Развитие современных информационно-коммуникационных технологий открывает новые горизонты и возможности в высшем образовании. Педагогически грамотное и психологически корректное применение этих технологий может обеспечить реальный прорыв к персонификации образовательного процесса, способствовать самореализации студентов и преодолению издержек массово-репродуктивной системы подготовки [3].
Между тем очевидно, что современные информационные технологии не могут напрямую переноситься и встраиваться в образовательный процесс. Более того, не все из них и не всегда могут использоваться в подготовке. В гуманитарном аспекте информатизация образования представляет серьезный вызов современной высшей школе, служит своего рода тестом на ее психолого-педагогическую состоятельность. Особенно существенные трансформации образования связаны с применением интерактивно-информационных технологий последних поколений, высокомощных компьютеров, а также с развитием технологий быстрого Интернета.
Гуманитарное измерение информационных технологий в вузовской подготовке
Сегодня в лице информационных технологий общество и система образования имеет дело с беспрецедентным средством воздействия на психику и сознание развивающейся личности, и главный вопрос заключается в том, как распорядиться этим средством – во благо или во вред образованию Человека? Какой предел уготован человеку в информационном будущем? Сохраниться ли он как «Homo sapience» (т.е. как человек разумный, мыслящий) или же станет «Homo informaticus» (т.е. человеком техногенным, информационно-рецептирующим)? Это те вопросы, ответы на которые должно дать современное образование.
На наш взгляд, для построения полноценной образовательно-информационной среды в современном вузе необходимо соблюдать и реализовывать императив личностного измерения образования. Данное измерение, в отличие от других приоритетов вузовской подготовки (профессиональной, научной и пр.), представляется как совокупность ценностей и приоритетов личностного развития студентов в образовательном процессе, направленная на обеспечение их полноценного самоопределения и самосознания, на расширение сферы компетентностей, формирование внутренней ответственности и субъектной позиции в ходе вузовской подготовки [6].
Для широкого применения современных информационных технологий в образовании они должны пройти через некий «гуманитарный фильтр», под которым подразумевается совокупность важных социально-психологических и педагогических условий [7]. В первую очередь эти условия диктуются задачей самореализации студентов, поскольку информационные технологии внедряются не столько для информатизации образования, сколько для развития личности в образовательном процессе как субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности [9].
Образовательные возможности современных информационных технологий, как и любого обучающего средства, в полной мере раскрываются и реализуются в том случае, если они служат органичным инструментом развития образовательных коммуникаций в логике личностного измерения практики вузовской подготовки. Сами по себе эти технологии не являются панацеей от всех бед в сфере образования, а их внедрение в высшую школу сопровождается своими трудностями. Как отмечают специалисты, с их применением связаны разного рода риски. Бóльшая часть этих рисков возникает в том случае, если внедрение информационных технологий в учебный процесс не вызывает изменений в методике и философии обучения [5]. В частности, если информатизация осуществляется в рамках доминирования традиционной объяснительно-иллюстративной модели обучения. В этом случае она доводит до абсурда издержки данной модели.
Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью компьютеров в логике прежней методике, не заботясь о развитии коллективных по форме и сути учебных занятий с богатыми возможностями диалогического общения и взаимодействия, то можно упустить саму возможность формирования мышления студентов. Реальна также опасность свертывания социальных контактов, воспитания индивидуализма [4]. Поэтому вывод, который можно сделать, состоит в том, что нельзя просто встроить информационные технологии в привычный учебный процесс и надеяться, что они осуществят революцию в образовании. Нужно менять концепцию учебного процесса, в который эти технологии органично вписывались бы как новое средство обучения. Условия, создаваемые с их помощью, должны способствовать формированию целостного мышления и мировоззрения обучающегося, ориентировать его на поиск системных связей и закономерностей.
В современных исследованиях, когда обсуждаются вопросы информатизации и компьютеризации образования, речь идет уже не о простой добавке нового средства к уже сложившейся модели обучения, а о переходе к новой модели обучения. Очевидно, что полномерная информатизация требует значительной перестройки всего образовательного процесса. Как показывают опыт и исследования многих авторов, информатизация образования сопровождается чередой серьезных испытаний для укоренившихся педагогических теорий и практик [1]. Главным среди них выступает утрата преподавательским сообществом прежней монополии на знания, потеря контроля над обучающей информацией. В этих условиях возникает острая необходимость смены образовательных парадигм. Место прежней парадигмы формирующего однонаправленного субъект-объектного образования должна занять новая парадигма открытого развивающего и развивающегося субъект-субъектного образования, в котором студент и преподаватель выступают как активные, изменяющиеся участники образовательного процесса [5]. Вместе с тем информатизация высшей школы уже не может осуществляться в узкотехническом формате и предполагает выход к новой задаче: от индивидуализации обучения к персонификации образования и личностно-партнерской системе подготовки.
Полномерное внедрение информационных технологий полагает иную философию, логику обращения и оперирования информацией, составляющей содержание обучения, а также иную цель внедрения этих технологий в образовательный процесс вуза.
На наш взгляд, главным приоритетом применения различных инноваций и технологий в процесс вузовского обучения (в том числе информационных технологий) является обеспечение условий для полноценной самореализации студентов в образовательном пространстве вуза. Данная цель и ценность вытекают из самой конструкции и предназначения высшей школы как института социализации и развития личности, формирования грамотных профессионалов и дееспособных членов общества.
Выбор самореализации как целевой основы информатизации не случаен. Как отмечают В.А. Латышев и другие ученые, использование новых информационных технологий только тогда может быть эффективным в образовании, когда они способствуют:
1) раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых;
2) формированию у обучаемых познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию;
3) обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством;
4) постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и социализации [2].
Концептуальная модель информатизации вузовской подготовки
Обобщение опыта теоретического анализа и практического применения информационных технологий в вузе позволило нам выделить ряд важных составляющих этого процесса в виде модели (см. рис. 1). Данная модель охватывает два ключевых гуманитарных аспекта проблемы внедрения информационных технологий – феноменологический и нормативный. Первый аспект составляет центральную часть модели, отражая атрибутивные признаки самореализации студентов, представляет исходный, внутренний контур условий информатизации. Второй аспект надстраивается над первым, выступает как внешний контур модели и представляет совокупность принципов внедрения информационных технологий, направленных на самореализацию студентов.
Рассмотрим кратко каждый из контуров, составляющих данную модель.
Во внутреннем контуре модели конкретизируется и операционализируется феномен самореализации студентов посредством приведения его атрибутивных признаков, которые были собраны и обобщены в ходе социологических опросов студентов [10]. Среди наиболее существенных были выделены следующие:
· проявление личностных качеств в обучении, возможность выразить себя, раскрыть свои сильные стороны;
· самостоятельность обучения, саморуководство и опора на внутренний потенциал в обучении;
· достижение субъективно значимого результата в учебе, желание и возможность быть успешным;
· деятельный характер учения, проявление активности в образовательном процессе;
· осмысленность учебных действий, реализация смысловых отношений в обучении;
· творческое самовыражение в обучении, возможность созидательно-креативной деятельности в вузе;
· полимодальный характер учения, гибкость и диверсификация образовательных форм и методов вузовской подготовки;
· внутренняя ответственность, осознанный подход к занятиям, возможность самопроектирования вузовской подготовки;
· целеустремленность в обучении, наличие цели в жизни и достижение ее посредством обучения в вузе;
· устойчивый интерес к обучению, личная заинтересованность в подготовке, стремление больше познать;
· личностные усилия в обучении, готовность преодолевать трудности и препятствия в подготовке;
· сотрудничество в обучении, диалогический характер общения, стремление к согласию и доверию, культура общения.
Рис. 1. Модель персоноцентрической ориентации информационных технологий в высшей школе
Внешний контур модели непосредственно учитывает представленные выше признаки самореализации студентов, отражая соответствующие требования к применению информационных технологий в вузе. Квинтэссенция данных требований находит свое отражение в следующих принципах.
Принцип адресности полагает соответствие информационного обеспечения профессиональному содержанию обучения и индивидуальным запросам студентов, их особенностям и способностям, уровню подготовленности, научной специализации и пр.
Принцип доступности предусматривает возможность включения каждого студента в процесс свободного пользования всеми имеющимися у вуза информационными ресурсами и технологиями, полноценное обеспечение обучаемого всем объемом необходимой информации.
Принцип избыточности информационных технологий означает оптимальность их действия в рамках соответствующего запроса обучаемого; поставляемая студентам информация не должна их запутывать и перегружать, а должна расширять спектр их возможностей и прояснять интересующие их проблемы.
Принцип разносторонности полагает использование разнообразных информационно-коммуникативных обучающих технологий (электронных, мультимедийных, интерактивных, сетевых, виртуальных и пр.) как целостного информационно-образовательного комплекса.
Принцип интерактивности предусматривает возможность активного взаимодействия с экспертным и референтным сообществом, возможность взаимного общения самих обучаемых.
Принцип сензитивности означает, что информационные технологии должны учитывать запросы и потребности студентов, отвечать их актуальным задачам развития в процессе подготовки
Принцип синергичности информационных технологий требует их непосредственной настроенности на образовательную систему вуза для усиления культуры подготовки специалиста. Информационные технологии должны непосредственно сопрягаться с целями и содержанием подготовки.
Принцип обновляемости информационных технологий полагает их регулярный пересмотр, коррекцию, дополнение, обновление. В условиях нарастающего потока новых знаний, технологий, открытий необходимы их своевременный учет и отражение в образовательном процессе.
Выводы
Представленная персоноцентрическая концепция интегрирует важные составляющие самореализации студентов в сопряжении с принципами внедрения современных информационных технологий, что позволяет моделировать информационно-образовательное пространство вуза как пространство профессионального и культурного самостроительства личности. На базе реализации выделенных принципов создается личностно-развивающая информационно-образовательная среда, которая настраивает студентов на саморазвитие в обучении и открывает значительные возможности для успешного освоения ими выбранной специальности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-06-08802 на 2015-2016 годы
Рецензенты:
Ситаров В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», г. Москва;
Данакин Н.С., д.соц.н., профессор, директор НИИ Синергетики ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», г. Белгород.