В совокупность педагогических условий подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности мы включили: формирование у преподавателей (тренеров) по физической подготовке методологической культуры; развитие у курсантов профессионально-ролевого самоопределения; организация нравственно-правовой среды обучения. Цель статьи - научно обосновать совокупность педагогических условий подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть сущность методологической культуры преподавателей (тренеров) по физической подготовке; выявить структурообразующие компоненты профессионально-ролевого самоопределения курсантов; охарактеризовать нравственно-правовую среду обучения. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.
Результаты исследования. Включение формирования у преподавателей (тренеров) по физической подготовке методологической культуры обусловлено их недостаточным знанием категориального аппарата педагогики профессионального образования, принципов и подходов к профессиональному обучению, технологий, форм, методов, средств физической подготовки, моделей здоровьеформирующего образования [1]. Диалектико-материалистическая методология, составляющая основу нашего исследования, позволяет адекватно понять характер взаимоотношений между теорией и формами, методами, средствами познания, инновациями и традициями, роль практики в научно-познавательной деятельности. Методология педагогической науки включает в диапазон своего осмысления организацию всей познавательной мыследеятельности в сфере обучения и воспитания. Она интегрирует научные знания о сущности, принципах и закономерностях педагогического процесса и результатах преобразовательной научно-педагогической деятельности. Исходя из изложенного, методологическая культура преподавателя (тренера) по физической подготовке - это качественная характеристика его личности, обеспечивающая предметно-педагогическую компетентность и устойчивые положительные результаты в процессе постановки и решения учебно-воспитательных задач, а также влияющая на активизацию рефлексионно-инновационных мыслительных процессов (педагогическое творчество). В структуре методологической культуры преподавателя (тренера) по физической подготовке можно выделить следующие компоненты: 1) методологические знания - знать педагогические принципы и подходы к профессиональной подготовке, закономерности педагогического процесса, категориальный аппарат педагогики профессионального образования, технологии, формы, методы, средства профессионального обучения и воспитания, механизмы педагогического моделирования, понимать смысл методик физической подготовки и обучения боевым приемам борьбы; 2) методологические умения - выявлять противоречия, формулировать гипотезу, ставить цель и задачи, определять адекватные им принципы и выбирать соответствующие формы, методы, средства, анализировать достигнутые результаты для постановки следующей цели, раскрывать личностный смысл учебного материала, оценивать технологии физической подготовки, проектировать содержание обучения боевым приемам борьбы, распознавать педагогические подходы, устанавливать закономерности между компонентами педагогического процесса, обобщать педагогический опыт, аргументировать концептуальные идеи, обосновывать нестандартные педагогические решения; 3) аксиологические ориентации - восприятие предметно-педагогического самосовершенствования как личностного смысла, удовлетворенность результатами процесса обучения боевым приемам борьбы, установка на гуманистические отношения с курсантами и коллегами, интерес к научно-педагогическому стилю мышления, ориентированность на творческую предметно-педагогическую деятельность, убежденность в интеллектуальной ценности методологической культуры преподавателя, соотнесение целей профессионально-педагогической деятельности и собственных перспективных целей жизнедеятельности. Методологическая культура ориентирует преподавателя (тренера) по физической подготовке на непрерывный процесс педагогического творчества как инновационного, креативного, нестандартного выполнения профессионально-педагогических задач по обучению курсантов боевым приемам борьбы для достижения макрорезультатов.
Следующее педагогическое условие - развитие у курсантов профессионально-ролевого самоопределения. Самоопределение рассматривается в современной философии как процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств существования в конкретных жизненных обстоятельствах, а также выработки собственного отношения к происходящему. Чем успешнее процесс и результат самоопределения, тем эффективнее процесс позиционирования человека как субъекта собственной жизни и социально-экономической реальности, включающего осознание своих реальных достижений и недостатков, стремление к самосовершенствованию. В структуре самоопределения выделяют несколько составляющих: жизненное, нравственное или гражданское, профессиональное самоопределение. Смысл жизненного самоопределения - целенаправленный процесс осознанной деятельности человека по выявлению своей жизненной позиции и реализации ее в повседневной реальности, идентификация с жизненными ценностями и определение своей позиции в социокультурном пространстве, формированию мировоззренческих основ безопасности жизнедеятельности [6]. Суть нравственного или гражданского самоопределения - формирование духовной и гражданской самоценности, способности через целеполагание самостоятельно реализовывать совокупность жизненных ценностей и гражданских прав и свобод, интериоризации опыта выполнения гражданских обязанностей, соблюдения принятых в обществе норм поведения, информационно-психологической безопасности [2]. Профессиональное самоопределение - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе профессионального самоопределения, осознание своего места в системе профессиональных ролей. Самоопределение курсантов как процесс и результат построения личности сопряжено с: внешними (выполнение Присяги и соблюдение законности) и внутренними (осознание нравственной позиции и определение гражданско-профессиональных ориентиров) ограничениями; осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального и борьбой мотивов; актами выявления и утверждения индивидуальной позиции в ситуациях непосредственного пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия, силового обеспечения законности и правопорядка, в том числе и в чрезвычайных обстоятельствах; усвоением профессиональных ролевых ожиданий («дежурный по курсу», «командир группы», «патрульный», «караульный», «помощник старшего группы патрульно-постовой службы», «следователь», «эксперт-криминалист» и другие) и стремлением к их соответствию для обеспечения правомерного применения силовой защиты безопасности личности, общества и государства. Профессионально-ролевое самоопределение курсантов - это целеориентированный процесс выбора профессиональных ролей («дежурного по курсу», «командира группы», «патрульного», «караульного», «помощника старшего группы патрульно-постовой службы», «следователя», «эксперта-криминалиста» и других) в ситуациях непосредственного пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия, силового обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, в том числе и в чрезвычайных обстоятельствах, на основе верности Присяге и гражданско-правовых смыслов оперативно-служебной деятельности. Установлено, что в структуре профессионально-ролевого самоопределения курсантов можно выделить несколько компонентов: 1) знаниевый, включающий осознание социальных требований к правоохранительной деятельности и гражданско-правовых смыслов оперативно-служебной деятельности, профессиональную самоидентичность, понимание правомерных механизмов силового обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, в том числе и в чрезвычайных обстоятельствах; 2) мотивационный, представленный удовлетворенностью профессиональным выбором, убеждением в исключительно правомерном применении силовой защиты законности и правопорядка, морально-волевыми качествами, интересом к механизмам саморегуляции; 3) деятельностный, объединяющий профессиональные роли, альтернативы поведения (ситуативного, целевого), конкретные служебно-прикладные навыки силового пресечения правонарушений, задержания и сопровождения правонарушителей без применения оружия, силовой защиты законности и правопорядка [5]. Выяснены уровни развития у курсантов профессионально-ролевого самоопределения в процессе подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности: институциональный - профессиональная подготовка, оперативно-служебная деятельность, общекультурные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции; интерперсональный - развитие субъект-субъектных отношений в процессе физической подготовки; интраперсональный - ценностные ориентации, морально-волевые качества.
Следующее педагогическое условие - организация нравственно-правовой среды. Образование, в действующем законе РФ об образовании, определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4]. Среда подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности может рассматриваться как нравственно-правовое окружение субъектов служебно-прикладной физической подготовки: выступающее общественно значимым благом; обеспечивающее системную целостность основных образовательных программ; оказывающее влияние на качество формирования у курсантов профессионально-специализированных компетенций (способностей к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия, правомерному применению силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, в том числе и в чрезвычайных обстоятельствах). Соответственно в структуре среды подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности можно выделить в качестве основных компонентов нравственный и правовой [8]. Нравственный компонент включает: знание норм профессиональной этики и закономерностей формирования ценностных ориентаций в процессе оперативно-служебной деятельности; устойчивую направленность на толерантное поведение, правомерную силовую защиту законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, формирование гражданско-патриотических качеств (самоотверженность, добросовестность, твердость, способность действовать свободно и независимо), обеспечивающих правомерное и эффективное решение служебно-оперативных задач; опыт правомерного применения силовой защиты законности и правопорядка на основе высоконравственных норм поведения, проявляющихся в верности Присяге, гражданскому и служебному долгу, объективности, честности, неподкупности, осознании личной ответственности за безопасность личности, общества и государства, силовое обеспечение правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах [3]. Правовой компонент среды подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности содержит: знания нормативно-правовых основ применения силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства; ценностно-мотивационную ориентацию на правовой императив силовой защиты законности и правопорядка, формирование профессионально-значимых качеств (профессионализм, мужество, смелость, инициативность); опыт применения правомерных комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, а также непосредственного пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия; умения корректировать свое поведение, брать ответственность за свои действия. Установлено, что организация нравственно-правовой среды подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности: способствует поиску эффективных технологий профессионально-прикладной подготовки курсантов ВУЗов МВД России; оказывает положительное влияние на процесс физической подготовки: корректирующее - на отбор и структурирование ее содержания и оптимизирующее - на выбор форм, методов, средств [7].
Экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условий показала, что, по мнению преподавателей (тренеров), цель подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности должна состоять в формировании у курсантов навыков применения боевого единоборства для эффективного выполнения типовых и нестандартных оперативно-служебных задач (100 %), в процессе обучения боевым приемам борьбы как результат следует фиксировать не знания, а соответствующие умения и навыки, в которых они представлены (96 %), на контрольных занятиях курсанты должны выполнять на оценку боевые приемы борьбы и их комплексы (98 %), контрольные упражнения по развитию профессионально-важных физических качеств и специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости (99 %), а также сдавать спортивные нормативы (100 %), на занятиях необходимо уделять внимание формированию у курсантов устойчивой направленности на исключительно правомерное применение служебно-боевых умений и навыков, комплексов силовой защиты (92 %). Анкетирование преподавателей (тренеров) показало, что формированию у курсантов навыков применения силового единоборства способствуют интегрированные формы обучения, обеспечивающие единство всех составляющих профессионально-прикладной подготовки (91 %), моделирование на занятиях различных видов оперативно-служебной деятельности (97 %), применение мультимедийных и аудивизуальных средств подготовки (98 %). Вместе с тем, анкетирование преподавателей (тренеров) выявило, что большинство из них не достаточно владеют категориальным аппаратом педагогики профессионального образования (67 %), технологиями профессионального обучения и воспитания (63 %), в том числе по физической подготовке (52 %). Выяснено, что 62 % преподавателей (тренеров) не умеют выбирать формы, методы, средства обучения адекватные поставленным целям и задачами, 74 % устанавливать закономерности между компонентами педагогического процесса, 79 % аргументировать концептуальные идеи и обосновывать нестандартные педагогические решения, 86 % не умеют устанавливать закономерности формирования ценностных ориентаций в процессе оперативно-служебной деятельности.
Беседы с курсантами показали, что большинство предпочитают учебно-тренировочные формы занятий, включающие вариативные виды тренировок (индивидуальные, групповые, парные, тренажерные), обеспечивающие освоение большего числа боевых приемов борьбы, служебно-прикладных двигательных умений и навыков, способов преодоления естественных и искусственных препятствий, а также отработку учебного материала в обстоятельствах, моделирующих реальное противоборство с правонарушителями (98 %). В качестве основных требований к процессу подготовки к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности курсанты выдвигают: проведение на занятиях вариативных инструктажей о порядке выполнения боевых приемов борьбы (91 %), обучение в условиях соперничества (95 %), моделирование различных видов оперативно-служебной деятельности (100 %).Опросы курсантов показали, что в типичных оперативно-служебных ситуациях при выборе профессиональных ролей 98 % руководствуется верностью Присяге, гражданскому и служебному долгу. Однако в нестандартных ситуациях учебно-служебной и будущей правоохранительной деятельности 79 % курсантов испытывают затруднения при личностном выборе альтернатив поведения. Выяснено, что 63 % не осознают гражданско-правовые смыслы оперативно-служебной деятельности, 71 % не достаточно четко понимают сущность правомерных механизмов силового обеспечения законности и правопорядка, в том числе и в чрезвычайных обстоятельствах, 82 % не убеждены в исключительно правомерном применении силовой защиты безопасности личности, общества и государства, 87 % имеют не достаточное представление о нормах профессиональной этики, 89 % не умеют корректировать свое поведение, брать ответственность за свои действия, 91 % не способны действовать свободно и независимо на основе верности Присяге, гражданскому и служебному долгу.
В ходе апробации педагогических условий с преподавателями (тренерами) были проведены научно-методические мероприятия: круглые столы, на которых были представлены аналитические обзоры педагогических подходов к процессу физической подготовки; научно-методические семинары, на которых обсуждались технологии, формы, методы, средства подготовки курсантов к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности.
Были организованылекционно-практические занятия, направленные на освоение принципов правоохранительной деятельности (соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество), осознание гражданско-правовых смыслов оперативно-служебной деятельности, понимание правомерных механизмов применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; учебно-тренировочные занятия, обеспечивающие формирование у курсантов умений выбора и исполнения профессиональных ролей при наличии альтернатив (патрульный, защитник) и критериев для их сравнения (оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья, или пресечение и задержание лиц, совершивших преступления, по «горячим следам»), альтернатив (сотрудник патрульно-постовой службы полиции), но отсутствии критериев для их сравнения, отсутствии альтернатив и необходимости конструирования критериев в условиях решения оперативно-служебных задач (рукопашная схватка сотрудника правоохранительных органов с правонарушителем); интегрированные формы подготовки (соревнования по служебно-прикладным видам спорта, акции «Неделя мужества» и «Эстафета подвига», посвященные Победе в Великой Отечественной войне и др.).
Вывод. Совокупность выявленных педагогических условий обеспечивает достижение необходимого результата посредством интеграции элементов педагогической системы. Апробация педагогических условий позволила выявить критерии (компетентностный, специализированный, классификационный) и показатели и выяснить уровни (классификационный, специализированный, компетентностный) подготовки курсантов ВУЗов МВД России к применению боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности.
Рецензенты:Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.