Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития [7].
Традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития и подготовленности воспитанников и обучающихся нуждается в увеличении их двигательной активности. Эффективным средством воспитания силы, быстроты, выносливости и гибкости является игра, как подвижная, так и спортивная, выступающая как средство и метод физического воспитания [8].
В школьном возрасте на любых занятиях по физической культуре, в том числе и на тренировочных занятиях, у обучаемых формируются двигательные умения и навыки, и одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств. Формирование системы двигательных навыков и повышение уровня развития физических качеств являются одними из ведущих задач физического воспитания и спорта, в т.ч. и волейбола.
Однако спортивная подготовленность предполагает не только физическое совершенствование, но и техническую, тактическую, соревновательную подготовленность. Таким образом, исходя из вышеназванных задач, можно определить, что целью спортивной подготовленности является интегральная подготовка волейболистов.
Задачи спортивной подготовленности решаются на основных учебных и тренировочных занятиях. Типичная схема отдельного занятия включает подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть состоит из разминки. В разминку входят упражнения для отдельных групп мышц и для отдельных физических качеств, специальные физические упражнения волейболистов. Обычно разминка проводится всей группой в движении. Опыт свидетельствует о важности этой части занятия именно для учащихся. Эта важность связана с необходимостью переключения от преимущественной умственной работы к активной физической нагрузке в волейболе. Важное значение имеет и постепенное сосредоточение внимания занимающихся на волейбольной технике и тактике, на «волейбольных» внимании и наблюдательности.
В основной части используются упражнения с мячами, упражнения на отработку различных способов передвижения, упражнения на овладение техническими приёмами, а также учебно-тренировочные игры.
Среди упражнений с мячами преимущество отдается:
- многочисленным видам передач мяча;
- комбинированным передачам мяча на месте, с поворотами, в прыжке, в движении.
Упражнения на совершенствование игры в защите выполняются в парах или в тройках.
Нападающие удары предлагаются в самых простых вариантах с учетом возможностей студентов и создания моторной плотности занятия.
В заключительной части применяются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц, специальные физические упражнения (для пресса, мышц рук, ног и др.). Проводится разбор занятия в беседе с занимающимися.
Необходимо отметить, что упражнения, направленные на физическую подготовку, включают в основную часть наряду с упражнениями по технике и тактике для развития необходимых качеств и поддержания на оптимальном уровне тренировочной нагрузки. Для этого подбирают главным образом индивидуальные упражнения в парах, используя специальные тренажеры, оборудование и инвентарь [2; 3].
Рассмотрим упражнения общей и специальной физической подготовки, обеспечивающие успешное освоение технических приемов и тактических действий в волейболе для младших школьников [5].
Развитие скоростных качеств, быстроты ответных действий. Чередование перемещений: бег лицом и спиной вперед, на согнутых ногах; приставными шагами правым, левым боком вперед, лицом и спиной вперед. Ускорения на определенных участках. То же в сочетании с бросками и ловлей набивных мячей.
Соревнование в беге на 20-30 м, в перемещениях другими способами. Специальные эстафеты.
Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку - 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, затем спиной и т.д. По принципу челночного бега перемещение приставными шагами.
Упражнения для развития прыгучести. Эффективными средствами для развития прыгучести являются: прыжки через препятствия; прыжки в глубину, которые служат сильным раздражителем нервно-мышечного аппарата и в большей мере обеспечивают проявление значительных усилий при отталкивании. Прыжки из приседа через препятствия (в качестве препятствий натягивается бечевка, резина). Напрыгивание на тумбу, сложенные гимнастические маты, постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Спрыгивание (высота 30-60 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. Прыжки со скакалкой. Поочередно на одной и двух ногах.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приемов игры.
Передачи и прием мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание резинового кольца кистями рук (на месте и в сочетании с различными перемещениями). Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Многократные броски баскетбольного (футбольного, гандбольного) мяча в стену и ловля его, ведение мяча ударом о площадку. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее, передачи на дальность.
Подачи мяча. Стоя спиной к гимнастической стенке, к которой прикреплен резиновый амортизатор, движение рукой как при подачах нижней прямой, верхней прямой и боковой. Броски набивного мяча одной рукой над головой, стоя лицом и боком по направлению. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах - многократно. Подачи с максимальной силой в тренировочную сетку.
Подвижные игры и эстафеты. Положительное влияние оказывают на развитие специальных физических качеств многие подвижные игры и особенно эстафеты, специально отбираемые и разрабатываемые для этой цели. Они способствуют развитию быстроты реакции, быстроты перемещения и ловкости, быстроты ответных действий, преимущественно развивают силу, быстроту сокращения мышц прыгучесть [6]. На занятиях физической культурой применение подвижных игр указывается программой в качестве вспомогательных упражнений: по волейболу (игры с мячами, набивными мячами, со скакалкой и т.д.). В учебно-тренировочной работе по волейболу подвижные игры и эстафеты применяются как для закрепления приемов игры в защите и нападении, так и для обучения тактическим действиям.
Специально могут быть подобраны игры для освоения перемещений и передач мяча, а также для ориентации на зрительный сигнал, что в волейболе очень важно. Особенно большое значение имеют передачи мяча. Это один из основных тактических приемов при организации игры в нападении.
Обучение в игровой деятельности. Приучение и обучение в игровой деятельности осуществляются в следующих формах: упражнения по технике в виде игр: «Эстафеты у стены» (передачи о стену сверху, снизу), «Мяч капитану (водящему)», «Мяч в воздухе», «Точно в цель» (при передаче, подаче, нападающих ударах) и т.д. [4; 5]. Техника передачи двумя руками сверху (и другими способами) хорошо закрепляется в таких играх, как «Мяч среднему», «Передал - садись» (с изменением расстояния), «Не давай мяч водящему» (при противодействии соперника), «Бросай-беги» (с последующим перемещением) и некоторых других.
Подготовительные игры к волейболу - в них должна быть отражена специфика этого вида спорта.
Учебные двусторонние игры в волейбол с заданиями, которые направлены на то, чтобы занимающиеся научились уверенно применять весь объем изученных приемов игры и тактических действий.
Контрольные игры с заданиями - установками на игру и последующим анализом игры. Контрольные игры, по существу, служат промежуточным звеном между учебными играми и официальными соревнованиями.
Задания по технике. 1. Подача только нижняя (верхняя); прием подачи снизу; через сетку мяч посылать в прыжке и т.п.
2. Вести игру только в три касания.
3. Через сетку мяч направлять в любую точку, кроме зоны 6.
Обязательное требование при проведении учебных игр - применение изученных технических приемов [6].
Обучение в соревновательной деятельности. Волейбол - командный вид спорта, и результат участия в соревнованиях есть итог коллективных усилий членов команды. Но для того чтобы коллективные соревновательные действия были эффективными, необходимо, чтобы юные игроки индивидуально были хорошо подготовлены к соревновательной борьбе. Этому способствуют регулярные соревнования по физической и технической подготовке, подвижным и подготовительным к волейболу играм, по волейболу при стопроцентном охвате занимающихся. Соревнования эти должны носить официальный характер с выявлением и награждением победителей, лучших команд по возрастам, лучших игроков. В соревнованиях по физической и технической подготовке волейболист борется «за себя», здесь воспитываются очень важные «бойцовские» качества. В подвижных и подготовительных к волейболу играх эти качества переносятся в коллективные действия, что в последующем положительно сказывается на соревновательной «волейбольной» подготовке.
Соревнования по физической подготовке. В программу соревнований по специальной физической подготовке входят упражнения скоростно-силового характера: прыжок вверх с места и с разбегу толчком двух ног; пятерной, десятерной прыжок с места; бег 5x6 м, 6х10 м, 92 м с изменением направления - к 6 точкам волейбольной площадки («елочка»); броски набивного мяча 1 (2) кг двумя руками из-за головы в прыжке на дальность, через волейбольную сетку на точность.
Соревнования по подвижным играм. В программу таких соревнований включаются подвижные игры; игры, подготовительные к спортивным играм; эстафеты, в которых проявляются быстрота ответных действий, быстрота перемещения и переключения в действиях, ловкость.
Таким образом, мы знаем, что процесс морфофункционального развития детей школьного возраста в определенной степени зависит от внешних условий жизни и характера осуществляемой учащимися деятельности, в значительной мере от направленного использования средств физической культуры. Умелое применение специально подобранных и правильно дозированных физических упражнений в период усиленного развертывания естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и интенсификации соответствующих процессов, достижению в конечном счете значительного подъема функциональных возможностей всех систем организма. На более поздних возрастных этапах, когда пики естественного развития тех или иных функций просрочены, добиться подобных результатов трудно и даже невозможно [1].
К обучению игре в волейбол необходимо приступать с 11-12-летнего возраста. Для этого возраста характерно бурное развитие организма детей, увеличение роста, массы и силы мышц.
В возрасте 11-12 лет усиленно развиваются внимание, память, воля, быстрота мышления. Возрастает способность к восприятию, запоминанию сложных движений, анализу своих действий. Дети, сосредоточивая внимание, способны выполнять сложные движения и улучшать их качество. Следует, однако, помнить, что в этом возрасте детскому организму свойственно не только быстрое утомление, но и быстрое восстановление работоспособности, поэтому при обучении необходимо как можно больше разнообразить упражнения.
Рецензенты:
Драндров Г.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;
Пьянзин А.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.