Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROCESS OF FORMATION OF INTEREST IN CLASSICAL MUSIC IN ADOLESCENTS ON THE BASIS OF GENDER APPROACH IN SECONDARY SCHOOL

Stolyarchuk L.I. 1 Semenov V.Ya. 1
1 Volgograd State Social-Pedagogical University
The article is devoted to substantiation of process of formation of interest in classical music among adolescents on the basis of the gender approach in secondary school. The authors reveal the reasons for the lack of interest in classical music among teenagers, gender conflicts in the musical preferences of boys and girls and describes ways to overcome them. Submitted by: tier model, reflecting the presence of certain tumors at each level of formation (from curiosity to curiosity and sustained interest), and the model of the process of formation of interest in classical music in adolescents with a gender approach (emotional, intellectual and active stages). The author developed modular technology includes groups of funds (the copyright arrangements, virtual synthesis, recording music gender preferences, independent search of works of classical music online and sharing in the network, etc.) that correspond to each module and allow to create gender-comfortable conditions, to effectively implement the study process in music lessons and in extracurricular activities.
music lessons and extracurricular activities of teenagers
teenagers
modular technology
the gender approach
interest in classical music

Современное общество находится в условиях коммерциализации музыкальной культуры, выступает элементом развлечения, приводя к утрате идеалов и ценностей мировой классической музыки, обесцениванию ее глубины и содержательности в обмен на популизм и примитивизм. В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ООО, 2010, 2012 г.) и примерной программой «Музыка» для основной школы, выдвигаются задачи художественного образования, воспитания и целенаправленного формирования интереса к «классическому и современному музыкальному наследию», основанного на многолетних традициях отечественной педагогики и художественно-эстетического опыта.

Однако, проведенный нами предварительный опрос в общеобразовательных школах г. Волгограда показал, что 34 % подростков предпочитают эстрадную музыку; 22 % - рэп и хип-хоп; 16 % - рок-музыку; 11 % - клубную музыку; 9 % - шансон и авторскую песню; только 8 % подростков положительно относятся к классической музыке (в основном дети, учащиеся музыкальных школ и учреждений дополнительного образования). При этом музыкальные предпочтения мальчиков и девочек существенно различаются: девочки предпочитают в основном современные эстрадные песни в исполнении популярных молодежных групп; а мальчикам нравятся более агрессивные направления современного рока и рэпа.

Большинство подростков, являются приверженцами современных музыкальных направлений, и часто не догадываются о том, что их любимые музыкальные треки - это цитаты академического искусства, то есть «нелюбимой» ими классической музыки, в основном звучащей в современных обработках (разнообразные ремиксы, рок- и клубные стилизации произведений классической музыки). Это происходит потому, что общение подростков с музыкой, как правило, происходит стихийно и бесконтрольно вне стен общеобразовательной школы. Играя в компьютерные игры, пользуясь современными гаджетами (телефоны, планшетные компьютеры, плееры и т.д.), они испытывают на себе ежедневное давление примитивной музыки, сопровождающей сюжеты игр и использующейся в качестве рингтонов (звуковых оповещений, сигналов и пр.). Важным источником пополнения музыкального опыта подростков является и Интернет, в котором главное место занимают игровые форумы (официальные форумы «World of Tanks», «Warcraft» и др.) и социальные сети («ВКонтакте», «Facebook», «Twitter» и др.).

Анализ педагогической и музыкально-педагогической литературы свидетельствует о том, что исследователи предпринимаются попытки поиска путей формирования интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе. Данной проблеме в условиях инструментального исполнительства посвящено исследование К.Л. Перегудовой, особенности общего музыкального образования изучаются М.В. Глезер и т.д. Однако эти исследования остаются недостаточно эффективными, поскольку в них не изучены возможности использования современных информационных технологий, популярных в подростковой среде. Потенциал применения гендерного подхода в общеобразовательной школе также недостаточно исследован. Работы О.А Галицкой, Р.А. Козловой, Е.А. Рязанцевой и др., ограничиваются дифференциацией по признаку пола, не доходя до самой сути гендерного подхода. Нами не обнаружено работ по особенностям реализации гендерного подхода на уроках музыки и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. Отсутствуют соответствующие модели, технологии формирования интереса к классической музыке у подростков на основе гендерного подхода в общеобразовательной школе, обоснованию названного процесса и посвящена данная статья.

Педагогическое моделирование процесса формирования интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе - действенное средство, обеспечивающее создание условий для повышения уровней сформированности интереса к классической музыке у подростков. На основании исследований Г.И. Щукиной, рассматривающей интерес к обучению, И.С. Казаковой, Ю.В. Смольской, исследующих интерес к музыке, нами была разработана уровневая модель, отражающая наличие определенных новообразований на каждом уровне сформированности интереса к классической музыке у подростков:

- уровень любопытства (низкий уровень) - характеризуется кратковременным, поверхностным эмоциональным откликом подростков на яркие фрагменты классических музыкальных произведений; знанием отдельных любопытных, интригующих деталей биографий композиторов-классиков, но слабой активностью в музыкальной деятельности, при которой выполнение творческих заданий осуществляется только с помощью преподавателя;

- уровень любознательности (средний уровень) - характеризуется длительным эмоциональным сопереживанием подростков при прослушивании произведений классической музыки, пониманием выразительности музыкального образа, знанием представителей отдельных эпох классической музыки; проявлением творческой активности, при которой педагогическая коррекция осуществляется только в отдельных ситуациях;

- уровень устойчивого интереса (высокий уровень) - характеризуется получением подростками эмоционального удовольствия от общения с произведениями классической музыки и потребностью в общении с глубокими, содержательными произведениями мирового академического искусства; умением анализировать средства музыкальной выразительности (особенности ритмического рисунка, тембры музыкальных инструментов, жанровые особенности); исследовательской активностью, выражающейся в самостоятельном поиске высокохудожественных произведений классической музыки в сети Интернет и обмен ею в социальных сетях между сверстниками и преподавателем.

Под  к л а с с и ч е с к о й   м у з ы к о й  мы понимаем высокохудожественные музыкальные образцы, проверенные временем, а так же музыкальные произведения, написанные в традиционных жанрах (симфония, соната, опера и т.д.) в различных исторических эпохах (барокко: А. Вивальди, И.-С. Бах и др., классицизм: И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен и др., романтизм: Ф. Шуберт, Ф. Шопен и т.д.), предназначенные для исполнения симфоническим оркестром или классическими солирующими музыкальными инструментами (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). Современная музыка также может относиться к классической (Э. Морриконе, Я. Тирсен, Л. Эйнауди и др.), если она богата музыкальным содержанием, музыкальной палитрой оттенков и интонаций, исполняемых оркестром, сочетает в себе глубины передаваемых переживаний с разнообразием музыкальных приемов.

Уровневая модель послужила основой для проведения констатирующего эксперимента, целью которого явилось выявление исходного уровня сформированности интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе, выявление музыкальных интересов девочек и мальчиков-подростков с целью дальнейшего устранения гендерных конфликтов на уроках музыки и в ходе внеурочной деятельности. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с 2011 по 2015 гг. на базе МОУ СШ №128 г. Волгограда. В самом начале экспериментальной работы мы обнаружили, что подростки не испытывали интереса к произведениям классической музыки, а различные музыкальные предпочтения мальчиков и девочек, порой являлись причиной гендерных конфликтов, и как следствие сорванных уроков музыки, что явилось основанием для разработки теоретической модели процесса формирования интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе. При построении модели, мы исходили из понимания модели как «системы, отображающей объект исследования, которая способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте» [4, с. 5-6]. Разработанная нами модель включала: эмоциональный, интеллектуальный и деятельностный этапы.

Цель эмоционального этапа заключается в стимулировании эмоционального отношения подростков к классической музыке. На уроках «Музыка» мы учитываем увлечения мальчиков спортивными играми и прослушиваем музыкальные произведения, используемые в спорте (классические произведения, которые для футбольных и хоккейных клубов, спортивных союзов и лиг применяются в качестве персональных гимнов). В работе с девочками мы учитываем их увлечения современными молодежными сериалами и популярным в их среде жанром аниме, подбирая для прослушивания на уроках «Музыка», произведения классической музыки, используемые в аниме и телесериалах.

Первая задача заключается в формировании эмоционального отклика на звучащие произведения классической музыки. Эмоциональный отклик в рамках данного исследования трактуется как наиболее элементарное проявление эмоции, возникающее в процессе восприятия музыкального произведения, и характеризуется небольшим по силе и кратким по длительности переживанием.

Вторая задача направлена на формирование эмоционального отношения, переживания, эмоциональной отзывчивости при прослушивании произведений классической музыки, поскольку эмоциональное отношение к музыкальному произведению является важной составляющей деятельности музыканта-исполнителя и слушателя.

Третья задача обращена к появлению эстетического удовольствия от общения с произведениями классической музыки. Музыкальное искусство имеет эстетическую природу и основывается на эстетическом отношении человека к действительности.

Ожидаемые результаты эмоционального этапа заключаются в кратковременном эмоциональном отклике на отдельные яркие фрагменты произведений классической музыки, выражающиеся в поверхностном переживании подростком своего отношения к музыкальному произведению; формировании длительного и глубокого эмоционального переживания при общении с произведениями классической музыки; возникновении у подростков потребности в общении с классической музыкой, которое способствует получению эмоционального удовольствия.

Цель интеллектуального этапа - способствовать обогащению знаний подростков в области классической музыки. Существуют различия в умственной деятельности девочек и мальчиков. Девочки быстрее входят в работу, но им мешает быстрый темп работы. При этом для девочек очень аккуратно следует применять соревнования, так как существует риск ссоры. Мальчикам необходим высокий темп работы с постоянной сменой деятельности, при этом эффективны ситуации соревнования (В.Д. Еремеева, Н.Н. Куинджи и др.). Мальчики требуют образной формы изложения, наглядности, тогда как девочкам проще понять и воспроизвести схему и алгоритм. Мальчики обладают преимущественно наглядно-образным, трехмерным мышлением, которое связано с целостным представлением об объекте.

Первая задача заключается в получении подростками знаний об увлекательных биографических фактах из жизни композиторов, повлиявших на создание произведения классической музыки и работу над ним. На важность взаимосвязи музыки и жизни указывали многие исследователи: Э.Б. Абдуллин, В.В. Алеев, Д.Б. Кабалевский, и др.

Вторая задача направлена на познание подростками выразительности музыкального образа. Под музыкальным образом понимается комплекс средств музыкальной выразительности, используемый композитором в сочинении, вызываемый с их помощью у слушателя ряд ассоциаций с явлениями действительности (В.В. Алеев, М.Г. Рыцарева).

Третья задача - развитие музыкальной грамотности подростков. Под «музыкальной грамотностью» мы понимаем определенный уровень знаний, который включает в себя знания о средствах музыкальной выразительности, об истории развития классического музыкального искусства, о музыкальных жанрах и стилях, а так же об особенностях творчества композиторов (В.В. Медушевский, Л.В. Шамина, Л.В. Школяр).

Ожидаемые результаты интеллектуального этапа заключаются в сформированности у подростков знаний об основных эпохах развития классической музыки, ярких биографических фактов из жизни композиторов, историй создания произведений классической музыки, интересных фактов о первом исполнении произведения и его дальнейшей судьбе; понимание выразительности музыкального образа, представленного совокупностью средств музыкальной выразительности; способности самостоятельно соотносить образную сферу произведений классической музыки с актуальными явлениями жизни, умений анализировать средства музыкальной выразительности.

Цель деятельностного этапа - активизировать самостоятельность подростков в постижении классической музыки. Традиционно мальчикам приписывается активная жизненная позиция, а девочкам - пассивная; мальчикам - стремление к лидерству, а девочкам - подчиненная социальная роль; мальчикам - способность к творчеству, а девочкам - к репродуктивной деятельности. Однако, в действительности, гендерных различий намного меньше, и они закреплены социальными нормами (гендерными стереотипами), «очень часто стереотипные представления, усвоенные от других, приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями» [3, с.35], препятствуют развитию индивидуальности девочек и мальчиков-подростков.

Первая задача заключается в формировании у мальчиков и девочек-подростков активности в музыкальной деятельности совместно с преподавателем. Исследователи сходятся во мнении, что творческая деятельность (независимо от половой принадлежности) способствует более глубокому освоению музыкального произведения, развивает общую музыкальность детей и является важным средством развития способности образного видения мира (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов).

Вторая задача направлена на формировании творческой деятельности в области классической музыки, заключающейся в написании мини-сочинений о впечатлениях, полученных в процессе знакомства с произведениями классической музыки.

Третья задача - самостоятельная исследовательская музыкальная деятельность подростков в области классической музыки, поиск произведений классической музыки и обмен ею среди сверстников.

Ожидаемые результаты в процессе реализации деятельностного этапа заключаются в проявлении активности в музыкальной деятельности, благодаря которой подросток с помощью преподавателя выполняет творческие задания; развитии музыкальной творческой деятельности подростков, при которой педагогическая коррекция осуществляется только в отдельных ситуациях; формировании исследовательской деятельности подростков в области классической музыки, которая проявляется в выполнении творческих заданий и самостоятельном поиске классических музыкальных произведений в сети Интернет.

Для реализации процесса формирования интереса к классической музыке у подростков на основе гендерного подхода в общеобразовательной школе нами была разработана авторская модульная технология.

Модуль 1 технологии предполагает дифференциацию обучающихся по признаку пола на уроках «Музыка» средней ступени (8-9 классов) общеобразовательной школы. Половая дифференциация в ходе экспериментальной работы позволяет учитывать музыкальное увлечение мальчиков роком. Мы использовали для прослушивания классическую музыку в современных рок-обработках, чем вызывали любопытство к звучащим произведениям (рок-обработки классической музыки были выполнены такими музыкальными группами, как «РЭПсодия», «Jan Holland», «Royal Orchestra», «Nightwish» и др.). На последующих занятиях мы применяли такие средства, как «микс-метод», в ходе которого мальчики-подростки сами пробовали себя в роли авторов аранжировки (на музыкальном виртуальном синтезаторе Cubase, специально приобретенном для уроков музыки), апробируя различное современное звучание произведениям классической музыки. В работе с девочками-подростками вместо рока использовались современные эстрадные направления (современные эстрадные обработки классической музыки в исполнении Л. Фабиан, С. Дион).

Модуль 2 технологии сохранял дифференциацию обучающихся по признаку пола на уроках «Музыка», и был направлен на формирование толерантного, уважительного отношения к музыкальным предпочтениям «другой» группы, т.е. у мальчиков - к романтической музыке (предпочтительной для девочек), а у девочек - к более энергичной («уважаемой» мальчиками). Используя метод «Музыкальный батл» девочки и мальчики-подростки выявляли различные и сходные средства музыкальной выразительности в эстрадных образцах и роке и рэпе. В ходе экспериментальной работы, подростки приходили к выводам, что между такими разными, на первый взгляд, направлениями много общего - и инструменты, и главное, образное содержание, темы музыкальных произведений остаются сходными независимо от стиля и жанра.

В рамках Модуля 3, разработанной нами технологии, проводились совместные по признаку пола уроки музыки, на которых помимо современных обработок звучали и оригинальные образцы классической музыки. В ходе реализации Модуля 3, девочки и мальчики-подростки все чаще воспринимали оригинальные произведения классической музыки более глубокими, содержательными и интересными, в отличие от современных обработок. 43 % стали активно работать с преподавателем на уроках музыки, 34 % -проявлять самостоятельность и творчество в аранжировке произведений, подготовке докладов о творчестве композиторов без помощи учителя, 19 % подростков по собственной инициативе осуществляли поиск произведений классической музыке в Интернете и обменивались ими со сверстниками, и с радостью сообщали об этом учителю. Использование «СС-метода» (социальных сетей) позволил учителю музыки установить более доверительный контакт с подростками, сформировать у 21 % из них устойчивый интерес к классической музыке, способствовать их духовному самообогащению, толерантному и уважительному отношению к музыкальным предпочтениям других.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о снижении гендерных конфликтов в музыкальных предпочтениях подростков, а в некоторых классах - об их устранении. От модуля к модулю последовательно происходит изменение уровневых проявлений интереса к классической музыке у подростков от любопытства к любознательности и к устойчивому интересу. Благодаря созданным гендерно комфортным условиям на уроках музыки и во внеурочной деятельности, применению новых информационных средств происходит активное постижение подростками классической музыки, их взаимное обогащение музыкальными предпочтениями, что свидетельствует об эффективности разработанной нами модели и технологии процесса формирования интереса к классической музыки у подростков на основе гендерного подхода в общеобразовательной школе.

Рецензенты:

Сафронова Е.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогический университета, г. Волгоград;

Власюк И.В., д.п.н., профессор, секретарь Волгоградского научно- образовательного Центра Российской академии образования при Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, г. Волгоград.