Социальная педагогика в Х1Х-ХХ вв.
Понятие «социальная педагогика» было введено в научный оборот в середине Х1Х в. А. Дистервегом, немецким педагогом-гуманистом. Ее педагоги обращали внимание на внедрение гуманных идей в области образования и воспитания. В начале ХХ в. социальная педагогика стала меняться под американским влиятельным течением прогрессивизма, его деятеля Дж. Дьюи [3]. Он занимался теорией и практикой американской школы, но, когда мир потрясли революции, устремился в эти страны с надеждой на воплощение своих идей избавления человека от эксплуатации и угнетения. В 1928 г. приехал и в СССР, где нашел поддержку на волне строительства социализма. Не случайно в Советском Союзе позже социальная педагогика отсутствовала, так как вся педагогика рассматривалась социальной, поскольку был решен вопрос устранения эксплуатации человека человеком. Но она получила неофициальное развитие в трудах педагогов-новаторов, понимавших ее ограниченность даже в условиях социализма. Примером таких поисков стал педагог-гуманист А.С. Макаренко.
Многие идеологи рассматривали социальную педагогику как систему знаний о педагогическом регулировании отношений личности и среды, хотя вернее было бы рассматривать ее не только через призму личностно-социальных качеств, а брать всю систему человеческих качеств во взаимосвязи с изменяющимся миром, не упуская из виду и природные изменения. В 1980-е «перестроечные» годы начинается ее возрождение с образованием Всесоюзной Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, а в 1991 г. создается Ассоциация социальных работников и социальных педагогов РФ. Значительный вклад в развитие социальной педагогики внесла доктор педагогических наук профессор В.Г. Бочарова, которая пошла по пути обобщения мировой практики социальной работы с целью создания целостного процесса социализации, воспитания и развития личности. Это нашло отражение в двухтомнике под ее редакцией «Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт» (М., 1993), в нем был обобщен опыт работы 25 стран. Неожиданно для меня второй оказалась и моя теоретико-методологическая статья «Социальная педагогика: интеграция педагогики с социологией» [8], которая давала социально-философское обоснование комплексному формированию такой педагогики в России.
В 2014 г. в Москве прошел IV съезд социальных педагогов, к открытию которого была издана с моим участием коллективная монография «Социальная педагогика в России: на острие времени» под редакцией М.П. Гурьяновой [12, с. 53-70]. Марина Петровна прошла с той памятной поры начала формирования социальной педагогики в России путь от аспиранта до доктора педагогических наук и директора Института социальной педагогики Российской Академии Образования (РАО). Во введении, которое дает направление развитию теории социальной педагогики на ближайшее время, она обращает внимание на значение гуманитарных наук, на необходимость интеграции педагогики с другими науками о человеке. Здесь же она отмечает вклад и социальной философии, в частности философии социально-техногенного развития мира. Обращаясь к моим теоретическим работам, она замечает: «... социальная педагогика конца ХХ века развивается, опираясь на достижения социальной философии, динамично обновляющейся и обогащающейся нетрадиционными формами и педагогики, и социальной психологии. Она впитывает в себя и многие другие науки о человеке - как общественные, так и естественные. Она исходит из системного развития нашего планетарного общества ..., из необходимости решения глобальных проблем и сохранения жизни на Земле» [12, с. 4-5]. В монографии провозглашалось новое направление деятельности социальных педагогов России, которым предстоит в ХХI в. сформировать философию педагогики в условиях очень опасного социально-техногенного поворота биосферной жизни на планете.
Методология исследований проблемы сохранения жизни
По своей сути социальная педагогика нацелена стать философией педагогики и образования. Без мировоззренческой дисциплины, связывающей воедино достижения философии как интегратора междисциплинарных исследований мира и богатый опыт многовекового образовательно-воспитательного процесса, нельзя полноценно решить основную и сложнейшую сегодняшнюю проблему - сохранения жизни на Земле, включая и человека. Методология исследования общественной и природной жизни весьма обширна в зависимости от поставленных целей и условий среды. Но в эпоху бурного роста и развития человечества на основе научно-технических достижений и формирования техносферы как искусственного вещественно-предметного и полевого мира требуются фундаментальные исследования реального направления развития нашей жизни. И в то же время необходима и верная методология, обосновывающая направление и сущностные стороны этих исследований, социально справедливого и безопасного жизнеустройства людей в техногенных условиях жизни, особенно связанной со значительным ростом населения и стремительно сокращающимися ресурсами планеты по его обеспечению. Такую методологию преподнес нам В.И. Вернадский. Сейчас немало говорят о том, что он открыл людям перспективы в формировании ноосферы как высшего состояния биосферы. Но о каком «высшем состоянии» последней может идти речь, если мы ее убиваем? Впервые он показал, что появившееся разумное человечество создает мощные производительные силы, сопоставимые с геологическими силами Земли. Если поверхность планеты преобразовалась ранее живыми организмами, «живым веществом планеты», то сейчас она преобразуется в большей степени коллективным разумом человечества, воплощающимся в науке, по Вернадскому - созданием «в биосфере новой геологической силы - научной мысли...» [4, с. 261]. Он надеялся на то, что ассоциирующееся человечество пойдет по пути преобразования биосферы в своих интересах, но практика нам преподнесла нечто иное. Капитализм, укрепившийся на Западе, а затем и в мире, действует не в интересах всех людей на земном шаре, а в корпоративно-индивидуалистических интересах. Великий ученый дал нам в новых условиях развития мира основы новой методологии исследований - социоприродный подход. Это означает: мировое общество как подсистема биосферы, в отличие от подсистем животных, растений, микроорганизмов и их природного окружения, более активно воздействует на биосферу в целом, трансформируя ее при помощи научно-технических производительных сил, а вместе с ними и себя. Исследования же на основе социоприродного подхода уничтожения общественными системами биосферы и ее основы - почвенного покрова литосферы - показывают: за 10 тыс. лет земледелия уничтожено порядка 2 млрд га плодородных земель, из них за 3 последние столетия активного индустриально-техногенного развития - 0,7 млрд га, или треть [13, с. 339]. При сохраняющихся тенденциях развития мира суша Земли через два столетия останется без почв и без биосферной жизни. Эта ситуация уничтожения жизни просматривается и в снижении индекса «живой планеты», отражающего численность более чем 10 тыс. репрезентативных популяций млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб, всего лишь за четыре десятилетия (1970-2010 гг.) стремительно сократившегося на 52% - более чем вдвое [2, с. 45].
В то же время на место уничтожаемых биосферных пространств приходит техносфера - от техносферно-городских образований до безжизненных антропогенно-техногенных беспочвенных грунтов, охватывающих сейчас половину суши планеты. Именно ситуация с трагичным развитием жизни в эпоху социально-техногенного прогресса на базе эгоистического индивидуализма (частной собственности в сочетании с корпоративным капитализмом) ставит все человечество и общественные системы мира перед необходимостью срочной разработки соответствующих программ выхода из кризиса глобального и опасного перехода жизни. Этот смертельный переход жизни ни политики, ни ученые «не хотят замечать» и именуют сложившуюся ситуацию всего лишь экологической.
Социальная педагогика в решении проблемы сохранения жизни на планете Земля
Понимание РАО и Институтом социальной педагогики реалистического техногенного пути развития современного мира и его будущего, в отличие от множества педагогических и образовательных институтов не только России, но и мира, поднимает отечественную социальную педагогику на уровень философии педагогики и образования. Следует отметить, что свыше 10 монографий и книг по проблематике социально-техногенного развития мира получили высокую оценку экспертов РАО и РАЕ на конкурсах научных трудов в Москве и Сочи.
В 2014 г. социальные педагоги на своем IV съезде обратились к проблемам социально-техногенного развития мира и необходимости развернуть исследования в этом направлении с расчетом на существенный поворот всей системы отечественного образования и воспитания к вопросам, которые ограничиваются пока экологическими рамками. Социальная педагогика призвана не только формировать социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, особенно молодежи, но прежде всего заняться поисками фундаментальных философских положений образования и воспитания человека, начиная с подготовки к его рождению в новых условиях жизни и воспроизводства живых организмов на Земле, включая и человека. Мало кто имеет представление об организменном изменении людей в жесткую техногенную эпоху. Так, например, онкология в ХХ в. вышла на второе место в мире после сердечно-сосудистых заболеваний. И она определяется возрастанием техногенности жизни - от жизни в техногенной среде до питания техногенными продуктами. Согласно данным Американского института раковых исследований качество питания является причиной развития заболевания у женщин примерно в 60% и у мужчин в 40% случаев. Ученые рекомендуют употреблять пищу без канцерогенов и содержащую компоненты, предохраняющие организм от онкологии [11]. Автор выступил с рядом книг [8; 9; 10] и статьей в журнале «Социс» [7], отражающих исследования изменения мира и размышления над перспективами образования и воспитания молодежи в меняющемся биосферном мире - и социально, и природно. Эти и многие другие выводы автора были поддержаны не только теоретиками философии, социальной педагогики и образования РАО и РАЕ, но и ведущими экспертами РАН [1].
В то же время формирующаяся система понятий социальной педагогики как философии образования и воспитания находится во взаимосвязи с методологией, теорией и выводами философии, социальной философии, социологии и психологии, а также многих других гуманитарных, естественных, технических и экологических наук, изучающих человека. Взаимосвязь общего и профессионального образования и воспитания, их социальных институтов с развивающимся обществом, его глубинными потребностями составляет основу сегодняшней «педагогической технологии». Каждый поворот в жизни общества, в истории человека и истории природы порождал и новые технологии социализации, образования и воспитания подрастающего поколения, а также включения его в общественный развивающийся организм в единстве с его деятельностью и поведением в природе. Переход к земледельческому обществу привел к разрыву с собирательством и формированию всей аграрной структуры жизни с концентрацией населения в небольших поселениях, основным ресурсом которого являлись окружающие их почвы. Непосредственная связь человека с почвенным покровом наблюдается на протяжении 10 тыс. лет. А тем более этого требует современный поворот в области развития социума, когда жизнь населения определяется уже не только его непосредственной окружающей природой, но уже всей биосферой и всем комплексом социотехноприродного развития мира. По сути, новаторское образование и воспитание в целом диктуется возможностями технизирующегося общества удовлетворить массовые насущные материальные, социально-культурные и иные потребности людей, но в первую очередь преимущественно удовлетворяются крайне завышенные потребности и интересы экономических и политических элитных слоевс нарастающим ограничением и даже ущемлением народных нужд. Это особенно мы наблюдаем на трагедии народа Украины, когда американо-европейские и националистические украинские элитные слои общества заняты в основном удовлетворением своих узкокорыстных интересов в условиях исчезающих природных ресурсов, крайне важных для выживания народа и сейчас, и в исторической перспективе.
Современный мир отличается заметно снижающимся здоровьем и качеством жизни людей, что связано с кризисной экологической ситуацией в мире, особенно разрушением биосферно-черноземных почв. Некоторые авторы справедливо указывают на взаимосвязь и взаимообусловленность интенсификаций в индустриальном развитии и образовании. В свою очередь интенсификация образования определяется нынешней рыночной экономикой, или «экономикой невинного обмана», когда буржуазные теоретики, как отмечает видный американский экономист и теоретик Дж. Гэлбрейт, подают буржуазную систему, разрушающую мир, под «невинным» названием рыночной [6]. Нынешняя гуманная социализация не может осуществляться без глубокого знания биосферной системы жизни и характера ее гибели.
Вместе с тем следует обратить внимание на то, что социология как наука оказалась во многом оторванной от реальности, особенно в определении сути современного социума как техногенного. Она неспособна дать прогноз общественного развития и раскрыть суть взаимодействий социума и биосферной природы в условиях социально-техногенного развития мира. А это в свою очередь повлекло за собой существенные недостатки в развитии социальной и общей педагогики. За пределами прежних концепций философии, социальной философии и социологии оказались важнейшие жизненные процессы, приводящие к смене эволюции жизни на планете. Новое, постбиосферное эволюционное развитие, по исследованиям автора, началось с производящей экономики (агроэкономики) 10 тыс. лет назад, о чем уже говорилось. Грандиозный переход сначала от биосферно-биологической к социально-биосферной эволюции (до 1800 г.), а затем при помощи науки и техники - к социотехнобиологической эволюции (с уничтожением биосферы) целиком определяет нашу уходящую биосферную жизнь. В результате все больше и больше биологические процессы в мире, в том числе и в организме человека, определяются не былой биосферой, а техногенным общественным развитием, трансформирующим сейчас смертельно биосферную природу.
Социальная педагогика начала ХХI в. развивается, опираясь пока на достижения старой и некритической социальной философии. В ней нет еще понимания нарастания новых, интегрированных социотехноприродных процессов, нет понимания и трансформации человека с его социально-техногенными преобразованиями, особенно в мегалополисах, где осуществляется переход в новое состояние организма со всеми вытекающими отсюда не только отрицательными социальными последствиями, но и еще в большей степени - биологическими потерями. В статье в журнале «Социс» [7] и в монографии по социальной педагогике [12] автором выстраиваются новые направления в образовании и гуманистическом воспитании:
- формирование реального созидательно-прогностического характера системы образования в условиях социально-техногенного развития мира и жизни, их стремительной индустриализации, урбанизации, техносферизации, постиндустриализации, информатизации;
- разработка образовательно-воспитательных программ на всех уровнях, способствующих развитию полноценного общественного организма без сползания с биосферного пути эволюции земной жизни, что сейчас ярко и опасно уже наметилось в современном мире;
- участие образовательно-педагогических коллективов в формировании здоровой окружающей биосферно-природной среды на основе экософских, эковалеологических принципов для преодоления опаснейших загрязнений и болезней «техногенной цивилизации»;
- разработка программ проектирования природных, психологических и социальных качеств развивающегося человека в процессе его становления как личности, а затем и программ обучающегося специалиста с учетом складывающейся техногенной обстановки;
- формирование творческого потенциала человека, способного взяться за активное решение проблем сохранения биоты, биосферной органики и жизни, а также формирование гуманного общественного организма с превалированием ценности творческого экотруда.
Что можно было бы сделать в первую очередь? Во-первых, создание на базе федеральных, национальных и других университетских высших учебных заведений региональных отделений социальной педагогики Ассоциации социальных работников и социальных педагогов РФ, разработка программ их работы с педагогическими коллективами, включая и проблемы, затронутые в статье. Во-вторых, создание при всех учебных и воспитательных учреждениях специальных комиссий: образовательно-воспитательных и здоровьесберегающих из числа наиболее компетентных ученых разных наук, осуществляющих проекты по примеру Ростовской области. В-третьих, расширение программ по изучению гуманитарных и специальных наук во всех учебных заведениях, учитывающих философию сохранения биосферной жизни и здоровьесбережения людей в условиях социально-техногенного развития мира.
Рецензенты:
Дергачева Е.А., д.фил.н., доцент, зам. декана факультета экономики и управления, профессор кафедры «Философия, история и социология» Брянского государственного технического университета, г. Брянск;
Кривошеев В.В., д.соц.н., профессор, профессор кафедры политики, социальных технологий и массовых коммуникаций Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, г. Калининград.