Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN REQUIREMENTS TO PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALIST IN EARLY CHILDHOOD EDUCATION

Mikhaylova N.V. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
In the article the results of the process of formation of future specialist of preschool education, mastering General cultural and specific abilities. The main indicator of efficiency of process of vocational education is the formation of educational, axiological and psychological components of professional culture of a teacher. The formation of value orientations of a person in the process of gaining professional culture considered from the position of the five universal natural abilities: research, design, performing, communicative, reflexive. The formation of professional culture of future teachers of preschool education contributed to the introduction of structural-functional model of vocational education. Developed software informative software contributes to the future specialists of preschool education, the transformation of the professional culture and the development of important qualities of the expert of a high level of readiness, included in the process of mastering cultural potential of the society in a particular professional activity.
professional education
professional culture
structural-professional model
universal natural ability
special professional training of students
Современный специалист во всех сферах деятельности должен быть полноценной личностью, морально, интеллектуально и физически готовой активно осуществлять социально значимую трудовую деятельность в условиях все возрастающей конкуренции на рынке труда. Подготовленность выпускников учреждений профессионального образования оставляет желать лучшего. Выход из создавшейся ситуации видится в актуализации личностных свойств индивида (как конкурентоспособной личности), когда наряду с усвоением специальных знаний и достижением должного уровня развития собственно профессиональных способностей приобщенность к культуре, присвоение социальных ценностей становятся необходимым условием соответствия личности работника непрерывно возрастающим требованиям профессионального труда [3].

Понятие «профессиональное образование», имея весьма широкий смысл, используется для обозначения образовательной системы, ориентированной на подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов различного уровня и профиля получаемого образования. Содержание понятия «профессиональное образование» близко к содержанию понятия «производственное обучение». Однако было бы неверно отождествлять профессиональное образование лишь с процессами производственного обучения, хотя бы и обеспечивающими состояние относительно высокой степени подготовленности человека к профессиональной деятельности. Если термином «производственное обучение» обозначить практическую подготовку учащихся к определенному виду производительного труда, то термин «профессиональное образование» следует применять по отношению к процессу и результату профессионального формирования личности и её культуры.

Признавая основной целью профессионального образования профессиональное становление личности, необходимо создать комплекс педагогических условий для решения двух взаимосвязанных задач:

- обеспечения на основе развития профессионально важных качеств высокого уровня подготовленности учащейся молодежи к эффективной конкретной трудовой деятельности;

- формирования социокультурной личности, включенной в культурно-исторический процесс по овладению и преобразованию культурных потенций общества в конкретной профессиональной деятельности (С.Я. Батышев, И.Н. Мошкова, С.Л. Малов) [1].

Общекультурные и специфические, обеспечивают последовательность и преемственность в реализации основных задач по формированию базового культурологического характера личности, её специфических профессионально важных составляющих (С.С. Коровин) [5].

Главный результирующий показатель эффективности процесса ПО - профессионал, то есть личность, овладевшая ценностями ПК и обладающая специфическим комплексом высокоразвитых потребностей и способностей, обеспечивающих успешность осуществления профессиональной деятельности и решения педагогических задач. При этом важнейшей характеристикой категории «личность профессионала» является сформированность образовательного, аксиологического и психофизического компонентов ПК личности.

Объект профессиональной деятельности педагога дошкольного образования - ребенок, находящийся в том возрасте, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Известно также, что физическое и психическое развитие ребенка во многом зависит от состояния его здоровья (Р.Д. Каверина).

Работа осуществляется педагогом в сложных условиях взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Как указывает А.С.Белкин, в этом возрасте у детей активно формируются основные индивидуальные психологические качества личности; создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств; максимальная зависимость от взрослых, от семьи в удовлетворении главных жизненных потребностей сочетается с минимальной возможностью самозащиты от разнообразных неблагоприятных внешнесредовых влияний. Ребёнок дошкольного возраста менее защищён по сравнению со школьниками и взрослыми людьми не только в связи со своей социальной незрелостью, но и вследствие незавершенности развития организма в целом и отдельных его систем, в частности адаптивных механизмов. Однако непрерывный рост и развитие дошкольника находят непосредственное проявление в количественных и качественных изменениях его организма, функциональной и морфологической дифференцировке всех органов и тканей, их структурной перестройке (Д.В. Хухлаева), в том числе и в совершенствовании адаптивных механизмов [2].

Формирование системы ценностных ориентаций личности в процессе обретения профессиональной культуры будущих педагогов дошкольного образования, рассматривали с позиции пяти универсальных, природных способностей, обоснованных профессором Вазиной К.Я., которые отвечают за каждый профессиональный вопрос: для чего? (цель), что? (проблема), как? (решение), через что? (взаимодействие), что дает ребенку? (рефлексия) [5] (таблица 1).

Таблица 1

Универсальные природные способности (по Вазиной К.Я.)

Способности

Алгоритм

1. Исследовательские

1. Постановка цели

2. Сравнение цели (выделение общего и различного)

3. Выделение главного

4. Обобщение

5. Осознание позиции

6. Доказательство позиции себе и другим

2. Проектировочные

1. Постановка цели решение главной проблемы, выявленной в исследовании

2. Коррекция целей

3. Принятие решения

4. Составления программы деятельности у правителя

5. Подбор средств реализации программы

6. Определение способа управления

7. Контроль, коррекция процесса

8. Рефлексия

3. Исполнительские

1. Подбор средств по цели деятельности

2. Определение способов деятельности

3. Осуществление процесса деятельности

4. Контроль, коррекция результата

5. Рефлексия

4. Коммуникативные

1. Определение цели взаимодействия

2. Выявление своего главного положительного качества для взаимодействия

3. Определение своего отрицательного качества требующего контроля при взаимодействии

4. Установление положительного качества партнера

5. Выявление отрицательного качества партнера

6. Составление программы взаимодействия

7. Реализация программы

8. Контроль и коррекция

9. Рефлексия

5. Рефлексивные

1. Исследование ситуации (системы отношений)

2. Самоопределение ситуации (в системе отношений)

3. Принятие решения

4. Составление программы деятельности

5. Реализация программы

6. Осознание результатов собственной деятельности

Применение исследовательских умений в профессиональной деятельности предполагает изучение и анализ литературы по вопросам развития дошкольников; осмысление основных положений и направлений в проведении исследования; создание усовершенствованного индивидуального маршрута развития, направленного на оптимизацию детей; учет индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной деятельности; анализ программного материала и его апробация на практике; обобщение и использование собственного опыта и опыта других коллег; подготовка практического материала для публикаций в журналах и научно-практических сборниках.

Конструктивная деятельность, в нее входит: проектировочные умения, самая сложная для педагога, поскольку она включает в себя такие компоненты, как перспективное планирование программного материала, отбор содержания, средств, методов и приемов обучения при реализации разных видов и форм деятельности детей в режиме для ДОУ. Специалист по дошкольному образованию должен уметь поставить и реализовать целый комплекс воспитательно-образовательных задач в процессе дошкольного образования детей. В рамках конструктивной деятельности педагог заблаговременно планирует всю работу дошкольного учреждения и семьи.

Будущий педагог по дошкольному образованию должен позаботиться о разумном подборе и рациональном использовании предметно-игрового оборудования, для поддержания интереса в процессе занятий применять различные средства обучения и воспитания (художественная литература, аудио-, видео материал). Специалист должен проводить диагностику подготовленности детей, а также давать оценку их развития в разные режимные отрезки времени. Анализ результатов позволит педагогу в случаи необходимости внести коррективы в свою педагогическую деятельность.

Немаловажное значение играет организаторская деятельность. Она заключается в практической реализации и корректировки проектов конструктивной деятельности. Повышению уровня педагогических знаний и умений, пропаганде здорового образа жизни в семье и детском саду способствуют открытые просмотры занятий, беседы, круглые столы, совместные праздники. При этом педагог должен активно участвовать в педагогических советах, родительских собраниях и других мероприятиях. В процессе ежедневной работы с детьми специалист оказывает помощь членам педагогического коллектива в организации и проведении разного рода занятий, например, по физической культуре (утренняя гимнастика, физкультурный досуг, игры-соревнования, неделя здоровья) и других видах.

Коммуникативные умения специалистами дошкольного образования используются при установлении педагогически целесообразных отношений с детьми, родителями и коллегами. В этой деятельности необходимо владеть приемом создания эмоционального подъема на занятиях, владеть технологией общения, этикой и эстетикой поведения, выявлять интересы и мотивы поведения каждого ребенка, что позволит установить взаимоотношения со всей группой и каждым ребенком.

Будущему педагогу следует помнить, что самостоятельная деятельность старших дошкольников все больше ограничивается возрастающими познавательными интересами детей (просмотр передач, видеозаписей, компьютерные игры, изобразительная деятельность и др.), что в значительной мере снижает двигательную активность. В связи с этим важно повседневно использовать приемы и методы стимулирования двигательной активности детей в разных видах деятельности.

Успех деятельности педагога во многом связан со способностью к педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия - самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей, чтобы внести в последующую деятельность изменения, коррективы и добиться лучших результатов. При этом следует придерживаться правила: причины неудач, прежде всего, искать в себе, не торопиться оправдать внешними факторами.

Специфика профессиональной деятельности в сфере дошкольного образования заключается в ее нестандартном, требующем творческой самоотдачи характере, что обусловлено постоянным взаимодействием педагога с ребенком-дошкольником. Это взаимодействие предполагает высочайшую ответственность специалиста - профессионала за должное протекание процесса и достижение планируемого педагогического результата.

Анализ результатов проведённого нами опроса высококвалифицированных специалистов подтвердил полное соответствие содержания этого тезиса специфике профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, засвидетельствовал актуальность настоящего исследования.

В ходе специально организованных педагогических наблюдений за деятельностью дошкольных педагогов установлено:

1) профессиональная деятельность специалистов дошкольного образования сопряжена с достаточно высокой двигательной активностью, которая связана с организацией различных видов деятельности детей (приготовление различного инвентаря; уборка его; перемещение; наведение порядка; физическая помощь и т.д.);

2) дошкольные педагоги должны обладать высокой физической подготовленностью (общей выносливостью), обеспечивающей качественное выполнение связанных с двигательной активностью обязанностей по уходу за детьми;

3) профессиональная деятельность в сфере дошкольного образования предъявляет высокие требования к гибкости, ловкости и координации движений специалистов, что необходимо для дифференцирования пространственно-временных и динамических характеристик действий в отношении маленьких детей и специфических предметов обихода (мебель, посуда, инвентарь и т.п.);

4) особые требования предъявляются к профессионально-методической подготовленности в сфере дошкольного образования, за счет которой обеспечивается качество процесса формирования культуры личности дошкольников (принципы, формы организации, методы, средства);

5) дошкольным педагогам необходима статическая выносливость мышц шеи, спины, ног и рук, что сопряжено с организацией и осуществлением иных образовательных занятий.

Анализ экспериментального материала (таблица 2) позволяет утверждать, что соотношение показателей специально-профессиональной подготовленности студентов опытной и контрольной групп аналогично соотношению показателей их теоретической подготовленности.

Таблица 2

Показатели специально-профессиональной подготовленности студентов опытной и контрольной групп в педагогическом эксперименте


Содержание специально-профессиональной подготовленности

Группы

исследуемых

Оценка (баллы)

 

Р, %

Опытн.

(n=31)

M ± m

Контр.

(n=30)

M ± m

Выполнение комплекса мероприятий в режиме дня детского сада по выполнению режимных моментов в первой и во второй половине дня:

- одевание и раздевание детей на прогулку и с прогулки;

- подготовка к приему пищи

 

 

 

 

4,2 ± 0,6

 

4.3 ± 0,5

 

 

 

 

4,1 ± 0,5

 

4,2 ± 0,6

 

 

 

 

› 0,05

 

0,05

Выполнение комплекса мероприятий по подготовке и проведению прогулки:

- организации игровой деятельности детей;

- организация и проведение подвижных игр

 

 

4,2 ± 0,4

 

4,4 ± 0,6

 

 

4,1 ± 0,4

 

4,3 ± 0,3

 

 

› 0,05

 

› 0,05

Выполнение комплекса мероприятий по сбору и подготовке групповой комнаты к другому виду деятельности

 

 

4,3 ± 0,5

 

 

4,2 ± 0,6

 

 

› 0,05

Примечание: Р‹ 0,05 при t › 2,1.

Представленные результаты свидетельствуют:

- в опытных и контрольных группах студентов отмечается достаточно высокая, но тем не менее идентичная «кривая» динамики становления показателей методической подготовленности, что есть следствие хорошо поставленной образовательной деятельности;

- в опытных группах студентов усредненный показатель специально-методической подготовленности (отметка) в сравнении с контрольными выше на 0,48 балла (12,4 %, Р ‹0,05) (соответственно 4,35 и 3,87 балла), а специально-двигательной на 10,2 % (Р ›0,05);

- наиболее высокие показатели специально-методической подготовленности (отметки) студентов и опытных, и контрольных групп выявлены в подготовке планов-конспектов занятий, реализации комплексного контроля, составлении и проведении комплексов утренней гимнастики, разнообразных занятий и демонстрации техники и методики подвижных и спортивных игр.

Обеспечение эффективного формирования студентов - будущих педагогов дошкольного образования - можно отнести: структурно-функциональной модели ПО, его программно-содержательного обеспечения; направленность использования ценностей педагогической культуры в единстве профессионального обучения, воспитания и развития; дифференциацию ПО при усилении его ценностно-ориентированной методической направленности.

Рецензенты:

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Русакова Т.Г., д.п.н., профессор кафедры художественно-эстетического воспитания, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.