В условиях перехода от административно-командных к нормативно-правовым и экономическим механизмам управления в системе профессионального образования существенно меняется правовая роль руководителя. Директор профессиональной образовательной организации (далее по тексту статьи - ПОО) становится уже не просто участником образовательно-правовых отношений, но субъектом локального образовательного нормотворчества.
Предметом нашего исследования выступает процесс формирования готовности руководителя ПОО к образовательному нормотворчеству. Для исследования такого рода объектов, характеризующихся сложностью, системностью и целостностью, оптимальными является метод педагогического моделирования. Результатом использования обозначенного метода применительно к предмету нашего исследования стало построение модели формирования готовности руководителя ПОО к образовательному нормотворчеству (далее по тексту статьи - Модель). С точки зрения имеющихся классификаций научных моделей, данная Модель является структурно-функциональной, оптимизационной и прогностической, а также моделью-образцом, поскольку задает общие нормативные правила построения интересующего нас объекта.
Рассматриваемая Модель может быть определена как описание и теоретическое обоснование организационно-педагогической системы, обеспечивающей эффективную реализацию процесса формирования готовности руководителя ПОО к образовательному нормотворчеству средствами образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы.
Структура Модели включает в себя шесть взаимосвязанных компонентов (блоков) - концептуально-методологический, технологический, содержательно-деятельностный, инструментальный, ресурсный и рефлексивно-оценочный.
Концептуально-методологический блок Модели представлен единством целеполагания, методологических подходов и принципов формирования готовности руководителей ПОО к локальному образовательному нормотворчеству, реализация которых обеспечивает достижение поставленных целей. Концептуально-целевой блок обеспечивает единство и целостность Модели, поскольку содержание всех других блоков и взаимосвязей между ними подчинено единой цели, единым концептуальным подходам и правилам.
Цель реализации Модели, понимаемая как ожидаемый результат реализации модели, формулируется на двух уровнях: образовательном и практическом. Образовательный результат реализации Модели: руководитель профессиональной образовательной организации как субъект нормотворческой деятельности, подготовленный к эффективной деятельности в современном образовательно-правовом поле. Заметим, что говоря о «субъекте нормотворческой деятельности», мы имеем в виду, что нормотворческая компетенция сформирована у руководителя на высшем («системно-профессиональном» [1, с. 36]) уровне. Это обусловлено необходимостью немедленного включения руководителя в эффективную нормотворческую деятельность, без возможностей «доучивания» на рабочем месте. Практический результат: сформированный в ходе обучения нормотворческий задел в виде пакета проектов нормативно-правовых актов, наиболее актуальных для данной образовательной организации.
Подбор методологических подходов и принципов в ходе проектирования Модели осуществлялся нами с опорой на представление И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина о четырехуровневости методологического анализа (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический) [2].
Технологический блок Модели представляет собой технологический алгоритм реализации процесса формирования готовности руководителя профессиональной образовательной организации к образовательному нормотворчеству, включающий ряд последовательных этапов и составляющих их отдельных действий. В соответствии с принципом полноты «жизненного цикла», этапы процесса подготовки директоров ПОО в рамках проектируемой Модели соответствуют выделенным нами этапам формирования их правовой компетентности.
1. Диагностико-диференцировочный этап включает проведение диагностики запросов слушателей, особенностей их профессионального опыта, специфики их образовательных организаций, основных проблем, т.е. формирование персональных диагностических профилей слушателей и на этой основе - уточнение целеполагания, содержания, форм и методов работы. Наличие данного этапа - необходимый признак поливариантной модели образовательного процесса [6, c. 61], адаптированная к образовательным потребностям и другим индивидуальным особенностях обучаемых. Методистами, сопровождающими процесс обучения, предварительно осуществляются построение индивидуального образовательного маршрута, формирование групп и подгрупп, разработка тематики персональных нормотворческих проектов и других заданий, уточнение педагогического инструментария.
2. Мотивационно-ориентировочный этап нацелен на формирование у директоров-слушателей индивидуальных смыслов освоения программы подготовки к локальному образовательному нормотворчеству. Данный компонент выступает основой, на которой строится процесс достижения образовательной цели - становление субъекта локального образовательного нормотворчества, имеющего осмысленную позицию по отношению к собственной правовой компетентности.
В учении о целеполагании (матетике) известно положение о том, что начальный этап деятельности необходимо начинать с обсуждения конечных целей, т.е. проектируемых результатов [5]. В результате такого обсуждения у каждого слушателя формируются четкие индивидуализированные представления о целях подготовки, на основе чего затем осуществляется самопроектирование индивидуальных ожидаемых результатов подготовки.
Серьезным препятствием в процессе повышения квалификации руководителей образовательных организаций выступает неосознанность ими имеющихся дефицитов в профессиональной компетентности. С целью актуализации и осознания таких дефицитов (в части правовой компетентности) в состав мотивационно-ориентировочного этапа подготовки введены так называемые «провокационные» тренинги, наглядно демонстрирующие невозможность разрешения актуальных задач нормативно-правового обеспечения наличными средствами. По результатам таких тренингов вносятся окончательные коррективы в персональное целеполагание директоров-слушателей и утверждаются индивидуальные образовательные маршруты, предварительно спроектированные на предыдущем этапе.
3. Этап теоретической подготовки нацелен на освоение и присвоение знаний, умений и навыков, составляющих нормотворческую компетенцию руководителя ПОО. Его структура включает в себя две группы когнитивных модулей:
1) инвариантные когнитивные модули (обязательны для освоение всеми директорами ПОО, впервые проходящими повышение квалификации на основе данной программы): «Правовое прогнозирование», «Юридическая техника», «Правовая экспертиза»;
2) вариативные когнитивные модули (включаются в индивидуальный образовательный маршрут директора-слушателя в зависимости от результатов диагностики и с учетом его персонального целеполагания): «Образовательные аспекты отраслей права и законодательства РФ» (специфика реализации в сфере образования норм конституционного, административного, трудового, гражданского, семейного, уголовного права); «Нормативно-правовое обеспечение системы квалификаций в РФ» (Национальная и отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты, квалификационные справочники и т.д.); «Особенности правового статуса субъектов образовательных правоотношений» (вопросы защиты прав ребенка и ответственности педагогических работников); «Обзор действующего образовательного законодательства РФ»; «Образовательные и сопутствующие услуги: нормативно-правовое обеспечение»; «Обзор психолого-педагогических, санитарно-гигиенических и специальных требований к образовательному процессу и его учебно-методическому обеспечению»; «Региональная система образования: особенности нормативно-правового обеспечения (в конкретном субъекте федерации)».
Реализация когнитивных модулей осуществляется в традиционных формах лекционных и семинарских занятий.
4. Этап практической подготовки занимает центральное место в процессе развития нормотворческой компетенции руководителя ПОО. Он направлен на формирование опыта преобразования знаний, умений, навыков и опыта в инструменты решения профессионально значимых задач, связанных с локальным образовательным нормотворчеством.
В основу этапа положена разработка каждым директором-слушателем персонального нормотворческого проекта, цели которого непосредственно соотносятся с индивидуальным целеполаганием подготовки, а практическим результатом становится нормотворческий задел, подготовленный директором для своей ПОО. Другие формы практический подготовки - работа с кейсами, деловые и ролевые игры, дискуссии и т.д. - выступают вспомогательными средствами, обеспечивающими эффективную разработку персонального проекта.
5. Рефлексивно-прогностический этап включает в себя, во-первых, оценку результатов подготовки; во-вторых, выявление наличных (остаточных либо вновь выявленных) дефицитов в нормотворческой компетенции; в-третьих, определение средств их преодоления в ходе межкурсового этапа. Практическим результатом данного этапа становится персональная программа правового самообразования и саморазвития руководителя ПОО на межкурсовой период, преемственно развивающая задачи и направления его профессионального развития, решавшиеся в ходе курсового этапа.
6. Этап межкурсовой поддержки директоров ПОО, освоивших программу их подготовки к образовательному нормотворчеству, включает в себя три составляющих:
1) собственно, процесс профессионально-правового самообразования и саморазвития директоров ПОО в межкурсовой период (представляющий собой процесс решения задач, поставленных на предыдущем этапе);
2) информационную поддержку нормотворческой деятельности руководителя ПОО посредством предоставления ему доступа к открытым информационно-методическим базам, формирующимся и пополняемым в ходе курсовой подготовки и интегрирующим нормотворческий опыт различных ПОО;
3) консалтинговое юридическое сопровождение нормотворческой деятельности ПОО; проведение юридической экспертизы разрабатываемы локальных актов; оказание методической помощи руководителям образовательных учреждений в разработке документов и проведение их юридической и специализированной экспертизы (реализуется дистанционно, с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий).
Содержательно-деятельностный блок Модели представляет собой дополнительную профессиональную программу, содержание которой отвечает актуальным требованиям к нормотворческой компетенции руководителя профессиональной образовательной организации и обеспечивает возможность дифференцированного подхода, в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных образовательных запросов обучающихся. Содержательно-деятельностный блок модели охватывает как теоретическое (на уровне знаний), так и деятельностное (на уровне умений, навыков и освоенного практического опыта) содержание обучения, а также несет определенную ценностно-смысловую нагрузку, отвечающую поставленной цели и выбранным методологическим подходам. Набор дидактических единиц отличается от традиционного его понимания двумя следующими особенностями: во-первых, деятельностной направленностью (в качестве конкретных дидактических единиц выступают элементы нормотворческой компетенции, выраженные в форме умений); во-вторых, многомерностью.
Структурно-элементарное измерение соответствует элементарной структуре правовой компетентности руководителя ПОО, компонентам которой поставлены в соответствие определенные умения (ценностно-мотивационный компонент, когнитивный компонент, операционально-деятельностный компонент, деятельностно-волевой компонент, рефлексивный компонент).
Структурно-функциональное измерение отвечает функциональной структуре локального образовательного нормотворчества и включает в себя две функции, каждой из которых также могут быть поставлены в соответствие определенные умения (функция локального (корпоративного) нормопроектирования, функция актуализации локального нормативного поля).
Процессуальное измерение соответствует темпоральной (временнóй) структуре процесса локального образовательного нормотворчества и обеспечивает подготовку к реализации каждого из этапов образовательного нормотворчества и составляющих его действий, в данном случае также трактуемых как умения (предварительный (аналитико-прогностический) этап, этап разработки проекта локального нормативного акта, этап экспертизы и доработки проекта локального акт, этап легитимизации локального акта этап контроля за исполнением локального акта).
Инструментальный блок Модели представляет собой набор технологий обучения, форм и методов работы, посредством которых содержательно-деятельностный блок реализуется в образовательном процессе, а также вспомогательных процедур, необходимых для реализации дифференцированного подхода и принципа индивидуализации (первичная диагностика, формирование индивидуальных образовательных маршрутов и т.д.). Данный блок моделирует образовательный процесс, деятельность преподавателей и слушателей, направленную на достижение поставленных целей.
Проектирование (разработка персональных проектов) - центральный, системообразующий элемент инструментального блока Модели. Это объясняется тем, что основу процесса локального образовательного нормотворчества составляет корпоративное нормопроектирование.
Проектирование определяется как «метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении» [3, с. 74]. Современные исследователе рассматривает проективное обучение как технологию, которая предполагает:
- «не решение готовых учебных задач, а генерацию, формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном контексте» (в нашем случае - нормотворческих идей, замыслов и проектов, в контексте развития ПОО);
- разработку проектов, которые «не носят чисто учебного характера, а берутся из потребностей социальной жизни»;
- использование самого образовательного процесса «средством создания или реализации какого-либо проекта, имеющего жизненный или профессиональный, а не просто учебный смысл для проектировщика» [4, с. 75];
- трансформацию образовательного процесса в процесс «взаимного обучения, когда общение людей совершается как обмен информацией, имеющий целью получение нового знания, которого нет у других участников, но которое возникает в процессе обмена (синергетический эффект)» [4, с. 76].
В зависимости от особенностей индивидуального целеполагания, каждый директор-слушатель разрабатывает, в качестве персонального проекта, определенный пакет локальных документов (нормативных актов, нормативных договоров), который по окончании обучения становится его «нормотворческим заделом». При этом процесс проектирования отличается следующими особенностями:
- процесс проектирования охватывает все основные этапы нормотворчества и все составляющие их действия, обеспечивая, таким образом, формирование у директора практического опыта по каждому из элементов нормотворческой компетенции;
- на различных этапах проектирования привлекаются дополнительные ресурсы, составляющие ресурсный блок Модели: на аналитико-прогностическом этапе - информационные; на этапе разработки проекта - учебно-методические; на этапе экспертизы - кадровые;
- по ходу разработки проекта используются, в качестве вспомогательных, другие формы и методы обучения, обеспечивающие коллективное обсуждение или «проигрывание» (в ходе деловых игр) наиболее проблемных этапов нормотворчества, промежуточную оценку готовящегося проекта, использование знаний опыта других директоров-слушателей для совершенствования проекта и т.д.;
- разработка проекта завершается его публичной защитой и оценкой в формате «3D».
Среди других форм и методов обучения, используемых в рамках инструментального блока, следует выделить:
- проблемно-правовые тренинги, направленные на осознание и осмысление слушателями актуальных дефицитов в их нормотворческой компетенции;
- анализ примеров проявления правовой компетентности и некомпетентности из личного опыта слушателей, на основе которого составляется и ведется «Реестр типичных и выдающихся правовых ошибок руководителя»;
- составление спецификаций правовых проблем в профессиональной деятельности руководителя ПОО;
- взаимное консультирование, обеспечивающее обмен управленческими инструментами, опытом нормотворчества и конкретными «ноу-хау»;
- разработка стратегий совершенствования профессиональной деятельности руководителей ПОО в правовом аспекте.
Среди вспомогательных форм учебной работы важную роль играют: метод кейсов, деловые игры и краш-тесты.
Ресурсный блок Модели включает весь пакет необходимых внешних (относительно обучающихся) ресурсов, привлекаемых для реализации образовательного процесса по формированию нормотворческой готовности руководителя. Можно выделить три основные группы ресурсов.
Во-первых, учебно-методические ресурсы, включая подготовленные кейсы, аналитические материалы, подготовленные к использованию в режиме обучения, тесты, методические рекомендации, формы для анкетирования и заполнения, образцы модельных актов и договоров и т.д. В эту же группу ресурсов может быть включен банк проектов, ранее выполненных слушателями и доступных для ознакомления.
Во-вторых, внешние информационные ресурсы, доступные благодаря использованию современных информационно-компьютерных средств и автоматизированных информационно-правовых систем. Заметим, что российская составляющая правовой информации в сети Интернет довольно обширна. Она включает в себя:
- справочные информационно-правовые системы (например, Интернет-версия системы ГАРАНТ позволяет работать с информационной подборкой «Основные нормативные акты» и комплектом «ГАРАНТ-Классик (законодательство и комментарии - ежедневно и достоверно)»);
- тематические порталы (Наиболее широко представлены различные вопросы права на Федеральном правовом портале «Юридическая Россия». Портал «Система Гарант» на веб-квесте «Мир Интернет для юриста» дает гиперссылки на все порталы и сайты, содержащие официальную юридическую информацию и т.д.);
- электронные библиотеки (например, электронная юридическая библиотека «Кодекс», материалы научно-практических конференций по проблемам права и т.д.).
- электронные периодические издания правовой информации (аналитический журнал «Правоман», газета «Правовая культура»);
- общероссийская сеть Публичных центров правовой информации и др.
В-третьих, кадровые ресурсы - специалисты в области образовательного права, а также профессионалы-практики юридического профиля, привлекаемые к обучению в качестве консультантов, экспертов, участников деловых игр и краш-тестов, членов оценочной комиссии при защите персональных проектов.
Рефлексивно-оценочный блок Модели предназначен для оценки степени достижения поставленной цели (как по учебной группе в целом, так и дифференцированно по каждому элементу содержания, а также персонально по каждому слушателю и по каждому компоненту его нормотворческой компетентности).
Оценка результата обучения выполняет две функции: во-первых, констатирующую (констатирует факт освоения определенных компонентов готовности к нормотворчеству и сформированность нормотворческой компетенции в целом); во-вторых, проблемно-диагностическую (выявление зон недостаточного достижения цели, на основе чего затем формируются индивидуальные задачи для самообразования на межкурсовой период).
Критерии оценки соотносятся с элементарной структурой правовой компетентности:
1) ценностно-мотивационный критерий - степень сформированности социально-правовых и моральных ценностей, мотивов, убеждений, деятельностных установок, отношения к праву как к ценности, потребности в развитии собственной правовой компетенции, готовности к проявлению осмысленной нормотворческой инициативы;
2) когнитивный критерий - степень владения необходимой базой правовых знаний, необходимых для нормотворчества, способами пополнения правовых знаний и умений, сформированность правового мышления;
3) операционально-деятельностный критерий - степень владения конкретными способами нормотворческой деятельности, юридической техникой для решения проблем организации; сформированность и зрелость индивидуального стиля правового поведения руководителя;
4) деятельностно-волевой критерий - сформированность навыков саморегуляции поведения при решении профессиональных задач в правовом поле и умений мобилизовать правовые знания, умения, опыт в проблемно-правовых ситуациях;
5) рефлексивный критерий - адекватность самооценки правовой компетентности; сформированность умений оценивать, критически осмысливать и корректировать собственную нормотворческую деятельность, видеть и оценивать барьеры и препятствия в собственной правовой деятельности.
Придерживаясь критериально-уровневого подхода к оцениванию нормотворческой компетентности, мы являемся сторонниками бинарной оценки («зачет - незачет»), что позволяет выделить по одной характеристике, соответствующей «достаточному» уровню по каждому критерию. Это позволяет выстроить двухмерную матрицу «функциональные элементы нормотворческой компетенции - критерии оценки», технологичную и удобную в работе.
В качестве технологии оценивания нами выбрана модель «3D-оценки» - трёхмерной оценки, отдельными измерениями которой выступают: во-первых, самооценка директора-слушателя; во-вторых, внешняя оценка (преподавателя, группы); в-третьих, оценка независимого специалиста (привлеченных экспертов, не знакомых с оцениваемым слушателем). Отметим, что в несколько иной форме модель «3D-оценки» используется в системе требований европейского квалификационного экзамена - ведущего инструмента для оценки качества и профессиональных умений как выпускника, так и работника. Три измерения оценки позволяют заметно повысить ее объективность, а также обсудить причины коллизий, связанных с расхождением в оценках, выявить возможные отклонения в самооценке директора-слушателя и при необходимости скорректировать их. Ход и результаты экспериментальной апробации Модели, проводившиеся на базе ОГАОУ ДПО «Институт работников образования Иркутской области» и подтвердившие педагогическую (андрагогическую) эффективность Модели, будут представлены нами в отдельной статье.
Рецензенты:
Кондратьева О.Г., д.п.н., доцент, заместитель директора по дополнительному профессиональному образованию ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования», г. Иркутск;
Есенина Е.Ю., д.п.н., в.н.с. Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г. Москва.