрывает многие преступные стороны этой деятельности. В романе герой неоднократно сталкивается с коррупцией, рэкетом, жестокой конкуренцией, недобросовестными предпринимателями, нечистыми на руку чиновниками и т.д. Ему и самому приходится давать взятки, идти на хитрости, обманным путем добиваться желаемого, однако это все происходит от безысходности. Будучи в мире денег и бизнеса, невозможно оставаться полностью чистым, либо ты побеждаешь, либо путь в мир предпринимательства для тебя закрыт, говорится в романе. Однако, при желании, можно сохранить в себе человечность, доброту, вести достойную жизнь. Сам повествователь занимается благотворительностью и строит мечеть в деревне.

В мир бизнеса многих привела нищета и безысходность. Многие попали под сокращение, кому-то месяцами не выдавали зарплату. Повествователь не осуждает их, ведь ему и самому нужно кормить жену и четверых детей. Среди тех, кто занимается торговлей  на рынке, большинство представляют специалисты с высшим образованием -  педагоги, экономисты, люди искусства. Есть и тренер Маркел Григорьевич, воспитавший всесоюзных чемпионов. «Что же нам делать? - говорит он герою романа. - Я же говорю тебе, сейчас мы никому не нужны! Если были бы нужны - не платили бы такую нищенскую зарплату. Каждый из нас вынужден сам позаботиться о себе. Вот и я ушел в коммерцию» [2, с. 22]. Проблемы, присущие времени перехода российского общества к капитализму, автор передает словами Маркела Алексеева: «У половины продавцов на рынке есть высшее образование, многие высококвалифицированные специалисты. Сколько кадров пропадает! Видишь того мужчину? Раньше он был руководителем производства в военном заводе. А сейчас вот галоши продает...»

Простым и увлекательным языком автор передает настроение своего времени,  его частое обращение к народным пословицам и поговоркам говорит о его принадлежности к народным массам инародном мышлении. Через свои приключения Флюр Галимов раскрывает основные правила бизнеса: в бизнесе друзей не бывает; нужно уметь договариваться с людьми; быть способным к конкуренции; анализировать; а самое главное - упорно трудиться и быть решительным, ведь бизнес не терпит лени, медлительности и нерешительности.

Автор категорически не согласен с мнением, что башкиры не способны к предпринимательству. «Если подумать, то все, что нас окружает, это бизнес. Разводишь ли скот и продаешь мясо на рынке, выращиваешь ли зерно и отвозишь на элеватор, нанимаешься ли на работу и продаешь свой труд - это все бизнес. Говорить, что башкир не способен к бизнесу, это значит говорить, что он не способен жить» [2, с. 219].

Писатель и критик Рафаэль Азнагулов, анализируя роман Ф. Галимова, пишет: «В чем же смысл романа? Автор объясняет своим современникам ценность земли. Земля - это многозначное слово. Среди одного из значений есть такое понятие как Земля-мать. Наша родная земля сравнивается с матерью. Значит, земля нас питает, одевает, дает хлеб и молоко» [1, с. 120]. Поэтому Флюр Галимов в своем романе призывает свой народ любить землю, ухаживать за ней, держаться за нее, ведь это - источник жизни не только в духовном, но и в материальном плане тоже.

Проанализированные произведения современной башкирской литературы изображают переломный период в истории нашей страны, новый чуждый режим «дикого капитализма», который вошел в сильный диссонанс с нравственно-культурными воззрениями российского и, в частности, башкирского народа. Денежно-рыночная система губительна для людей, которые не готовы принять новую экономическую систему. Быстрое  обогащение может сломать человека, превратив его в алчную, жадную личность. В произведениях современной башкирской литературы ведется поиск ответов на такие вопросы: Как остаться человеком, когда за хлеб приходится бороться? Как не переступить ту черту, за которой приходится предавать своих друзей и родных? Можно ли жить в капиталистическом обществе, оставаясь честным с другими людьми и самим собой? Автор повести «Тяжкое время» Нажия Игизьянова приходит к выводу, что желание разбогатеть и само богатство губит в человеке все нравственные качества,  ее главная героиня убеждается в том, что богатство - это источник людских пороков. А у Рашита Султангареева мы видим неприспособленность честных людей подстроиться под меняющиеся условия реальности. Приходит время капитализма, и только научившись принимать условия нового времени, изменившись самим, можно выжить в новой эпохе - такая мысль прочитывается в его рассказе.

А Флюр Галимов в автобиографическом романе примеряет роль бизнесмена на себя. Он доказывает, что нельзя жить, опираясь только на прошлый опыт, человек должен развиваться, осваивать новые знания, пересмотреть свое отношение к деньгам, действовать смело и решительно, научиться зарабатывать деньги. И ни в коем случае не находить оправдания своему бездействию, ссылаясь на то, что башкирский народ не способен к предпринимательству, ведь это бы означало неприспособленность народа к жизни вообще. В романе четко проводится мысль о том, что человек должен приспосабливаться к новым условиям, трудиться, пробуждать свои способности. 

Таким образом, через данные произведения можно проследить, как менялось отношение писателей к теме материальных ценностей и развивалось отображение  материального и духовного богатства в современной башкирской литературе.

Рецензенты:

Идельбаев М.Х., д.ф.н., профессор, Башкирский государственный университет, г. Уфа;

Мухтаруллина А.Р., д.ф.н., профессор, и.о. зав. кафедрой иностранных языков гуманитарных факультетов, Башкирский государственный университет, г. Уфа.