Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PERSONAL-FOCUSED REPRESENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Shutenko E.N. 1 Derevyanko Yu.P. 1
1 National Research University «Belgorod State University»
The article covers the humanitarian aspects of ensuring self-realization of students by means of modern information technologies application, authors analyze didactic and psychological problems of use of these technologies in system of the higher school, explain essence and value of personal measurement of informatization of education. In article authors state the concept of use of modern information technologies in higher education institution within two contours components: phenomenological and imperative. The first component covers attributive signs of students self-realization over it the corresponding principles of application of information technologies are built on, these principles form the second imperative component. Such approach to a solution of the problem of informatization of higher school education gives the chance of more adequate interrelation technological and personal factors of the modern higher school. The offered concept gives attributive signs of students self-realization, opens the principles of their providing by means of informatization in particular such as: synergy, addressing, availability, versatility, interactivity, redundancy, sensitivity, renewability.
principles of informatization
attributes of self-realization
educational process
student youth
self-realization
the higher school
information technologies

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий открывает новые горизонты и возможности в высшем образовании. Педагогически грамотное и психологически корректное применение этих технологий может обеспечить реальный прорыв к персонификации образовательного процесса, способствовать самореализации студентов и преодолению издержек массово-репродуктивной системы подготовки [3].

Между тем очевидно, что современные информационные технологии не могут напрямую переноситься и встраиваться в образовательный процесс. Более того, не все из них и не всегда могут использоваться в подготовке. В гуманитарном аспекте информатизация образования представляет серьезный вызов современной высшей школе, служит своего рода тестом на ее психолого-педагогическую состоятельность. Особенно существенные трансформации образования связаны с применением интерактивно-информационных технологий последних поколений, высокомощных компьютеров, а также с развитием технологий быстрого Интернета.

Гуманитарное измерение информационных технологий в вузовской подготовке

Сегодня в лице информационных технологий общество и система образования имеет дело с беспрецедентным средством воздействия на психику и сознание развивающейся личности, и главный вопрос заключается в том, как распорядиться этим средством – во благо или во вред образованию Человека? Какой предел уготован человеку в информационном будущем? Сохраниться ли он как «Homo sapience» (т.е. как человек разумный, мыслящий) или же станет «Homo informaticus» (т.е. человеком техногенным, информационно-рецептирующим)? Это те вопросы, ответы на которые должно дать современное образование.

На наш взгляд, для построения полноценной образовательно-информационной среды в современном вузе необходимо соблюдать и реализовывать императив личностного измерения образования. Данное измерение, в отличие от других приоритетов вузовской подготовки (профессиональной, научной и пр.), представляется как совокупность ценностей и приоритетов личностного развития студентов в образовательном процессе, направленная на обеспечение их полноценного самоопределения и самосознания, на расширение сферы компетентностей, формирование внутренней ответственности и субъектной позиции в ходе вузовской подготовки [6].

Для широкого применения современных информационных технологий в образовании они должны пройти через некий «гуманитарный фильтр», под которым подразумевается совокупность важных социально-психологических и педагогических условий [7]. В первую очередь эти условия диктуются задачей самореализации студентов, поскольку информационные технологии внедряются не столько для информатизации образования, сколько для развития личности в образовательном процессе как субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности [9].

Образовательные возможности современных информационных технологий, как и любого обучающего средства, в полной мере раскрываются и реализуются в том случае, если они служат органичным инструментом развития образовательных коммуникаций в логике личностного измерения практики вузовской подготовки. Сами по себе эти технологии не являются панацеей от всех бед в сфере образования, а их внедрение в высшую школу сопровождается своими трудностями. Как отмечают специалисты, с их применением связаны разного рода риски. Бóльшая часть этих рисков возникает в том случае, если внедрение информационных технологий в учебный процесс не вызывает изменений в методике и философии обучения [5]. В частности, если информатизация осуществляется в рамках доминирования традиционной объяснительно-иллюстративной модели обучения. В этом случае она доводит до абсурда издержки данной модели.

Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью компьютеров в логике прежней методике, не заботясь о развитии коллективных по форме и сути учебных занятий с богатыми возможностями диалогического общения и взаимодействия, то можно упустить саму возможность формирования мышления студентов. Реальна также опасность свертывания социальных контактов, воспитания индивидуализма [4]. Поэтому вывод, который можно сделать, состоит в том, что нельзя просто встроить информационные технологии в привычный учебный процесс и надеяться, что они осуществят революцию в образовании. Нужно менять концепцию учебного процесса, в который эти технологии органично вписывались бы как новое средство обучения. Условия, создаваемые с их помощью, должны способствовать формированию целостного мышления и мировоззрения обучающегося, ориентировать его на поиск системных связей и закономерностей.

В современных исследованиях, когда обсуждаются вопросы информатизации и компьютеризации образования, речь идет уже не о простой добавке нового средства к уже сложившейся модели обучения, а о переходе к новой модели обучения. Очевидно, что полномерная информатизация требует значительной перестройки всего образовательного процесса. Как показывают опыт и исследования многих авторов, информатизация образования сопровождается чередой серьезных испытаний для укоренившихся педагогических теорий и практик [1]. Главным среди них выступает утрата преподавательским сообществом прежней монополии на знания, потеря контроля над обучающей информацией. В этих условиях возникает острая необходимость смены образовательных парадигм. Место прежней парадигмы формирующего однонаправленного субъект-объектного образования должна занять новая парадигма открытого развивающего и развивающегося субъект-субъектного образования, в котором студент и преподаватель выступают как активные, изменяющиеся участники образовательного процесса [5]. Вместе с тем информатизация высшей школы уже не может осуществляться в узкотехническом формате и предполагает выход к новой задаче: от индивидуализации обучения к персонификации образования и личностно-партнерской системе подготовки.

Полномерное внедрение информационных технологий полагает иную философию, логику обращения и оперирования информацией, составляющей содержание обучения, а также иную цель внедрения этих технологий в образовательный процесс вуза.

На наш взгляд, главным приоритетом применения различных инноваций и технологий в процесс вузовского обучения (в том числе информационных технологий) является обеспечение условий для полноценной самореализации студентов в образовательном пространстве вуза. Данная цель и ценность вытекают из самой конструкции и предназначения высшей школы как института социализации и развития личности, формирования грамотных профессионалов и дееспособных членов общества.

Выбор самореализации как целевой основы информатизации не случаен. Как отмечают В.А. Латышев и другие ученые, использование новых информационных технологий только тогда может быть эффективным в образовании, когда они способствуют:

1) раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых;

2) формированию у обучаемых познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию;

3) обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством;

4) постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и социализации [2].

Концептуальная модель информатизации вузовской подготовки

Обобщение опыта теоретического анализа и практического применения информационных технологий в вузе позволило нам выделить ряд важных составляющих этого процесса в виде модели (см. рис. 1). Данная модель охватывает два ключевых гуманитарных аспекта проблемы внедрения информационных технологий – феноменологический и нормативный. Первый аспект составляет центральную часть модели, отражая атрибутивные признаки самореализации студентов, представляет исходный, внутренний контур условий информатизации. Второй аспект надстраивается над первым, выступает как внешний контур модели и представляет совокупность принципов внедрения информационных технологий, направленных на самореализацию студентов.

Рассмотрим кратко каждый из контуров, составляющих данную модель.

Во внутреннем контуре модели конкретизируется и операционализируется феномен самореализации студентов посредством приведения его атрибутивных признаков, которые были собраны и обобщены в ходе социологических опросов студентов [10]. Среди наиболее существенных были выделены следующие:

· проявление личностных качеств в обучении, возможность выразить себя, раскрыть свои сильные стороны;

· самостоятельность обучения, саморуководство и опора на внутренний потенциал в обучении;

· достижение субъективно значимого результата в учебе, желание и возможность быть успешным;

· деятельный характер учения, проявление активности в образовательном процессе;

· осмысленность учебных действий, реализация смысловых отношений в обучении;

· творческое самовыражение в обучении, возможность созидательно-креативной деятельности в вузе;

· полимодальный характер учения, гибкость и диверсификация образовательных форм и методов вузовской подготовки;

· внутренняя ответственность, осознанный подход к занятиям, возможность самопроектирования вузовской подготовки;

· целеустремленность в обучении, наличие цели в жизни и достижение ее посредством обучения в вузе;

· устойчивый интерес к обучению, личная заинтересованность в подготовке, стремление больше познать;

· личностные усилия в обучении, готовность преодолевать трудности и препятствия в подготовке;

· сотрудничество в обучении, диалогический характер общения, стремление к согласию и доверию, культура общения.

Рис. 1. Модель персоноцентрической ориентации информационных технологий в высшей школе

Внешний контур модели непосредственно учитывает представленные выше признаки самореализации студентов, отражая соответствующие требования к применению информационных технологий в вузе. Квинтэссенция данных требований находит свое отражение в следующих принципах.

Принцип адресности полагает соответствие информационного обеспечения профессиональному содержанию обучения и индивидуальным запросам студентов, их особенностям и способностям, уровню подготовленности, научной специализации и пр.

Принцип доступности предусматривает возможность включения каждого студента в процесс свободного пользования всеми имеющимися у вуза информационными ресурсами и технологиями, полноценное обеспечение обучаемого всем объемом необходимой информации.

Принцип избыточности информационных технологий означает оптимальность их действия в рамках соответствующего запроса обучаемого; поставляемая студентам информация не должна их запутывать и перегружать, а должна расширять спектр их возможностей и прояснять интересующие их проблемы.

Принцип разносторонности полагает использование разнообразных информационно-коммуникативных обучающих технологий (электронных, мультимедийных, интерактивных, сетевых, виртуальных и пр.) как целостного информационно-образовательного комплекса.

Принцип интерактивности предусматривает возможность активного взаимодействия с экспертным и референтным сообществом, возможность взаимного общения самих обучаемых.

Принцип сензитивности означает, что информационные технологии должны учитывать запросы и потребности студентов, отвечать их актуальным задачам развития в процессе подготовки

Принцип синергичности информационных технологий требует их непосредственной настроенности на образовательную систему вуза для усиления культуры подготовки специалиста. Информационные технологии должны непосредственно сопрягаться с целями и содержанием подготовки.

Принцип обновляемости информационных технологий полагает их регулярный пересмотр, коррекцию, дополнение, обновление. В условиях нарастающего потока новых знаний, технологий, открытий необходимы их своевременный учет и отражение в образовательном процессе.

Выводы

Представленная персоноцентрическая концепция интегрирует важные составляющие самореализации студентов в сопряжении с принципами внедрения современных информационных технологий, что позволяет моделировать информационно-образовательное пространство вуза как пространство профессионального и культурного самостроительства личности. На базе реализации выделенных принципов создается личностно-развивающая информационно-образовательная среда, которая настраивает студентов на саморазвитие в обучении и открывает значительные возможности для успешного освоения ими выбранной специальности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-06-08802 на 2015-2016 годы

Рецензенты:

Ситаров В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», г. Москва;

Данакин Н.С., д.соц.н., профессор, директор НИИ Синергетики ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», г. Белгород.