Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE PROBLEM OF LEGAL IDENTITY OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Nafikova A.I. 1
1 FGBOU VPO «Bashkir State University», Sterlitamak Branch
Рассмотрено состояние общества на современном этапе развития цивилизации. Проведен анализ понятия «трансгуманизм», изучена взаимосвязь данного явления с состоянием социальной структуры. Обозначена взаимообусловленность процессов глобализации, научно-технической революции и возникновения в современном обществе идей о возможности единения человека и техники. В частности, проанализирована эволюция представлений о совершенствовании человеческого существования в истории общественного развития, рассмотрены основные положения концепции трансгуманизма как варианта развития современной постиндустриальной (информационной) цивилизации, проявляющего себя в непосредственной связи биологических и научных составляющих. Обозначены такие перспективы развития общества, как компьютеризация человека, идеи бесконечного совершенствования и расширения человеческих возможностей. Также представлено рассмотрение концепции трансгуманизма как международного общественного движения, выступающего за поддержку технического прогресса.
The state of society at the present stage of development of civilization. The analysis of the concept of «transhumanism», explored the relationship of this phenomenon with the state of the social structure. Denotes the interdependence of globalization, the technological revolution and the emergence of modern society ideas on the possibility of unity between man and technology. In particular, it analyzes the evolution of ideas on the improvement of human existence in the history of social development, the main provisions of the concept of transhumanism as a variant of modern postindustrial (informational) civilization manifests itself in direct communication of biological and scientific components. Indicated are the prospects for the development of society as the computerization of human ideas of infinite improvement and expansion of human capabilities. Also presented consideration of the concept of transhumanism as an international social movement acting for the support of technological progress.
the human being
advanced technology
philosophy of technology
social development
Post-industrial society
information society
modern society
transhumanism
Постиндустриальный (информационный) этап социального развития ознаменовался коренными трансформациями во всех сферах человеческого бытия. Инновационные, компьютерные технологии, телекоммуникации стали неотъемлемым атрибутом жизни современного человека. Виртуальное пространство предопределило создание мира без пространственно-временных границ. Метафоричное описание «текучей современности» Зигмунда Баумана (род. 1925 г.) довольно точно характеризует состояние современного общества. Его переход от «твердого» к «жидкому» [2] состоянию есть не что иное, как новая форма человеческого общежития, предполагающая проживание жителей Земли в одно время и в одном месте. Организация общественной жизни оказалась невозможной без применения технической составляющей, предполагающей всецелое, а во многих случаях - даже агрессивное вмешательство во взаимодействие в триединой системе «человек - общество - природа».

В этой связи актуальной концепцией, исследующей и прогнозирующей направленность современного и будущего социального развития, является концепция трансгуманизма, предполагающая возможность создания новых форм человеческого существования в условиях всемасштабного использования передовых технологий.

Целью настоящей статьи явилось исследование положений концепции трансгуманизма, представляющей собой один из возможных сценариев дальнейшего развития современной цивилизации, истории возникновения идей совершенствования человека.

Трансгуманизм (в переводе с лат. trans - «сквозь, через, за» и  homo - «человек») представляет собой философскую концепцию, систему взглядов, ратующую за необходимость использования современных технологий и достижений различных наук для совершенствования тела и разума человека. Данная система также предполагает возможность искоренения в будущем нежелательных аспектов человеческого существования, таких как, например, болезнь, старость, смерть; вмешательство в геном человека для получения желаемых и социально значимых качеств, регулирования рождаемости и процессов размножения.

Концепция трансгуманизма, рассматриваемая в качестве философской концепции, представляет собой, кроме того, международное общественное движение, особенно популярное среди представителей молодежи, выступающих за поддержку технического прогресса, и бесконечное совершенствование как отдельно взятого человека, так и человечества в целом.

Обратив внимание на историю возникновения и развития трансгуманизма как философской концепции, нельзя не заметить, что проблемы совершенствования человека, провиденциальности или же конечности его земного существования, расширения возможностей его духа и тела представляли собой наиболее актуальные философские проблемы на протяжении всего человеческого существования.

Следует отметить, что изначально, в мифологических, религиозных и философских концепциях Древнего мира, христианских учениях Средневековой Европы возможности совершенного существования человека усматривались по большей части лишь в ином, неземном мире (например, в «мире Эйдосов» Платона [4], «Граде Божием» Августина Блаженного [1] и др.). Однако уже в эпоху Возрождения отношение к человеку стало все более отчетливо определяться идеалами гуманизма, антропоцентричности, когда сам человек мог иметь право определять смысл и форму своей жизни.

Однако нельзя также не отметить, что уже в эпоху Средневековья получили распространение идеи  о возможности создания так называемого гомункулуса (лат. homunculus - «человечек, маленький человек») - существа, которое представляет собой подобие человека и может быть получено искусственным путем. В данных идеях можно усмотреть попытки человека возвыситься над природой, над Богом, самому стать Творцом. Можно заключить, тем самым, что активное распространение и развитие идей о «сверхчеловеке», возможностях совершенствования человечества, зарождаясь в лоне Средневековья, все более явственно проявилось именно в эпоху Возрождения. В этот промежуток человеческой истории идея совершенного, всемогущего человека, не зависящего от Природы или Божественной воли, обрела вполне реалистичные формы.       

Примечательно также, что именно в произведении гуманиста эпохи Возрождения Данте Алигьери впервые использовано понятие «трансгуманизм» [3].

Зарождение и распространение идей трансгуманизма, слияния человека с техникой в целях более продуктивного развития человечества можно также отчасти связать с идеями и реальными попытками мыслителей Нового времени создать механизмы, моделирующие человеческие действия. Также внимание привлекают идеи французского гуманиста Ламетри, предложившего рассмотрение организма человека как машины [6].

Идея «Сверхчеловека» Ф. Ницше [5], возможности преодоления человеком собственной природы, предложенные К.Э. Циолковским [7], другими представителями русского космизма, все более приближают человечество к идее о необходимости использования современных технологий и достижений наук для совершенствования тела и разума человека.

В настоящее время идей трансгуманизма придерживается все большее число философов, футурологов (от лат. Futurum - «будущее» и греч. Λόγος - «учение»), создаются ассоциации, движения, выступающие за развитие данной концепции, и следует отметить, что трансгуманизм приобретает все большее значение в современной науке.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что трансгуманизм в нашем понимании представляет собой закономерно возникшую философскую концепцию, продолжающую традиции социально-философских поисков ответов на вопросы: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (по аналогии с вопросами знаменитой картины Поля Гогена « D'où venons nous? Que sommes nous? Où allons nous?»)

Говоря о положениях концепции трансгуманизма, следует отметить, что основные из них наиболее полно отражены в работах Ф. Эсфендиари [9], Р. Эттингера [8], Р. Курцвеля [10], предлагающих осмысление современного состояния общества и возможного пути его дальнейшего развития.

Одним из основных положений трансгуманизма выступает идея о том, что современный этап развития представляет собой лишь начальную стадию человечества, возможности дальнейшего эволюционного развития человека проявят себя в непосредственной связи биологических и научных составляющих. Общество, тем самым, в ближайшей перспективе должно перейти к биолого-общественно-интеллектуальной фазе своего развития.

Также внимания заслуживает и положение об активном процессе расширения возможностей человека при помощи разработки средств, берущих на себя функции человеческого тела (создание искусственных органов, развитие протезирования и др.).

Трансгуманисты также выступают за возможности компьютеризации человека, слияния человеческого мозга с машиной и возможность загрузки человеческого сознания в компьютер.

Возможности бесконечного совершенствования человечества также являются одним из актуальных положений рассматриваемой концепции.

Завершая рассмотрение вопросов, связанных с трансгуманизмом как с современной концепцией социального развития, можно сделать определенные выводы.

Во-первых, вопросы, связанные с возможностями человеческого существования, путей общественного развития, представляют собой основополагающие вопросы человечества.

Во-вторых, развитие представлений о месте человека в окружающем его мире, о его возможностях предопределило возникновение концепции трансгуманизма, опирающегося на идею о необходимости совершенствования человечества с помощью использования передовых технологий.

В-третьих, достижения современной науки ставят перед обществом задачи осмысления пределов вмешательства передовых технологий в бытие человека, необходимости глубокого и всестороннего анализа перспектив дальнейшей эволюции человечества, и трансгуманизм в этой связи представляет собой одну из актуальных концепций социального развития.

Рецензенты:

Сабекия Р.Б., д.ф.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;

Шергенг Н.А., д.ф.н., профессор кафедры философии права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.