Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER-PATHOLOGISTS IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA-ALANIA

Gugkaeva I.T. 1
1 North Ossetian State Pedagogical Institute
The article explains the importance of developing the professional competence of teachers-speech pathologists. The modern educational institution is required by a competent professional, well-versed in matters of correctional pedagogy and special psychology, with in-depth knowledge in the field of related Sciences and creatively implementing new learning technologies. Improvement of professional competences of the teacher-pathologists is achieved through continuous and systematic improvement of its professional level. With the development of the special education system in preschool institutions, socio-economic situation in the country there is a necessity of preparation of special education teachers´, in order to provide timely correctional pedagogic and socio-psychological assistance to children with disabilities. This is due to the fact that at the present stage of development of the special education system put forward a number of new requirements that must be met for a teacher-defectologist. In accordance with the State program of education development in the Republic of North Ossetia-Alania effective way to improve the professional competence of teachers-speech pathologists are refresher courses and retraining, provision of educational process with the qualified personnel.
teacher-defectologist
professional competence
Сhildren with disabilities
За последние годы в Республике Северная Осетия - Алания в системе образования произошли существенные изменения. Одной из главных задач образовательной политики РСО-А является формирование профессиональных компетенций педагога, отвечающих требованиям современной жизни [5, с.5]. Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего, тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса.

В достижении главного результата - качественного образования школьников - большую роль играет профессионализм педагогических и управленческих кадров. В последние годы, обращая большое внимание на профессиональную деятельность педагога-дефектолога, стали выделять динамичность, целостность, непрерывность процесса в получении профессионального образования, построения профессиональной карьеры в течение всей жизни человека. Педагогическое образование рассматривается как процесс формирования профессиональных качеств педагога-дефектолога, его общих и специальных способностей.

Реализация профессиональных компетентностей педагога-дефектолога предполагает оказание практической помощи педагогам в вопросах повышения педагогического мастерства, изучение, обобщение и внедрение в практику лучшего педагогического опыта, овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития. При этом учитывается значимость в теоретических и организационно-педагогических разработках сопровождения профессиональной деятельности педагогов-дефектологов.

Одним из личностных факторов, оказывающих существенное влияние на профессиональную компетентность педагога-дефектолога, является профессиональные ориентации, которые возникают в результате накопления профессионального опыта. Совершенствование профессиональных компетентностей педагога-дефектолога достигается за счет непрерывного и систематического повышения его профессионального уровня.

В соответствии с Государственной программой развития образования в РСО-Алания эффективным способом повышения профессиональной компетентности педагогов-дефектологов являются курсы повышения квалификации и переподготовки, обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами.

Так в Северной Осетии с 2011 года реализуется государственная программа РФ «Доступная среда», в районах определены базовые школы и детские сады для охвата детей с ограниченными возможностями здоровья образовательными услугами.

Целью системы инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами [1, с.68].

Существующая, в настоящее время отечественная система специального образования не удовлетворяет растущие потребности всех нуждающихся в ней. Одна из основных причин связана с острой нехваткой педагогических кадров с высшим дефектологическим образованием.

Специфика многочисленного контингента детей с отклонениями в развитии требует не только высококвалифицированного педагогического персонала, но и достаточной научной и методической проработки всей проблематики как в целом, так и по ее частным направлениям.

Следует подчеркнуть, что профессия педагога-дефектолога подразумевает наличие не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и определенных личностных черт будущего специалиста.

Как мы уже сказали, в настоящее время, необходимы высококвалифицированные специалисты-дефектологи в специальных (коррекционных) организациях образованиях, в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, которые должны добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Так как, с каждым годом растет численность детей, имеющих какие-либо нарушения в психофизическом развитии. Поэтому, в условиях развития системы специального образования в дошкольных учреждениях, социально-экономических ситуаций в стране возникает необходимость подготовки - педагогов-дефектологов, для того, чтобы своевременно оказывать коррекционно-педагогическую и социально-психологическую помощь детям с ограниченными возможностями развития. Это обуславливается тем, что на современном этапе развития системы специального образования выдвигается ряд новых требований, которым должен соответствовать педагог-дефектолог.

Профессиональная значимость деятельности педагога-дефектолога, повышение спроса на специалистов различных профилей (сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов, логопедов) обусловили необходимость поиска инвариантных путей совершенствования процесса профессиональной подготовки, а также формирования профессионально значимых качеств у будущих педагогов-дефектологов специальных (коррекционных) организаций образования, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений. Следует подчеркнуть, что профессия педагога-дефектолога подразумевает наличие не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и определенных личностных черт будущего специалиста [3,с.23].

Понятие «компетенция» (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность педагога-дефектолога решать определенные профессиональные задачи.

Компетентность рассматривается как одно из важнейших качеств, которое характеризует как инициатива. Это внутреннее пробуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком-либо действии. Понятие «инициатива» характеризуется тем, что педагог-дефектолог берет на себя большую меру ответственности в работе с детьми с ограниченным возможностями в развитии.

Также, одним немаловажным составляющим качеством компетентности является сотрудничество. Это совместно деятельность детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.

Развитию профессиональной компетентности способствуют личностные качества педагога-дефектолога - его профессионализм. В понятии «профессионализм» рассматривается степень овладения педагогом психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Для профессиональной компетентности, педагогу-дефектологу необходимо развивать способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Поэтому, для будущих педагогов-дефектологов профессиональная компетентность ассоциируется с образованностью.

Если обратить внимание на научные исследования ученых Н.Н. Малофеевой, Л.В. Занковой и др., то можно определить тот момент, что педагогическая профессия предполагает высокое профессиональное образование педагога-дефектолога, осознание своей деятельности, которое направлено на решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.

На важность умений педагога-дефектолога устанавливать психологические взаимоотношения с детьми с ограниченными возможностями в своих трудах указывают А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина и др.

Таким образом, при изучении научных трудов исследователей, можно сделать вывод о том, что профессиональная компетентность включает в себя знания о компонентах процесса образования: целях, содержании, средствах, объекте, результате, о себе как субъекте профессиональной деятельности, опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения.

Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития профессионального становления личности, иметь способность выносить суждения и предпринимать различные действия. Педагог-дефектолог должен понимать свою социальную и профессиональную значимость в процессе своей деятельности в образовательном пространстве.

На сегодняшний день, от педагога-дефектолога требуется осмысление спектра социальных, психологических и педагогических проблем сопряженных со специальным обучением и воспитанием личности ребенка с ограниченными возможностями в развитии. Профессиональная компетентность не только как показатель, критерий личностных профессиональных достижений, но и мера нравственности педагога-дефектолога, поскольку определяет ведущее направление его деятельности.

Существуют важные факторы в развитии профессиональной компетентности:

  • педагог приобретает специальные новые профессиональные знания, умения и навыки в работе с детьми с ограниченными возможностями развития [5, с.50];
  • педагог-дефектолог добивается желаемых результатов в своей профессиональной деятельности.

Как мы уже отметили, профессиональная деятельность педагога-дефектолога - это специальный этап развития профессионализма и результат овладения специальными педагогическими знаниями, технологией профессиональной деятельности. Для того чтобы быть компетентным, педагогу-дефектологу необходимо иметь представление о технологической компетентности [7,с.67].

Понятие технологическая компетентность включает в себя знания технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения в дошкольном образовательном пространстве; владении техническими средствами.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма позволит успешно перейти к ФГОС. Дошкольное учреждение давно переросло свои первоначальные функции. Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности [2, с.64].

Для того, чтобы правильно развивать профессиональную компетентность, педагогу-дефектологу необходимо критически мыслить. Так как критическое мышление позволяет выявить несуразности в утверждениях или определениях и найти те, которые наиболее соответствуют педагогической деятельности педагога-дефектолога.

Поэтому, используя критическое мышление, педагог-дефектолог в своей профессиональной деятельности начинает обдумывать вещь, размышлять, искать добавочные данные, новые факты и т. д.

Исходя из вышесказанного, в развитии успешной профессиональной компетентности у педагога-дефектолога при обучении и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями способствуют такие условия, как:

1. Организация учебно-воспитательного процесса на развитие профессиональной компетентности при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями в развитии;

2. Проведение психолого-педагогической диагностики для педагога-дефектолога для определения личностного профессионального роста, удовлетворения его потребностей в профессиональной деятельности, предупреждения возникновения профессионального выгорания в своей деятельности;

3. Развитие психолого-педагогических и специальных знаний о компетентном взаимодействии педагога-дефектолога и ребенка с ограниченными возможностями развития;

4. Реализация психологической, педагогической, диагностической, когнитивной, программирующей функций, ориентированных на формирование профессиональной компетентности при обучении и воспитании с ребенком с ограниченными возможностями в развитии [6, с.73].

В развитии профессиональной компетентности значимую роль играют диагностические средства, где отслеживается и фиксируется повышение компетентности педагога-дефектолога. Так, на сегодняшний день система повышения квалификации работников специального образования направлена на выполнение следующих функций:

  • образовательной: повышение квалификации педагогических кадров, обучение различных категорий работников специального образования;
  • информационной: обеспечение работников образования всех уровней актуальной профессиональной информацией; создание эффективно действующей информационной инфраструктуры, включая издательскую базу, компьютерные сети и т. д.;
  • консультативной: обеспечение работников образования и образовательных учреждений консультативной помощью по конкретным профессиональным проблемам;
  • исследовательской: выявление тенденций развития образования как в целом по стране, так и в отдельных регионах, выявление актуальных образовательных потребностей работников отрасли и прогнозирование их развития;
  • проектировочной: участие в разработке региональных программ развития образования, разработка новых моделей обучения;
  • внедренческой: обеспечение работников образования и специальных образовательных организаций квалифицированной помощью в процессе инновационной деятельности;
  • экспертной: экспертиза разработанных специальными организациями образования и педагогами-дефектологами, работающими с детьми с ограниченными возможностями развития проектов инновационной деятельности, внешняя квалификационная экспертиза специалистов специального образования, включая их сертификацию по результатам обучения в системе повышения квалификации работников образования [4, с.120].

Хотелось бы обратить внимание на вопросы кадрового обеспечения, где в специальных (коррекционных) организация образования, дошкольных учреждениях наблюдается:

  • острый дефицит педагогов-дефектологов всех профилей: сурдопедагогов, олигофронопедагогов, тифлопедагогов, логопедов;
  • большая часть педагогов, не имеющих базового дефектологического образования.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, основными условиями развития в период модернизации отечественного образования являются повышение профессиональной компетентности педагога-дефектолога как основополагающей составляющей профессионально-педагогической культуры.

Говоря о профессиональной компетентности педагогов-дефектологов, в РСО-Алания специальное образование рассматривается как значимая часть системы образования. Государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями развития направлена на сохранение гарантий обеспечения жизнедеятельности и сохранения доступа детей к системам образования. Поэтому, необходимо повышения соответствующего уровня профессиональной компетенции и уровня квалификации кадрового состава педагогов-дефектологов.

Рецензенты:

Киргуева Ф.Х., д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Кокаева И.Ю., д.п.н., доцент кафедры дефектологического образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.