Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EXPERIENCE OF CURATORIAL ACTIVITIES IN IMPROVING OF TOMSK POLYTECHNIK UNIVERSITYFIRST YEAR STUDENTS ADAPTATION

Belskaya E.Ya. 1 Startseva E.V. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
The modernization of higher education has led to a need for certain changes in the evaluation of the quality of training issued by institutions of higher education experts, bachelors. Considered Institute curators, as a form of educational work at the National Research Tomsk Polytechnic University. The description of curators work model in the Energy Institute in a case of creation positive conditions for the full development of the individual student given. The basic directions of activity of a curator of an academic group in a higher education institution are stated. The article characterizes the activities of students group mentor from the position of the concept training and the conditions of its organization in high school. Particular attention is paid to the project of student supervision. Conclusions about the importance, timeliness and relevance of the student supervision project implementation in a process of curators activities of Energy Institute academic groups.
a curator of an academic group
curators Institute
educational work
education
Студенческие годы совпадают с периодом самого интенсивного развития личности в физическом, интеллектуальном, социальном и нравственном смысле. Непросто для начинающих студентов проходит адаптация к вузовской системе обучения и к вузовской системе отношений. В эффективной адаптации к вузу заинтересованы не только преподаватели и сотрудники вуза, но и сами студенты первого курса, для которых удачное начало положительно влияет на процесс дальнейшего обучения [1].

Цель работы

Представить разработанную и внедренную модель кураторства, 
включающую деятельность кураторов из числа преподавателей профилирующих кафедр,
студентов старших курсов и психологов Центра социальной работы в Томском политехническом университете, на примере Энергетического института.

В Томском политехническом университете (ТПУ) под воспитательной работой понимается создание системы академической и социальной поддержки для всестороннего позитивного развития личности студента в личностно-ориентированной образовательной среде университета. Система охватывает не только комплекс программ, мероприятий и академическое консультирование вновь поступивших студентов по вопросам выбора траектории обучения и другим аспектам академической деятельности, но и реализацию мер социальной помощи и поддержки студентов при помощи института кураторства.

В университете обязательным является назначение кураторов в академических группах первого и второго курсов очной формы обучения из числа профессорско-преподавательского состава. Куратор академической группы в своей работе руководствуется Законом об образовании, Уставом ТПУ, локальными нормативными документами администрации университета и Положением о кураторской деятельности ТПУ (Положение). В Положении прописана цель кураторской деятельности: обеспечение условий для успешной академической и социальной деятельности студентов, их личностного роста и профессионального развития.

Для более эффективной социально-профессиональной адаптации студентов-первокурсников, их личностного роста и профессионального развития в Энергетическом институте (ЭНИН) Национального исследовательского Томского политехнического университета были созданы специальные условия деятельности кураторов академических групп [3]. В сущности, куратор становится связующим звеном между студентом и внутренним, а также внешним социумом вуза. В лице куратора студенты получают реальную помощь в адаптации к вузу. Активный, творчески настроенный куратор может влиять на процессы взаимодействия студента и социума, способствуя его лучшей интеграции в профессиональное сообщество [2].

Значительный вклад в работу куратора вносят психологи Центра социальной работы ТПУ (ЦСР), прикрепленные к подразделениям, проводя в рамках «Часа куратора» различные тренинги: «Знакомство», «Создание коллектива, правил и норм», «Познай себя», «Профилактика компьютерной зависимости», «Успешный студент. Какой он?», «Социометрия. Я в группе», «Взаимоотношение полов», «Стресс-менеджмент». Для решения индивидуальных и коллективных проблем психологи ЦСР работают и в общежитиях ЭНИН.

Студенты учатся снятию барьеров в общении, выстраивая социальную структуру группы; осознают свои личностные качества, что помогает выстраивать эффективную коммуникацию с окружающими; овладевают навыком управления временем, конфликтом и стрессовой ситуацией.

Деятельность куратора многогранна, немаловажным аспектом является формирование всесторонне здорового студента. Совместно с МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» проводятся профилактические беседы о здоровье, о негативных последствиях вредных привычек: употребления алкоголя, курения и наркомании.

Культурно-просветительскую работу кураторы ЭНИН проводят совместно с наиболее значимыми элементами инфраструктуры ТПУ. Музей ТПУ, Минералогический музей ТПУ, Мемориальный кабинет М.А. Усова и В.А. Обручева, Музей физики и «Склад ума» - традиционные объекты экскурсий студентов, развивающие в студентах принятие ценностей и норм корпоративной культуры ТПУ.

Активный помощник куратора - Научно-техническая библиотека ТПУ (НТБ), на базе которой проводятся тематические выставки, встречи со студентами, специализированные «Часы куратора». Ежегодной традицией стало проведение в НТБ мероприятий «Декады энергетика». Участие в формировании профессиональных и универсальных компетенций студентов в рамках кураторской работы принимают и внешние контрагенты. Так, например, опытный краевед, сотрудник ЦСР ТПУ проводит лекции и тематические экскурсии для студентов по городу и в мастерскую известного скульптора. Соприкасаясь с традициями и элементами культуры ТПУ и города Томска, студенты получают массу положительных эмоций, что тоже очень важно для становления молодого человека и формирования чувства преемственности.

Проводятся ежегодные встречи с сотрудниками этих предприятий, выездные экскурсии, спортивные мероприятия и иное, что благотворно сказывается на повышении мотивации к обучению у студентов.

Центром социальной работы ТПУ проводится множество мероприятий, которые помогают кураторам нашего подразделения в работе, среди них  «Праздник первокурсника», «Посвящение в студенты», «Град наград» и т.д. Однако не только студент становится субъектом воспитательной и социальной работы. Именно от куратора зависят результат и качество адаптации студента к дальнейшей жизни.

Для улучшения работы кураторов на базе университета организуются различные семинары и тренинги. В течение всего учебного года в ЭНИН проводятся Советы кураторов, встречи с сотрудниками различных подразделений, вовлеченных в социально-воспитательную работу со студентами, позволяющие максимально эффективно выстраивать работу кураторов. Созданы Интернет-блог «Кураторский час» и электронное учебное пособие «Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов», а также работает «Клуб кураторов», где опытный психолог помогает разрешить проблемные ситуации и снять накопившееся напряжение [5].

Существенным дополнением к плану работы куратора стал проект, организованный и реализуемый Томским политехническим университетом, - «Академическая и социальная адаптация студента-первокурсника» (Адаптационная программа). Адаптационная программа, являющаяся важным звеном для сокращения процесса привыкания, увеличения степени стрессоустойчивости и в конечном итоге сохранения контингента студентов, включает в себя психологические тренинги и цикл семинаров, помогающих студентам подготовиться к новой студенческой жизни:

  • Тренинг «Узнай себя» позволяет первокурснику лучше узнать особенности личности, такие как темперамент, доминирующее полушарие мозга, жизненные цели и установки, привычки. Полученная информация позволяет студенту лучше подготовить себя к особенностям учебы в вузе и будет способствовать работе над собой;
  • Тренинг «Спланируй свое время» помогает студенту грамотно спланировать и четко организовать свою жизнь, а от этого зависят успешность и настроение студента.
  • На семинаре «Виртуальный политех» студенты знакомятся со структурой информационно-образовательной среды нашего вуза, узнавая об основных ресурсах и сервисах, доступных для студентов Томского Политехнического университета. Пользуясь ими, студенты оперативно могут получать информацию из библиотечного фонда научно-технической библиотеки;
  • «Основы работы в информационно-библиотечной среде». Студенты узнают, какими информационными ресурсами научно-технической библиотеки Томского политехнического университета можно воспользоваться и какие правила и технологии нужно соблюдать при работе с ними. Студенты знакомятся с редкими и уникальными фондами, узнают, как пользоваться электронным каталогом литературы, и о дополнительных возможностях успешной работы при занятиях в читальных залах. Прослушав курс адаптационной программы, студенты первого курса могут: подготовить себя к особенностям учебы в вузе с учетом особенностей своей личности; работать над собой, узнав особенности своей личности; грамотно спланировать и четко организовать свое время; свободно ориентироваться в информационной среде университета и оперативно получать всю необходимую информацию для учебы и досуга; пользоваться Научно-технической библиотекой ТПУ; эффективно использовать компьютер в учебе; работать с текстом и грамотно презентовать информацию; уверенно выступать перед группой и преподавателем.

Во многих российских вузах молодежное общественное движение, направленное на успешную адаптацию студентов младших курсов к вузовской среде, так называемое студенческое кураторство, является привычной формой помощи студентам вуза, а с 2013 г. проект «Студенческое кураторство» стартовал в Энергетическом институте. За время своего существования в ЭНИН проект приобрел четкую структуру, стратегические планы и тактические наработки [4]. Инициатором создания данного проекта стали кураторы Энергетического института, представляющие собой важное звено воспитательной работы в ТПУ. И благодаря поддержке со стороны активных студентов ЭНИН ТПУ проект успешно развивается.

Главной целью студенческого кураторства является обеспечение академической и социальной адаптации студентов первого курса к университетской среде, а также непосредственно к студенческой жизни, что способствует личностному росту каждого курируемого студента силами студентов-кураторов. Задачи, стоящие перед студентами-кураторами, такие же, как и у куратора.

По сути, студент-куратор становится полноправным коллегой куратора-преподавателя, с той разницей, что остается внутри сообщества, с которым взаимодействует. Следовательно, эффективность взаимодействия повышается ввиду снижения барьеров между кураторами и студентами-первокурсниками. Механизм распределения академических групп по студентам-кураторам аналогичен распределению по кураторам-преподавателям, что позволяет студентам-кураторам рационально распределять усилия, сохраняя высокий уровень академической успеваемости и привычный ритм жизни.

Студент-куратор совместно с куратором-преподавателем разрабатывает план работы с первокурсниками, определяя тематическую составляющую необходимых встреч, визитов и мероприятий. Ключевым инструментом работы куратора является так называемый Час куратора - занятия и встречи со студентами, которые проводятся по рекомендованному Центром социальной работы ТПУ графику, они насыщаются всеми необходимыми для успешной адаптации студентов элементами. Именно с «Часа куратора», как правило, происходит знакомство первокурсников со своим студентом-куратором, т.е. они включаются в процесс работы с самого начала. Совместно с первокурсниками студенты-кураторы участвуют в мероприятиях, организованных для вхождения студента в вузовскую среду: «Празднике первокурсника», «Посвящении первокурсника», «Празднике Белых журавлей», «Дне рождения студгородка» и т.д. Совместно с кураторами-преподавателями студенты-кураторы организовывают походы первокурсников в культурные, социальные, научно-образовательные учреждения, оказывающие влияние на формирование мировоззрения первокурсника: Музейный комплекс ТПУ, Музей Физики ТПУ, Музей НКВД. Для приобщения к будущей профессии осуществляются экскурсии на профильные предприятия, например ГРЭС, подстанции и другие предприятия энергетической отрасли г. Томска, участвуют в карьерных мероприятиях ТПУ. С целью вовлечения первокурсников в общественную жизнь вуза студенты-кураторы совместно с подшефными группами студентов посещают дни открытых дверей различных общественных организаций, клубов ТПУ, принимают участие в акциях благотворительных фондов города.

Не менее важна и социально-бытовая адаптация студентов-первокурсников. Для этого в начале первого и второго семестра в гости к первокурсникам, в общежития, приходят теперь не только кураторы-преподаватели, но и студенты-кураторы, что показывает их заинтересованность в знании условий проживания и более тесном взаимодействии со своими подопечными.

Студенты-кураторы консультируют ребят по учебным вопросам, развивают культурный досуг студентов, приобщая их к истории университета и к альтернативному времяпрепровождению за пределами университета.

Вместе с активом Студенческого Совета студенты-кураторы участвуют в проведении психологических тренингов для академических групп первого курса, таких как «Учебное целеполагание» и «Тайм-менеджмент». На протяжении всей работы проекта студенческого кураторства психолог Центра социальной работы, прикрепленный к нашему институту, оказывает большую помощь в организации и проведении тренингов на сплочение и командообразование не только для первокурсников ЭНИН, но и для студентов-кураторов.

В этом учебном году студенты-кураторы стали активными организаторами различных мероприятий для первокурсников Энергетического института.

Для успешной реализации проекта «Студенческое кураторство» студентами создана информационно-коммуникационная площадка в социальной сети «Вконтакте» - группа «Студенты-кураторы ЭНИН», которую ведут сами же студенты-кураторы под руководством Старшего куратора института и психолога ЦСР, прикрепленного к подразделению. В группе постоянно освещаются результаты работы студентов: выкладываются заметки, фотографии, видеофильмы о проведенных мероприятиях и т.д. Это позволяет студентам-кураторам обмениваться опытом, соревноваться в достижениях, а по итогам учебного года сформировать отчет о проделанной работе, представив его на Совете кураторов ЭНИН, куда теперь входят не только тьюторы общежитий, психолог ЦСР, но и студенты-кураторы.

Для повышения уровня мотивации студентов в рамках социально-воспитательной работы в ТПУ организованы и проводятся конкурсы, например: «Лучшая группа» (как на уровне подразделений, так и в рамках общеуниверситетских мероприятий), где студент-куратор выступает инициатором участия в конкурсе, помогая своим подопечным достигать результатов. В Энергетическом институте проводится конкурс «Лучший студент-куратор ЭНИН», в котором оцениваются достижения студента-куратора по различным критериям.

Главным достоинством студенческого кураторства является то, что он создан для добровольного участия, основанного на личной мотивации каждого студента-куратора, его нельзя применять в «приказном порядке», ведь только в этом случае можно добиться положительного результата. Таким образом, если Проект студенческого кураторства, направленный на адаптацию первокурсников к студенческой среде, реализуется на добровольном участии самих студентов-кураторов, должным образом сопровождаемый Институтом кураторства и психологами ЦСР ТПУ, то он может дать и бесспорно дает свои положительные результаты [3].

Такая модель совместной, скоординированной работы кураторов, как преподавателей, так и студентов-кураторов, и, несомненно, участие психологов Центра социальной работы в общем деле адаптации студентов показывает хорошие результаты. Это подтверждается результатами опроса «Мнение студентов ЭНИН ТПУ о кураторской работе», проведенного в декабре 2014 г. В электронном анкетировании приняли участие студенты первых (70%) и вторых (30%) курсов (всего 224 человека). 98% студентов первых двух курсов знают своего куратора и 92% опрошенных считают, что куратор уделяет работе с группой достаточно внимания. Чувствуют постоянное внимание, заботу 61% студентов. Студенты оценили такой вид деятельности куратора, как «активное вовлечение во внеучебную жизнь ТПУ» - 73% кураторов получили достаточно высокие оценки - «отлично» и «хорошо». Примерно такое же процентное соотношение получили следующие показатели: помощь при адаптации в вузе - 75%; приобщение к нормам и ценностям ТПУ - 73%; помощь в самореализации - 74%; помощь в определении образовательной траектории - 79%. В целом 91% студентов оценили работу своего куратора на «отлично» и «хорошо».

Выводы

Кураторы в Энергетическом институте ТПУ, как преподаватели, так и студенты, становясь связующим звеном между студентом и окружающим его новым социумом, играют важную роль в формировании условий для приспособления первокурсников к новому окружению, структуре, содержанию и требованиям вуза, способствуют интеграции студентов как с одногруппниками, так и объединению студенческих групп различных курсов. Рассмотренная модель коллективной и согласованной работы кураторов и психологов Центра социальной работы, показывая хорошие результаты, способствует повышению адаптации первокурсников в вузе.

Рецензенты:

Стародубцев В.А., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики, профессор кафедры технологий и педагогики электронного обучения ФГАОУ ВО Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Вайнштейн Р.А., д.т.н., профессор кафедры электроэнергетических систем Энергетического института ФГАОУ ВО Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.