По определению ГОСТ проект - это комплект документации созданной в процессе проведения проектных работ согласно техническому заданию. Для выполнения проекта необходимы профильные знания в сфере геометрии и графики, полученные в процессе обучения.
Организация геометро-графической подготовки в архитектурно-строительном образовании как целостной системы в контексте будущей профессиональной деятельности должна учитывать изменения, которые происходят в характере данной деятельности, и находиться во взаимосвязи с проектным мышлением архитектора-строителя.
Подобное использование профессионального контекста и насыщение учебного процесса элементами профессиональной деятельности рассматривается в работах А.А. Вербицкого, В.С. Леднева, В.А. Сластенина и др. и определяется как контекстный подход в высшей школе. А.А. Вербицкий дает определение контекста как «системы внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целой, так и ее компонентам» [1].
Внутренние условия - потребность в новых знаниях, необходимых для решения практической проблемы, понимание их специфики.
Внешние условия - социокультурная сфера предмета практической деятельности.
Целью проектной деятельности архитектора и инженера-строителя в наиболее общем смысле является проект будущего сооружения, включающий в себя весь комплекс технической документации необходимой для осуществления процесса его строительства и дальнейшей эксплуатации.
Проект архитектурно-строительного сооружения дает представление об организации внутреннего пространства, объемной структуры и внешнего облика здания по изображению фасадов, а также о конструктивных особенностях здания и процесса его возведения. Информация по объекту подается графически и может быть представлена с помощью ортогональных чертежей, двухмерных и трехмерных моделей.
Овладение средствами создания проектной документации в виде ортогональных или двухмерных моделей и трехмерных изображений включает в себя систему практических графических умений и теоретических знаний по ортогональному проецированию, аксонометрии, что является основой формирования профессионализма будущего архитектора и строителя. Находясь в ситуации, приближенной к будущей профессиональной деятельности, студент получает развернутую практику использования теоретической учебной информации и возможность регуляции траектории своего обучения.
Исходя из целей, задач, способов достижения результата, используя алгоритм профессиональной деятельности, ее отдельных сторон можно определить метод подготовки по курсу начертательной геометрии и графики, включающего в себя разделы: начертательная геометрия, архитектурно-строительное черчение и компьютерная графика (проектная графика), а также формообразование криволинейных поверхностей.
Разработанный нами модифицированный проектно-аналоговый метод геометро-графической подготовки будущих архитекторов и строителей является модификацией (видоизменение и приспособление) проектного метода обучения и метода аналогии, применяемом при изучении отдельных дисциплин, (Дж. Дьюи, Б.П. Есипов, А.С. Сиденко, Б.С. Полат, В. А. Далингер и др.), и определяет механизм реализации поставленных целей, получения конечного результата, через выполнение действий в контексте будущей профессиональной деятельности и учета ее специфики [2].
В данном случае проект, как аналог, есть совокупность приемов, проектных действий, операций, проводимых студентами в последовательности аналогичной и свойственной учебному и профессиональному проектированию, и направленных на решение задачи. Таким образом, модифицированный проектно-аналоговый метод обучения - это метод организации и управления педагогическим процессом, единство содержательного и процессуального аспектов которого являются аналогией проектной деятельности.
Результатом обучения является совокупность теоретических знаний и практических умений в сфере начертательной геометрии, архитектурной и инженерной графики, которые можно использовать для дальнейшего образования и формирования профессионализма.
Процесс профессионально-направленного обучения начертательной геометрии и проектной графике разработан как аналогия проектной деятельности, что свойственно, прежде всего, изучению методов создания объемно-планировочных и конструктивных решений сооружения. Аналогия, в данном случае, представляет собой сходство процессов по созданию и изображению объекта в определенных свойствах.
Характеристика процесса геометро-графичекой подготовки как аналогии профессиональной проектной деятельности заключается:
- в составлении профессионально-направленных заданий для изучения инженерной графики и начертательной геометрии и проведения текущей аттестации аналогично заданиям, встречающимся в практической деятельности архитектора и инженера-строителя. Каждое задание предполагает понимание его смысла (контекста) и связи с профессиональной практикой, что способствует переходу учебной информации в профессиональные компетенции:
- в нахождении аналогичных элементов реального проектирования и учебного процесса, например, стадийность или этапы выполнения работы (анализ задания, определение последовательности выполнения, эскиз-черновик, окончательный утвержденный чертеж), имитация индивидуальной профессиональной деятельности. Решение стандартных задач начертательной геометрии по стандартному алгоритму почти не встречаются на практике, отсюда необходим постоянный переход от абстрактных моделей к реальным объектам.
- в аналогии процесса учебного проектирования и выполнения эпюра по начертательной геометрии, проявляющейся в аналогичном выборе объекта изображения, сопряженности и приемах решения задач, общности требований к визуализации;
- в аналогии презентации и обсуждении результатов деятельности;
- во внутригрупповых отношениях, диалоговом общении аналогично общению проектной организации, т.е. каждый из студентов является участником общего деятельностного процесса, выполняя при этом свой объем работы, что характерно для многих архитектурных и строительных факультетов ВУЗов Европы [4]. Создание коммуникативных ситуаций в процессе обучения призвано использовать полученный опыт в дальнейшей деятельности. Взаимодействие, общение между преподавателем и студентом, а также студентов между собой выступает средством трансформирования учебной знаковой информации в профессионально значимую.
Комплект чертежей, выполняемый каждым студентом, позволяет:
объективно оценить процесс выполнения работы; судить о персональных достижениях и развитии каждого студента; учитывать результаты при проведении промежуточной аттестации.
Оценка производится по совокупности критериев:
1. Графическое исполнение: чистота и точность построений; качество линий (линии обводки, линии построения, отмывка теней); наличие проекционной связи и прозрачность построения; построение эллипсов.
2. Использование теоретических знаний: использование преобразования чертежа (перемена плоскостей проекций) для построения исходных данных и для построения пересечений; способов построения линий пересечения; образования и классификации поверхностей; построения падающих теней и определение границ собственных теней.
Рефлексия студентов проявляется в соотношении аспектов работы над проектом - аналогом: процесс выполнения работы и его результат; осмысление студентами значимости содержания геометро-графической составляющей и необходимости этапов ее реализации влияет на конечный результат - готовый эпюр; объективная оценка эпюра, работы над ним и субъективная удовлетворенность результатом и процессом выполнения персонально каждым студентом.
Алгоритм выполняемых действий при этом позиционируется как профильная деятельность по созданию графической презентации объекта и погружения в профессионально-направленную среду обучения в рамках учебной дисциплины и организации педагогического взаимодействия на уровне субъект-субъектных отношений с дальнейшим корректированием индивидуальной учебной деятельности студента.
Заключение
Эффективность обучения начертательной геометрии и проектной графике на базе модифицированного проектно-аналогового метода подтверждена экспериментально (таблица 1), что позволяет сделать выводы:
- геометро-графическая подготовка является профессионально значимой и необходимой для дальнейшей учебно-профессиональной и профессиональной деятельности архитектора и строителя;
- возможность интегрировать знания по сопряженным дисциплинам, связанным с изображением архитектурного сооружения (профессиональная терминология проектирования объекта, пространственная ориентация) приближает процесс обучения к профессиональной практике архитектора;
- максимально полное самостоятельное использование студентами при выполнении проекта-эпюра всей тематики изучаемого курса начертательной геометрии и инженерной графики развивает исследовательские и творческие способности студентов, направленные на поиск и принятие решений, реализуя потребность самовыражения;
- модифицированный проектно-аналоговый метод позволяет дифференцировать процесс обучения, исходя из индивидуальных особенностей обучаемых [3,5].
Таблица 1
Уровни сформированности геометро-графических компетенций у студентов экспериментальной и контрольной групп
Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Высокий |
9 |
23,68 |
21 |
55,3 |
9 |
21,43 |
11 |
26,2 |
Средний |
18 |
47,37 |
10 |
26,3 |
20 |
47,62 |
16 |
38,1 |
Низкий |
11 |
28,95 |
7 |
18,4 |
13 |
30,95 |
15 |
35,7 |
В процессе проектной геометро-графической подготовки студенты получают возможность научиться ориентированию в информационном комплексе, составляющим общую архитектурно-строительную подготовку, самостоятельно участвовать в организации действий по ее получению и использованию, т.е. учиться проектированию.
Рецензенты:
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессионального обучения, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Казанский архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Корчагин Е.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Казанский архитектурно-строительный университет», г. Казань.