Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

FORMATION OF THE TOLERANT RELATION AT STUDENTS OF NOT PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF PREPARATION FOR PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH WITHIN TEACHING DISCIPLINE "THE CHILD WITH OVZ IN EDUCATIONAL AND SOCIOCULTURAL SPACE"

Medvedeva E.Yu. 1 Olkhina E.A. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University after Kozma Minin
В статье представлен теоретический анализ проблемы формирования толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья как одного из ключевых принципов построения и развития гражданского общества. Отмечены важность и значимость формирования толерантности у будущих специалистов непедагогических направлений подготовки, участвующих в формировании личности юных граждан страны. Раскрывается сущность толерантности, определяются существенные расхождения ее проявлений в зависимости от поведенческой модели деятельности человека. Толерантность рассматривается как процесс взаимообогащения разнообразных культур и возможностей. Формулируется заключение, согласно которому сохранение и развитие системы специального (коррекционного) образования позволит обеспечить выбор собственной образовательной траектории ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются основные причины неприятия обществом нетипичного человека: незнание его потенциальных возможностей, особенностей развития, обучения и воспитания. Определяются пути преодоления данной негативной тенденции, в том числе – путем формирования толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья у студентов непедагогических направлений подготовки в рамках преподавания дисциплины «Ребенок с ОВЗ в образовательном и социокультурном пространстве».
The theoretical analysis of a problem of formation of the tolerant attitude towards persons with limited opportunities of health as one of the key principles of construction and development of civil society is presented in article. Importance and the importance of formation of tolerance at future experts of the not pedagogical directions of preparation participating in formation of the identity of young citizens of the country are noted. The essence of tolerance reveals, essential divergences of its manifestations depending on behavioural model of activity of the person are defined. Tolerance is considered as process of mutual enrichment of various cultures and opportunities. The conclusion according to which preservation and development of system of vocational (correctional) education will allow to provide a choice of own educational trajectory with the child with limited opportunities of health is formulated. The main reasons for rejection by society of the atypical person are analyzed: ignorance of its potential opportunities, features of development, training and education. Ways of overcoming of this negative tendency, including – by formation of the tolerant attitude towards persons decide on limited opportunities of health at students of not pedagogical directions of preparation within teaching discipline "The child with OVZ in educational and sociocultural space".
preparation modernization the nepedegogicheskikh of shots
a way of improvement of quality of training of specialists to the fields of education
persons with limited opportunities of health
tolerance
Процесс модернизации высшего педагогического образования обусловлен коренными изменениями в мировой и отечественной образовательной системе. Возрастающие требования государства и общества к уровню профессиональных компетенций педагогов ставят перед вузами задачи комплексной перестройки системы подготовки кадров, создания новых условий и механизмов повышения качества обучения будущих специалистов в области образования. Актуальность и весомая практическая значимость поставленной проблемы подтвердила необходимость проведения открытого конкурса при Министерстве образования РФ на тему «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вуза педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» (номер открытого конкурса: 2014-04.03-05-043-Ф-129.055).

В данном конкурсе принял участие и выиграл Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, получивший право разрабатывать концепцию вариативных модулей обучения студентов непедагогических специальностей, программно-методическое обеспечение, оценочно-измерительные материалы, электронные учебно-методические комплексы и пр. Концептуальные положения инновационного проекта опираются на ключевые позиции модернизации подготовки педагогических кадров. Основу разработки и реализации новых модулей составляет деятельностей подход, ориентированный на переход с традиционного знаниевого показателя в оценке результатов обучения студентов на умения, демонстрируемые в конкретной педагогической деятельности. Современная практика образования требует от будущего специалиста не только соответствия значительному перечню компетенций, но и умения адекватно удовлетворять образовательные потребности различных категорий граждан, а в условиях развития инклюзивного образования бакалавр должен быть готов эффективно взаимодействовать и с детьми с ОВЗ.  Однако инклюзия, как динамичный процесс, не исключает и развитие системы специального образования, где студенты непедагогических специальностей могут реализовать свои профессиональные компетенции.

Следовательно, запросы педагогической науки и практики, требования работодателей определили содержание дисциплин новых модулей, среди которых курс «Ребенок с ОВЗ в образовательном и социокультурном пространстве» является обязательным для изучения. Он позволяет сформировать условия для понимания студентами непедагогических специальностей базовых знаний о контингенте детей с ОВЗ, специфике их обучения, воспитания и развития. Бакалавры знакомятся со структурой современной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в России и за рубежом. С позиции деятельностного подхода освоение курса ориентировано на формирование готовности к эффективному взаимодействию с детьми и подростками с ОВЗ в образовательном и социокультурном пространстве. Данная дисциплина несет в себе значительные возможности для формирования у студентов гуманистических мировоззренческих позиций и толерантных установок в отношении детей с ОВЗ.

Реализация задачи дисциплины в области формирования толерантного отношения обеспечивает оптимальные условия для понимания и принятия детей с ОВЗ бакалаврами выбранного направления подготовки и осознания ими социальной значимости будущей профессиональной деятельности. Знание особенностей и закономерностей отклоняющегося развития, ориентация на потенциальные возможности этой категории детей поможет будущим специалистам в выборе тактики и стратегии их сопровождения. Осмысление уникальности и разнообразия детства во всех его проявлениях позволяет сформировать у студентов устойчивые профессиональные позиции. Значительно расширяет компетенции бакалавров разделы дисциплины, касающиеся психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ, темы о системе комплексного сопровождения в России и за рубежом. Особое внимание обращено к проблеме социально-психологической адаптации, реабилитации и интеграции лиц с ОВЗ. Основная концепция, пронизывающая все содержание курса, состоит в формировании толерантной позиции, в предупреждении и изменении сложившихся стереотипов о детях с ОВЗ.

Технология работы в этом направлении предполагала входную диагностику студентов и выявление имеющихся представлений о детях с ОВЗ. Организовывались дискуссии о существующих в общественном сознании стереотипах и предубеждениях в отношении детей с ОВЗ с привлечением данных социологических опросов и исследований, проводимых общественными организациями. В содержательном плане систематически приводились примеры успешной адаптации лиц с ОВЗ в России и за рубежом. Акцентировалось внимание на весомых возможностях своевременной коррекционно-развивающей и реабилитационной работы. Учитывался многолетний опыт работы кафедры специальной педагогики и психологии на экспериментальных площадках специальных (коррекционных) образовательных организациях г. Н. Новгорода и Нижегородской области. Значительные ресурсы в плане формирования толерантных установок студентов заложены в идеи курса о необходимости не только знать контингент детей с ОВЗ, но и уметь создавать необходимые условия и адекватную среду для их успешного обучения, воспитания и развития. Итоговый опрос бакалавров свидетельствует о позитивной динамике в формировании их толерантного отношения к детям с ОВЗ. Однако опыт работы в этом направлении выявил некоторые трудности, связанные с недостаточной теоретической разработанностью проблемы и устойчивостью общественных стереотипов.

Проблема формирования толерантности будущего педагога становится центральной для современной педагогической науки и практики [3; 4; 6]. Она определена серьезными изменениями в законодательстве большинства стран и глобальными процессами построения гражданского общества. 185 государств, включая Россию, приняли Декларацию принципов толерантности. Она провозглашает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. В Декларации толерантность трактуется как моральный долг, политическая и правовая потребность, которые создают условия для развития культуры мира [5]. 

В России проблема формирования толерантности будущего специалиста в области специального и инклюзивного образования рассматривается в том числе и как основа построения гражданского общества. Внедрение в социальную и образовательную практику толерантных норм поведения является целью федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Процесс формирования общественного и личного толерантного сознания в нашей стране является составной частью глобальных изменений в образовательной системе России. С принятием последнего закона «Об образовании в РФ» приоритетным направлением развития становится система инклюзивного образования, требующая коренных изменений в понимании и принятии всеми субъектами образовательного пространства детей с ОВЗ.  Фундаментом инклюзии как феномена «Образование для всех» является принцип толерантности. Однако этот актуальный вопрос не имеет на сегодняшний день однозначного решения как в научном, так и в практическом плане [7; 10].

Расширение инклюзивной практики и увеличение количества детей с ОВЗ ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в их обучении, воспитании и развитии. Требуется значительная перестройка всей образовательной системы страны и учебно-воспитательного процесса конкретного учреждения. Необходимо изменить отношение педагогических работников к возможности ребенка с ОВЗ обучаться инклюзивно и сформировать у них потребность повышать педагогическую компетентность в данном вопросе. Формирование педагогической толерантности сегодня является актуальной проблемой для российской науки и практики.

Остается открытой проблема подготовки педагогических кадров, не только способных демонстрировать высокий уровень толерантной культуры, но и умеющих создать условия для формирования толерантного отношения детей с нормативным развитием по отношению к сверстникам с ОВЗ, грамотно подготовить и организовать жизнедеятельность детского коллектива, обеспечить психологический комфорт и безопасность пребывания в нем детей с ОВЗ.  

Становление толерантности как нравственного качества личности определено индивидуальными особенностями ребенка, его ценностными ориентациями и установками, особенностями семейного воспитания и пр. Огромная роль в этом процессе принадлежит образовательной организации, в которой ребёнок проводит значительное время и осваивает академические и жизненные компетенции. Воспитание толерантности предполагает признания самим ребенком значимости для себя данной позиции и желания реализовать собственное толерантное отношение в повседневной практике.

Понимание толерантности как многообразия культур и возможностей подводит нас к мысли о том, что сохранение и развитие системы специального (коррекционного) образования обеспечит выбор собственной образовательной траектории ребенком с ОВЗ. Практика работы этих учреждений и история их становления убедительно доказывают их жизнеспособность и эффективность. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений успешно трудятся в разных отраслях народного хозяйства, демонстрируют спортивные успехи, активно участвуют в общественно-политической жизни страны. Общественное признание их достижений и возможности полноценно реализовывать себя вносит существенный вклад в формирование толерантного к ним отношения.

Современная система специального образования также нуждается в обновлении и повышении уровня профессиональной компетентности педагогических кадров [2; 6]. Завоевания и весомые достижения в области обучения, воспитания и коррекции детей с ОВЗ будут серьезно снижаться без совершенствования кадровой политики. Данные статистики убедительно доказывают, что специальное (дефектологическое) образование имеют не более 30% педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в то время как в США демонстрируются показатели 95%. Требует особого внимания и подготовка специалистов, способных обеспечивать комплексное сопровождение детей со сложными нарушениями в развитии, численность которых ежегодно увеличивается. Таким образом, модернизация системы подготовки и переподготовки практических работников специального образования является насущной задачей, требующей скорейшего решения.

Перестройка системы подготовки педагогических кадров должна осуществляется в контексте смены образовательной парадигмы с традиционной на личностно ориентированную. Основу данного подхода составляет ориентация педагога на потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и на создание условий для его самореализации. Пересмотр позиций тесно связан, прежде всего, с необходимостью перестройки педагогического сознания с позиции толерантного отношения к воспитанникам [4].  При этом краткосрочного и однозначного решения данного вопроса ожидать не приходится, что обусловлено целым комплексом факторов, затрудняющих глобальный процесс формирования толерантного педагогического сознания и осмысления обществом потенциальных возможностей лиц с ОВЗ.

Среди основных причин непринятия обществом нетипичного человека исследователи отмечают незнание его потенциальных возможностей, особенностей развития, обучения и воспитания. Эта тенденция опасна на всех уровнях образовательной практики. На уровне дошкольного или школьного учреждения непонимание особых образовательных потребностей детей ведет к отсутствию условий, необходимых для их удовлетворения. На уровне педагогического и детского коллектива - к неэффективной организации взаимодействия. На индивидуальном уровне - к отсутствию толерантных установок и ценностей.

Определенное нарушение в развитии означает существенное ограни­чение жизнедеятельности, оно способствует возникновению социальной изоляции, затрудняет процесс профессионального самоопределения, приобретение навыков социально-бытовой ориентировки и пр. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от об­щества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Среди них материально-экономическая и социальная поддержка этих детей будет мало продуктивной без системной работы государства и общественных институтов по популяризации знаний о потенциальных возможностях лиц с ОВЗ.

Эволюция взглядов общества и государства на данную проблему прошла путь от агрессии и непринятия лиц с ОВЗ до понимания их равных прав и возможностей [11]. С 90-х годов ХХ века в мировой и российской практике активно предпринимаются практические шаги по созданию условий для реализации равных прав и возможностей лиц с ОВЗ. Однако законодательные акты и государственные программы мало эффективны без общественной поддержки и понимания необходимости толерантного отношения к данной категории граждан. Перед педагогическим сообществом, в частности, стоит задача не только повышать уровень педагогической компетентности в этом направлении, но и вести грамотную научно-просветительскую работу с воспитанниками и родителями.

Объективный подход в анализе социально-политической жизни требует преодоления укоренявшегося долгое время в педагогическом сознании представления о необходимости и даже неизбежности в постоянной опеке и жалости по отношению к лицам с ОВЗ. Это мнение исключало саму постановку проблемы равноправного и адекватного взаимодействия с ними, отвергало принципиальное признание толерантного к ним отношения общества. Неприемлемой считается педагогическая практика, при которой проявляется либо излишне жалостливая, либо чрезмерно жесткая позиция педагога, не учитывающая возможности детей с ОВЗ. Этому обстоятельству необходимо уделять особое внимание при подготовке педагогических кадров.

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что процесс модернизации педагогического высшего образования должен базироваться не только на расширении профессиональных компетенций, но и на развитии духовной сферы будущего педагога, на  формировании культурного плюрализма, вбирающего в себя все элементы духовной жизни и обеспечивающего равноправное участие в ней всех субъектов образовательного пространства [3]. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности с ОВЗ. Эффективность перестройки педагогического образования будет напрямую зависеть от высокого уровня социального, интеллектуального, психологического развития педагога, его внутренней свободы и способности к адекватному восприятию лиц с ОВЗ.

Рецензенты:

Мухина Т.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.