Согласно 41 ст. Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, повышающее качество жизни [1], предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Одной из неотъемлемых частей здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональным, здоровым питанием является питание, которое удовлетворяет потребности организма в необходимых питательных веществах - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах. Конституция Российской Федерации (ст. 28) гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, в том числе право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [3]. Российская Федерация - светское государство, но в связи с многонациональным составом населения и наличием в стране представителей всех мировых религий, представителям практически всех профессий приходится учитывать те или иные религиозные нормы. Не являются исключением и врачи.
Согласно ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации и оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента[4].
Также в соответствии со статьей 22 вышеуказанного закона каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи, а также о мерах профилактики.
В настоящее время здоровый образ жизни, в частности рациональное питание, рассматривается как основа профилактики заболеваний. Образ жизни человека во многом определяется его национальностью и религиозной принадлежностью. Каждая религия имеет свои особенности в составе пищевого рациона и режима питания[2, 4].
В христианстве правильное питание - много постов с отказом от мясной и молочной пищи. Постепенное вхождение в пост и выход из него. Еженедельные разгрузочные дни[6].
В исламе запрещено употребление свинины, крови, мяса задушенных животных, мяса умерших животных, спиртных напитков. Существуют посты, в которые не рекомендуется есть и пить в течение дня, после заката можно употреблять любую пищу. Предписывается умеренность в еде и предпочтение растительной пище. Молочные продукты, яйца, выпечка разрешены всегда[2].
Иудеи относятся к приготовлению пищи и ее употреблению как к ритуалу. В религии регламентировано все от выращивания до приготовления продуктов питания, а животных должен забивать специально обученный человек[5].
Кошерное (пригодное к употреблению) питание считается наиболее рациональным и здоровым, продукты экологически чистые, приготовлены с соблюдением правил гигиены. Свод правил приведен в Торе.
Чистыми являются все растения, но не кошерными считаются насекомые, поэтому все продукты просматриваются самым тщательным образом перед тем, как из них приготовить пищу, промываются, просеиваются (в растениях могут быть гусеницы насекомых, в муке - жучки).
Чистое мясо: животные травоядные (жуют жвачку) и парнокопытные (копыта раздвоенные). Если присутствует хоть один из этих признаков, они не кошерные, запрет использования таких животных в пищу еще более строг. Например, свинья - парнокопытное животное, но она не травоядное, поэтому употреблять свинину в пищу нельзя. Заяц жует жвачку, но нет раздвоенных копыт, употребление такого мяса тоже грех. К животным, обладающим двумя признаками, относятся коровы, овцы, бараны, жирафы и другие. Из не кошерных животных особенно отмечается свинья, верблюд, кролик, даман. К запрещенным птицам относятся орел, сова. В природе распознать кошерность птиц достаточно трудно, поэтому евреи употребляют мясо домашней птицы. Но еда из разрешенного мяса возможна только в случае определенного способа забоя, только специальным человеком, нельзя есть некоторые части животного. Разрешены яйца всех кошерных птиц.
Строго запрещено употребление мясных и молочных продуктов вместе. Между употреблением такой пищи должно пройти не менее 2 часов. Продукты, которые не являются молоком или мясом, такие как овощи, фрукты, рыба, можно употреблять с мясной и молочной пищей.
На виды рыбы тоже установлена кошерность: рыба должна иметь чешую (легко отделяется) и плавники. В случае сомнения, еще два признака: жабры и метание икры. К некошерной рыбе относятся, например, сом, осетр, акула. Запрещены ракообразные и моллюски.
Строгий запрет на кровь. Мясо перед употреблением вымачивают, солят на некоторое время, затем смывают. Только потом его готовят.
Запрещены все насекомые, кроме саранчи (акриды). Мед разрешен, он считается продуктом растительного происхождения.
Разрешенные напитки: виноградное вино, но виноград должен быть выращен на земле Израиля, используются ягоды с растения определенного года (не менее 4 лет). Существует предписание не употреблять вино, открытое не евреем, но обычно вино просто нагревается. Водку пить можно, если она приготовлена без использования добавок не растительного происхождения.
В этой связи в процессе лечения врач может столкнуться с определенными проблемами, препятствующими установлению между врачом и пациентом доверительных отношений и, как следствие, влияющими на качество лечения и профилактики заболеваний. Многие пациенты связывают право на свободу совести и вероисповедания при соблюдении здорового образа жизни с правом на личную тайну, закрепленным в статье 23 Конституции РФ. К тому же, в соответствии со статьей 27 федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент не обязан предоставлять полную информацию об имеющихся и перенесенных заболеваниях, не говоря уже об образе жизни и религиозной или атеистической принадлежности.
Цель исследования: изучение возможности реализации права пациента на свободу совести и вероисповедания при соблюдении врачами права пациента на информацию о факторах, влияющих на здоровье.
Материал и методы. Для достижения поставленной цели мы изучили особенности питания представителей мировых религий и атеистов, а также провели опрос 94 врачей-терапевтов г. Саратова, г. Ершова, г. Балаково и 174 студентов лечебного факультета СГМУс использованием специально разработанной анкеты.
Результаты. Среди опрошенных студентов женщин оказалось больше (71%), чем мужчин (29%). Было выявлено, что 69% респондентов исповедуют христианство, ислам - 25%, буддизм - 2%, атеизм - 4%, иудаизм - 0%. Среди опрошенных студентов 69% считают себя религиозными, 31% - нет. Большинство респондентов (94%) знакомы с основными принципами рационального питания, остальные (6%) не знакомы. 89% - знакомы с религиозными требованиями к приему пищи, 11% - нет. Среди респондентов 25% придерживаются религиозных требований к приему пищи, 75% не придерживаются. Большинство опрошенных (81%) считают, что эти требования положительно влияют на здоровье пациента, остальные (19%) отрицают это. 69% опрошенных будут рекомендовать своим пациентам придерживаться религиозных требований к приему пищи, а 31% - нет.
Среди опрошенных врачей все женщины; из них 82% - христиане и 18% - мусульмане. 78% респондентов считают себя религиозными, 22% - нет, пост и другие требования соблюдают только 26% врачей, но все считают, что религиозную принадлежность пациента нужно обязательно учитывать, а религиозные требования и посты оказывают только положительное влияние на здоровье, при условии отсутствия у больных противопоказаний.
Обсуждение. Большинство врачей-респондентов знакомы с принципами рационального питания, в силу врачебного опыта и высокой компетенции выражают максимальную толерантность в отношении религиозных норм и рекомендуют своим пациентам придерживаться их, хоть в некоторых случаях и признают это затруднительным. Причем, данная тенденция более характерна для врачей из небольших городов (Балаково и Ершов), что связано, по-видимому, с более высоким уровнем религиозности в этих городах.
Большинство опрошенных студентов не отметили по этому поводу как вероятную проблему в предстоящей врачебной деятельности возможность негативного отношения пациента к вмешательству в его личную жизнь. В то же время они намерены в своей будущей врачебной практике рекомендовать пациентам придерживаться религиозных требований.
При высокой осведомленности респондентово праве пациента на информацию о факторах, влияющих на здоровье были обозначены причины, препятствующие оказанию медицинской помощи с учетом религиозных традиций пациента. Из них основными указаны - негативное (болезненное) отношение пациента к вмешательству в его личную жизнь, нехватку времени на приеме, боязнь предвзятого отношения врача к пациенту.
Заключение. Таким образом, вопросы взаимодействия с пациентами при учете их религиозных традиций при оказании медицинской помощи и обучения в медицинском ВУЗе представляют проблемную сферу, требующую дальнейших исследований и внимания со стороны практикующих врачей и медицинских образовательных организаций.
Рецензенты:
Гулий О.И., д.б.н., в.н.с. ФГБУН Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН, г. Саратов;
Онищенко А.Н., д.м.н., профессор ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов.