Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

THEORETICAL BACKGROUND OF INCLUSIVE EDUCATION: RESEARCH, PRACTICE IMPLEMENTATION

Kochemasova L.A. 1 Nikitenko N.S. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
В данной статье предлагаются для рассмотрения актуальные вопросы развития инклюзивного образования; раскрывается сущность понятия инклюзии; обосновываются основные составляющие практики внедрения инклюзивного образования. Инклюзивная система образования, анализируется не как статичное образование, с трудом поддающееся изменениям, а как динамический процесс, направленный на постоянную адаптацию условий обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося. Главное в инклюзивном образовании обучающегося с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Авторами представлен опыт зарубежных и российских ученых, работающих по проблемам внедрения инклюзивного образования обучающихся в общеобразовательные учреждения.
In this paper, we propose to review the current issues of development of inclusive education; the essence of the concept of inclusion; substantiates the main components of the implementation of inclusive education practices. Inclusive education system is analyzed not as a static formation, difficult to change, but as a dynamic process to continually adapt the learning environment to the individual characteristics of each student. Important in inclusive education student with disabilities - to provide educational and social experiences with peers. The authors present the experience of foreign and Russian scientists working on problems of implementation of inclusive education of students in educational institutions.
inclusive education
student with special educational needs
barrier-free environment
education for all
inclusion
В современном непрерывно меняющемся мире, развитие научно-технического прогресса, цивилизации и общества в целом, зависит от индивидов, обладающих творческим потенциалом и высоким уровнем самостоятельности, умеющих быстро и оригинально решать нестандартные задачи, ставить и достигать разнообразные цели, ориентироваться в огромном потоке информации. Деятельность научного характера связана с проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения, а также и применение новых знаний, научных обобщений [5].

Рассматривая научно-исследовательскую деятельность в педагогической науке, можно определить ее следующем образом:

1.Коллективное или индивидуальное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации, с помощью объективного и точного знания о мире, человеке и его деятельности.

2. Работа методистов и теоретиков по обоснованию и проектированию оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом.

В настоящее время одним из приоритетных направлений системы образований Российской Федерации становится введение в практику идей инклюзии. Изменения в общественном сознании способствуют становлению новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой в области «инклюзивного образования». Для усовершенствования данной системы образования проводится научно-исследовательская деятельность в общеобразовательных и высших учебных заведениях, объединяющая экспериментальные разработки, прикладные и фундаментальные исследования в области педагогики и психологии обучающихся  с особыми образовательными потребностями, внедрение современных технологий в образовательный процесс, а также подготовки высококвалифицированных специалистов для работы с обучающимися в средних и высших учебных заведениях.

Для нашего исследования представляет интерес, что инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий подростков  с особыми образовательными потребностями обучением в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам.

Следует отметить, что инклюзия объединяет в себя учебные заведения как основного, среднего профессионального и высшего образования [3]. Вследствие этого инклюзия создает безбарьерную среду в обучении подростков с особыми образовательными потребностями.

Исследования проблемы внедрения инклюзивного образования обучающихся в общеобразовательные  учреждения показывают, что в целом науке сложились определенные теоретические предпосылки для плодотворного изучения данной системы образования.

К исследованию данной проблемы в научно-исследовательской практике имеет непосредственное отношение результаты советского психолога Л.С. Выготского. Так, по мнению ученого задачей воспитания подростка с какими-либо ограничениями здоровья является его интеграция в жизнь. «Мы видим, какую ценность приобретают общие коллективы остальных и нормальных детей, какую важность приобретает подбор групп и пропорции интеллектуальных уровней в них», - утверждал Л.С. Выготский [2]. Ученый, в своих работах, нередко указывал на то, что наша специальная школа, вместо того, чтобы выводить ребенка в настоящую жизнь, еще сильнее отдаляет его от повседневной реальности. В связи с этим, он считал необходимым создание системы обучения, в которой обучающийся с различными дефектами не исключался из социума и  где главной задачей воспитания такого ребенка является его интеграция в реальную жизнь [2].

Изучения проблем внедрения инклюзивного образования подростков, посвящены работы психолога С.В. Алехиной, утверждавшей, что инклюзивное или включенное образование - понятие, используемое для описания процесса обучения подростков с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях, где сущностью процесса является исключение любого неравноправия индивидов с особыми образовательными потребностями и одновременно создание особых условий для обучающихся.  По мнению ученого, главная цель инклюзии - создание безбарьерной среды в профессиональной подготовке и обучении лиц с особыми образовательными потребностями. Для данной системы образования потребуется  разработка особых учебных курсов, как для педагогов, так и для обучаемых, а также материально-техническое оснащение учебных заведений. По мнению С.В. Алехиной инклюзивное образование представлено несколькими принципами, которые положены в основу обучения: «Ценность человека не зависит от его способностей и достижений» и «Для  всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут» [1].

В РФ исследованию проблемы, внедрения инклюзивного образования обучающихся в общеобразовательные учреждения, достаточно уделено внимание  ученым социологам. Так,  Е.Р. Ярская-Смирнова в статье раскрывающей специфику инклюзии,  утверждает, что инклюзивное образование,  «включенность или инклюзия - это самый подходящий термин, который можно растолковать, как перепланировка учебных помещений и полное реформирование школ так, чтобы они отвечали всем необходимостям  и потребностям, которые необходимы всем детям без исключения». Включенное образование подразумевает, что образовательная среда должна соответствовать обучающимся с ограниченными возможностями здоровья  и быть как можно благоприятней для них. Социолог утверждает, что все обучающиеся с самого начала должны быть включены в социальную и образовательную жизнь школы по месту жительства, где задачей школы является - построить систему, которая удовлетворяла бы всех учеников без исключения, так как в общеобразовательном учреждении учатся не только подростки с особыми образовательными потребностями. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении должны чувствовать себя в безопасности, быть защищенными, ощущать поддержку со стороны и постепенно добиваться успехов, не только поодиночке, но и в коллективе.  Главная цель общеобразовательного учреждения с инклюзивным образованием - дать возможность научиться работать активно в коллективе, а также влиться в полноценную социальную жизнь, обеспечить полное взаимодействие с окружающими людьми, научиться помогать друг другу как членам общества [6].

Зарубежный опыт и теоретические исследования проблем внедрения инклюзивного образования ученых свидетельствуют, что в обществе сложился определенный консенсус относительно важности интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья.

 В США M. Рейнольдс публикует программу специального образования, в которой предусматривается достижение возможно большего участия детей с ограниченными возможностями здоровья в общем образовательном потоке по принципу: «специфики не более чем обычно». В 1970 г. американский ученый И. Дено предлагает схожую концепцию - модель «Каскад», под которой понимается система социально педагогических мер, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья как можно эффективнее взаимодействовать в общем потоке. В 1975 г. США с принятием Закона № 94-142 «Об образовании детей-инвалидов» призванного обеспечить право на бесплатное образование детей-инвалидов в государственных школах за счет средств федерального бюджета,  поставили на правовую основу интеграционные процессы в образовании [4].

В Англии в 1978 г. Комитетом по исследованию ситуации с обучением детей и молодых людей с отклонениями в развитии был опубликован доклад М. Уорнок, в котором были обозначены перспективы развития инклюзивного образования путем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общеобразовательных школ. В 1981 г. Закон об образовании утвердил данное направление как приоритетное. M. Уорнок утверждала, что неудачи в учебе должны рассматриваться в тесном взаимодействии и взаимообусловленности между исходными характеристиками ребенка и результатами педагогической деятельности педагога, играющего приоритетную роль в обучении, а не специалистов-экспертов.  В 1981 г. Закон об образовании, который во многом включил в себя рекомендации M. Уорнок, заменил термин «дети-инвалиды» понятием «дети с особыми образовательными потребностями» и призвал обеспечить соответствующими формами обучения данной категории детей в общеобразовательной школе. Должность экспертов была упразднена, на смену им пришли школьные координаторы, задача которых заключалась в оказании помощи и поддержки особым ученикам [4].

Исследование заявленной проблематики, показывает целесообразность  внедрения инновационных методов, высокоэффективных социальных технологий и методик в практику работы общеобразовательных учреждений, государства и социума, которые вступили на путь реализации проекта инклюзивного образования предполагающего создание особых классов и групп для детей с особыми образовательными потребностями. Важным индикатором возможности создания без барьерной среды является ситуация в регионах, в том числе в Оренбургской области. Так, по данным Министерства образования Оренбургской области в государственной программе приняли участия 30 общеобразовательных организаций и 19 муниципальных образований области. В 2014 г. в программу было дополнительно включено 91 общеобразовательная организация. Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы Оренбуржья стало возможно с 2011 г., благодаря участию семи общеобразовательных учреждений в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 гг. Такие статистические данные говорят о реальности перспектив введения инклюзивного образования, даже на уровне расширения числа школ, участвующих в данной программе [3].

В Оренбургской области осуществляется  работа по внедрению инклюзивного образования обучающихся в общеобразовательные учреждения. Одним из важных элементом создания безбарьерной среды в Оренбуржье является организация и проведение на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» курсов повышения квалификации для педагогов, руководителей, социальных педагогов, учителей (логопедов и дефектологов), осуществляющих профессиональную деятельность с внедрением инклюзии в общеобразовательные учреждения [3]. В системе высшего профессионального образования осуществляется подготовка студентов по Магистерской программе УГНС 44.00.00 Образование и педагогика по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, «Педагогика инклюзивного образования».  

В Оренбуржье, в рамках эффективной реализации государственной программы «Доступная среда» разрабатываются инновационные проекты, направленные на внедрение инклюзивного образования.  В ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» доцентом Е.М. Голиковой создан социальный проект «Образование для всех: формирование междисциплинарного инклюзивного пространства». Данная работа была представлена в 2015 году в Нижнем Новгороде, в рамках Международного бизнес-саммита, на XIII Ярмарке инновационных проектов «Российским инновациям - российский капитал». Социальный проект Е.М. Голиковой завоевал I призовое место и получил поддержку Экспертной комиссии. Для дальнейшего развития данного проекта председатель экспертной комиссии С.Б. Верещагин, председатель совета директоров ООО международный альянс инноваторов «Мир Всем» за поддержкой обратился в Государственную Думу РФ и Институт проблем инклюзивного образования в РФ.

Таким образом, в современных условиях инклюзивное образование набирает обороты. Этот проект подкреплен законодательством, соответствует международным требованиям и процессам мировой интеграции. Продвижение данной системы образования требует максимум усилий для создания научно-исследовательских программ, социальных проектов и участия многих учреждений и организаций, заинтересованных в лучшем будущем подрастающего поколения.

Рецензенты:

Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Иванищева Н.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.