Проведенный нами анализ работ А.Д. Николаевой, Н.Д. Неустроева, А.В. Мордовской и др. по поводу обновления содержания образования о том, что необходимо осуществление согласования инвариативной и вариативной и процессуальной составляющей на основе идеи принципа регионализации образования. В этой связи совершенствование содержания образования предусматривает изменение взаимодействия общего и специфического составляющего, позволяющее на основе вариативной части ООП уделить внимание на образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебных дисциплин. В этой связи следует отметить, что образовательным учреждениям разрешается создавать региональные образовательные программы, которые учитывают региональные особенности к постановке задач обучения, воспитания и развития обучающихся. Инвариантная составляющая направлена к приобщению обучающихся общекультурным и национально значимым ценностям будущего педагога в рамках программы вариативной части, не может быть реализована в полной мере, поскольку не разработана программа вариативной части [4].
Следует отметить, что политика президента Республики Саха (Якутия) предусматривает обновление содержания региональной системы образования, а также ориентирована на кадровую подготовку специалистов, владеющих родным (якутским) и неродным (русским) языком, удовлетворяющих социальные запросы образовательных учреждений, включая потребности малокомплектных школ арктических и северных улусов (районов).
А.Д. Николаева отмечает о необходимости совершенствовать подходы к подготовке будущих педагогов с учетом заявки управления образования администрации муниципальных районов и его природно-климатических, социально-культурных и производственных особенностей [5].
Далее необходимо отметить, что регионализация образования вызвана реальной необходимостью, в основе которой лежит переход от унифицированной схемы образования к новой национально-региональной системе. В силу этого острая необходимость разработки новых методических подходов к процессу формирования самостоятельной, инициативной, творчески ориентированной и патриотически настроенной личности становится в наши дни все более актуальной проблемой. С другой стороны, соблюдение принципа регионализации является образовательной стратегией региона, которая направлена на воспитание гражданина, патриота, истинного хозяина, нацелена на реализацию личностных притязаний каждого с учетом социальных и экономических условий территории проживания.
В процессе осуществления ФГОС 3 поколения по реализации ООП подготовки бакалавров и специалистов по направлению профессиональное обучение апробирована технология организации учебного процесса на основе модульной межпредметной интеграции с учетом принципа регионализации. Этот четырехлетний опыт позволил составить учебный план с использованием балльно-рейтинговой системы, принятой в многоуровневой системе обучения в вузах с учетом регионального компонента в базовой и вариативной части ООП подготовки будущего педагога.
Следует также отметить, что компетентностный и деятельностный, личностно-ориентированный подходы к профессиональному образованию выдвигают новые требования к содержанию и качеству подготовки будущего педагога, к оцениванию уровня квалификации при приёме на работу, аттестации или планировании будущей карьеры, к составлению должностных инструкций педагогов и к разработке новых ФГОС профессионально-педагогического образования.
Принимая методику обучения как ориентир системной организации учебно-образовательного процесса, считая, что содержание и характер деятельности будущих педагогов и преподавателей осуществляется на укрупнение дидактических единиц блока информационных дисциплин, нами разработано и апробировано на практике модульное представление учебных дисциплин на основе принципа регионализации.
Такие дисциплины, как, например, «Педагогические программные средства», «Информационные технологии в образовании» и «Информатика» в соответствии ООП входят в блок информационных дисциплин. Общая структура дисциплин построена таким образом, что изучение общей структуры дисциплин осуществляется на 3 курсе в течение одного семестра и включает в себя лекции, практические, лабораторные и СРС занятия.
При обучении студентов 3 курса группы Информатика и вычислительная техника (ИВТ) и Экономика и управление (ЭУ), Транспорт (Т) блока информационных дисциплин нами использованы различные комбинации активных методов обучения с определенной дидактической задачей, в которой формируются информационные компетенции. В частности, в модулях, где рассматриваются педагогические программные средства в образовательном процессе, формируются навыки разработки новых образовательных технологий, необходимо применять принципы разработки и дидактические требования, которые способствуют разработке педагогических программных средств учебного назначения [1].
Методико-технологические подходы к проектированию модулей блока информационных дисциплин «Педагогические программные средства», «Информационные технологии в образовании» соответствуют требованиям ФГОС 3 поколения. Далее опишем смысловое содержание модулей дисциплины подготовки Педагогические программные средства будущих педагогов на основе принципа регионализации образования.
На первом модуле в данной дисциплине особую значимость имеет влияние базовой компетентности будущего педагога в области педагогических программных средств в образовательном процессе с целью их прикладного использования для решения учебных и профессиональных задач. При реализации данного модуля будущий педагог получает технологические знания об использовании компьютерной техники и ИКТ технологии в издательской деятельности [3].
Также следует отметить, что учебно-методическое обеспечение [5] на основе принципа регионализации способствует успешному усвоению студентами содержания лекций, оценивать перспективы использования современных информационных коммуникационных технологий и перспективы его использования с учетом профессиональных задач.
В ходе выполнения практических и лабораторных работ по модулям дисциплин будущий педагог осваивает базовые знания в области элементов технологии программирования ППС, формирует навыки управления информацией, способность работать в междисциплинарной команде, способность применять свои знания на практике.
В период учебного процесса обучения студентом ведется индивидуальная папка достижений-портфолио, в которую собираются результаты самостоятельной работы по освоению по блоку информационных дисциплин. Материалы портфолио показывают о проделанной самостоятельной работе по овладению методикой обучения блока информационных дисциплин [2].
По модулю 2 созданы 3 лабораторные работы. Лабораторные работы формируют базовые требования ФГОС для формирования конкретно-специальных компетенций как в области профильно-межпредметной деятельности, так и в области методико-технологической применительно к укрупненной группе специальностей по направлению «Профессиональное обучение».
На заключительном этапе изучения модуля 2 предлагается составить отчет в печатном виде. Считаем, что такой подход дает преподавателю определить уровень усвоения пройденного материала и определить уровень сформированности информационной компетентности будущего педагога.
В рамках тематики модуля 3, нами были поставлены проблемные лекции, в содержании которых рассматривались проблемы взаимодействия ИКТ-технологий, созданных на различных технологиях программирования педагогических программных средств; проектирование технологического сценария электронного учебника на основе ППС. Такой подход в методике обучения дает возможность будущим педагогам совместно с преподавателями выдвигать собственные варианты решений проблемных ситуаций, коллективно работать в нахождении правильных решений, понимать сущность и значимость использования новых технологий в практической деятельности. Считаем, что проблемные лекции ориентируют обучающихся искать эффективные подходы и способы решения профессионально-ориентированных задач, развивая при этом профессиональные компетенции.
Таким образом, в заключение следует отметить, что для реализации принципа регионализации образования в различного рода и типа образовательных учреждений, необходимо определить педагогические условия, способствующие развитию личностной и профессиональной готовности педагогов осуществлять идеи регионализации образования в рамках учебных дисциплин подготовки будущих педагогов в вузе.
Рецензенты:
Николаева А.Д., д.п.н., профессор кафедры педагогики, Педагогического института, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;
Голиков А.И., д.п.н., профессор, директор Педагогического института, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.