Развитие местного самоуправления в настоящее время является одной из важнейших задач стратегического развития Российской Федерации. В системе местного самоуправления существует множество проблем: сложность внедрения экономических программ, недостаточный квалификационный и лидерский уровень руководителей, слабая нормативная база. Согласно многочисленным экспертным опросам, статистическим данным развитие всего местного самоуправления (и системы территориального общественного самоуправления (ТОС), в частности) зависит от энтузиазма отдельных лидеров и пассивности большинства населения. Согласно российским и международным принципам муниципального права важным аспектом эффективности системы территориального общественного самоуправления является социальная, политическая и экономическая активность местной общины [1].
Актуальность работы заключается в необходимости совершенствования территориального общественного самоуправления в регионах Российской Федерации, использовании инновационных компьютерных сетей для совершенствования управления территориями.
Целью научного исследования является разработка принципов моделирования сетевых компьютерных импакт-технологий для совершенствования деятельности местного самоуправления.
Главная характеристика технологий импакт-инвестинга подразумевает, что финансовые активы инвестируются в компании, в местное сообщество, фонды и организации, деятельность которых позитивно влияет или будет влиять на развитие социального и экологического потенциала, при этом будет являться источником прибыли. Главная цель состоит в том, что вместо идеи «инвестор — кузнец денег» предлагается концепция «инвестор – творец перемен» [3, с. 188].
Для достижения цели научного исследования в 2015 г. было проведено исследование, направленное на изучение существующей ситуации в территориальном общественном самоуправлении и выявление факторов развития технологий импакт-инвестирования в ТОС на примере Пензенского региона. В качестве ключевого метода исследования был использован экспертный опрос. Эксперты (25 человек) были сформированы из руководителей высшего и среднего звена товариществ собственников жилья (ТСЖ), являющихся самыми распространенными органами ТОС г. Пензы. Также был проведен массовый анкетный опрос 350 жителей многоквартирных домов г. Пензы с формой управления товарищества собственников жилья.
На рисунке 1 представлено мнение населения г. Пензы по поводу необходимости развития ТОС и ТСЖ.
Как видно из результатов опроса, большая часть населения г. Пензы одобряет развитие ТОС и ТСЖ (40,7% опрошенных), однако 36,5% возражают против развития ТОС и ТСЖ, а 22,8% относятся к данному процессу нейтрально. Таким образом, не существует однозначного отношения к территориальному общественному самоуправлению. Большинство относится к нему весьма скептически.
Рис. 1. Мнение жителей г. Пензы по поводу необходимости развития ТОС и ТСЖ (в % от числа ответивших, n = 350)
На вопрос: «Какая оптимальная форма управления может быть на местах?» ответы распределились следующим образом: 61,5% респондентов отметили в качестве оптимальной формы управления на местах ТОСы и ТСЖ (товарищества собственников жилья) (рис. 2).
Рис. 2. Ответы на вопрос об оптимальных формах управления на местах
Это говорит о постепенном признании населением городов важности таких форм самоуправления на местах, как ТОС и ТСЖ, и о развитии самостоятельности и ответственности российского городского населения.
Мнение исследователей о росте уровня самостоятельности, самосознания местного населения и о снижении патерналистских ожиданий подтверждают результаты анализа ответов на вопрос о том, кто должен создавать общественные организации на местах. Большинство респондентов (69,2%) сошлись на мнении, что само население при поддержке органов местного самоуправления должно создавать такие организации [8, с. 14].
По мнению экспертов, оптимальной формой управления на местах является администрация района (мнение 49,0%). Данной форме по результатам опроса незначительно уступают формы территориального общественного самоуправления: товарищество собственников жилья (45,1%) и уличные комитеты (35,3%). По нашему мнению, выбор таких форм организации местного самоуправления вызван тем, что они в первую очередь реализуют важный местный интерес – координацию управления жилищно-коммунальным комплексом, поддержание управления жилищным фондом на должном уровне.
В оптимизации процесса территориального общественного самоуправления и социализации импакт-технологий большую роль играет создание информационно-коммуникативной инфраструктуры. Сюда относятся традиционные и новые формы социальной коммуникации в процессе институционализации местного самоуправления, отчуждение и управление знаниями, коммуникации в процессе создания нововведений в процессы местного самоуправления [4]. Базой социальных коммуникаций является эффективный процесс формирования социального доверия между членами локального социума [9, с. 1428].
Данные авторских исследований показали, что на третьем месте после протестной активности и реализации местного интереса в иерархии социальных факторов, стимулирующих развитие территориального общественного самоуправления, находится социальное доверие между участниками социального процесса. Оно развивается на основе коммуникационных процессов. Социальное доверие формируется на информировании местного населения, на достижении уровня диалога между членами социального процесса [2, с. 8]. Большинство респондентов в 2015 г. отмечали важность коммуникативных факторов в повышении уровня социальной активности местного населения, в развитии системы территориального общественного самоуправления. 61,5% опрошенных отметили важность разъяснительных мероприятий, обучения, 38,5% — важность проведения собраний, общественных слушаний, еще 38,5% — опубликование результатов деятельности органов местной власти в электронных изданиях в сети Интернет (рис. 3).
Таким образом, сеть Интернет и компьютерные технологии являются важным информационным источником информации о деятельности местного самоуправления, и их значение с течением времени возрастает, что обусловливает необходимость разработки принципов моделирования сетевых компьютерных импакт-технологий с целью совершенствования деятельности местного самоуправления.
В целях продвижения эффективных систем управления территориями и социализации преображающих инвестиций необходимо информирование населения и, таким образом, повышение компетентности и социальной грамотности, создание атмосферы доверия, взаимопонимания и социального партнерства между участниками местного самоуправления.
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять в первую очередь для повышения уровня социальной активности населения (не более двух вариантов ответа)?» Пенза, Саратов, Белгород, Саранск в процентах от числа опрошенных респондентов n в муниципальных образованиях (n=356)
Отсутствие информации означает отсутствие возможности какого бы то ни было контроля над ситуацией со стороны граждан, из-за чего многие подсознательно чувствуют себя обманутыми. Это в свою очередь формирует негативные социальные ожидания в отношении деятельности органов местного самоуправления, коммунальных служб, стереотипное восприятие их как «чужих», даже «врагов», с которыми практически невозможен диалог «на равных».
Можно указать на два фактора, которые предопределяют низкую информированность населения о проводимых органами власти реформах и слабый интерес к их деятельности: это неудовлетворительное качество информации в СМИ по достоверности, полноте и представленности в информационном пространстве интересов населения; абстрактность и слабая ориентация проводимых реформ на решение проблем населения [6, с. 102].
Согласно опросу, проведенному Фондом общественного мнения, 14% респондентов считают право на информацию одним из основных своих прав. Источником информации для населения являются: местное (64%) и центральное (60%) телевидение; местные (53%) и центральные (24%) газеты; разговоры (мнения) окружающих (27%); радио (21%); Интернет (28%). 33% респондентов отмечают неразвитость независимых СМИ5. 49% опрошенных считают, что недостаточно развито информирование общества о предполагаемых и принятых решениях [6, с. 103].
Для выяснения наиболее популярных каналов в информационно-коммуникационном пространстве был задан вопрос о формах оперативного решения проблем территории проживания. 76,9% выбрали письменные обращения граждан, 69,2% — выступления в прессе.
В качестве основного инструмента, используемого для создания органа территориального общественного самоуправления, должно стать создание информационной кампании, которую можно условно разделить на три группы: информационные мероприятия, рабочие и мероприятия развлекательного характера.
Поскольку в ходе исследования выявлено, что в процессе информирования и коммуникации субъектов местного самоуправления очень велико значение сети Интернет, то нами разработаны принципы моделирования сетевых компьютерных импакт-технологий с целью совершенствования системы местного самоуправления (табл. 1).
Таблица 1
Принципы моделирования сетевых компьютерных импакт-технологий с целью совершенствования системы местного самоуправления
№ п/п |
Наименование принципа |
Характеристика |
1 |
Системности |
При создании сетевых компьютерных импакт-технологий в сфере местного самоуправления должны быть установлены такие связи между структурными элементами данных технологий, которые обеспечивают цельность системы и ее взаимодействие с другими системами. Системный подход должен применяться при проектировании как объекта, так и субъекта управления в процессе их совместного функционирования |
2 |
Развития (открытости) |
Исходя из перспектив развития системы местного самоуправления сетевые компьютерные импакт-технологии должны создаваться с учетом возможности пополнения и обновления функций и состава системы без нарушения ее функционирования. Принцип предусматривает возможность ввода новых и совершенствования решаемых задач как при поэтапном вводе системы в действие, так и при дальнейшем ее развитии, сохраняя при этом целостность системы и взаимосвязи между задачами |
3 |
Субсидиарности |
Использование сетевых компьютерных импакт-технологий в системе местного самоуправления позволит решение каждого вопроса переносить на более близкий к гражданину уровень и повысить степень его участия в территориальном общественном самоуправлении |
4 |
Самодостаточности |
Наличие общей для всех участников социальной сети идеи: отстаивание своих интересов в системе местного самоуправления, повышение качества жилищно-коммунальных услуг и т.д. |
Под виртуальными социальными коммуникациями в сфере развития местного самоуправления понимаются:
1) новые формы электронной коммуникации, основанные на использовании Интернета: голосовая почта, рассылка видеопосланий, IP-телефония, общение в форумах и социальных сетях и т.д.;
2) управление обменом знаниями в виртуальной форме — представляет собой процесс, в результате которого индивидуальные знания отдельного человека превращаются в общедоступные [7, с. 108].
Авторы исследования предлагают разработать и использовать следующие формы сетевых компьютерных импакт-технологий в территориальном общественном самоуправлении в информационно-коммуникативной инфраструктуре:
1) сетевую технологию отбора руководящего аппарата ТСЖ;
2) сетевую импакт-технологию организации в сети соседского взаимодействия по организации предприятий малого бизнеса: «няня на час», мини-детские сады, услуги частных учителей пошаговой доступности;
3) сетевую импакт-технологию организации кадровых агентств по предоставлению услуг специалистов в сфере ЖКХ, строительства, ремонта, благоустройства территорий;
4) сетевую импакт-технологию управления энергоэффективностью дома.
Таким образом, использование разработанных принципов и форм моделирования сетевых компьютерных импакт-технологий в системе местного самоуправления позволит получить социальный и экономический эффекты. Социальным эффектом будут выступать укрепление соседских связей, укрепление доверия друг к другу, повышение качества человеческого капитала. Экономический эффект будет заключен в коммерческом доходе профессионалов, оказывающих спортивные, образовательные и бытовые услуги населению, что повлечет за собой повышение уровня жизни на территориях.
Конечной целью социализации импакт-технологий в территориальное общественное самоуправление и ключевым показателем их эффективности является активное формирование социального партнерства между государственными структурами, членами товарищества собственников жилья и остальным местным населением. Социальное партнерство развивается быстрее благодаря повышению уровня доверия (чему способствуют преображающие инвестиции), благодаря информативности местного населения. Оптимальная информированность – это социальная структура, элементы которой представлены достижением уровня диалога между членами организации территориального общественного самоуправления, когнитивным балансом и чувством социального доверия между субъектами местного самоуправления.
Публикация подготовлена по результатам выполненного исследования в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00116.
Рецензенты:
Дресвянников В.А. д.э.н., профессор, «Менеджмент и маркетинг» Пензенского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Пенза;
Найденова Л.И., д.с.н., профессор кафедры «Педагогика и психология» Пензенского государственного технологического университета, г. Пенза.