Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

AXIOLOGICAL ASPECTS OF VOLUNTEER ACTIVITY OF FUTURE DOCTORS

Zabolotnaya S.G. 1
1 Orenburg state medical university
The process of value sphere activation in future doctors by means of their participation in volunteer activity is presented in this article. Volunteer base is considered by the author from the point of view of its axiological aspects when upbringing and training the personality of a future doctor. Special attention is paid to the volunteer activity of medical students as social practice targeted to the development of mental and moral qualities of a person, acquisition and perfection of practical skills on delivering health care to the population. Students’ participation in volunteer activity promotes enlargement and widening of axiosphere of a future doctor, his or her professional self-determination, gaining subject position, formation of professional awareness and establishment of professionally significant personal qualities through assimilation of universal human and professional values.
value potential
axiosphere
volunteer activity
future doctor
medical student
Принципиальное значение, в рамках модернизации российского здравоохранения, имеет профессиональная подготовка будущих врачей. Создание научно-образовательных кластеров с одной стороны и увеличение доли практики с другой направлено на воспитание высокопрофессионального врача, способного оказать квалифицированную медицинскую помощь с опорой на клинические знания, практические умения и навыки сохранения здоровья и жизни людей. Однако не только профессионализм всегда являлся отличительной особенностью выпускника высшей медицинской школы, но и чувство ответственности за выполняемую деятельность, милосердие, доброта и сопереживание. Врач выполняет свои профессиональные обязанности по сохранению здоровья и жизни людей, руководствуясь клятвой Гиппократа, гуманистическими принципами, собственными нравственными убеждениями и ценностными ориентациями.

Таким образом, задача профессиональной педагогики заключается в развитии аксиологического потенциала личности студента медицинского ВУЗа путем активизации ценностной сферы медицинского образования. Расширение и уточнение аксиосферы личности будущего врача происходит в процессе его профессионального самоопределения. По степени своего влияния на личность студента медицинского ВУЗа это равнозначные процессы, поскольку становление личности профессионала, принятие им субъектной позиции невозможны без совершенствования его ценностной структуры.

Аксиосферу личности будущего врача представляет собой интегральную систему ценностных связей и отношений к профессиональному мира врача (здоровому образу жизнедеятельности людей), себе как представителю профессии и обществу в целом. Она включает такие ценности как: человек, здоровье, жизнь, профессиональные знания, профессиональные практические умения и навыки, сострадание, милосердие. Обогащение аксиосферы личности будущего врача происходит в процессе деятельности, т.е. в процессе его приобщения к профессиональным и общечеловеческим ценностям посредством участия студентов в социально и профессионально значимых практиках. Одной из таких социально-ориентированных практик является волонтерское движение (от лат. voluntarius - добровольный, поступающий по собственной воле).

Мы рассматриваем волонтерство как сознательную, добровольную и, что немаловажно, неоплачиваемую деятельность на благо других людей. Согласно Всеобщей Декларации Добровольчества, волонтерство способствует:

- сохранению и укреплению общечеловеческих ценностей;

- реализации прав и обязанностей людей посредством личностного роста через осознание человеческого потенциала;

- совместной работе над созданием инновационных решений в построении общей судьбы [7].

Не вызывает сомнения тот факт, что данная социальная практика помогает студентам не только выстраивать определенные отношения в социальной и профессионально-ориентированной среде, приобретать практические навыки, но и развивать моральные и духовные качества, чувствуя свою необходимость. Работая в качестве волонтеров в учреждениях здравоохранения, студенты познают мир будущей профессии, приобщаясь к ее ценностям и присваивая их в качестве личностно значимых. Деятельность студентов-волонтеров в лечебных учреждениях оказывает безусловное влияние и на саму личность будущего врача, способствуя ее ценностному самоопределению в профессии. Осознав и присвоив ценности будущей профессии, студент проецирует себя в будущее, конструируя потенциальные проекты своего профессионального будущего. Участие студентов медицинского ВУЗа в волонтерском движении помогает им получить и освоить жизненный опыт, необходимый при определении стратегии своей жизнедеятельности.

Таким образом, расширение аксиосферы личности будущего специалиста в области медицины посредством участия студентов в волонтерском движении, предполагает актуализацию личностного отношения студента к будущей профессиональной деятельности, принятию студентами субъектной позиции, формированию профессионального сознания и выработке профессионально-значимых качеств [3]. Включение будущих врачей в социально значимые виды деятельности, значительно расширяет возможности усвоения общечеловеческих ценностей, способствуя формированию гражданской культуры как ценности, в контексте которой происходит становление гуманистических идеалов. Именно в волонтерстве происходит эффективное сочетание общественной, профессионально-ориентированной деятельности и ценностного отношения к ней, поскольку овладевая профессионально-направленной, социально-значимой деятельностью, студент становится творцом данной деятельности, а не пассивным исполнителем. Это дает возможность будущему врачу проявить максимум инициативы и творчества, разработать индивидуальный подход к решению профессиональных задач в будущей профессиональной деятельности. Участие в работе волонтерских отрядов способствует переходу от теории к практике в подготовке будущих специалистов в области медицины, что углубляет и расширяет комплекс качеств, необходимых для активной, плодотворной и результативной работы врача.

Методологической основой реализации волонтерского движения студентов медицинского ВУЗа выступил аксиологический подход, суть которого в контексте профессионального медицинского образования заключается в гармоничном развитии личности будущего специалиста в области медицины с ориентацией его на ценности врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи. В качестве ценностно-смысловой матрицы была использована согласованность действия механизмов «поиск оценка выбор проекция», обеспечивающих восхождение личности к общечеловеческим и профессиональным ценностям [4].

Данный механизм при реализации исследуемого педагогического феномена работает следующим образом:

- поиск подразумевает осознание будущим врачом потребности в приобретении знаний об объекте деятельности. В качестве объекта рассматривается помощь людям как профессиональная и общечеловеческая ценность. Это процесс обретения личностью профессионально и социально значимой информации, обеспечивающей переход к интегративному и фундаментальному знанию. В процессе поиска, при ценностном освоении действительности, меняется и сама личность будущего врача;

- оценка объединяет знания и модальность, способствуя субъективному переживанию актуальности профессионально-ориентированной и социальной информации. Именно в процессе оценки индивид становится личностью, вырабатывая свое ценностное отношение к познаваемой действительности;

- выбор способствует соотнесению студентом медицинского ВУЗа внешнего и внутреннего плана своей жизнедеятельности. Он осуществляется через принятие решения, выявляя эмоционально-оценочное отношение будущего врача к волонтерству как ценности. Являясь механизмом саморегуляции, выбор непосредственно связан с проекцией, опирающейся на диалогичность самосознания;

- проекция выступает как процесс, так и результат переноса собственных свойств и состояний на внешние объекты при использовании полученной профессионально-ориентированной социальной информации, способствуя построению своей жизненной перспективы [2]. Весь процесс приобщения студента медицинского ВУЗа к волонтерской деятельности проходит через его личность, мотивы, цели, ценностные ориентации, перспективы, жизненные планы и построение проекта своего профессионального будущего.

Реализация данного механизма невозможна без синергидного действия такого социально-психологического образования, как интерес с такими личностными качествами, как активность и самостоятельность. При взаимодействии с ними интереса, он не только развивается сам, но и способствует развитию этих свойств [1]. Формируясь в деятельности, интерес к волонтерству стимулирует активность и самостоятельность, а успешная самостоятельность, в свою очередь, вызывает устойчивый интерес, который стимулирует активность и самостоятельность. Эти три согласованных образования выступают компонентами ценностного механизма становления активной субъектной позиции студента медицинского ВУЗа. Другими словами, интерес проявляется и развивается в активном желании узнать как можно больше и в стремлении самостоятельного поиска новых знаний, нового социального опыта, т.е. в проявлении самостоятельной мыслительной активности [6].

С точки зрения действия ценностного механизма, разрабатываемая система мер по привлечению студентов-медиков к добровольческой деятельности приобретает завершенный характер: от цели деятельности, ее мотивов, действий, операций, способов регуляции и корректировки до контроля и анализа ее конечного результата [5].

Следовательно, любая профессионально и социально ориентированная деятельность человека имеет аксиологическую основу.

Волонтерское движение студентов Оренбургского государственного медицинского университета (ОрГМУ), организованное в 2010, базируется на добровольном участии студентов в работе волонтерских отрядов, действующих на базе медицинского университета и работающих как с социально незащищенными слоями населения, так и участвующих в осуществлении проекта по профессиональной ориентации молодежи на медицинскую специальность. Целью работы волонтерского движения ОрГМУ является развитие у будущих врачей высоких нравственных качеств путем пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечение студенческой молодежи к решению социально значимых проблем. Волонтерские отряды ОрГМУ работают в четырех направлениях:

- профилактическое (пропаганда здорового образа жизни, направленная на укрепления здоровья людей);

- профессионально-социальное (организация помощи социально незащищенным слоям населения, участие в практико-ориентированных, социально-значимых проектах);

- профориентационное (ориентация студентов СУЗов и школьников на получение медицинского образования);

- досуговое (проведение тематических мероприятий, направленных на организацию досуга).

Для эффективной работы в волонтерских бригадах организована школа молодого волонтера, где будущие врачи не только знакомятся с организацией и особенностями работы волонтерского движения как в России, так и в других странах, но и совершенствуют практические умения и навыки по общему уходу за больными людьми, индивидуальной и групповой работы с пациентами, расширяют клинические знания по диагностике различных расстройств с дальнейшей подготовкой реферативных сообщений. Также в школе молодого волонтера студенты медицинского ВУЗа знакомятся с особенностями, принципами, формами и методами организации просветительской и профилактической деятельности, оказания помощи социально незащищенным слоям населения.

Следует также отметить, что студенты-волонтеры ОрГМУ принимают участие в социальных, профессионально-ориентированных просветительских акциях, инициаторами проведения которых выступают национальные организации - члены Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Среди них: Всемирный день оказания первой медицинской помощи (World First Aid Day), Всемирный день сердца (World Heart Day), Всемирный день борьбы с туберкулезом (World Tuberculosis Day) и многие другие. Студенты-волонтеры проводят социологические опросы, готовят информационные стенды и брошюры. Цель данных акций - повысить осознание существующих проблем, инициировать всеобъемлющие профилактические меры. Студенты, работающие в волонтерских бригадах, принимают непосредственное участие и в проведении Дня донора. Этому предшествует проведение просветительских бесед и встреч с почетными донорами, а также с донорами-сотрудниками ОрГМУ.

Организация работы с детьми, находящимися на лечении в детских онкологическом и противотуберкулезном диспансерах, а также других детских лечебных учреждениях стала еще одним направлением работы волонтерских бригад студентов оренбургского медицинского университета. Основными векторами их деятельности является оказание медицинской помощи в уходе за маленькими пациентами, организация дежурств у постели тяжелобольных детей, по различным причинам находящихся на лечении без родителей, сбор гуманитарной помощи, проведение игр, концертов, выпуск стенных газет и бюллетеней. Традицией стало проведение акции «Дарю сердце ребенку» в детских клиниках. Данный волонтерский проект получает широкий резонанс среди студентов ОрГМУ, родителей детей, находящихся на лечении, а также самих маленьких пациентов. Студенты не только привозят различную гуманитарную помощь и общаются с детьми, но и организовывают театрализованные представления, суть которых заключается не только в том, чтобы развлечь детей и отвлечь их от тяжелого недуга, но и в формировании у маленьких пациентов твердого убеждения в выздоровлении.

Позитивное воздействие данного волонтерского проекта на профессиональное становление студентов медицинского ВУЗа выразилось в обогащении гносеологического, праксиологического, аксиологического и рефлексивного компонентов аксиосферы:

- непосредственном участии студентов в целеполагании, планировании, моделировании и управлении ситуациями оказания помощи;

- возможности применить профессионально-ориентированные знания на практике;

- развитии чувства ответственности за принятие решений при осуществлении социально-значимой, профессионально-ориентированной деятельности;

- интериоризации профессиональных и общечеловеческих ценностей.

На рефлексивном этапе, при проведении опроса и самоанализа добровольческой деятельности, студенты-волонтеры отмечали:

«Главным, на сегодняшний момент, я считаю свое участие в акции «Дарю сердце ребенку». Эта работа дала мне многое, но самое важное, что она помогла мне реализоваться в профессиональном плане как будущему врачу, ведь врач лечит не только своими знаниями и умениями, но и словом. Глаза маленьких пациентов и их отношение - вот что очень дорого».

«Акция «Дарю сердце ребенку» утвердила меня во мнении, что врачевание - это не жизненный крест, а самое настоящее призвание помогать людям. Больница, в свою очередь, - это не мастерская, где просто «ремонтируют» пациентов, а настоящее единение людей, главной задачей которых является оказание помощи по сохранению здоровья и жизни. При этом доброе слово врача не менее значимо».

«Работа в качестве волонтера, особенно в детской клинике, помогла мне понять, что лечение человека конечно же, прежде всего, - это лечение организма, но наряду с устранением какого-либо нарушения или патологии, врач может и должен «лечить» и облегчать душевное состояние пациента».

Не менее важным направлением работы студентов-волонтеров является организация профориентационной работы в школах города и области. Студенты, участники волонтерских отрядов, не только организуют беседы в образовательных учреждениях, но и привлекают школьников к участию в круглых столах на базе музея ОрГМУ: «О прошлом для будущего». На этих встречах учащиеся школ и студенты знакомятся с жизнью и профессиональной деятельностью выдающихся сотрудников ОрГМУ: хирурга А.С. Альтшуля, анатома И.И. Косицина, терапевта В.А. Симагиной и многих других.

Еще одним направлением работы волонтерских отрядов студентов медицинского университета является организация работы досуговых групп для пациентов психиатрической клиники, находящихся на режиме дневного стационара. Волонтеры участвуют в работе Реабилитационного клуба для амбулаторных и стационарных больных. Основная цель деятельности Реабилитационного клуба заключается в создании условий для оптимального физического и психического восстановления пациентов психиатрической больницы. Студенты-волонтеры осуществляют руководство секциями по интересам: творческими, познавательными, спортивными. Одним из направлений волонтерской движения студентов-медиков является проведение психопросветительской работы в организациях города и области; создание лекторских групп для проведения бесед и лекций по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, СПИДа и организации здорового образа жизни молодежи. Будущие врачи, работающие в волонтерских бригадах, участвуют в проведении тренингов, круглых столов, мастер-классов, клубов по интересам, и «Уроков здоровья», направленных на присвоение студентами и школьниками ценностей общечеловеческой культуры по неприятию социально опасных привычек.

Принимая участие в волонтерской работе, студенты овладевают ценностями профессиональной деятельности врача по сохранению здоровья и жизни людей, приобретают навыки общественно-значимой деятельности, совершенствуют практические умения и навыки оказания медицинской помощи, расширяют и углубляют клинические знания, что способствует освоению жизненного и профессионального опыта, необходимого для становления личности будущего врача.

Итогом участия будущих врачей в волонтерском движении стало обогащение ценностного представления студентов о мире будущей профессии, принятие студентами медицинского ВУЗа субъектной позиции через присвоение профессиональных и общечеловеческих ценностей и развитие профессиональной культуры будущего врача. У студентов-волонтеров формируется чувство сопричастности и гордости за выбранную профессию, ценностное отношение к корпоративной профессиональной культуре медицинского сообщества. Это позволяет будущему врачу занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя в качестве субъекта деятельности по оказанию качественной и эффективной медицинской помощи, направленной на сохранение здоровья и жизни людей.

Рецензенты:

Бухарина Т.Л., д.п.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института Клеточного и Внутриклеточного Симбиоза Уральского Отделения Российской Академии Наук, г. Оренбург;

Каргапольцева Н.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.