Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PRODUCTIVE LEARNING: POTENTIAL OF THE DEVELOPMENT IN HIGH SCHOOL

Chamina O.G. 1
1 Ulyanovsk State Technical University
This article deals with the implementation of a productive learning in higher education through the integration of productive learning methods and technologies in the educational process for the main programs of higher education. Theoretical and practical developments of productive learning, successfully applied in the organization of educational activities in general education schools, both in Russia and abroad with a variety of productive educational models can be effectively implemented in the environment of higher education. Productive learning methodology provides an effective training of higher school graduates according to the objectives and goals of professional activity, taking into account the amplification of students´ basic general cultural and professional competence in accordance with the FGOS VPO Federal Standard.
higher education
productive learning
productive education
Современной среде высшего профессионального образования присущи постоянные нововведения в образовательной деятельности в условиях качественных изменений в социально-экономической сфере жизнедеятельности государства и общества. В частности, современные тенденции обусловили модернизацию содержания высшего образования, оптимизацию способов и технологий образовательного процесса, трансформацию стандартов подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования.

Общеизвестно, что повышение качества образования, в частности качественная подготовка профессиональных кадров широкого профиля в различных научных областях, является одной из актуальных задач не только для России, но и для всего мирового сообщества. В связи с этим вопросы исследования развития современного профессионального образования в России остаются актуальными.

В рамках основных тенденций образовательной политики высшее профессиональное образование направлено на обновление системы образования путем усиления практико-ориентированного направления, в частности развития прикладных дисциплин технологической и социальной направленности. Однако для эффективного перехода на практико-ориентированное образование требуются дополнительные методические ресурсы для решения тех ограничений, которые накладываются на систему образования в процессе ее становления. Так, в соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по любой образовательной программе высшего образования предусматриваются сокращение аудиторных академических часов и увеличение объема самостоятельной работы обучающихся, а также обеспечение качественной подготовки квалифицированных специалистов и полная реализация объема образовательной программы независимо от формы получения образования (полная, ускоренная, очная, очно-заочная). Для эффективного решения данной проблемы предлагается выявить новые организационно-педагогические методы и дидактические средства оптимизации образовательного процесса в высшей школе.

Анализ тридцатилетнего опыта развития концепции продуктивного обучения и практического применения различных продуктивных проектов в системе образования как в общеобразовательных школах, так и в средних профессиональных учреждениях в более чем 20 странах доказал свою успешность и реальную возможность ее реализации в системе высшего образования.

Основные исходные положения исследования продуктивного обучения отражены в трудах Дж. Дьюи, С.И. Гессена, Г. Кершенштейнера, Г. Песталоцци, С. Френе, Э. Фромма.

Дальнейшее теоретическое и практическое обоснование организации образовательного процесса на основе продуктивного обучения нашло отражение в работах отечественных (О.И. Апасова, М.И. Башмаков, А.А. Востриков, С.И. Гессен, Т.Н. Ивочкина, Г.М. Крутова, Н.Б. Крылова, А.Н. Леонтьев, С.И. Поздняков, В.А Поляков, А.Ю. Тужилкин, С.Н. Чистякова, Е.А. Чопчиян, Д.Ю. Чупин и др.) и зарубежных ученых (И. Бём, Ф. Гансберг, В.-А. Лай, М. Монтессори, Г. Шаррельман, Й. Шнайдер и др.).

В отличие от зарубежных педагогов, стремящихся к реализации продуктивного обучения как целостной системы, по которой работает специально организованное учебное заведение «Продуктивная школа», в России основное внимание уделяется внедрению методов продуктивного обучения в практику работы общеобразовательных школ (A.A. Востриков, И.А. Сивцева, И.С. Сорокина, Л.И. Савва и др.) и средних специальных учебных заведений (О.И. Апасова, М.А. Корочкина, Е.В. Борисова и др.).

В сфере высшего профессионального образования опыт внедрения идей продуктивного обучения в образовательный процесс вуза освещается немногими исследователями. В основном внимание уделяется формированию педагогической рефлексии методами продуктивного обучения (B.C. Умнов), формированию продуктивного педагогического мышления (М.Н. Гольдина), развитию продуктивного учебного взаимодействия в образовательном процессе вуза (В.Ф. Северина), формированию умений продуктивной учебной деятельности у будущего инженера в процессе обучения физике (Е.А. Попкова), организационно-педагогическим условиям реализации продуктивного обучения в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства (Д.Ю. Чупин), модульно-рейтинговой системе оценки качества обучения студентов вуза как средству обеспечения продуктивности образовательного процесса в вузе (K.JI. Шхацева).

Продуктивное обучение, начиная с обозначения достаточно узкого педагогического приема организации учебной деятельности, постепенно сложилось как цельная научно-педагогическая система, способная предложить свое решение новым социальным запросам, связанным с образованием, воспитанием и обучением.

В основе теории продуктивного обучения лежит принцип «learning by doing» - «обучение через деятельность (делание)», впервые сформулированный Джоном Дьюи и реализованный в практике многих альтернативных образовательных систем. Термин «продуктивное обучение», «productive learning», был введен в оборот в 1991 г. на втором конгрессе Международной сети продуктивных школ INEPS (International Network of Productive Schools and Projects) Ингрид Бём и Йенсом Шнайдером - немецкими учеными и педагогами, создателями Института продуктивного обучения в Европе IPLE (Institute for Productive Learning in Europe) [2].

Продуктивное обучение представляет собой образовательный процесс, ведущий к развитию роли личности в сообществе и к изменению самого сообщества. Он реализуется в гибкой деятельности, ориентированный на продукт и осуществляемой в реальной жизненной ситуации на основе образовательного опыта и в рамках групповой работы, вдохновляемой педагогами. По мнению И. Бем, Й. Шнейдера, определение продуктивного обучения в рамках каждого из образовательных проектов является вариацией общего определения, принятого в Международной сети продуктивных школ INEPS [4]. Из этого следует, что каждый продуктивный образовательный проект обладает фундаментальными принципами альтернативного обучения в практике любой образовательной формы.

Очевидно, что концепция продуктивного обучения предусматривает модификацию многих педагогических приемов, базирующихся на классно-урочной и знаниево-предметной парадигмы и академической модели образования. В связи с тем, что основным фактором образовательного продуктивного проекта является развивающаяся личность в пространстве своего обучения, его индивидуальная практика в ситуациях реальной жизни, объединяющая в практике культурные, образовательные и профессиональные нормы, выделяются следующие цели и задачи продуктивного обучения [3, c. 49-50].

1. Сделать практику доступной для:

  • развития личностных интересов в разных видах и формах деятельности;
  • умения принимать решения в конкретных ситуациях и разных формах деятельности.

2. Обеспечить разные виды продуктивной деятельности на практике, чтобы уметь:

  • контролировать условия деятельности;
  • подготовить и осуществить деятельность;
  • оценить ее результаты;
  • сформулировать выводы о результатах деятельности.

3. Обеспечить рефлексию образовательной и практической деятельности, чтобы суметь связать виды и формы своей деятельности:

  • со своими интересами и потребностями;
  • с потребностями общества;
  • с потребностями и ценностями культуры;
  • с тем направлением образования, которые он считает для себя приоритетным.

Продуктивное обучение видит своей целью подготовку специалиста как субъекта социально-исторического и культуро-созидательного процесса, умеющего не просто вписаться в окружающий мир, но и активно действовать в нем, приобретающего в процессе обучения опыт решения различных социальных и производственных проблем.

На сегодняшний день продуктивное обучение является образовательным процессом, реализуемым с помощью индивидуальных маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с четко определенными результатами, являющимися продуктивно-ориентированными действиями в жизненных ситуациях.

Методология продуктивного обучения предполагает:

  • рост роли участника в формировании, реализации и оценке своего образовательного маршрута в кооперации с другими участниками;
  • связи «школа - предприятие», «школа - социум», «школа - реальная жизнь», реализующие продуктивное обучение в качестве открытой и гибкой системы;
  • изменения в роли педагога как советчика;
  • создание подходящей образовательной среды, включая доступ к новым информационным технологиям.

Продуктивное обучение строится на трех определяющих принципах, которые вкладывают образовательный процесс в личностно-биографический, культурный и общественный контекст так, что обучающаяся личность осваивает спектр общего образования на основе деятельности и опыта:

  • личностно-ориентированный;
  • проблемно-практический;
  • культурообразующий;

Личностно-ориентированный принцип продуктивного обучения учитывает отношение учебного процесса, включая дисциплины соответствующего образовательного направления, к индивидуальности обучающейся личности и ее развитию. Личностно-ориентированный смысл деятельности может выйти за границы данной деятельности. Например, конкретная, очевидная деятельность может быть только средством для того, чтобы приблизиться к наиболее важной деятельности. Молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет все больше склоняются к креативной деятельности и к креативному использованию функциональных действий. Они понимают, что этим они создают для себя возможность для самопознания, для раскрытия своих способностей, а соответственно и для развития личности.

Проблемно-практический принцип продуктивного обучения рассматривает обучение в контексте процессов и структур соответствующего поля деятельности. Продуктивное обучение возникает из опыта продуктивной деятельности в реальных общественных ситуациях и приводит к нему же (опыту). Полученный опыт становится основой для собственного позиционирования в общественной действительности благодаря (профессиональной) деятельности.

Культурообразующий принцип продуктивного обучения в рамках педагогического аспекта рассматривает обучение с точки зрения профессиональной ориентации, общественно-значимой и культурной ориентации. Профессиональная ориентация продуктивного обучения подчеркивает, что профессиональное знание служит инструментом; учащиеся должны осознавать, какие профессиональные знания и умения им необходимы, чтобы понять и сделать продуктивной их практику. Знания даются не как на традиционных занятиях систематически, а как средства для цели, связанные с продуктивной деятельностью. Благодаря этому инструментальный характер предмета, науки, профессионализма по отношению к деятельности в практике становится для учащихся видимым [7].

Преимущество продуктивного обучения заключается в переносе акцента с процесса изучения на продукт изучения и самообразование на основе их собственного опыта продуктивной деятельности. В связи с этим очевидно формирование универсальных умений (способностей, компетенций) в процессе обучения в рамках продуктивных образовательных проектов. По мнению Крыловой Н.Б., участника Международной сети продуктивных школ INEPS, выполняя продуктивные проекты, обучающиеся получают разнообразный опыт проявления инициативы, самоопределения и самореализации и овладевают практическими универсальными умениями [3, с. 26-27]:

1. в сфере современного производства и экономических отношений:

  • работать в реальных производственных, жизненных ситуациях;
  • решать конкретные производственные, исследовательские, хозяйственные, организационные вопросы и задачи;
  • понимать характер современной практической деятельности и требования к труду;
  • получить опыт конкретной практической работы в разных организациях и в сфере разных профессий и специальностей;
  • получить собственное представление о мире профессий и определить свои приоритеты;

2. в сфере собственного образования:

  • сознательно и целеустремленно определять текущие и перспективные задачи образования для себя, осознанно строить и выполнять свою учебную программу;
  • ставить для себя новые образовательные цели и задачи;
  • применять личностные знания для решения конкретных производственных (трудовых, организационных, исследовательских, инженерных и иных) задач;
  • соотносить собственную выполняемую программу и стандарты образования;
  • определять необходимое образовательное содержание текущей работы и заинтересованно использовать его для повышения качества своей работы и дальнейшего обучения;
  • самостоятельно находить необходимую учебную и общеобразовательную информацию и применять ее в ходе выполнения очередного и последующего проекта;

3. в сфере самоопределения, самоорганизации и самодисциплины:

  • ответственно относиться к планированию и организации своей практической и образовательной деятельности, рационально распределять время и организовывать разные виды работы;
  • критически и конструктивно мыслить;
  • переносить накопленный опыт на другие образовательные и практические ситуации;
  • быстро ориентироваться в реальных ситуациях выбора, самоопределяться и принимать конструктивные решения;
  • целенаправленно решать собственные жизненные проблемы;

4. в сфере общения и коммуникации:

  • общаться и находить контакты с людьми разных профессий, разного возраста, разных интересов;
  • оценивать свои возможности и дефициты в реальных практических и образовательных ситуациях;
  • контролировать свое поведение с ориентацией на интересы разных людей;
  • помогать членам своей группы, ближайшему кругу друзей в решении жизненных, образовательных, организационных проблем;

5. в сфере развития культурных интересов и организации досуга:

  • планировать и организовывать в группе совместное проведение досуга;
  • организовывать совместную творческую деятельность (ставить спектакли, посещать театры и музеи, проводить экскурсии и походы);
  • совместно заниматься физической культурой и спортом.

Модель продуктивного обучения - одна из наиболее перспективных моделей организации образовательного процесса на этапе ее профилизации: в ней соединены индивидуальные интересы обучающихся, их активный профессиональный поиск, мотивация и стремление практически проявить свои способности, желание взять на себя ответственность за содержание собственного образования. Так, создаются условия для развития демократической гражданственности молодежи, для становления триединого профессионального, управленческого и социального опыта. Современные образовательные технологии на базе методов продуктивного обучения учитывают существующие требования к организации обучения и воспитания обучающихся и, безусловно, предполагают субъектную позицию учащегося в познавательном процессе, предоставляют возможность свободы выбора, проявления индивидуальных стремлений и развития личности.

Опыт многих стран, школы которых входят в Международную сеть продуктивных школ, убеждает, что образование может быть переориентировано с трансляции знаний и контроля его формального усвоения обучающимися на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учебы, результаты которой предъявляются и засчитываются как основной образовательный продукт. Как показывает практика, есть реальный путь развития продуктивного обучения как эффективной альтернативы традиционному обучению в системе высшего образования, как в виде вариативных образовательных моделей и как альтернативный вариант системы образования.

Рецензенты:

Лукьянова М.И., д.п.н., профессор, зав.кафедрой менеджмента и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск;

Калинина Н.В., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.