Современное общество находится в условиях коммерциализации музыкальной культуры, выступает элементом развлечения, приводя к утрате идеалов и ценностей мировой классической музыки, обесцениванию ее глубины и содержательности в обмен на популизм и примитивизм. В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ООО, 2010, 2012 г.) и примерной программой «Музыка» для основной школы, выдвигаются задачи художественного образования, воспитания и целенаправленного формирования интереса к «классическому и современному музыкальному наследию», основанного на многолетних традициях отечественной педагогики и художественно-эстетического опыта.
Однако, проведенный нами предварительный опрос в общеобразовательных школах г. Волгограда показал, что 34 % подростков предпочитают эстрадную музыку; 22 % - рэп и хип-хоп; 16 % - рок-музыку; 11 % - клубную музыку; 9 % - шансон и авторскую песню; только 8 % подростков положительно относятся к классической музыке (в основном дети, учащиеся музыкальных школ и учреждений дополнительного образования). При этом музыкальные предпочтения мальчиков и девочек существенно различаются: девочки предпочитают в основном современные эстрадные песни в исполнении популярных молодежных групп; а мальчикам нравятся более агрессивные направления современного рока и рэпа.
Большинство подростков, являются приверженцами современных музыкальных направлений, и часто не догадываются о том, что их любимые музыкальные треки - это цитаты академического искусства, то есть «нелюбимой» ими классической музыки, в основном звучащей в современных обработках (разнообразные ремиксы, рок- и клубные стилизации произведений классической музыки). Это происходит потому, что общение подростков с музыкой, как правило, происходит стихийно и бесконтрольно вне стен общеобразовательной школы. Играя в компьютерные игры, пользуясь современными гаджетами (телефоны, планшетные компьютеры, плееры и т.д.), они испытывают на себе ежедневное давление примитивной музыки, сопровождающей сюжеты игр и использующейся в качестве рингтонов (звуковых оповещений, сигналов и пр.). Важным источником пополнения музыкального опыта подростков является и Интернет, в котором главное место занимают игровые форумы (официальные форумы «World of Tanks», «Warcraft» и др.) и социальные сети («ВКонтакте», «Facebook», «Twitter» и др.).
Анализ педагогической и музыкально-педагогической литературы свидетельствует о том, что исследователи предпринимаются попытки поиска путей формирования интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе. Данной проблеме в условиях инструментального исполнительства посвящено исследование К.Л. Перегудовой, особенности общего музыкального образования изучаются М.В. Глезер и т.д. Однако эти исследования остаются недостаточно эффективными, поскольку в них не изучены возможности использования современных информационных технологий, популярных в подростковой среде. Потенциал применения гендерного подхода в общеобразовательной школе также недостаточно исследован. Работы О.А Галицкой, Р.А. Козловой, Е.А. Рязанцевой и др., ограничиваются дифференциацией по признаку пола, не доходя до самой сути гендерного подхода. Нами не обнаружено работ по особенностям реализации гендерного подхода на уроках музыки и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Отсутствуют соответствующие модели, технологии формирования интереса к классической музыке у подростков на основе гендерного подхода в общеобразовательной школе, обоснованию названного процесса и посвящена данная статья.
Педагогическое моделирование процесса формирования интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе - действенное средство, обеспечивающее создание условий для повышения уровней сформированности интереса к классической музыке у подростков. На основании исследований Г.И. Щукиной, рассматривающей интерес к обучению, И.С. Казаковой, Ю.В. Смольской, исследующих интерес к музыке, нами была разработана уровневая модель, отражающая наличие определенных новообразований на каждом уровне сформированности интереса к классической музыке у подростков:
- уровень любопытства (низкий уровень) - характеризуется кратковременным, поверхностным эмоциональным откликом подростков на яркие фрагменты классических музыкальных произведений; знанием отдельных любопытных, интригующих деталей биографий композиторов-классиков, но слабой активностью в музыкальной деятельности, при которой выполнение творческих заданий осуществляется только с помощью преподавателя;
- уровень любознательности (средний уровень) - характеризуется длительным эмоциональным сопереживанием подростков при прослушивании произведений классической музыки, пониманием выразительности музыкального образа, знанием представителей отдельных эпох классической музыки; проявлением творческой активности, при которой педагогическая коррекция осуществляется только в отдельных ситуациях;
- уровень устойчивого интереса (высокий уровень) - характеризуется получением подростками эмоционального удовольствия от общения с произведениями классической музыки и потребностью в общении с глубокими, содержательными произведениями мирового академического искусства; умением анализировать средства музыкальной выразительности (особенности ритмического рисунка, тембры музыкальных инструментов, жанровые особенности); исследовательской активностью, выражающейся в самостоятельном поиске высокохудожественных произведений классической музыки в сети Интернет и обмен ею в социальных сетях между сверстниками и преподавателем.
Под к л а с с и ч е с к о й м у з ы к о й мы понимаем высокохудожественные музыкальные образцы, проверенные временем, а так же музыкальные произведения, написанные в традиционных жанрах (симфония, соната, опера и т.д.) в различных исторических эпохах (барокко: А. Вивальди, И.-С. Бах и др., классицизм: И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен и др., романтизм: Ф. Шуберт, Ф. Шопен и т.д.), предназначенные для исполнения симфоническим оркестром или классическими солирующими музыкальными инструментами (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). Современная музыка также может относиться к классической (Э. Морриконе, Я. Тирсен, Л. Эйнауди и др.), если она богата музыкальным содержанием, музыкальной палитрой оттенков и интонаций, исполняемых оркестром, сочетает в себе глубины передаваемых переживаний с разнообразием музыкальных приемов.
Уровневая модель послужила основой для проведения констатирующего эксперимента, целью которого явилось выявление исходного уровня сформированности интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе, выявление музыкальных интересов девочек и мальчиков-подростков с целью дальнейшего устранения гендерных конфликтов на уроках музыки и в ходе внеурочной деятельности. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с 2011 по 2015 гг. на базе МОУ СШ №128 г. Волгограда. В самом начале экспериментальной работы мы обнаружили, что подростки не испытывали интереса к произведениям классической музыки, а различные музыкальные предпочтения мальчиков и девочек, порой являлись причиной гендерных конфликтов, и как следствие сорванных уроков музыки, что явилось основанием для разработки теоретической модели процесса формирования интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе. При построении модели, мы исходили из понимания модели как «системы, отображающей объект исследования, которая способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте» [4, с. 5-6]. Разработанная нами модель включала: эмоциональный, интеллектуальный и деятельностный этапы.
Цель эмоционального этапа заключается в стимулировании эмоционального отношения подростков к классической музыке. На уроках «Музыка» мы учитываем увлечения мальчиков спортивными играми и прослушиваем музыкальные произведения, используемые в спорте (классические произведения, которые для футбольных и хоккейных клубов, спортивных союзов и лиг применяются в качестве персональных гимнов). В работе с девочками мы учитываем их увлечения современными молодежными сериалами и популярным в их среде жанром аниме, подбирая для прослушивания на уроках «Музыка», произведения классической музыки, используемые в аниме и телесериалах.
Первая задача заключается в формировании эмоционального отклика на звучащие произведения классической музыки. Эмоциональный отклик в рамках данного исследования трактуется как наиболее элементарное проявление эмоции, возникающее в процессе восприятия музыкального произведения, и характеризуется небольшим по силе и кратким по длительности переживанием.
Вторая задача направлена на формирование эмоционального отношения, переживания, эмоциональной отзывчивости при прослушивании произведений классической музыки, поскольку эмоциональное отношение к музыкальному произведению является важной составляющей деятельности музыканта-исполнителя и слушателя.
Третья задача обращена к появлению эстетического удовольствия от общения с произведениями классической музыки. Музыкальное искусство имеет эстетическую природу и основывается на эстетическом отношении человека к действительности.
Ожидаемые результаты эмоционального этапа заключаются в кратковременном эмоциональном отклике на отдельные яркие фрагменты произведений классической музыки, выражающиеся в поверхностном переживании подростком своего отношения к музыкальному произведению; формировании длительного и глубокого эмоционального переживания при общении с произведениями классической музыки; возникновении у подростков потребности в общении с классической музыкой, которое способствует получению эмоционального удовольствия.
Цель интеллектуального этапа - способствовать обогащению знаний подростков в области классической музыки. Существуют различия в умственной деятельности девочек и мальчиков. Девочки быстрее входят в работу, но им мешает быстрый темп работы. При этом для девочек очень аккуратно следует применять соревнования, так как существует риск ссоры. Мальчикам необходим высокий темп работы с постоянной сменой деятельности, при этом эффективны ситуации соревнования (В.Д. Еремеева, Н.Н. Куинджи и др.). Мальчики требуют образной формы изложения, наглядности, тогда как девочкам проще понять и воспроизвести схему и алгоритм. Мальчики обладают преимущественно наглядно-образным, трехмерным мышлением, которое связано с целостным представлением об объекте.
Первая задача заключается в получении подростками знаний об увлекательных биографических фактах из жизни композиторов, повлиявших на создание произведения классической музыки и работу над ним. На важность взаимосвязи музыки и жизни указывали многие исследователи: Э.Б. Абдуллин, В.В. Алеев, Д.Б. Кабалевский, и др.
Вторая задача направлена на познание подростками выразительности музыкального образа. Под музыкальным образом понимается комплекс средств музыкальной выразительности, используемый композитором в сочинении, вызываемый с их помощью у слушателя ряд ассоциаций с явлениями действительности (В.В. Алеев, М.Г. Рыцарева).
Третья задача - развитие музыкальной грамотности подростков. Под «музыкальной грамотностью» мы понимаем определенный уровень знаний, который включает в себя знания о средствах музыкальной выразительности, об истории развития классического музыкального искусства, о музыкальных жанрах и стилях, а так же об особенностях творчества композиторов (В.В. Медушевский, Л.В. Шамина, Л.В. Школяр).
Ожидаемые результаты интеллектуального этапа заключаются в сформированности у подростков знаний об основных эпохах развития классической музыки, ярких биографических фактов из жизни композиторов, историй создания произведений классической музыки, интересных фактов о первом исполнении произведения и его дальнейшей судьбе; понимание выразительности музыкального образа, представленного совокупностью средств музыкальной выразительности; способности самостоятельно соотносить образную сферу произведений классической музыки с актуальными явлениями жизни, умений анализировать средства музыкальной выразительности.
Цель деятельностного этапа - активизировать самостоятельность подростков в постижении классической музыки. Традиционно мальчикам приписывается активная жизненная позиция, а девочкам - пассивная; мальчикам - стремление к лидерству, а девочкам - подчиненная социальная роль; мальчикам - способность к творчеству, а девочкам - к репродуктивной деятельности. Однако, в действительности, гендерных различий намного меньше, и они закреплены социальными нормами (гендерными стереотипами), «очень часто стереотипные представления, усвоенные от других, приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями» [3, с.35], препятствуют развитию индивидуальности девочек и мальчиков-подростков.
Первая задача заключается в формировании у мальчиков и девочек-подростков активности в музыкальной деятельности совместно с преподавателем. Исследователи сходятся во мнении, что творческая деятельность (независимо от половой принадлежности) способствует более глубокому освоению музыкального произведения, развивает общую музыкальность детей и является важным средством развития способности образного видения мира (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов).
Вторая задача направлена на формировании творческой деятельности в области классической музыки, заключающейся в написании мини-сочинений о впечатлениях, полученных в процессе знакомства с произведениями классической музыки.
Третья задача - самостоятельная исследовательская музыкальная деятельность подростков в области классической музыки, поиск произведений классической музыки и обмен ею среди сверстников.
Ожидаемые результаты в процессе реализации деятельностного этапа заключаются в проявлении активности в музыкальной деятельности, благодаря которой подросток с помощью преподавателя выполняет творческие задания; развитии музыкальной творческой деятельности подростков, при которой педагогическая коррекция осуществляется только в отдельных ситуациях; формировании исследовательской деятельности подростков в области классической музыки, которая проявляется в выполнении творческих заданий и самостоятельном поиске классических музыкальных произведений в сети Интернет.
Для реализации процесса формирования интереса к классической музыке у подростков на основе гендерного подхода в общеобразовательной школе нами была разработана авторская модульная технология.
Модуль 1 технологии предполагает дифференциацию обучающихся по признаку пола на уроках «Музыка» средней ступени (8-9 классов) общеобразовательной школы. Половая дифференциация в ходе экспериментальной работы позволяет учитывать музыкальное увлечение мальчиков роком. Мы использовали для прослушивания классическую музыку в современных рок-обработках, чем вызывали любопытство к звучащим произведениям (рок-обработки классической музыки были выполнены такими музыкальными группами, как «РЭПсодия», «Jan Holland», «Royal Orchestra», «Nightwish» и др.). На последующих занятиях мы применяли такие средства, как «микс-метод», в ходе которого мальчики-подростки сами пробовали себя в роли авторов аранжировки (на музыкальном виртуальном синтезаторе Cubase, специально приобретенном для уроков музыки), апробируя различное современное звучание произведениям классической музыки. В работе с девочками-подростками вместо рока использовались современные эстрадные направления (современные эстрадные обработки классической музыки в исполнении Л. Фабиан, С. Дион).
Модуль 2 технологии сохранял дифференциацию обучающихся по признаку пола на уроках «Музыка», и был направлен на формирование толерантного, уважительного отношения к музыкальным предпочтениям «другой» группы, т.е. у мальчиков - к романтической музыке (предпочтительной для девочек), а у девочек - к более энергичной («уважаемой» мальчиками). Используя метод «Музыкальный батл» девочки и мальчики-подростки выявляли различные и сходные средства музыкальной выразительности в эстрадных образцах и роке и рэпе. В ходе экспериментальной работы, подростки приходили к выводам, что между такими разными, на первый взгляд, направлениями много общего - и инструменты, и главное, образное содержание, темы музыкальных произведений остаются сходными независимо от стиля и жанра.
В рамках Модуля 3, разработанной нами технологии, проводились совместные по признаку пола уроки музыки, на которых помимо современных обработок звучали и оригинальные образцы классической музыки. В ходе реализации Модуля 3, девочки и мальчики-подростки все чаще воспринимали оригинальные произведения классической музыки более глубокими, содержательными и интересными, в отличие от современных обработок. 43 % стали активно работать с преподавателем на уроках музыки, 34 % -проявлять самостоятельность и творчество в аранжировке произведений, подготовке докладов о творчестве композиторов без помощи учителя, 19 % подростков по собственной инициативе осуществляли поиск произведений классической музыке в Интернете и обменивались ими со сверстниками, и с радостью сообщали об этом учителю. Использование «СС-метода» (социальных сетей) позволил учителю музыки установить более доверительный контакт с подростками, сформировать у 21 % из них устойчивый интерес к классической музыке, способствовать их духовному самообогащению, толерантному и уважительному отношению к музыкальным предпочтениям других.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о снижении гендерных конфликтов в музыкальных предпочтениях подростков, а в некоторых классах - об их устранении. От модуля к модулю последовательно происходит изменение уровневых проявлений интереса к классической музыке у подростков от любопытства к любознательности и к устойчивому интересу. Благодаря созданным гендерно комфортным условиям на уроках музыки и во внеурочной деятельности, применению новых информационных средств происходит активное постижение подростками классической музыки, их взаимное обогащение музыкальными предпочтениями, что свидетельствует об эффективности разработанной нами модели и технологии процесса формирования интереса к классической музыки у подростков на основе гендерного подхода в общеобразовательной школе.
Рецензенты:
Сафронова Е.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогический университета, г. Волгоград;
Власюк И.В., д.п.н., профессор, секретарь Волгоградского научно- образовательного Центра Российской академии образования при Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, г. Волгоград.