Цель работы - исследование деятельности компетентных органов в области защиты прав несовершеннолетних на основании анализа законодательства Российской Федерации.
Материал и методы исследования
Материалом для анализа послужили собственные исследования нормативных правовых актов и периодической литературы в области обеспечения защиты прав несовершеннолетних.
Результаты исследования и их обсуждение
Как отмечает К.М. Кожевников, система субъектов, осуществляющих обеспечение прав несовершеннолетних, традиционно включает: органы власти общей компетенции, специализированные органы и неспециализированные органы [7, № 7, с. 3-5] .
Для укрепления позиции российских общественных объединений по ключевым проблемам детства, а также оказания правовой, методической, информационной и иной помощи данным организациям был организован Общероссийский союз общественных объединений «Гражданское общество - детям России», который действует на основании принятого Устава, утвержденного учредительной конференцией 27 апреля 2002 г. [15].
Важнейшим условием обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних является конструктивное взаимодействие государственных органов власти и общественных объединений.
Результатом оценки истинного положения детей в государстве является подготовка ежегодного доклада. Решением Правительства Российской Федерации внедрена практика разработки и распространения ежегодных государственных докладов о положении детей в России. Они представляют собой мониторинг положения детей, содержат развернутый анализ основных показателей, характеристику изменения положения детей и рекомендации по его улучшению, а также отслеживают выполнение национальных планов действий в интересах детей. Доклад основывается на официальных материалах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [7, № 7, с. 3-5].
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3] закрепил комплекс правовых интересов несовершеннолетних и установил систему органов, проводящих государственную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиту их прав.
В соответствии со ст. 9 данного Закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках своей компетенции призваны осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать орган прокуратуры о фактах нарушений прав и свобод несовершеннолетних, а также комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о случаях нарушений прав несовершеннолетних, органы внутренних дел о фактах выявления родителей или их законных представителей и иных лиц, которые жестоко обращающихся с несовершеннолетними, либо вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий и т.д. [3].
Следует отметить, что особое место в системе органов обеспечения защиты прав несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основная задача, стоящая перед комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, - это осуществление в пределах своей компетенции мер по защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних во всех областях жизнедеятельности, а также предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий, координация деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, достаточно полно сформирована законодательная база их деятельности. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» [2] создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Всего на территории Российской Федерации действует 2350 комиссий по делам несовершеннолетних на муниципальном уровне и региональные комиссии во всех субъектах Российской Федерации [1, c. 33].
Несмотря на устойчивое снижение в последние годы численности выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, количество ежегодно выявляемых детей этой категории остается значительным (в 2010 г. - 93 806 детей, 2011 г. - 82 177 детей, в 2012 г. - 74 724 детей) [14]. Однако их доля в общем числе выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращается (в 2012 г. - 83,8%, в 2011 г. - 85,1%, в 2010 г. - 86,4%) [10].
Международный опыт осуществления контроля за реализацией прав ребенка показывает, что наиболее эффективным его механизмом является институт омбудсмена. В России за ним прочно закрепилось наименование «Уполномоченный по правам ребенка». Его основными функциями являются деятельность по защите прав несовершеннолетних, восстановление нарушенных прав и свобод ребенка, участие в разработке и реализации программ по защите прав ребенка, а также активное использование средств массовой информации в интересах защиты прав детей и т.д. [12, № 3, c. 3-6].
Несмотря на проводимую работу со стороны всех субъектов системы профилактики и правонарушений, а также создание на федеральном уровне Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, которую возглавляет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации председатель Комиссии О.Ю. Голодец, в России не наблюдается снижения правонарушений, посягающих на права несовершеннолетних. Наличие многочисленных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет угрозу безопасности личности, общества и государства. По статистическим данным за 2014 г. количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, составило 84 558, а в 2013 г. - 89 896 [11]. Также среди 49 332 несовершеннолетних, потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, в 2011 г. (в 2010 г. этот показатель составил 55 170 человек) непосредственно от преступлений со стороны членов семьи пострадали 5099 человек (в 2010 г. - 5208 детей) [10]. Следовательно, только около 8% из общего числа пострадавших от насильственных преступлений детей становятся жертвами непосредственно родительского насилия и около 2% - жертвами со стороны иных членов семьи. Относительно общей численности детей, проживающих в России, число несовершеннолетних жертв семейного насилия составляет около 0,02%.
В настоящее время возникла необходимость создания и развития единой государственной ювенальной политики - приоритетной составляющей политики государства в области обеспечения прав несовершеннолетних.
Внедрение принципов ювенальной юстиции в России встретило существенное сопротивление со стороны общественности. По мнению противников ювенальной юстиции, ее нормы вступают в противоречие с российской идеологией, духовностью и традиционной культурой, так как уравнивание в правах родителей и детей, предлагаемое ювенальной юстицией, ведет к разрушению всей системы семейных отношений. Данные опасения были поддержаны президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, который, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, «скептически относится к идее ювенальной юстиции» [5, c. 56-58].
Однако на уровне субъектов имеются примеры реализации и воплощения ювенальной политики в жизнь. В Воронежской области прошли парламентские слушания, где, в частности, отмечалась необходимость разработки «нормативной правовой базы для формирования органов ювенальной юстиции»; соответствующие положения приняты в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Кемеровской области [13, № 2, c. 18-20]. Помимо того, в Воронежском институте МВД России еще в 1999 г. принято решение о создании Ювенального образовательного правозащитного центра. Основными целями центра являются: содействие разработке решения проблемы правовой защиты несовершеннолетних, снижение уровня противоправной деятельности, нарушающей права и интересы несовершеннолетних, а также повышение уровня правовой культуры населения [4, C. 4-6].
Основываясь на опыте российских регионов, можно сделать вывод, что к числу наиболее эффективных мер по формированию системы защиты прав несовершеннолетних относится введение комплексного ювенального суда и ювенальной прокуратуры. Так, в 47 субъектах Российской Федерации реализуются целевые региональные программы, направленные на защиту прав и интересов ребенка [8, № 4, с. 67-71].
Наряду с государственными структурами к числу субъектов обеспечения защиты прав несовершеннолетних относятся различного рода неправительственные, общественные объединения граждан. Общественные объединения и организации участвуют в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, выступают с самостоятельными программами и реализуют их.
Так, общественной организацией, участвующей в обеспечении защиты прав несовершеннолетних, являются специализированные добровольные народные дружины (ДНД). Добровольные народные дружины по охране общественного порядка создаются в районах, городах и других населенных пунктах органами местного самоуправления. Порядок образования и деятельности ДНД, их задачи, обязанности и права, материально-техническое обеспечение, а также руководство определяются соответствующими положениями о ДНД. Отряды дружинников с целью осуществления воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками по месту жительства, пресечения правонарушений с их стороны создаются из числа студентов высших и средних специальных образовательных учреждений. Подобный взвод дружинников создан в структуре педагогического отряда из числа студентов института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
Система общественных объединений правоохранительной направленности многообразна. Кроме вышеперечисленных общественных организаций, в обеспечении защиты прав несовершеннолетних принимают участие также центры, клубы, создаваемые при министерствах, общественные фонды. Например, при Министерстве внутренних дел создан Центр военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи «Каскад», который объединил 27 военно-патриотических клубов Москвы, Московской области и других регионов Центрального федерального округа.
Заключение
В результате проведенного исследования следует отметить, что с учетом опыта функционирования существующих в России социальных институтов по защите прав несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание не только созданию новых институтов по обеспечению защиты прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур. Таким образом, очевидна необходимость создания эффективной системы обеспечения защиты прав несовершеннолетних, отвечающей современной социальной, культурной, экономической ситуации, взятым на себя Российской Федерацией международным обязательствам. Реализация этой цели требует последовательных шагов, внедрения и распространения современных эффективных ювенальных технологий защиты прав детей и молодежи.
Рецензенты:
Тонков Е.Е., д.ю.н., профессор, директор Юридического института НИУ «БелГУ», ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;
Тычинин С.В., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой, Юридический института НИУ «БелГУ», ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.