Учебная мотивация представляет собой частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, и определяется различными факторами:
1) самой образовательной системой, образовательным учреждением;
2) организацией образовательного процесса;
3) субъектными особенностями обучающегося;
4) спецификой учебной дисциплины.
В настоящее время считается, что основными мотивами учения студентов являются «познавательные» и «профессиональные» мотивы, а также что мотивы учебной деятельности можно сформировать оцениванием и специально организованной самостоятельной работой. При этом необходимым условием для создания у студентов интереса к учебной деятельности выступает возможность проявить в процессе обучения самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими обучающихся. Процесс формирования мотивации учебно-познавательной деятельности студентов является поэтапным, динамичным и управляемым [5].
Организация учебного процесса на кафедре неорганической, физической и коллоидной химии Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России (ПМФИ) основана на использовании разнообразных способов повышения мотивации учебно-познавательной деятельности студентов. В настоящее время на кафедре ведется обучение студентов I, II и III курсов по 11 химическим дисциплинам для трех специальностей. В том числе в первом семестре преподаются дисциплины «Химия общая и неорганическая» (специальность «Фармация») и «Неорганическая химия» (специальность «Медицинская биохимия»).
Работа преподавателей со студентами I курса имеет свои специфические особенности. Общеизвестно, что у студентов-первокурсников много сил отнимает процесс адаптации к новым условиям и требованиям в высшем учебном заведении. Поскольку обязательным условием заинтересованной и результативной работы студентов является положительный настрой в системе отношений «педагог - студент», профессорско-преподавательский состав кафедры строит свою работу на создании и поддержании доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения, благоприятного эмоционального микроклимата в учебной группе, что на данном этапе является важнейшим психологическим методом мотивации первокурсников [2]. Кроме того, преподавателями кафедры используется многолетний опыт работы в качестве кураторов учебных групп I курса, подтверждающий на практике необходимость данного вида деятельности для успешной социально-психологической адаптации первокурсников.
Залогом результативной мотивации студентов I курса, столкнувшихся с новыми, непривычными условиями высшего учебного заведения, является четко выстроенная и понятная для них система организации учебного процесса по данной дисциплине. Установлено, что у студентов с высокой успеваемостью преобладают познавательные и профессиональные мотивы, внутренние по отношению к учебной деятельности; с низкой успеваемостью - внешние мотивы [1]. Эффективным средством повышения мотивации учебной деятельности студентов с разным уровнем подготовки зарекомендовала себя балльно-рейтинговая система (БРС). Анализ работы кафедры неорганической, физической и коллоидной химии ПМФИ показывает, что студенты младших курсов не могут сами контролировать ход учебы, поддерживать ритмичную систематическую работу в течение всего семестра. Использование БРС позволяет непрерывно стимулировать работу студентов, дает им возможность получить немедленную оценку своего труда, повышает состязательность в учебе и, как следствие, заинтересованность в конечном результате: успешном прохождении текущего, рубежного и итогового контроля знаний. Рейтинговые баллы студентов систематически заносятся каждым преподавателем в рейтинговые листы и доводятся до сведения студентов. В конце семестра производится подсчет общей суммы баллов, полученных каждым студентом, на основании чего определяется семестровый рейтинг в процентах. Результаты доводятся до сведения студентов. В целях морального стимулирования по итогам рейтинга в конце семестра определяются лучшие студенты курса, что является дополнительным психологическим способом повышения мотивации студентов [3].
Считается, что познавательная мотивация составляет структуру научных (познавательных) интересов, которые являются ведущими мотивами познавательной деятельности. Сущность познавательной мотивации заключается в стремлении добывать, производить знания [1]. Формированию познавательной мотивации у студентов, появлению интереса к самостоятельной работе способствует применяемая на кафедре система занятий по индивидуальному плану. Студенты, имеющие достаточно высокий уровень подготовки, выполняют во внеучебное время под контролем преподавателей ряд письменных заданий по изучаемым разделам дисциплин «Химия общая и неорганическая» и «Неорганическая химия», требующих не только знаний, но и логического мышления, умения анализировать информацию и аргументировать свой ответ. Данный вид работы позволяет развить у студентов-первокурсников навыки поиска и анализа информации, критическое мышление, а также способствуют формированию познавательной самостоятельности.
Познавательные мотивы являются основой формирования творческой мотивации, ведущими в ее структуре. Творческая мотивация - это направленность на самостоятельное получение новых знаний и преобразование собственной деятельности. Для этого необходимо создание ситуации, способствующей появлению интереса к самостоятельной работе [1]. Одним из удачных методов повышения увлеченности студентов учебной деятельностью является проведение кафедрой неорганической химии ежегодных студенческих конференций, а также «Менделеевских чтений». Для студентов I курса возможности участия в экспериментальной научно-исследовательской работе ограничены отсутствием практических навыков, поэтому на данном этапе более актуальными являются освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации, навыков работы с литературой, поиск литературных источников, обучение основам самостоятельной работы, развитие нестандартного мышления и пр. Научно-исследовательская работа студентов-первокурсников, выполняемая во внеучебное время, реализуется путем их участия в подготовке научных рефератов на заданные темы, в работе студенческого научного общества, в студенческих научных конференциях и олимпиаде по химии, проводимых кафедрой. При участии студентов в этой форме работы наиболее ярко выражены внутренние мотивы научно-исследовательской деятельности, которыми являются интерес к процессу обучения, желание получить как можно больше знаний, интерес к содержанию учебного материала, стремление к систематизации знаний, интерес к самостоятельному выполнению работы, стремление к преодолению трудностей, стремление получить удовольствие от интеллектуальной исследовательской работы [4]. Творческая самостоятельная работа характеризуется использованием студентом эффективных способов добывания новых знаний, а также положительным отношением студентов к пополнению профессионально значимых знаний [1]. Необходимым психологическим методом, повышающим внутреннюю мотивацию студента, является обязательное поощрение участия в подобных мероприятиях, поэтому победители публично награждаются грамотами, а все формы участия поощряются дополнительными баллами рейтинга.
Общепризнано, что основой успешного обучения и готовности к самообразованию важнейшее значение имеет развитие познавательных мотивов и познавательных возможностей личности. Повышение мотивации учебной деятельности студентов является эффективным способом улучшения учебного процесса и, как следствие, повышения результатов обучения. Поэтому одной из основных задач, реализуемых преподавателями кафедры неорганической, физической и коллоидной химии ПМФИ в работе со студентами-первокурсниками, является формирование устойчивых мотивов учебно-познавательной деятельности как основы успешного обучения, а также необходимого компонента для развития профессиональных мотивов и готовности к дальнейшему самообразованию.
Рецензенты:
Говердовская Е.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, заместитель директора по последипломному и дополнительному образованию, г. Пятигорск;
Компанцев В.А., д.фарм.н., профессор кафедры неорганической, физической и коллоидной химии Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск.