В последние годы получение высшего образования становится для людей с особенностями развития ведущей целью в их жизни. С этим они связывают достижение наиболее важных жизненных позиций, возможностью самореализовать себя в будущем профессиональной деятельности.
Таким образом, учитывая все изложенное выше, целью нашего исследования является выявление основных проблем, влияющих на формирование готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении.
Задачи исследования:
1. Выявить основные факторы, влияющие на формирование готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении.
2. Разработать рекомендации для формирования готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к получению высшего образованию.
Базой проведения исследования является ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». В исследовании принимали участие люди с ограниченными возможностями здоровья, имеющие различные нозологии. Количество участников исследования 75 человек в возрасте от 18 до 35 лет, жители различных регионов РФ и муниципальных районов РТ.
Результаты исследования. Право на образование - одно из основных прав человека - закреплено на международном уровне и в Конституциях стран.
Международное звучание этот вопрос получил после Второй мировой войны в основополагающих документах Организации Объединенных Наций, в первую очередь во Всеобщей декларации прав человека. Изначально это была констатация необходимости равных возможностей в отношении образования.
14 декабря 1960 года ООН приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, в которой образование уже связывается с его доступностью [1].
Через два года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года данная Конвенция была ратифицирована в СССР, это первый правовой документ о доступности высшего образования [5].
Право на образование является одним из основных прав человека, однако, его реализация для различных социально уязвимых категорий людей затруднена. Законодательство Российской Федерации в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В Конвенции о правах инвалидов и принятой резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеей от 13 декабря 2006 г., ратифицированной Россией в 2012 г., образованию посвящена отдельная статья № 24, где указано, что: «Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества». Там же указано, что «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества» [2, 6].
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751) в своих стратегических целях утверждает реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни; гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку через систему образования этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; качественное образование в сельской школе, реализацию условий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами. Высшие учебные заведения утверждаются как центры образования, культуры, науки и новых технологий. Российская система образования интегрируется в мировую образовательную систему с учетом отечественного опыта и традиций [4].
В Конституции Российской Федерации, в статье 43 в первом пункте, отмечено, что «Каждый имеет право на образование», а в пункте три «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» [3].
Согласно ст.19 Федерального закона N 185-ФЗ от 02.07.2013г.«Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения» [8].
Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена на: осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами бесплатного высшего образования.
В настоящее время получение высшего образования инвалидами регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.[7].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Для них должно быть организована инклюзивное образование, которое обеспечивает равный доступ к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Данная категория лиц должна обучаться по адаптированным образовательным программам. Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Таким образом, в РФ принята и действует нормативно-правовая база, контролирующая и регламентирующая права и возможности людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе получения высшего образования. Однако несмотря на это, данный вопрос по- прежнему остается актуальным. Это связано прежде всего с проблемами, которые могут возникнуть у людей с ограниченными возможностями здоровья при обучении в высшем учебном заведении. Для выявления таких проблем нами проведено анкетирование людей с ограниченными возможностями здоровья. В анкетном опросе приняли участие 75 респондентов, в возрасте от 18 до 35 лет, жителей различных регионов РФ и муниципальных районов РТ.
На основании проведенного анкетного опроса (в самом общем виде) были выявлены следующие 4 основные группы проблем, которые беспокоят людей с ограниченными возможностями здоровья при обучении в вузе:
1. Физическое состояние - имеющиеся отклонения в состоянии здоровья - 30 %.
2. Информационная культура - особенности восприятия информационного потока и управление им - 5 %.
3. Психологические особенности - степень развития коммуникативных навыков и адаптационных способностей - 25 %.
4. Уровень обученности - недостаточная степень овладения знаниями, полученными в школе - 40 %.
Таким образом, на основании полученных данных наибольшей проблемой для людей с ограниченными возможностями здоровья является слабая подготовка в школе, т.е. респонденты отмечают недостаточный собственный уровень знаний, полученный в школе.
Решению этой проблемы может служить система довузовской подготовки, основной целью которой является ликвидация разрыва в уровне знаний и способностей людей с ограниченными возможностями здоровья при их переходе с общеобразовательного уровня на уровень профессионального образования.
Учитывая потребность в такой подготовке, нами были разработаны методические рекомендации по организации системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья.
Система довузовской подготовки на современном этапе развития образования должна выполнять задачи не только подготовки к поступлению в вуз, но и создания условий для психологической адаптации, профессиональной ориентации, диагностики и коррекции знаний и способностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
В свою очередь специфика современной системы довузовской подготовки заключается в её способности не только вооружать людей с ограниченными возможностями здоровья первичными знаниями и умениями в избранной профессии, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования, предоставляя возможность понимания будущей профессии; готовить к выбору направления дальнейшей траектории образования, будущей профессиональной деятельности с учетом ее специфики и особенностей.
Для эффективной организации системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующие основные компоненты: осуществление индивидуального подхода к инвалидам учитывая их нозологии; учебный материал должен быть доступным и наглядным; взаимодействие с инвалидами должно осуществляться в интерактивной форме; постоянное сохранение обратной связи; обязательное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; вариативное применение on-line и off-line технологий; формирование и коррекция индивидуальной образовательной траектории.
Необходимым условием достижения наибольшего эффекта системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья является комплексное использование специальных информационных и дистанционных образовательных технологий, которые являются технологической основой информационно-образовательной среды.
В системе довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать образовательные специальные адаптированные программы, которые реализуются на базе вуза. В образовательные специальные адаптированные программы рекомендуется включить дисциплины трех групп:
1. Общеобразовательные дисциплины, основные предметы из школьной программы.
2. Специальные дисциплины, предметы, необходимые непосредственно для сдачи вступительных испытаний.
3. Адаптированные дисциплины, предметы, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение в вузе.
При необходимости проведение довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья возможно на базе специальных общеобразовательных организаций, а также с активным использованием дистанционных образовательных технологий.
Таким образом, учитывая все изложенное выше, можно сделать выводы:
1. На основании анкетного опроса нами выявлены 4 основные группы проблем, которые беспокоят людей с ограниченными возможностями здоровья: 1. Физическое состояние. 2. Информационная культура. 3. Психологические особенности. 4. Уровень обученности.
2. Для эффективной организации системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующие основные компоненты: 1. Организационный компонент. 2. Дидактический компонент. 3. Содержательный компонент. 4. Информационно-технологический компонент.
Рецензенты:
Бикмухаметов Р.К., д.п.н., доцент, декан факультета «Спорт» ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Казань;
Латыпов И.К., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Теория и методика циклических видов спорта» ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Казань.