Одним из перспективных путей по формированию у студентов конфликтологических компетенций является междисциплинарная и внутрипредметная интеграция, интеграция воспитательной среды, которая предполагается современной педагогической наукой. Среди таких дисциплин это дисциплины гуманитарные, социально-экономические.
Гуманитарные и социально-экономические дисциплины способствуют формированию общей и профессиональной культуры, научному мировоззрению у студентов, вооружают их знаниями, которые помогают понять смысловую сторону жизни, найти свое место в обществе, преодолеть личностные проблемы, выходить из конфликтных ситуаций, умело контактировать с другими людьми, одним словом - понять и приумножать человеческие ценности. Это требует закладывания нового фундамента обучения будущих педагогов - междисциплинарного сознания, при котором история науки и культуры должна освещаться в едином познавательном контексте, смоделированном на широкой основе. При этом от педагога требуется передать студентам не только «багаж» знаний, но и стиль и манеру мышления. Хотя социально-экономические и гуманитарные дисциплины обладают значительными возможностями для формирования у студентов конфликтологических компетенций, нужно отметить, что в стандартах (федеральный компонент) на данные возможности обращается недостаточное внимание [2].
Главным и основным направлением для усиления педагогического потенциала социокультурной среды является работа по социальному и морально-психологическому развитию личности: развитие системы ценностных ориентаций, мотивов действия, способности к самоанализу и самосовершенствованию. Результат такой работы в конечном счете является реальным основанием для успешной реализации специальных мер по формированию конфликтологической культуры студентов и преподавателей.
Важную роль в формировании у студентов конфликтологических компетенций играет базовый курс «Социальная психология».
В содержание этого курса, помимо вопросов о предмете, истории и методах социальной психологии личности, входят также вопросы, посвященные изучению психологии межличностного взаимодействия; психологии малых групп; психологии межгрупповых отношений; психологии больших социальных групп, массовых психических явлений и т.д.
По мнению А.В. Дороховой, особенно велика роль психологии, педагогики и социологии, которые позволяют вооружить студентов специальными знаниями, сформировать специальные умения и навыки. А именно студент в области педагогики, психологии студент должен знать:
1) основные категории и понятия психологической науки;
2) основные потребности человека, эмоции и чувства;
3) основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
4) особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;
5) причины возникновения конфликтов, их сущность, типологию.
Должен уметь:
1) дать психолого-педагогическую характеристику группы;
2) диагностировать причины возникновения конфликтов;
3) применять на практике свои знания по конструктивному разрешению конфликтов [3].
При этом необходимо уделять внимание использованию возможностей внеучебной деятельности, формам и методам повышения профессиональной направленности будущих педагогов, созданию условий для их самоактуализации, самореализации, самосовершенствования. Как отмечается в исследовании Е.В. Головневой: «Такое самосовершенствование является важной предпосылкой оптимизации процесса развития личности студента в процессе его профессионально-педагогической подготовки, которая в свою очередь трудно реализуема вне сферы наставнических действий со стороны ведущих педагогов-теоретиков и новаторов-практиков» [1, с. 64].
В требованиях федерального компонента госстандартов сказано, что дипломированный педагог должен «понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов». В данном требовании отражен социологический аспект проблемы на микроуровне ее рассмотрения.
В психологическом аспекте требования госстандарта ставит задачу вооружения будущих педагогов знаниями основ социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии и малых групп.
Анализ программно-методического обеспечения гуманитарных социально-экономических дисциплин показал недостаточность использования возможностей содержания этих дисциплин для формирования у студентов конфликтологической компетентности, развития личностных качеств, обеспечивающих готовность будущих педагогов к соответствующей деятельности. Этот недостаток объясняется отсутствием целенаправленного внимания к данной области социальных и психолого-педагогических знаний; ограниченностью, узостью базы конфликтологических знаний, умений, опыта как преподавателей, так и студентов.
Существующее положение можно улучить, если в действующие программы включить вопросы, способствующие формированию конфликтологических компетенций у студентов. Например, в программу по социологии при изучении вопросов о социальных группах можно добавить понятие конфликта, его необходимые и достаточные условия; стили поведения в конфликте; групповые конфликты; вопросы управления конфликтами; этапы, формы вмешательства; переговорный процесс; межличностные конфликты: многообразие сфер существования, т.е. акцентировать внимание студентов на технологии конструктивного разрешения конфликтов.
Для формирования у студентов опыта работы с конфликтами в содержании дисциплин «Социальная психология», «Педагогика и психология» можно включить вопросы о динамической модели конфликта, о механизмах его развития; о внутриличностном конфликте, акцентировать внимание на его специфике и формах проявлениях; о групповых конфликтах; о стилях поведения в конфликте; об управлении конфликтами.
Важны следующие требования к конфликтологической компетентности педагога:
1) жизненная позиция: положительное отношение к себе и к окружающим людям; гармония личных и общественных интересов; готовность подчинить личные интересы интересам коллектива;
2) моральный облик: строгое соблюдение моральных норм, верность принципам; справедливость, честность, доброта;
3) психологический облик: устойчив, уравновешен, доброжелателен, оптимистичен, демонстрирует хорошее настроение;
4) конструктивные умения: стремится постоянно предупреждать конфликты, понимает, предугадывает их итоги; разрешает конфликты конструктивно;
5) характер поведения: конструктивное социально и профессионально активное; нацеленность на достижения личного и общего успеха; всегда защищает интересы учащихся [4].
Важную роль в формировании у студентов конфликтологических компетенций, готовности к конструктивному разрешению конфликтов играет педагогическая практика. Можно привести следующие примеры заданий для самостоятельной работы студентов при работе с такими важнейшими понятиями, как: «конфликт», «анализ конфликта», «технология переговорного процесса» и другие:
1) сделайте подборку статей и периодической печати, Интернета;
2) придумайте конфликтную ситуацию и разыграйте с товарищем сценку, как правильно выйти из конфликта;
3) придумайте конфликтную ситуацию, разрешение которой оказывает конструктивное воздействие на участников конфликта;
4) разыграйте сценку, как неправильно разрешают конфликт ваши товарищи-студенты;
5) найдите диагностические методики по определению конфликтогенности, апробируйте ее, разработайте рекомендации; разработайте рекомендации для себя и товарищей и т.д.
На лекциях и на практических занятиях можно использовать следующие приемы:
1) постановка проблемных вопросов, задач с примерами конфликтов;
2) моделирование конфликтных ситуаций, их обсуждение;
3) ролевые игры, разработка и защита проектов.
Необходимо отметить, что в формировании конфликтологической компетентности, опыта во внеучебной деятельности у студентов особенно важна роль куратора. Особое внимание кураторам следует обратить на формирование хорошего психологического климата в коллективе, систематическое изучение коллектива.
Типичными ошибками и недостатками в работе куратора являются:
1) попытка разрешить конфликт без выяснения его основных причин, т.е. без проведения диагностики;
2) «замораживание» конфликта;
3) неверное определение предмета конфликта и оппонентов;
4) запаздывание в принятии мер;
5) некомплексность, односторонность мер: силовых и дипломатических;
6) неудачный выбор посредника;
7) попытки посредника разыграть собственную «карту»;
8) пассивность оппонентов;
9) слабость профилактической работы с эмоциями и напряжением;
10) слабость работы со стереотипами;
11) ошибки в договоре;
12) генерализация конфликта (не принимались меры по его ограничению, локализации) [5].
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: целенаправленная работа педагогов по формированию у студентов готовности к разрешению конфликтов, конфликтологической компетентности, умений вести деловые переговоры требует дальнейшей актуализации.
Имеются еще определенные недостатки в подготовленности и педагогов, и студентов в области конфликтологической компетентности. Участникам педагогических отношений необходимо максимально полно использовать возможности содержания гуманитарных и социально-экономических дисциплин для преодоления конфликтных ситуаций. При этом следует отметить, что в педагогической среде не следует стремиться к полному предупреждению конфликтов, так как это мешает формированию у участников педагогического процесса опыта конструктивного разрешения конфликтов.
Рецензенты:
Головнева Е.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак;
Канбекова Р.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВПО Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.