Сегодняшнее представление специалистов, которые занимаются вопросами оздоровительной физкультуры, едины в том, что для поддержания оптимального психологического состояния занимающегося оздоровительной физической культурой, нужно применять дифференцированный подход. Часто дифференциация происходит на основе методик, учитывающих в основном половозрастные нормативы физической и функциональной подготовленности, не учитывая индивидуальные потребности, целевые установки занимающихся.
Атлетическая гимнастика – это эффективное средство, комплексно воздействующее на организм. Большой выбор упражнений и возможность индивидуально дозировать нагрузки, делает это средство оздоровления доступным для людей всех возрастов. Режим упражнений в комплексе с рациональным питанием помогает избавиться от излишних жировых отложений или прибавить в весе в тех случаях, когда это необходимо [2]. С помощью занятий атлетической гимнастикой женщины обретают грациозность, доводят свои формы до желаемого результата, быстро восстанавливаются после родов [2; 3].
Ряд исследований указывает на необходимость широкого использования нетрадиционных средств физического воспитания, комплексного совершенствования физических качеств на основе учета интересов занимающихся. Работа с отягощениями является наиболее быстрым и эффективным способом развития отдельных групп мышц, а также совершенствования общей формы и пропорциональности телосложения. Известно, что целью силовой подготовки в ВУЗах является обеспечение высокого уровня общей силовой подготовленности студенток, необходимого для полноценного выполнения ими трудовой деятельности, всестороннего физического развития и пропорционального телосложения [5].
Существует мнение, что атлетическая гимнастика – это система физических упражнений, главным образом, с отягощениями, которая основывается на научных знаниях анатомии, физиологии, а также на технике и методике выполнения силовых упражнений. Атлетическая гимнастика может проводиться на специальных тренажерах, тренажеры направляют движения занимающихся по жестко запрограммированной «идеальной» траектории, уменьшая уровень травматизма [4; 6].
Как средство рекреативной физической культуры, атлетическая гимнастика выделяется тем, что силовые упражнения, упорядоченные по биохимическим параметрам и выполняются по точно определенной программе. Применяя различные величины отягощений, различные режимы работы мышц и интервалы отдыха, можно добиться решения разнообразных задач, в том числе, исправлять дефекты фигуры, воспитывать силовые способности и наращивать мышечную массу. Упражнения с отягощениями позволяют с очень высокой точностью, последовательно повышать избирательное силовое воздействие на мышцы, путем использования различных сочетаний: динамического и статического, преодолевающего и уступающего режимов работы мышц, с поддержанием структуры движений основного спортивного упражнения. Собственно поэтому она является основой всех наиболее эффективных методов атлетических упражнений [4; 6]. Силовые упражнения воздействуют на все органы и системы организма, вызывая в них функциональные и морфологические изменения. Скелетная мускулатура гипертрофируется. Изменяется и костная ткань, увеличивается поперечный диаметр диафизов трубчатых костей, утолщаются компактные слои кости и прикрепление сухожилий к ней. Данные изменения гарантируют большую прочность кости и устойчивость ее к нагрузке. Отличаются функциональные изменения во всем аппарате кровообращения и дыхания [4].
Такой большой арсенал средств и методов в атлетической гимнастике позволяет решать большое количество задач, стоящих перед занимающимися студентками. Но на сегодняшний день занятия атлетической гимнастикой в ВУЗе построены таким образом, что они не позволяют в должной мере дифференцировать учебно-тренировочный процесс, таким образом, чтобы были учтены целевые установки каждой занимающейся. Как правило, это групповые занятия, где занимающиеся выполняют разнообразные силовые упражнения, направленные на общее физическое развитие, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья, не учитывая индивидуальных потребностей студенток. В то время как у каждой занимающейся имеются свои приоритетные задачи. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска способов организации занятий атлетической гимнастикой с учетом задач каждой занимающейся студентки.
Материал и методы исследования
При проведении исследования, опираясь на концепцию Н.М. Баламутовой, Л.В. Шейко, И.П. Олейникова [1], были отобраны четыре блока мотивов, целесообразных для исследования мотивации к занятиям физической культурой у студенток: мотивы укрепления здоровья, мотивы развития двигательных и волевых качеств, мотивы коррекции телосложения и эмоциональные мотивы. Мотивы укрепления здоровья включают в себя: поддержание и укрепление здоровья, стремление к хорошему физическому самочувствию. В структуре мотивов развития двигательных и волевых качеств мы отмечаем такие мотивы, как: развитие силы, выносливости, скорости. К эмоциональным мотивам относятся мотивы: хорошее настроение во время и после занятий, удовольствие от занятий. Мотивы коррекции телосложения мы выделяем поддержание должного веса, увеличение или уменьшения объемов тела, и т.д.
Целью данного исследования было обоснование использования дифференцированного подхода в организации занятий атлетической гимнастики с женщинами, с использованием вариативной части занятия. Было проведено анкетирование среди студенток СурГУ, 2 курса обучения (93 студенток, 4 группы), занимающихся на элективном курсе «атлетическая гимнастика». Целью анкетирования было определить приоритетные целевые потребности студенток на занятиях по атлетической гимнастике. В анкете были заданы вопросы: «Какие задачи на занятиях по атлетической гимнастике вы перед собой ставите, и какие из них для вас являются наиболее значимыми?». Оценив результаты анкетирования, были определены основные направления, которые выделяли студентки, а также среди вариантов студентками были выбраны наиболее значимые непосредственно для них задачи (рис. 1).
Рис.1. Результаты анкетирования студенток по определению приоритетных задач на занятиях по атлетической гимнастике
Результаты исследования и их обсуждение
Исходя из общей картины опроса, замечается, что целевые установки у студенток разнятся: для 40% опрошенных на первом месте стоят задачи по коррекции телосложения, а именно уменьшение или увеличение объемов различных частей тела для создания пропорционального телосложения. Коррекция веса для 30% студенток является задачей номер один. Всего лишь 17% определили для себя основной задачей повышение уровня здоровья и 13% приоритетной для себя задачей обозначили развитие физических качеств. Это подтверждает наше предположение о необходимости внесения изменений в организацию учебно-тренировочного процесса в сторону использования более индивидуального подхода в проведении занятий.
В связи с этим возникают несколько проблем:
1) Нет возможности разделить занимающихся в группах в зависимости от их целевых установок, так как это элективный курс и занятия проводятся по установленному расписанию.
2) Нельзя делать акцент на развитие лишь одного из направлений в атлетической гимнастике, что будет противоречить основной идее всестороннее развитие организма.
С учетом всех обстоятельств можно предложить разделить основную часть занятия и добавить к ней вариативную часть, которая бы и позволила в большей степени индивидуализировать учебно-тренировочный процесс. Мы выделили 4 группы студенток разных факультетов и условно разделили их на 2 контрольные группы 46 студенток (занятия проводились без учета индивидуальных потребностей занимающихся) и 2 экспериментальные группы 47 студенток (занятия включали в себя вариативную часть, в которой студентки делали акцент на решение приоритетных для них задач используя средства атлетической гимнастики).
Для того чтобы под руководством преподавателя студентки в экспериментальных группах могли спланировать и организовать вариативную часть занятия, было разработано и представлено методическое пособие по организации занятий атлетической гимнастикой и на практических занятиях разъяснялись основные аспекты тренировочного процесса. Их можно условно разделить на такие теоретические блоки: «Анатомия силовой тренировки», где рассматриваются анатомическое расположение основных мышечных групп и упражнения для их развития, это позволяет расширить арсенал упражнений, который студентки будут использовать для воздействия на нужные мышечные группы;
«Принципы построения силовой тренировки», где студенткам разъяснялись принципы силовой тренировки, которые описывает профессор Селуянов В.Н.. Знание этих принципов позволяет понимать закономерности между различного вида нагрузкой и реакцией организма на эту нагрузку в виде компенсаторно-восстановительных процессов;
«Структура тренировочного занятия», где представлены три самостоятельные части занятия: подготовительная, основная и заключительная. Такая структура достаточно традиционна, однако в атлетической гимнастике каждая из этих частей имеет свои особенности, которые мы и постарались осветить. Одним из достоинств атлетической гимнастики, является то, что можно строго регламентировать и дозировать нагрузку, которая выражается в определенном количестве повторений, подходов, времени выполнения упражнения, весе отягощения, а также во времени и виде отдыха в зависимости от задач занятия или индивидуальных потребностей и особенностей занимающегося. Отсюда следует вывод о том, что содержание и структура занятия напрямую зависит от поставленных задач занимающимися, так как решение этих задач требует использования конкретных методов и принципов тренировки;
«Основы рационального питания», в котором ознакомятся студентки с основными принципами рационального питания, осваивают гарвардскую пирамиду питания. Данный блок позволяет занимающимся сбалансировать свой рацион и режим питания, что также позволит оптимизировать тренировочный и восстановительные процессы.
В начале и в конце учебного года, были проведены ряд тестов и измерений. Это были тесты по общей и специальной физической подготовке, тест по определению уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко и ряд антропометрических измерений. Все данные студентки фиксировали в рабочей тетради по мониторингу физического развития и функционального состояния, разработанной на кафедре физической культуры СурГУ.
Сравнительный анализ результатов мониторинга показал, что изменения в экспериментальной группе по тем направлениям, которые они для себя обозначали как приоритетные, были значительно выше, чем в контрольной группе, но по другим направлениям подготовки показатели оказались ниже. Положительная динамика результатов по тем направлениям, которые для себя определили студентки в экспериментальной группе, объясняется тем, что в вариативной части занятия, они могли акцентировано, локально воздействовать на нужные механизмы организма с целью развития тех качеств, которые для них важны. Более высокие результаты в контрольной группе по другим показателям, свидетельствуют о том, что такая подготовка направлена на всестороннее развитие организма и несет положительный эффект в общем физическом развитии организма.
В конце года было проведено анкетирование, целью которого было определить степень удовлетворенности студенток от полученных результатов, после года занятий атлетической гимнастикой. В анкете необходимо было оценить, по 10 бальной шкале степень их удовлетворенности от занятий в целом, и от полученных результатов. Оценив результаты анкетирования, можно сказать, что в экспериментальной группе уровень удовлетворенности от занятий выше, чем в контрольной группе и связано это в большей степени с высокими результатами по тем целевым установкам, которые они перед собой ставили в начале года.
Заключение
Целесообразность дальнейших исследований мы видим в изучении проблем организации занятий с учетом целевых установок студенток для того, что бы более индивидуализировать учебно-тренировочный процесс. Поскольку здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и обусловлены, то важно поднять интерес и положительное отношение к физической культуре, поддержать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениям и в физическом самосовершенствовании. Для этого следует смещать акцент внимания с нормативных показателей физкультурно-спортивной деятельности и как можно чаще разнообразить практические занятия, путем включения в них современных средств физической культуры и форм занятий.
Рецензенты:
Пахомова Л.Э., д.п.н., профессор кафедры теории и методики физической культуры факультета физической культуры Педагогического института, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;
Собянин Ф.И., д.п.н., профессор кафедры теории и методики физической культуры факультета физической культуры Педагогического института, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.