Кадровая политика является одной из важнейших проблем, подлежащих скорейшему разрешению. Доврачебная ПМСП оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичную врачебную медико-санитарную помощь оказывают врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры, врачи-педиатры участковые и врачи общей практики (семейные врачи) [3; 5].
В настоящее время в отрасли отмечается несоответствие численности и структуры медицинских кадров объемам деятельности. Отмечается дисбаланс в соотношениях между врачами общего профиля и узкими специалистами, а также между врачами и сестринским медицинским персоналом. Существующая асимметрия в обеспеченности врачами и сестринским медицинским персоналом (СМП) требуют корректировки на различных уровнях. В этой связи необходимы научно обоснованные подходы к расчетам потребности, планирования, подготовки и использованию кадрового потенциала [2; 3; 5].
При этом проблема нехватки сестринских кадров носит глобальный характер. Не случайно она находится в центре внимания Всемирной организации здравоохранения, Международного совета сестер, органов управления здравоохранением во многих государствах. Главными специалистами по сестринскому делу вышеозначенный аспект рассматривается в качестве одного из главных направлений в развитии системы здравоохранения.
Однако выявление недостатков в развитии и распределении медицинских кадров в настоящих условиях рыночной экономики остается по-прежнему актуальной проблемой [1; 2; 4]. Удовлетворение потребности здравоохранения в специалистах среднего медицинского звена должно проводиться в государственном секторе на основе выполнения социального заказа. Эта работа связана с подготовкой и трудоустройством специалистов, так как кадровые ресурсы, с одной стороны, требуют значительных затрат, а с другой - от них в значительной степени зависит качество и количество предоставляемых медицинских услуг [3; 4].
В настоящее время отмечается значительное количество вакантных мест по специальности сестринское дело, лечебное дело, акушерское дело. Основные требования к специалистам среднего медицинского звена - гражданство РФ, медицинское образование и наличие сертификата специалиста, опыт работы, возраст 20-35 лет. Желательно, чтобы претендент обладал знаниями ПК, был трудолюбивым, имел рекомендации. Обозначены такие качества, как эмоциональная устойчивость, вежливость, коммуникабельность, самостоятельность. При этом гарантируются: высокая заработная плата, социальный пакет, возможность карьерного роста.
В Оренбургской области имеется тенденция увеличения количества вакантных мест врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики (семейных врачей). Так, число участковых терапевтов за период 2010-2014 гг. снизилось на 12,6%; участковых медицинских сестер - на 2,15%. Несколько снизилась численность участковых врачей-педиатров - на 6,8%, а также участковых педиатрических медицинских сестер (на 9,4%). Число врачей общей практики уменьшилось на 22%, однако при этом количество медицинских сестер общей практики увеличилось на 6,7%.
Важным показателем при оказании ПМСП является соотношение численности врачей и сестринского медицинского персонала. Оптимальным соотношением, по международным стандартам, «врач: сестринский персонал» является «1:4» - «1:5». Данный показатель в Оренбургской области в 2014 г. составлял «1:1,2» - в участковой терапевтической службе и «1:4,9» - в педиатрической. Отмечается значительная положительная динамика за десятилетний период 2005-2014 гг., когда эти показатели составляли соответственно «1:1,06» и «1:1,04».
Существенным фактором в организации деятельности врача общей практики (ВОП) является его работа в команде ВОП, и ему, по данным ВОЗ, должны придаваться 4-5 средних медицинских работников (медицинской сестры общей практики, профилактической, процедурной сестры, социальной медсестры и, желательно, акушерки). В этой команде медсестре общей практики отводится важная роль.
В настоящее время в городе Оренбург имеются 60 вакансий должностей врачей, оказывающих ПМСП населению, и 18 должностей сестринского медицинского персонала (табл. 1). При этом доля числа вакансий врача-терапевта участкового составляет 50% (39 вакансий), врача педиатра участкового - 26% (20), врача общей практики - 1,3% (1). В Оренбургской области имеются 94 вакансии должностей врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению, а также 9 должностей сестринского медицинского персонала (табл. 2). Доля числа вакансий врача-терапевта участкового составляет 52,4% (54 вакансии), врача-педиатра участкового - 23,3% (24), врача общей практики - 15,5% (16), что почти в 16 раз превышает показатели в городе Оренбург. Вышеозначенный факт объясняется тем, что особую значимость внедрение института врача общей практики (ВОП) имеет для сельского здравоохранения и медицины в отдельных территориях страны. Это помогает сельскому врачу общей практики обеспечить сельское население медицинской помощью в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздрава России и Положением об организации деятельности врача общей практики (ВОП).
Таблица 1
Вакансии должностей специалистов, оказывающих ПМСП (г. Оренбург, 2015 г.)
Должность
|
врач-терапевт участковый
|
врач-педиатр участковый |
ВОП |
медицинская сестра ВОП |
медицинская сестра участковая
|
медицинская сестра
|
итого |
количество вакансий |
39 |
20
|
1 |
1 |
7 |
10 |
78 |
Руководители, подавшие заявки, в качестве обязательных требований к специалистам предъявляют следующие:
- наличие квалификационной категории (12%);
- стаж работы по специальности не менее 1 года (10%);
- наличие сертификата специалиста (75%).
Руководители хотели бы трудоустроить квалифицированных, опытных специалистов, готовых к работе в практическом здравоохранении. Однако при этом не исключается рассмотрение вариантов приема на работу и молодых кадров, даже в том случае, если потребуется обучение и формирование навыков работы у менее опытных представителей.
Таблица 2
Вакансии должностей специалистов, оказывающих ПМСП (Оренбургская область, 2015 г.)
Должность
|
врач-терапевт участковый
|
врач-педиатр участковый |
ВОП |
медицинская сестра ВОП |
медицинская сестра участковая
|
медицинская сестра
|
итого |
количество вакансий |
54 |
24
|
16 |
1 |
7 |
1 |
103 |
Государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения не могут решать вопросы рыночной стоимости специалиста. В качестве гарантий медицинским работникам, готовым работать в центральных районных больницах, районных больницах, сельских врачебных амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП), городских больницах и поликлиниках, предлагается жилье (общежитие), возможные надбавки к заработной плате, возможность специализации, совместительства и др.
Большинство руководителей медицинских организаций занимаются подбором медицинских кадров лично. Используются в основном личные информационные каналы. Услугами кадровых агентств пользуются лишь 10% руководителей. Однако при этом можно отметить, что прием на работу специалистов через кадровые агентства рассматривается как путь формирования качественного цивилизованного рынка труда. Тем не менее, например, специалисты среднего медицинского звена, находящиеся в поиске работы, - это в основном молодые люди, которые недавно окончили среднее профессиональное образовательное медицинское учреждение (медицинский колледж, медицинское училище). Среди молодых соискателей 32 человека не имеют вообще никакого опыта работы (46,4%). Из всех соискателей (всего 192 человека) 72 - в возрасте от 20 до 30 лет, что составляет 37,5%, соискателей старше 46 лет 42 человека (21,9%).
Особенностью рынка медицинских услуг является то, что медицинская услуга неотделима от самого специалиста, медицинская услуга уникальна и особенна. И, «приобретая» специалиста, работодатель приобретает тем самым потенциальную возможность продажи медицинской услуги, причем услуги определенного уровня и качества. При этом подготовка специалиста требует значительных вложений, а любое вложение требует определенной отдачи. Если подготовить специалиста и «отпустить» его в свободный «рынок» труда, это, с одной стороны, экономически нецелесообразно, и неблагоприятно для самого специалиста - с другой.
В процессе подготовки кадров используются модели: первая - ориентированная на обеспечение социального заказа (когда необходимо выполнить социальные обязательства перед обществом), вторая - рыночная модель. Для практической реализации первой необходимо прогнозировать потребности государственных медицинских учреждений различного уровня и профиля в соответствующих специалистах. В том случае, если специалист получил образование при помощи вложения личных средств, он может быть свободен в своем выборе работы.
Медицинские образовательные учреждения получают заказы на подготовку для медицинских учреждений разного уровня и форм собственности, содержащие при этом все сведения, касающиеся уровня и определенного места будущего специалиста. При этом директивное распределение не является обязательным. Однако возможно предусмотреть упорядоченность вышеозначенного процесса. Студенту - гарантировать оплату обучения, трудоустройство по специальности, а работодателю при этом гарантируется наличие специалиста, который занимает существующую вакансию. В этом случае специалист может получить право на самостоятельное дальнейшее трудоустройство, если он отработал определенный «контрактный срок».
Однако регулирование «рынка» труда должно происходить не силами его субъектов, а государственным органом управления, Министерством здравоохранения. Участие других, в том числе и негосударственных субъектов (страховых медицинских организаций, медицинских ассоциаций и др.), при этом не исключается.
В настоящее время в системе профессионального медицинского образования идет ориентировка на лечение болезней, но не на профилактику. При этом обращает на себя внимание снижение престижа общей врачебной практики. Студенты - будущие врачи ставят перед собой задачи в основном по узкой специализации. Однако здесь часто отмечается недостаточное знание базовых дисциплин, но в основе, несомненно, должна быть базовая подготовка. Необходимо регулировать процессы профессиональной ориентации и трудоустройства именно на экономической основе. При анкетировании студентов медицинского университета выявлено, что более 90% респондентов предполагают для себя узкую специализацию. Лишь 10% (10 чел.) планируют работать в поликлинике, но при этом желательно в частной, ведомственной. Лишь 2% (2 чел.) планируют общую врачебную практику в качестве семейного врача, предполагая желаемую высокую оплату за свой труд.
При анкетировании выявлено, что случайные факторы при выборе профессии врача имели место в 55% случаев, лишь в 45% - целенаправленный профессиональный выбор.
При опросе студентов выявлено, что важнейшие качества врача - профессионализм, честность, милосердие. Руководители медицинских учреждений отмечают образование, квалификацию, наличие опыта работы. Руководители частных медицинских организаций отмечают также следующие факторы: здоровье претендента, возраст, знание иностранного языка, коммуникативные навыки, и даже внешность.
Таким образом, подготовка и профессиональная ориентация медицинских кадров в рамках «нацеленности» на определенный профиль деятельности, уровень знаний и умений является основным аспектом кадровой политики в здравоохранении. Результатом деятельности образовательных медицинских учреждений должно быть удовлетворение потребности системы здравоохранения в специалистах соответствующего профиля и квалификации. Так как перед отраслью стоит насущная проблема неадекватного обеспечения медицинскими кадрами, необходимо проведение мониторинга подготовки и переподготовки кадров, разработки моделей профессиональной ориентации, изменение методологии управления медицинскими кадрами, выявление тенденций их развития.
Рецензенты:
Кузьмин С.А., д.м.н., профессор кафедры медицины катастроф ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Оренбург;
Канюков В.Н., д.м.н., профессор, директор Оренбургского филиала ФГБУ МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова, г. Оренбург.