Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN FRANCE: WEAKNESSES, PARADOXES AND TASKS OF UNIVERSITIES

Kraysman N.V. 1 Fushel D.D. 1
1 Kazan National Research Technological University
The paper discusses the system of the higher education in France which is distributed between two general categories: universities and elite higher education institutions andoffers two types of education: the general and specialized. This system is characterized by the duality and the difficult organization which do it imprecise and reduce its efficiency.Weaknesses and paradoxes of this system have been defined, the offers of its efficiency have been considered by authors.Underestimation of teachers-researchers at university and shortage of financing have been noted. Authors of the article have revealed the numerous tasks which the French universities put before themselves, for example: adequate answer to needs of the population education, revision of students selection,variety of the education offer, increase of university self-government,need of university consideration from the point of view of management, etc.
scientific researches
reforms
teachers-researchers
general and specialized education
universities
elite higher education institutions
Франция - страна изысканного шарма и почитаемой красоты, а потому обучение во Франции всегда сопряжено с глубоким изучением культурного наследия страны, познанием её самых лучших традиций и особенностей. Французские кухня, мода и архитектура веками были и остаются эталоном изысканного вкуса. В какой бы уголок страны вы не заглянули, будь то Париж или маленькая деревушка, везде сохранилась верность многовековым традициям французского наследия. Тем же принципам преемственности и равноправия руководствуются французы при воспитании будущих поколений. Современное образование во Франции формировалось на протяжении нескольких веков, накапливая все самое лучшее и ценное из своего же опыта. Сегодня ученики французских образовательных учреждений могут получать одинаково качественный уровень знаний как в мегаполисах, так и в провинциях.

Известно, что французы любят все французское. Не обошло это понятие и обучение во Франции. В стране введена своя система учебных циклов, получаемых учебных степеней и дипломов. При этом в основном образование во Франции бесплатное, как для резидентов страны, так и для иностранцев. Отдельно оплачиваются только расходы на обслуживание ученика - проживание, еда и т.д. Большинство образовательных учреждений государственные, а частные пансионы должны проходить утверждение своих программ для обязательного образования в государственных органах.

После окончания школы ученики получают аттестат о среднем образовании. Этот аттестат прокладывает путь к высшему образованию. Система высшего образования во Франции сложная и малопонятная, так как возможности многочисленные и распределяются между двумя общими категориями - университет и элитные ВУЗы. Цель этой статьи - раскрыть систему высшего образования во Франции, определить ее слабые места и рассмотреть предложения ее эффективности.  

При выборе направления обучения в высшем образовании ограничений практически нет. Кроме 92 университетов, перед абитуриентом открыты двери более 3000 высших школ [4]. Некоторые школы имеют вековую историю, и их дипломы котируются выше дипломов значимых университетов. Но, в целом, уровень высшего образования во Франции одинаково высок вне зависимости от выбранного учебного заведения. Обучение везде ведется на французском языке, хотя в последнее время все больше университетов и школ проявляют лояльность к англоговорящим студентам, открывая платные магистерские программы на английском языке. Только английский язык, в этом случае, студент должен знать идеально.

Существуют элитные ВУЗы:

- Коммерческие школы (Écoles de commerce). Они многочисленны и различаются по статусу (государственные и частные), по специфике их образования и условиям поступления. Самые лучшие высшие школы отбирают после подготовительных классов при поступлении в элитные ВУЗы.

- Инженерные школы (Écoles d'ingénieur). Среди этих 250 заведений существуют неспециализированные, где большой конкурс при поступлении, и специализированные, где конкурс менее сложный.

- Высшие нормальные школы (Écoles normales supérieures). Они выпускают преподавателей университетов и руководителей высшего звена. Они также отбирают студентов по конкурсу после подготовительных классов.

- Институты политических наук (Institut d'études politiques). Учеба длится 5 лет, включая один год за границей. Студентов отбирают по конкурсу [5].

Наряду с элитными ВУЗами, существуют университеты. Университет - это единственное высшее учебное заведение, которое принимает всех студентов без отбора. В рамках европейского выравнивания высшего образования учеба отныне разделена на три этапа (реформа LMD - (Licence-Master-Doctorat) - Лицензиат-Мастер-Доктор, что соответствует российской системе образования Бакалавр-Магистр-Кандидат наук).

Во Франции насчитывается 92 университета (universités). Значительная часть французских высших учебных заведений сосредоточена в Париже и столичном округе. В отличие от столичных, провинциальные университеты имеют более узкую специализацию (например, университет Монпелье - естественные науки и медицина, университет Страсбурга - история, юриспруденция и немецкий язык). Практически все университеты являются государственными. Частные учебные заведения составляют 14% в структуре высшего образования Франции [5].

Французские университеты предлагают 2 типа образования: общее и специализированное. Университеты выдают как национальные (Licence, Master, Doctorat и др.) дипломы, утвержденные Министерством образования, так и внутренние университетские дипломы (Diplômes universitaires, DU) [3].

Хотя система высшего образования во Франции имеет значительные преимущества, она характеризуется двойственностью и сложной организацией, которые делают ее нечеткой и сокращают ее эффективность. В этой системе можно рассмотреть слабые стороны и парадоксы.

Система высшего образования во Франции раздробленная. Одним из первых показателей раздробленной системы образования является разделение между элитными ВУЗами и университетами. Эта особенность - прямое наследие истории Франции. С Дореволюционной Франции университет является объектом недоверия со стороны власти. После Революции университет как корпорация был упразднен. Были созданы элитные школы, чтобы дать образование элите общества для правильного управления государства и предприятий. Наряду с созданием этих элитных школ появились подготовительные классы.

Второе разделение находится между университетами и научно-исследовательскими учреждениями, к которому добавляется разделение между статусами преподавателей и преподавателей-исследователей. Это историческое разделение вредит государственным научным исследованиям и приводит к их безрезультатности, поскольку передача знаний, из которых должно состоять образование студентов, не достаточна. Это различие также приводит к четкому разделению между научной деятельностью и преподаванием. Разделение приводит к обесцениванию преподавания в университетах, даже хуже того, оставляют преподавание преподавателям-исследователям, которые не занимаются исследованиями. Таким образом, пренебрегается ценность университетской системы образования.         

Третье разделение затрагивает университет, а именно организация обучения разделяет преподавание по дисциплинам. Многочисленные университеты на самом деле являются только учебными заведениями, которые отделяют естественные науки, биологические науки и гуманитарные науки. Даже в междисциплинарных университетах многопредметные курсы являются скорее исключением, чем правилом. Предметы внутри одного заведения очень раздробленны.

Необходимо отметить, что самые лучшие выпускники школ не поступают в университеты. Они предпочитают оставаться в лицее в подготовительных классах, чтобы готовиться к поступлению в элитные школы. В университеты записываются только менее подготовленные студенты. Это прогнозирование подтверждено опросом студентов, которые получили аттестат о среднем образовании. В 2008 году только 20 процентов выпускников школ, получивших положительные оценки «хорошо» или «отлично» выбрали университет [7]. Эти цифры свидетельствуют о том, что самые лучшие выпускники не поступают в университет. А если принимать во внимание выпускников, которые заканчивают школы с научным уклоном (baccalauréat scientifique), то 54 % из тех, которые получили диплом с отличием, выбирают подготовительные классы в элитные ВУЗы, только 6 % из них выбирают университет (не считая выпускников, которые выбирают медицинские университеты) [7]. 

Тот факт, что выпускники не поступают в университеты, смогли бы объяснить тем, что после окончания университета сложно найти работу на рынке труда. Но на самом деле, многие исследования показывают, что это не так. По результатам опроса по трудоустройству выпускников университета, процент трудоустройства выпускников университета почти одинаковый, как и процент выпускников элитных институтов. Согласно исследованию, через 30 месяцев после получения диплома нашли работу 90 % выпускников университетов, 96 % выпускников инженерных школ и 93 % выпускников коммерческих школ [2].                         

 В системе образования в университетах Франции можно рассмотреть слабые места. Одной из проблем является недооценка преподавателей-исследователей в университете и нехватка финансирования. Первой формой недооценки исследователей и преподавателей-исследователей является их место в обществе. В течение десятилетий их зарплаты уменьшались, тогда как их численность росла, а суммы дополнительных вознаграждений не компенсируют эту тенденцию. Студент, выбирающий путь исследования, а не преподавания зарабатывает меньше во время написания своей диссертации. Одновременно с этим, условия работы и зарплаты преподавателей-исследователей ухудшаются по сравнению с условиями их коллег за границей, особенно в некоторых европейских странах. Отсутствие административной поддержки и финансирования мешает работе преподавателей-исследователей во Франции. К тому же, преподавателям-исследователям приходится выполнять административную работу, которую обычно за границей поручают специальным работникам. Наряду с этим, возможность исследования преподавателей-исследователей, особенно в экспериментальных науках, ограничена недостатком финансирования и аспирантов. Преподаватели иностранных научно-исследовательских университетов в основном руководят маленькими группами, тогда как во Франции часто известные исследователи ведут исследования без помощи младших коллег.

Таким образом, они играют лишь скромную роль в научных исследованиях, по сравнению с их иностранными коллегами. Финансирование на исследования сократились с 2010 года,  исследователям стало сложнее получить доступ к достаточному финансированию [6]. К тому же, хотя система высшего образования и научных исследований Франции пользуется большим финансированием, государственные расходы, выделенные на исследования и высшее образование намного меньше в сравнении с другими статьями государственных расходов, если сравнивать с другими странами, такими как Новая Зеландия, Швеция или США [1].

Надо также отметить, что оценка преподавания в университете является областью, в которой Франция очень сильно отстает. Настоящая оценка студентами своих остаточных знаний и доступности преподавателей остается исключительной. Целью оценки преподавателей студентами является улучшение отношений между преподавателями и студентами, так же как и качество преподавания.

Однако, несмотря на некоторые удачные перемены, такие как принятие системы LMD (Лицензиат-Мастер-Доктор), 2002 г., университетская система остается в основном в стороне от главных перемен, которые были повсеместно приняты в других развитых странах. Во французских университетах было принято множество реформ. Эти реформы направлены на поддержку научных исследований (например, закон об исследовательских программах 2006 г.), на свободное управление университета (закон о правах и обязанностях университета 2007 г.), на появление 12 университетских центров передовых знаний мирового уровня (закон «План-Кампюс», 2008), на лучшую интеграцию университета в социо-экономическом окружении (закон о высшем образовании и о научных исследованиях, 2013. Согласно этому закону 50 процентов граждан должны быть выпускниками университетов) [4].   

Наряду с этими реформами университет ставит перед собой многочисленные задачи. Первой задачей является адекватный ответ на нужды образования населения. Франция и Евросоюз разделяют амбицию улучшить демократизацию высшего образования. Это требование социальной справедливости, а также повышения уровня квалификации населения и идентифицирован как рычаг экономического роста. Цель - достичь 40 процентов выпускников университета в Европейском союзе к 2020 г. [6]

Второй задачей является пересмотр отбора студентов. В университетах при поступлении не отбирают студентов, каждый может записаться в университет, но отбор идет после экзаменов на первом курсе. Уровень провала экзаменов во время бакалавриата очень значительный. Следовало бы отбирать студентов не по провалу на экзаменах, а по необходимым предварительным условиям. А также давать возможность более слабым студентам учиться по программам, подходящим их уровню. Составление таких программ должно быть решением специальной государственной политики.     

Третьей задачей университетов является разнообразие предложения образования. Везде во Франции университеты должны формировать соответствующую сеть, способную предложить образование по всем направлениям, это касается как базового, так и дополнительного образования. Каждый университет должен специализироваться в одной области в соответствии со своими преимуществами и сильными сторонами. Университеты должны взаимодействовать друг с другом, их деятельность не должна противодействовать, а напротив дополнять друг друга, создавая между ними переход студентов по смежным специальностями.                        

Четвертой задачей является повышение самоуправления университета, которое может приобретать разные формы. Первая форма - это научная и педагогическая стратегия. Учреждения должны определять их научные приоритеты и быть свободными создавать новые программы. Вторая форма самоуправления - человеческие ресурсы. Университеты должны свободно нанимать преподавателей-исследователей и свободно устанавливать зарплату и вознаграждения. Последняя форма самоуправления - финансовая. В контексте сокращения государственных средств нужно давать возможность университетам использовать другие источники финансирования. Также следовало бы рассматривать вопрос стоимости образования.

Пятой задачей является необходимость рассмотрения университета с точки зрения менеджмента. Университет - это не предприятие, но он также является конкурентоспособным учреждением. Чтобы отвечать вызовам глобализации и открытию высшего образования, университет не может быть глухим к внешним ожиданиям. Для университетов глобализация - это источник конкуренции, а также возможностей сотрудничества. Сильное повышение студенческой мобильности за последние годы привело большинство университетов создать международный отдел, ответственный за заключение партнерства, а также поднятие университета в мире и привлечение иностранных и местных студентов и исследователей [6].

Таким образом, первое ожидание - это требование студентов. Университеты должны рекламировать себя и показывать свои преимущества студентам. Второе ожидание - стратегическое направление университета согласно экономическим требованиям. Университет не может игнорировать экономическое сотрудничество с местными предприятиями, чтобы продвигать развитие науки, инновации и предпринимательства. Наконец, третье ожидание идет от административно-территориальных образований, так как они инвестируют определенные приоритетные направления университета. 

В заключении надо отметить, что в свете новых требований нашего времени как экономических, так и социальных и культурных, французский университет должен обновляться и уметь трансформировать свои слабые стороны в сильные. Будущее французской университетской системы занимает важное место во французской действительности и часто заботит политических деятелей. Французское общество уделяет первостепенное значение улучшению образовательной системы на всех уровнях. Система французского образования должна быть рассмотрена глобально и объединить всех политических, экономических, культурных и социальных деятелей, региональных финансистов и Европейского союза, чтобы найти долгосрочные решения.

Рецензенты:

Шагеева Ф.Т., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технологический университет", г. Казань;

Хасанова Г.Б., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технологический университет", г. Казань.