Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

SPECIAL ASPECTS OF CADETS´ INDEPENDENT WORK ORGANIZATION WHILE FOREIGN LANGUAGE LEARNING IN THE INNOVATIVE CONDITIONS OF TRAINING PROCESS ARANGEMENT

Moskotina O.V. 1, 1
1 The Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia
В статье рассматриваются способы повышения качества иноязычной подготовки будущих офицеров. Автор считает, что ценностно-целевая ориентация подготовки по иностранным языкам в военном вузе заключается в становлении билингвальной бикультурной личности военнослужащего, где иноязычная самостоятельность рассматривается как необходимое условие этого становления. Анализируются вопросы содержания иноязычной подготовки военных, эффективность которой, глубокое овладение практической деятельностью достигается средствами организации самостоятельной работы в логике компетентностного подхода. Автор рассматривает особенности организации самостоятельной работы по иностранному языку в военном вузе с опорой на внутренние ресурсы курсантов, такие как самоконтроль, самооценка, саморегуляция, которые служат способом координации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы курсантов. Отмечается проблема организация самостоятельной работы как целостной системы на основе образовательной и развивающей информационной среды через использование реальных и виртуальных средств.
The article deals with the ways of quality improvement of future officers’ foreign language training. Author considers that value-and-purpose oriented foreign language training at the military institute consists in bilingual and bicultural personality formation of a serviceman, and foreign language independence is a necessary condition of this formation. It is analyzed the content of servicemen foreign language training, its effectiveness and acquisition of practice achieved by means of independent work organization in the logic of competence-based approach. The author deals with special aspects of independent work organization on foreign language at the military institute based on cadets’ mental resources, such as self-control, self-concept, self-regulation, that are a way to coordinate class and out-of-class cadets’ independent work. The article is also devoted to the problem of organization of independent work as an entire system based on educative and developmental informative field by means of application of real and virtual services.
foreign language training
bilingual and bicultural personality of a serviceman
foreign language independence
competence-based approach
independence work
self-control
Self-concept
self-regulation
educative and developmental informative field
Социально-экономические преобразования, характерные для России последнего десятилетия, изменили ценностные ориентиры российского общества, что повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих и перед военным образованием, для того чтобы последнее соответствовало требованиям нынешнего этапа общественного развития и удовлетворяло растущие социальные потребности в подготовке военных кадров. Высшее военное образование как фундамент Вооруженных сил должно быть рассчитанным на перспективу. Реформируя систему военного образования, необходимо корректировать учебные программы, совершенствовать обучающие технологии, внедрять в учебный процесс все новое, что есть в нашей стране и за рубежом, учитывать при подготовке военных вероятные трансформации в характере вооруженной борьбы.

Комплексная иноязычная подготовка курсантов может быть достигнута только посредством эффективной организации образовательного процесса по обучению иностранному языку в военном вузе. В современной методике преподавания иностранных языков в военном вузе актуальность приобретает компетентностный подход как способ кардинальной перестройки системы иноязычной подготовки военных кадров. Соглашаясь с И.А. Зимней, мы считаем данный подход определяющим результативно-целевую направленность образования [4]. Цели иноязычного образования, сформулированные в логике компетентностного подхода, будут связаны с опытом будущей профессиональной деятельности.

Принимая во внимание требования, предъявляемые к офицерам, продиктованные современными потребностями общества, сложившейся экономической и политической обстановкой, ценностно-целевая ориентация подготовки по иностранным языкам в военном вузе заключается в становлении билингвальной бикультурной личности военнослужащего, где иноязычная самостоятельность рассматривается как необходимое условие этого становления. Следовательно, результат иноязычной подготовки будущего военного, осуществляемой в логике компетентностного подхода, может быть достаточно полно описан с помощью понятия «иноязычная самостоятельность курсанта». Иноязычная самостоятельность курсанта представляется нами как интегральное качество, как профессиональное качество, предъявляемое к военному специалисту, которое проявляется в его способности и готовности к постоянному использованию иностранного языка для профессионального роста, профессиональной и социальной мобильности, работы по специальности на уровне мировых стандартов, самообразования в сфере иностранных языков, что гарантирует успех профессиональной деятельности будущего офицера в новой, изменяющейся обстановке, когда приоритетным становится умение самостоятельно разбираться во множестве иноязычной профессионально ориентированной информации, умение извлекать нужную и адекватно оценивать, определяя области ее применения. Иноязычная самостоятельность становится стержнем и ориентирует процесс обучения иностранному языку в военном вузе на сокращение разрыва между учебным и реальным использованием изучаемого языка.

С применением компетентностного подхода в высшей военной школе на первый план выдвинулись такие качества, как самостоятельность и самоорганизация, которые обеспечивают способность и готовность курсанта к непрерывному самообразованию и профессиональному развитию в течение всей жизни [6]. То есть главным результатом образования становятся способность и готовность к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально и профессионально значимых ситуациях, выраженные компетенциями [5].

Таким образом, компетентностный подход в высшем военном образовании, как элемент его модернизации, представляет собой концепцию организации учебного процесса, в котором предполагается новое видение результатов обучения.

С позиции компетентностного подхода, как методологической основы нашего исследования, процесс формирования иноязычной самостоятельности курсанта, как субъекта учебной деятельности, поскольку только субъект может проявлять самостоятельность, в конечном итоге направлен на самообразование и профессиональное непрерывное самосовершенствование будущих офицеров в сфере иностранного языка. Следовательно, готовность и способность к непрерывному образованию, как одна из базовых компетенций будущего офицера, закладывается на занятиях по иностранному языку. И уровень сформированности иноязычной самостоятельности курсанта определяет его способность решать учебные задачи различной сложности на основе имеющихся компетенций, выступая впоследствии в качестве показателя профессионального развития офицера [1].

В ориентации на повышение качества иноязычной подготовки будущих офицеров в системе высшего военного образования под влиянием научно-технического прогресса, качественных преобразований в военном деле, усложнения военно-профессиональной деятельности все большее значение приобретает разработка эффективных методик обучения и самообучения. Практикой подтверждается, что только знания, добытые самостоятельно, делают выпускника военного вуза продуктивно мыслящим, способным решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Сегодня, когда готовность к самообразованию стала неотъемлемым признакам профессионализма офицера, значение самостоятельной работы возрастает. Военное образование всегда отличалось особым вниманием к самоподготовке и самостоятельной работе, организуемой под руководством педагогического коллектива. В военном вузе самостоятельная подготовка является обязательным видом учебной деятельности и организуется командирами подразделений курсантов, обеспечивается и контролируется кафедрами.

При обучении иностранному языку в военном вузе сокращение аудиторных часов также привело к увеличению доли самостоятельной работы, что свидетельствует об умножении ее роли в формировании конечного результата обучения по предмету - в становлении билингвальной бикультурной личности будущего офицера.

Иноязычная информация, которая активно внедряется в профессиональную, научную, повседневную жизнь будущего военного, непрерывный характер образования побуждают его к постоянному, самостоятельному повышению уровня владения иностранным языком. Следовательно, проблема организации самостоятельной работы курсантов при обучении иностранному языку приобретает особую актуальность. Под самостоятельной работой в процессе обучения иностранному языку мы понимаем способ организации познавательной, осознанной учебной деятельности каждого курсанта.

Для эффективной организации самостоятельной работы по иностранному языку большое значение уделяется подборке учебного материала. Языковой материал для заданий должен отбираться с учетом его практического использования курсантами в сферах обучения, профессиональной и социальной. Оптимально выбранный материал стимулирует интерес, активность, мыслительную деятельность. Также необходимо учитывать предметное содержание специальных дисциплин, особенности военной подготовки, специфику профессиональной деятельности будущего офицера, настоящее состояние и перспективы развития военного дела в России и за рубежом. То есть важно, чтобы смысл выполнения задания соотносился с личностным смыслом учения курсанта в военном вузе.

Приобретает особый смысл обновление содержания иноязычной подготовки военных, где ее эффективность, глубокое овладение практической деятельностью достигается средствами организации самостоятельной работы.

В военных образовательных организациях высшего образования ВВ МВД России программа обучения иностранному языку предполагает его изучение на первом и втором курсах. Обучение строится с учетом преемственности, предусматривает возможность реализации междисциплинарных ассоциаций, сформированных у курсантов на данном этапе при изучении других дисциплин.

Курсант первого курса не изучал еще ни общепрофессиональные, ни специальные дисциплины, поэтому он не способен на этом этапе читать узкопрофессиональные источники и использовать информацию из них, а также выступать в роли говорящего в узкопрофессиональном диалогическом или монологическом речевом общении. Следовательно, необходимо ограничить предметно-тематическое содержание такими темами, которые были бы доступны и понятны курсантам первого курса, но все же отражали будущую специальность. В этом случае необходимо учитывать предметно-тематическое содержание, предлагаемое при изучении иностранного языка на первом курсе, содержание текстовых материалов, ситуаций, профессионально направленных на будущую деятельность в сфере военного дела. К таким темам можно отнести следующие: «Обучение в военном институте. Личные данные военнослужащего», «Вооруженные силы страны изучаемого языка», «Особенности ведения боевых действий в современных условиях» и «Организация, структура и задачи служебно-боевой деятельности подразделений и служб».

Учебным планом на втором курсе предусмотрены специальные дисциплины, будущий военный уже понимает специальные профессионально обусловленные термины, выражающие ключевые понятия. В этом случае становится возможным учитывать специфику профессиональной деятельности военных, разрабатывая учебные ситуации по аналогии с реальными профессиональными ситуациями. В рамках темы второго курса «Основные направления развития материально-технического обеспечения подразделений иностранных армий» обучение иностранному языку становится профессионально ориентированным, что значимо в процессе профессиональной подготовки будущего военного.

Необходимо иметь в виду, что качество самостоятельной работы курсантов, организованной с опорой на их внутренние ресурсы, существенно возрастет. Самостоятельная работа будет осуществляться курсантами на совершенно ином уровне, если она находится в связи с мотивами приобретения дополнительных знаний по иностранному языку, мотивом изучения дополнительной иноязычной литературы по специальности, мотивом самореализации. Успешному выполнению самостоятельной работы курсантами в процессе изучения иностранного языка способствует самоконтроль, который позволяет ставить цели и задачи обучения, управлять процессом собственного образования. В организации самостоятельной работы курсантов при обучении иностранному языку самооценка рассматривается как один из компонентов, обеспечивающих ее эффективность, и понимается нами как оценка курсантами проделанных этапов работы, динамики своего развития как билингвальной бикультурной личности. Успех самостоятельной работы курсантов также зависит от их саморегуляции, то есть от умения осуществлять выбор способа деятельности, средств и последовательности действий. Таким образом, мотивация, самоконтроль, самооценка и саморегуляция представляют собой внутренний контур самостоятельной работы, предназначенный для координации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы курсантов.

Способность курсантов к осуществлению самостоятельной работы будет совершенствоваться при условии организации ее как целостной системы на основе продуманной и методически организованной образовательной и развивающей информационной среды через использование реальных и виртуальных средств. Подбор этих средств обусловлен целями и задачами обучения иностранному языку в военном вузе, исходным уровнем подготовки курсантов. При этом каждое практические занятия представляет собой вышеупомянутую среду, средствами которой создаются условия, в которых формируется как готовность к иноязычной самостоятельности, так и сама иноязычная самостоятельность курсанта.

Всемирная сеть Интернет служит способом организации образовательной и развивающей информационной среды, которая создает условия для организации самостоятельной работы курсантов при обучении их иностранному языку. Сайты, представленные в сети Интернет, дают возможность курсантам принимать участие в общении с представителями других культур. Онлайн-словари и энциклопедии являются источником иноязычной информации для подготовки рефератов, докладов на иностранном языке.

По мнению М.Г. Евдокимовой, «...возникающая благодаря Интернету виртуальная реальность, становящаяся новым технологическим, психофизиологическим и социокультурным способом бытия человека в мире, формирует принципиально новый тип символического существования человека, культуры, социума и новый характер общения, в том числе и межкультурного, специфическими особенностями которого становятся виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность» [3].

Кроме Интернета и его служб, существуют компьютерные средства обучения, к которым можно отнести различные компьютерные программы и учебные курсы. Данные средства обучения также подходят для организации самостоятельной работы курсантов.

С развитием информационных технологий роль умения работать с профессионально ориентированной информацией возрастает и становится важным компонентом успешной профессиональной деятельности, так как профессиональная деятельность офицера в современной мировой обстановке предполагает «восприятие иноязычных профессионально ориентированных материалов на уровне аутентичной интерпретации» [2] и самостоятельную их переработку, что является критерием профессиональной квалификации.

«Одним из объектов профессиональной деятельности выпускников вузов является профессионально ориентированная военная, военно-специальная и военно-техническая информация» [2]. По мнению Фроловой Т.П., основным источником профессионально значимой информации является текст. При обучении иностранному языку в военном вузе профессионально ориентированные тексты формируют профессионально значимую иноязычную информационную среду [7]. В этой среде при самостоятельной работе с профессионально ориентированной информацией на иностранном языке формируется иноязычная самостоятельность курсанта. Следовательно, методика формирования иноязычной профессиональной самостоятельности будущих военных будет основываться на умении осуществлять самостоятельный поиск иноязычной информации по специальности, критически ее оценивать, определять тактику ее будущего использования.

Рецензенты:

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики ПГГПУ, г. Пермь;

Безукладников К.Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков ПГГПУ, г. Пермь.