Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE SPECIFICS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION

Ulyanova I.V. 1 Alpatova O.B. 1
1 FGCO HPE "Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V. J. Kikot"
The article deals with the specifics of the educational environment of educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia. A characteristic feature of the educational environment of the Moscow University of the MIA of Russia VY name Kikot can be considered a strengthening of integration processes. This integration is expressed in the union of different approaches to the education of cadets and students in expanding the boundaries of the interaction of departmental educational organization with the surrounding social and educational environment. Extra-curricular activities of the students, being part of the educational process, has great potential for the development of the educational environment, since it involves the planned classes and self study represents one of the sides of teaching and performance of students and trainees. It is noted that the pedagogical development of the educational environment of educational organizations Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the personal needs of students, can play a decisive role in the implementation of the objectives of harmonious professional-personal formation of a law enforcement officer. Educational environment of educational institution the Ministry of Interior of Russia can be seen not only as a necessary condition for the education of cadets and students, but also to act as a means of such education.
the educational system of formation of humanistic life orientations of cadets
behavioral environment
extracurricular activities
educational environment
a single educational process
professional and personal competence
В ведомственных образовательных организациях высшего профессионального образования осуществляется подготовка значительной части профессиональных кадров. В частности, уровень профессиональных и профессионально-личностных компетенций выпускников наряду с усвоенными знаниями, сформированными навыками и приобретенными умениями, качеством служебной подготовки, уровнем воспитанности и развитости определяют престиж и профессионализм полиции России в стране и мире. Именно поэтому командному и профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций МВД России необходимо постоянно и творчески развивать, совершенствовать традиционные формы и методы подготовки молодых полицейских. Развитие воспитательной среды курсов, факультетов, образовательной организации в целом представляется важным направлением такой работы.

Под воспитательной средой целесообразно понимать окружающую субъекта воспитания действительность, которая имеет пространственно-временную организацию объективного мира, внешнюю по отношению к субъекту и оказывающую влияние на его состояние и развитие. Все, что действует на субъект, независимо от способа влияния можно отнести к условиям и факторам воспитательной среды [5].

Развивая воспитательную среду в направлении, которое помогало бы профессионально-личностному становлению и воспитанию специалиста, необходимо четко представлять не только качественные характеристики выпускников образовательной организации, но и особенности, присущие каждой из них в зависимости от образовательных целей. Например, характерной особенностью воспитательной среды Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя можно смело назвать усиление интеграционных процессов. Эта интеграция выражается в объединении различных подходов к воспитанию курсантов и слушателей, в расширении границ взаимодействия ведомственной образовательной организации с окружающей социально-педагогической средой. Существуют и специфические особенности воспитательной среды - общие для образовательных организаций МВД России. Учет специфических особенностей является важной предпосылкой для ее развития; это:

1) обстановка соблюдения уставного порядка во время пребывания в образовательной организации МВД России, а для живущих в общежитии - круглые сутки;

2) регламентация всех видов деятельности курсанта, слушателя не только на предстоящие сутки, но и до окончания срока обучения;

3) неразрывное единство учебной деятельности, служебных обязанностей, групповой учебной и внеучебной работы;

4) сочетание свободы и полной самостоятельности в организации подготовки к учебе и обеспечении жизнедеятельности органично сочетаются со строгим контролем за учебно-служебной деятельностью курсанта (слушателя) со стороны не только должностных лиц (командира взвода, начальника курса и его заместителей, начальника факультета и его заместителей), но и профессорско-преподавательского состава, старших по званию офицеров; реализация принципов единоначалия, соблюдения субординации в совокупности с функционированием личностно-ориентированного подхода к образованию.

Вышеперечисленные характерные особенности воспитательной среды образовательных организаций МВД России могут усложнять или затруднять проявления инициативы и творческого мышления курсантов и слушателей, но в любом случае они являются важнейшим фактором воспитательной среды и тем самым с первого курса приучают молодых полицейских к требованиям службы в правоохранительных органах.

Принимая во внимание, что главный механизм воспитания - это вовлечение в целенаправленную и организованную деятельность, можно сказать, что педагогически грамотно организованная и развиваемая воспитательная среда образовательной организации МВД России интегрирует все педагогические влияния и воздействия, направленные на курсанта, в единый образовательный процесс. Курсанту или слушателю предоставляются свобода и широкий спектр выбора видов учебной, внеучебной и служебной деятельности; целенаправленно развиваемая воспитательная среда образовательной организации МВД России воздействует на их профессиональное становление, формирование профессионально-личностных качеств; воспитание более органично и «естественно» и осуществляется через приобретаемый и присваиваемый курсантом, слушателем опыт действия и поведения. В этом случае воспитательная среда Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя дает примеры реализации творческой активности курсантов и слушателей, которая происходит в сфере познания и профессионально-практической деятельности. Продолжительное или постоянное нахождение в воспитательной среде, созданной и целенаправленно развиваемой постоянным составом указанной образовательной организации, дает примеры высокопрофессиональных, компетентных специалистов, способствует ориентации обучающихся на образ идеального сотрудника правоохранительных органов, утверждает гуманистические ценностные ориентиры курсантов и слушателей, развивает стремление к профессиональному самосовершенствованию и развитию личности.

Процесс обучения дает возможность самореализации не всем курсантам и слушателям, что происходит по различным причинам. Нам видится целесообразным в развитии воспитательной среды Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя шире использовать внеучебную деятельность курсантов и слушателей.

Внеучебная деятельность обучающихся, являясь составной частью образовательного процесса, имеет большие возможности для развития воспитательной среды, так как она включает плановые занятия по самоподготовке и представляет собой одну из сторон учебно-служебной деятельности курсантов и слушателей. Она не так жестко регламентирована, как учебные занятия. Таким образом, курсант или слушатель, находясь в границах воспитательной среды образовательной организации МВД России, большую часть времени, примерно до 17-18 ч ежедневно, имеет возможности для саморазвития во время внеучебной деятельности, так как она является существенным элементом образа жизни обучающихся, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей факультетов и курсов. Внеучебная деятельность курсантов и слушателей как часть образовательного процесса предполагает:

1) участие в ней всех субъектов учебно-воспитательной деятельности;

2) организационное, методическое, правовое, технологическое, финансовое, кадровое, материальное, структурное обеспечение;

3) включенность в эту сферу культурного потенциала города, района или других социальных институтов социума (общества).

Внеучебную деятельность мы считаем одним из важных инструментов становления личности профессионала. Во время ее реализации курсантам, слушателям максимально комфортно проявлять и развивать свои творческие способности. Таким образом, как ни парадоксально, но внеучебная деятельность в образовательных организациях МВД России занимает равноправную позицию с учебной, ибо она способна обеспечить профессионально-личностное развитие и саморазвитие курсанта или слушателя на основе индивидуально-творческого подхода, избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъективной позиции, добровольного принятия гуманистических жизненных ценностей и приоритетов.

Воспитательная среда любой образовательной организации МВД России должна рассматриваться как один из важнейших компонентов его воспитательной системы в целом. Этот компонент (воспитательная среда) может оказывать, как показывает наша практика, эффективное влияние на формирование профессионально-значимых качеств личности сотрудников правоохранительных органов: через удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, через накопление, сохранение и интериоризацию нравственных, культурных и научных ценностей общества, через развитие и реализацию творческих способностей субъектов воспитания. Поэтому важным условием эффективности воспитательной среды образовательной организации является развитие того окружения, в котором находится обучающийся. Весьма значимой для разработки положений в области содержательного наполнения воспитательной среды образовательной организации МВД России нами видится концепция Н.Е. Щурковой, разделяющей воспитательную среду образовательных организаций на определенные «окружения»: предметно-пространственное, событийное, информационно-культурное и поведенческое. В понимании автора части воспитательной среды становятся воспитательными лишь в том случае, когда они «вочеловечены», когда за предметами видятся отношения, за вещами угадываются интересы [9].  Как это происходит?

Предметно-пространственный компонент воспитательной среды образовательной организации оказывает сильное воспитательное влияние через предметы обстановки, воздействуя на мысли и чувства курсанта, слушателя, является фоном, на котором происходит взаимодействие всех, кто находится на территории образовательной организации. В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя это информационные стенды; факультетские стенгазеты; «Доски почета»; «Экраны успеваемости»; тематические стенды: «Лучший преподаватель», «Лучший курсант», «Спортивные достижения», «У нас учились...»; широкоформатные фотографии, показывающие торжественность традиционных мероприятий, таких как принятие Присяги, вручение дипломов, спортивных соревнований; обустройство и оформление учебных помещений и кабинетов, лекционных аудиторий; государственная и ведомственная символика и т.п. Все это, попадая в поле зрения курсанта, служит предметом оценки, поводом к раздумьям и основанием для жизненных выводов, учет которых существенно изменяет «вектор жизни» индивида [1]. Рассматривая фотографии, отражающие значимые или важные моменты курсантской жизни, ощущая себя «героем» этих фото, встречаясь со своими коллегами в спортзале, столовой или буфете, на ежедневном построении, во время строевого смотра, на проходной во время дежурства, курсанты, слушатели не только видят живые образцы для подражания среди своих коллег и старшего офицерского состава, но и сами становятся «образцом для подражания», конкретизируют систему ценностных ориентаций [6]. Материальные средства предметно-пространственного окружения выступают для всех участников учебно-воспитательного процесса как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, забота об их сохранности лежит на курсантах и слушателях. Переходя на каждый следующий курс обучения, обучающиеся продолжают осваивать предметно-пространственное окружение. От деятельности по уборке территории, поддержания чистоты и порядка в учебных помещениях, в столовой, в местах общего пользования они переходят к его творческому преобразованию: это  забота о животных в «живых уголках», которые имеются на некоторых факультетах, уход за растениями в холлах и рекреациях, на прилегающей территории и др.

Событийное окружение образовательного учреждения МВД России - это совокупность традиционных мероприятий, кружков по интересам, спортивных секций, клубов самодеятельности, и других разнообразных «ниш» [6], где курсант может найти то, что отвечает его душевным запросам, дает возможность творческой реализации своей индивидуальности. Такие события становятся условием профессионально-личностного становления и развития курсанта в том случае, если они превращаются в События именно его жизни, если обучающийся был одним из авторов события, сопереживал происходящему, имел личностно значимое к нему отношение [9].

Информационная составляющая воспитательной среды образовательной организации МВД России включает в себя не только работающую библиотеку и читальный зал, богатый фонд источников на электронных носителях, электронный каталог ресурсов, обеспеченность курсантов и слушателей учебными и методическими материалами, но и проведение творческих конкурсов, смотров научно-исследовательских работ, реферативных и научных сообщений, научных и научно-практических конференций. Информационное окружение образовательной организации является воспитательным, если профессорско-преподавательский состав активно привлекает обучающихся к самообразованию, учебный процесс организуется на основе сотрудничества и диалога. Сопричастность обучающихся к деятельности известных и признанных в профессии специалистов, соучастие в процессе «рождения» нового» знания, наблюдение образцов творческого решения актуальных проблем науки и практики способствуют получению «живого» знания, стимулируют познавательную активность и собственный научный интерес к изучаемым предметам.

Поведенческое окружение как составляющая воспитательной среды образовательной организации многими исследователями и педагогами-практиками (О.С. Газманом, А.И. Ивановым, В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, А.Н. Тубельским и др.) рассматривается как «уклад» (или «климат») учреждения. Авторы вкладывают в эти понятия такую организацию всех элементов образовательного процесса, которая задает стиль, дух, атмосферу образовательного учреждения [8]. В данной интерпретации мы понимаем, что поведенческое окружение - это качественная сторона взаимоотношений и взаимодействий постоянного состава образовательной организации МВД России с курсантами и слушателями, курсантов и слушателей между собой. Особая роль в создании «духа», «климата» образовательной организации принадлежит личности педагога, являющегося по своему должностному предназначению центральной фигурой образовательной организации [2], а, следовательно, вместе с командно-преподавательским составом факультетов и курсов - центральной фигурой воспитательной среды. Поддержка старшим профессорско-преподавательским составом формирующейся у молодых преподавателей, у курсантов и слушателей привычки всегда следовать требованиям устава и Присяги, дорожить честью и авторитетом коллектива, стремления к самообразованию и самосовершенствованию становится основой деятельности офицерского состава университета.

Взаимодействие педагога и обучающихся может осуществляться как во время плановых учебных занятий и мероприятий воспитательной работы, так и во время совместного выполнения служебных обязанностей, в часы самостоятельной работы курсантов и слушателей, их научно-исследовательской, культурно-досуговой и другой деятельности. Содержательной стороной взаимодействия педагогов и курсантов (слушателей) выступает прежде всего обмен информацией различного рода (учебной, научной, житейской, профессиональной, педагогической и др.), которая направлена на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности [5]. Совместная деятельность, основанная на взаимопомощи и поддержке, атмосфера доверия и высокой требовательности, доброжелательная и в то же время деловая критика, возможность свободно выражать собственное мнение, информированность членов коллектива о задачах и состоянии дел при их выполнении могут обеспечить высокую степень эмоциональной включенности, удовлетворенность принадлежностью к коллективу, желание принятия на себя ответственности за состояние дел в группе каждым ее членом.

Все составляющие части воспитательной среды необходимо учитывать при организации образовательного процесса и рассчитывать на то, что среда «стихийным образом» сформируется в наилучшем виде, опрометчиво и недальновидно [4]. Нам видится, что данное положение в полной мере можно отнести к образовательным организациям МВД России.

Подводя итоги, следует отметить, что воспитательные возможности среды определяются ее способностью воздействовать на образ жизни обучающихся, создавая условия для свободного выбора тех сфер, которые направлены на реализацию актуальных потребностей и интересов личности. В таком случае мы сможем рассчитывать на то, что воспитательная среда станет существенным фактором личностного развития курсантов. Иначе отдельные компоненты среды будут разносторонне и разнородно влиять на всех субъектов организации. При этом это влияние может быть как позитивным, так и негативным. И даже если предположить, что влияние будет позитивным, его действие будет снижено за счет несогласованности различных компонентов среды. Неорганизованная в воспитательном плане среда способна свести на нет все усилия педагогов по организации воспитательной работы.

Очевидно, что педагогическое развитие воспитательной среды образовательной организации МВД России с учетом личностных потребностей обучающихся способно сыграть решающую роль в осуществлении задачи гармоничного профессионально-личностного становления сотрудника правоохранительных органов. Воспитательная среда образовательной организации МВД России может не только рассматриваться как условие, необходимое для воспитания курсантов и слушателей, но и выступать как средство такого воспитания.

Рецензенты:

Самойлов В.Д., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва;

Федотов С.Н., д.псх.н., профессор начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва.