Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONTENT AND ORGANIZATION OF TEACHERS ON THE FORMATION OF STUDENTS CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE

Aleksandrova L.M. 1 Zhdanova L.U. 1
1 FGBOU VPO Bashkir State University, the Sterlitamak Branch
The article reveals the organization of the work of the teacher on the formation of the students conflictological competence. Conflicts have a dual role, is a catalyst for personal growth. If we consider the student´s environment, among them most often appear conflict situations, and teacher at the same time must be able to quell the conflict, but also to extract from it the positive side. Characterized by the importance of humanitarian and socio-economic disciplines in the formation of a professional culture (the students form a common culture and professional, scientific outlook, which in turn helps them to solve personal problems, resolve conflicts); requirements of the federal component of the SES standards to conflict competence of the teacher (certified teacher should "understand the mechanism of occurrence and resolution of social conflicts", which reflects the sociological aspect of the problem at the micro level, consideration, and from a psychological point of view of state standard weapons poses the problem of the future teachers the knowledge bases of social psychology, psychology interpersonal relations, psychology and small groups). It is emphasized that the humanitarian and socio-economic disciplines insufficient use of opportunities for the content of these disciplines formation of students´ conflict competence and this situation can be improved if the existing program to include issues that contribute to the formation of competence conflictsin students. Also in the article discusses the requirements for conflict competence of the teacher, the importance of teaching practice the role of facilitator in the formation of students´ conflict competence.
interdisciplinary integration
Intra integration
integration of the educational environment
humanitarian competence
interdisciplinary consciousness conflict conflictological Culture conflictological competence
psychology
pedagogy
«Пролистав» страницы истории развития человечества, можно сделать вывод, что конфликты были всегда. Надо согласиться, что конфликты - это реальность, неотъемлемая часть жизни как каждого человека, так и социума. Конфликты играют двойную роль. С одной стороны, они негативно влияют на нашу коммуникацию, вследствие чего могут появиться переживания, агрессивные действия, стрессы. А с другой стороны, конфликты являются стимулом для роста личности, развития отношений между людьми, так как они являются сигналом к пересмотру отношения к себе, к окружающим людям, к деятельности. Если, в частности, рассмотреть студенческую среду, то она характеризуется большим количеством конфликтных ситуаций, которые надо рассматривать не только с негативной стороны, но и как позитив для самореализации и самопознания. Поэтому одной из задач педагогического общества является формирование у студентов конфликтологических компетенций, что характеризуется способностью педагога осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и переход социально негативных конфликтов в социально положительное русло.

Одним из перспективных путей по формированию у студентов конфликтологических компетенций является междисциплинарная и внутрипредметная интеграция, интеграция воспитательной среды, которая предполагается современной педагогической наукой. Среди таких дисциплин это дисциплины гуманитарные, социально-экономические.

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины способствуют формированию общей и профессиональной культуры, научному мировоззрению у студентов, вооружают их знаниями, которые помогают понять смысловую сторону жизни, найти свое место в обществе, преодолеть личностные проблемы, выходить из конфликтных ситуаций, умело контактировать с другими людьми, одним словом - понять и приумножать человеческие ценности. Это требует закладывания нового фундамента обучения будущих педагогов - междисциплинарного сознания, при котором история науки и культуры должна освещаться в едином познавательном контексте, смоделированном на широкой основе. При этом от педагога требуется передать студентам не только «багаж» знаний, но и стиль и манеру мышления. Хотя социально-экономические и гуманитарные дисциплины обладают значительными возможностями для формирования у студентов конфликтологических компетенций, нужно отметить, что в стандартах (федеральный компонент) на данные возможности обращается недостаточное внимание [2].

Главным и основным направлением для усиления педагогического потенциала социокультурной среды является работа по социальному и морально-психологическому развитию личности: развитие системы ценностных ориентаций, мотивов действия, способности к самоанализу и самосовершенствованию. Результат такой работы в конечном счете является реальным основанием для успешной реализации специальных мер по формированию конфликтологической культуры студентов и преподавателей.

Важную роль в формировании у студентов конфликтологических компетенций играет базовый курс «Социальная психология».

В содержание этого курса, помимо вопросов о предмете, истории и методах социальной психологии личности, входят также вопросы, посвященные изучению психологии межличностного взаимодействия; психологии малых групп; психологии межгрупповых отношений; психологии больших социальных групп, массовых психических явлений и т.д.

По мнению А.В. Дороховой, особенно велика роль психологии, педагогики и социологии, которые позволяют вооружить студентов специальными знаниями, сформировать специальные умения и навыки. А именно студент в области педагогики, психологии студент должен знать:

1) основные категории и понятия психологической науки;

2) основные потребности человека, эмоции и чувства;

3) основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

4) особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;

5) причины возникновения конфликтов, их сущность, типологию.

Должен уметь:

1) дать психолого-педагогическую характеристику группы;

2) диагностировать причины возникновения конфликтов;

3) применять на практике свои знания по конструктивному разрешению конфликтов [3].

При этом необходимо уделять внимание использованию возможностей внеучебной деятельности, формам и методам повышения профессиональной направленности будущих педагогов, созданию условий для их самоактуализации, самореализации, самосовершенствования. Как отмечается в исследовании Е.В. Головневой: «Такое самосовершенствование является важной предпосылкой оптимизации процесса развития личности студента в процессе его профессионально-педагогической подготовки, которая в свою очередь трудно реализуема вне сферы наставнических действий со стороны ведущих педагогов-теоретиков и новаторов-практиков» [1, с. 64].

В требованиях федерального компонента госстандартов сказано, что дипломированный педагог должен «понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов». В данном требовании отражен социологический аспект проблемы на микроуровне ее рассмотрения.

В психологическом аспекте требования госстандарта ставит задачу вооружения будущих педагогов знаниями основ социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии и малых групп.

Анализ программно-методического обеспечения гуманитарных социально-экономических дисциплин показал недостаточность использования возможностей содержания этих дисциплин для формирования у студентов конфликтологической компетентности, развития личностных качеств, обеспечивающих готовность будущих педагогов к соответствующей деятельности. Этот недостаток объясняется отсутствием целенаправленного внимания к данной области социальных и психолого-педагогических знаний; ограниченностью, узостью базы конфликтологических знаний, умений, опыта как преподавателей, так и студентов.

Существующее положение можно улучить, если в действующие программы включить вопросы, способствующие формированию конфликтологических компетенций у студентов. Например, в программу по социологии при изучении вопросов о социальных группах можно добавить понятие конфликта, его необходимые и достаточные условия; стили поведения в конфликте; групповые конфликты; вопросы управления конфликтами; этапы, формы вмешательства; переговорный процесс; межличностные конфликты: многообразие сфер существования, т.е. акцентировать внимание студентов на технологии конструктивного разрешения конфликтов.

Для формирования у студентов опыта работы с конфликтами в содержании дисциплин «Социальная психология», «Педагогика и психология» можно включить вопросы о динамической модели конфликта, о механизмах его развития; о внутриличностном конфликте, акцентировать внимание на его специфике и формах проявлениях; о групповых конфликтах; о стилях поведения в конфликте; об управлении конфликтами.

Важны следующие требования к конфликтологической компетентности педагога:

1) жизненная позиция: положительное отношение к себе и к окружающим людям; гармония личных и общественных интересов; готовность подчинить личные интересы интересам коллектива;

2) моральный облик: строгое соблюдение моральных норм, верность принципам; справедливость, честность, доброта;

3) психологический облик: устойчив, уравновешен, доброжелателен, оптимистичен, демонстрирует хорошее настроение;

4) конструктивные умения: стремится постоянно предупреждать конфликты, понимает, предугадывает их итоги; разрешает конфликты конструктивно;

5) характер поведения: конструктивное социально и профессионально активное; нацеленность на достижения личного и общего успеха; всегда защищает интересы учащихся [4].

Важную роль в формировании у студентов конфликтологических компетенций, готовности к конструктивному разрешению конфликтов играет педагогическая практика. Можно привести следующие примеры заданий для самостоятельной работы студентов при работе с такими важнейшими понятиями, как: «конфликт», «анализ конфликта», «технология переговорного процесса» и другие:

1) сделайте подборку статей и периодической печати, Интернета;

2) придумайте конфликтную ситуацию и разыграйте с товарищем сценку, как правильно выйти из конфликта;

3) придумайте конфликтную ситуацию, разрешение которой оказывает конструктивное воздействие на участников конфликта;

4) разыграйте сценку, как неправильно разрешают конфликт ваши товарищи-студенты;

5) найдите диагностические методики по определению конфликтогенности, апробируйте ее, разработайте рекомендации; разработайте рекомендации для себя и товарищей и т.д.

На лекциях и на практических занятиях можно использовать следующие приемы:

1) постановка проблемных вопросов, задач с примерами конфликтов;

2) моделирование конфликтных ситуаций, их обсуждение;

3) ролевые игры, разработка и защита проектов.

Необходимо отметить, что в формировании конфликтологической компетентности, опыта во внеучебной деятельности у студентов особенно важна роль куратора. Особое внимание кураторам следует обратить на формирование хорошего психологического климата в коллективе, систематическое изучение коллектива.

Типичными ошибками и недостатками в работе куратора являются:

1) попытка разрешить конфликт без выяснения его основных причин, т.е. без проведения диагностики;

2) «замораживание» конфликта;

3) неверное определение предмета конфликта и оппонентов;

4) запаздывание в принятии мер;

5) некомплексность, односторонность мер: силовых и дипломатических;

6) неудачный выбор посредника;

7) попытки посредника разыграть собственную «карту»;

8) пассивность оппонентов;

9) слабость профилактической работы с эмоциями и напряжением;

10) слабость работы со стереотипами;

11) ошибки в договоре;

12) генерализация конфликта (не принимались меры по его ограничению, локализации) [5].

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: целенаправленная работа педагогов по формированию у студентов готовности к разрешению конфликтов, конфликтологической компетентности, умений вести деловые переговоры требует дальнейшей актуализации.

Имеются еще определенные недостатки в подготовленности и педагогов, и студентов в области конфликтологической компетентности. Участникам педагогических отношений необходимо максимально полно использовать возможности содержания гуманитарных и социально-экономических дисциплин для преодоления конфликтных ситуаций. При этом следует отметить, что в педагогической среде не следует стремиться к полному предупреждению конфликтов, так как это мешает формированию у участников педагогического процесса опыта конструктивного разрешения конфликтов.

Рецензенты:

Головнева Е.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак;

Канбекова Р.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВПО Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.