Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THE PROBLEM OF LEGAL IDENTITY OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Shergeng N.A. 1 Nafikova A.I. 1
1 FGBOU VPO «Bashkir State University» Sterlitamak Branch
Проведен анализ понятия «идентичность», рассмотрена взаимосвязь данного явления с состоянием социальной структуры. Обозначена взаимообусловленность процессов глобализации и возникновения в современном обществе кризиса идентичности. В частности, изучена взаимозависимость явления идентичности с процессами религиозного, национального, цивилизационного характера, происходящими в современном обществе. Рассмотрены основные причины кризиса идентичности, представленные как следствие изменений, происходящих в современном мире. Выделены различные типы идентичности и их взаимосвязь с особенностями социального развития. Более детально исследована «правовая идентичность», как явление современного мира. Изучены наиболее значимые проблемы, которые возникают в связи с необходимостью правовой самоидентификации. В частности, проанализирована связь между миграционными потоками современности и правовыми проблемами государства и отдельно взятой личности.
The analysis of the concept of «identity», examined the relationship of this phenomenon with the state of the social structure. Denotes the interdependence of globalization and the emergence of a modern society, the crisis of identity. In particular, we studied the phenomenon of interdependence with the processes of religious identity, national, civilizational character occurring in modern society. The main causes of the crisis of identity, presented as a consequence of changes in the modern world. We distinguish different types of identity and their relationship with the peculiarities of social development. A more detailed study of «legal identity» as a phenomenon of the modern world. We explore the most important issues that arise in connection with the necessity of legal identity. In particular, we analyzed the relationship between migratory flows of modernity and legal problems of the state and individual personality.
migration flows
social development
information society
modern society
globalization
legal identity
crisis of identity
identity
Глобализация, представляющаяся нам как объективный, необратимый процесс всемирной интеграции и унификации всех сфер общественной жизни, в результате которого возникает сближение и взаимозависимость стран и народов всего земного шара, размывая границы между государствами [7; с.75], явилась причиной возникновения взаимосвязанных, но довольно противоречивых тенденций, которые во многих случаях привели к появлению новых для человечества проблем.

Так, к примеру, глобализация, как процесс, приводящий к неизбежной унификации всех сторон общественных отношений, не только не сняла проблему идентичности, но и привела к ее обострению, возникновению так называемого кризиса идентичности.

Целью настоящего исследования явилось изучение проблемы правовой идентичности личности в условиях глобализирующегося мира.

Под идентичностью (лат. identificare) нами понимается свойство человека, связанное с ощущениями его принадлежности к народу, стране. В условиях глобализации проблема идентичности становится одной из наиболее актуальных. Понятие «кризис идентичности» было введено Э. Эриксоном [9; с.235], который во время второй мировой войны, находясь в клинике реабилитации ветеранов на горе Сион, употребил это понятия для характеристики поведения людей, которые потеряли чувство персональной тождественности и непрерывности в истории.

Развитие глобальных экономических, политико-правовых и информационных систем привело к ослаблению национальных государств и стало следствием все более нарастающего кризи­са национальной и конфессиональной идентичности. Как отмечает Зигмунт Бауман «Проблема идентичности рождается тогда, когда происходит разрушение старой социальной структуры» [10; с.18].

Среди причин такого кризиса идентификации можно обозначить следующие:

  1. демократизация современного мира, стирающая грани между внешней и внутренней политикой государства;
  2. экономизация, приводящая к невозможности национального развития вне мирового экономического пространства;
  3. информатизация, при которой глобальные информационные потоки объективно ведут к размыванию идентичности; культурная стандартизация, связанная с усилением влияния массовой культуры глобализации;
  4. универсализация ценностных ориентиров, демонстрирующая преимущества в первую очередь западной модели развития и, соответственно, западных ценностей.

Кроме того, по мнению д.ф.н., профессора кафедры философии и политологии БашГУ Б.С. Галимова «для нашего столетия характерен процесс интеграции духовных типов... в котором выражается реакция коллективного сознания на изменения, происходящие в системе социум-универсум. В XXI веке реакция коллективного сознания становится заметной как внутри отдельных типов духовности, так и в связях между типами. Появляется немало учений, пытающихся объединить знания Востока и Запада, различных религий в единое учение» [3; с.9].

В условиях постоянно трансформирующегося мира, как современные государства, так и человек вынуждены постоянно терять идентичность с тем, чтобы вырабатывать ее вновь и вновь. Уже, казалось бы, найденный ответ, на вопрос «где я, и куда я иду» становится бессмысленным всякий раз, когда информационное пространство вновь видоизменяется. Проблемным аспектом в данном случае является то, что утрата единой идентичности общества как целостного феномена способствует расколу социального пространства на разнородные сегменты, появлению разнонаправленных культурных влияний, что в свою очередь, негативно отражается на самом обществе.

Говоря о проблеме идентичности, отметим, что в условиях глобализации увеличивают свое влияние различные религии и религиозные системы. Как отмечает К.С. Гаджиев «чем сильнее тенденции к универсализации и унификации внешних сторон жизни, тем люди склонны больше дорожить такими внутренними, характерологическими компонентами, как традиция, религия, культура своего народа» [2; с.85]. И, как показал в своей работе П. Бейер, глобализация приводит к обретению религией нового импульса и усилению ее влияния в публичном дискурсе [11; с.32].

Многоаспектность социального развития породила необходимость выделения разнонаправленных типов идентичности. Наиболее часто встречаемыми можно назвать такие как: религиозный, профессиональный, национальный, региональный, этнический, цивилизационный типы идентичности, рассматриваемые по большей мере в рамках гуманитарных наук.

В данном случае акцент делается на тот тип социальной общности, к которой принадлежит личность. Однако в настоящее время все большее значение приобретает необходимость исследования и так называемой правовой идентичности, включающей в себя не только социальное, но и правовое (в еще более полном объеме - философско-правовое) осмысление обозначенной нами проблемы.

Понятие «правовая идентичность» является относительно новым для исследователей. Необходимость выделения понятия «правовая идентичность», обусловлена, прежде всего, изменениями социального развития, произошедшими на рубеже XX-XXI веков.

Изменения в сфере экономики, политики, национальных интересов, социальной жизни, в свою очередь привели к изменению картины мира, необходимости создания новых научных парадигм, систем ценностей. И вопрос не столько самоидентичности в обществе, сколько осмысления себя в рамках права, явился наиболее актуальным.

В этой связи проблема осмысления правовой идентичности личности в условиях глобализации явилась проблемой, исследование которой предполагает использование категориального аппарата, методологии смежных наук.

В частности, помимо юридических наук, акцентирующих свое внимание на специфике соотношения понятий «правовая идентичность личности», «права человека» и других, данный вопрос лежит в сфере исследования гуманитарных и философских дисциплин, таких как - философия права и социология права, ориентированных на исследование смысловой составляющей права, его оснований, и места в системе отношений «человек - общество - природа».

Следует также отметить, что в большинстве случаев понятие «правовая идентичность» смыкается с терминами «государственная идентичность», «политико-правовая идентичность» [7; с.6], [1; с.14].

Однако, по нашему мнению, все же необходимо различать данные понятия, так как понятие «государственная идентичность» предполагает рассмотрение проблемы идентичности личности больше в рамках отдельно взятого политического института, конкретного государства, а понятие «политико-правовая идентичность» при рассмотрении моментов, связанных с религиозными, национальными, межэтническими аспектами правовых отношений, акцентирует свое внимание в большей части на политической составляющей.

Мы считаем, что наиболее полно понятие «правовой идентичности» раскрывается Н.В. Исаевой, предложившей теоретико-правовое исследование понятия, и обозначившей следующее его толкование: «Правовая идентичность - это качество субъекта права, характеризующее его актуальное состояние посредством юридического самоопределения в категориях прав, свобод, обязанностей и ответственности, воспринимаемых как правовые ценности, обеспечивающие положительные правовое сознание и правовую активность» [4; с.14]. В дальнейшем данное определение понятия «правовая идентичность» будет взято нами за основу.

Кроме того, следует выделить и другое определение понятия «правовая идентичность», представляющего несколько иное толкование рассматриваемой нами проблемы. Так, Резников Е.В. в работе «Понятие правовой идентичности» отмечает, что «правовая идентичность - это такое состояние человека, когда он не только является членом какой-либо социальной группы, но придает этому факту достаточно высокую значимость, осознает его как принципиально важное качество собственной личности. При этом данная социальная группа должна быть официально признана, а ее участники - обладать специфическим правовым статусом. Соответственно, индивид, входящий в состав такой группы и испытывающий к ней определенное личное отношение, так или иначе распространяет его и на нормативно-правовой аспект коллективного бытии» [5; 12].
Ключевым элементом правой идентичности выступает сам человек, и, в первую очередь, официальное, документально и юридически закрепленное признание его со стороны государства, наличия у него определенных прав и обязанностей.

В этой связи одной из проблем правовой идентичности является все более усиливающиеся в современном глобализирующемся обществе миграционные потоки. Миграционные процессы, которые, конечно, не представляют собой новое явление в истории человечества. Но в условиях современного общества они обрели иные формы, чем в предшествующих эпохах.

Например, в настоящее время сотни тысяч иммигрировавших в Европу и Северную Америку становятся миллионами избирателей. При этом, как отмечает Рыхтик М.И. «этнические мигранты вступают в длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей группы, но уже в новых условиях постиндустриального общества, а глобальная экономика требует не просто «присутствия «другого», но и активного его участия в производственной цепочке» [6].

Все эти аспекты требуют тщательного и детального осмысления проблем, возникающих в связи с необходимостью правовой самоидентификации личности во все более усложняющихся социальных отношениях.

Данный процесс, представляющий собой интенсивную миграцию населения, обусловленную социально-демографической, природно-географической, исторической спецификой, приводит, к необходимости осмысления как минимум трех сторон этого явления:

С одной стороны, к обязанности определения государствами направлений миграционной политики, поиска основ, закрепляющих правовое положение, как граждан государства, так и вновь прибывающих мигрантов; поисках борьбы с негативными социальными последствиями, порождаемыми все более расширяющимися и ускоряющимися миграционными потоками.

С другой стороны, вопрос правовой идентичности затрагивает и интересы самой личности, оказавшейся в положении лица, оторванного, по причинам как объективного, так и субъективного характера, от места постоянной дислокации. В этом случае личность испытывает острую потребность к самоидентификации внутри новой социальной группы. Особую проблему в этой связи вызывают сложности, возникающие в процессе самоидентификации молодежи, оказывающейся в наиболее уязвленном положении. Отсутствие правового статуса, и как следствие, ограничение возможностей трудоустройства, социализации в чужеродном обществе, приводит к увеличению противоправных действий, и как следствие, возникновению фактора напряженности между коренным и пришлым населением.

Данную потребность в большей мере может обеспечить именно правовая идентичность, являющаяся базисом, на который в последующем будут наслаиваться остальные элементы социальной адаптации.

С третьей стороны проблема правовой идентичности затрагивает интересы коренных жителей государства, ориентированного на принятие миграционных потоков. Неприятие мигрантов местным населением, возникающем вследствие разницы в восприятии действительности, языковых, национальных, религиозных, культурных, цивилизационных традиций, необходимостью «делиться» рабочими местами, социальными благами, приводит к росту социальной напряженности, ослаблению легитимности государства и усилению уровня преступности в обществе.

В этой связи вопрос правовой идентичности личности становится проблемой не только отдельно взятой личности, или государства, но и всего мирового сообщества в целом.

Тем самым можно сказать, что правовая идентичность в условиях глобализирующегося мира, должна рассматриваться, прежде всего, как источник, позволяющий снять социальную напряженность, решить многие из социальных вопросов, возникающих у государств в связи с инстинктивной потребностью населения к сохранению собственной идентичности.

Рецензенты:

Усманова Р.М., д.ю.н., доцент, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;

Сабекия Р.Б., д.ф.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.