Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE IMPACT OF DISRUPTED PARENT-CHILD RELATIONSHIP ON THE MANIFESTATION OF EMOTIONAL PROBLEMS AT PRESCHOOL AGE

Faustova I.V. 1
1 Elets State University
In the article the problem of emotional distress among children of senior preschool age, special attention is paid to the study of the influence of disturbed parent-child relations to his appearance. The analysis of the concepts of emotional problems of preschool children identified criteria and indicators described its manifestations in children: the instability and inadequacy of emotional response when interacting with others (frequent change of emotional reactions, the prevalence of unstable mood, inappropriate for the situation, the form and intensity of emotional response); the dominance of negative content emotions; emotional disorders (anxiety level, the number of fear exceeds the age norm). It is experimentally proved that under the influence of such features of parent-child relationships as an emotional distance between parents and child, rejection of the child by the parent, the inconsistency of parent´s emotional distress.
preschool age
emotional distress
parent-child relationships
Проблема эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста становится все более актуальной в связи с социальной нестабильностью, напряженным ритмом жизни, эмоциональными перегрузками современных людей. Ребенок в этих условиях является наиболее беззащитным и уязвимым. Как отмечает Д.И. Фельдштейн [5], в последние годы резко возросло количество детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии эмоционального дискомфорта и напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении. Такие дети тревожны, ранимы, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Данная проблема стоит в центре внимания педагогов и психологов в связи с повышенной невротизацией взрослых, внутриличностными конфликтами, нарушениями в сфере детско-родительских отношений и недостаточностью условий для снятия эмоционального напряжения.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие  психических процессов, свойств личности. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи  на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества, поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном  благополучии.  В целом психологи и социологи отмечают в современных детско-родительских отношениях тенденцию к пренебрежению родительскими обязанностями, к проявлениям жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Н.Ю. Синягина и др.). 

Немало семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Исследования специалистов различных областей науки убедительно свидетельствуют как о низкой правой, медицинской, психологической культуре родителей, так и о необходимости специальной планомерной работы в этих направлениях, разъяснению родителям особенностей возрастного развития детей, их индивидуальных особенностей, причин собственного недовольства своим ребенком или агрессии к нему. 

В психологических и педагогических работах подчеркивается, что от характера складывающегося взаимодействия ребенка  с окружающими зависит его самооценка, социальная компетенция, творческая активность, эмоциональный комфорт (Л.А. Абрамян, Л.И. Божович, А.Д. Кошелева, В.С. Мухина и др.). По мнению авторов, ребенок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. Влияние положительных эмоций обеспечивает нормальную работу разных функциональных систем, при длительных воздействиях травмирующего или стрессогенного характера неизбежно проявление отрицательных эмоций, устойчивых негативных состояний, традиционно называемых эмоциональным неблагополучием, которое осложняет ход психического развития ребенка.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, проявления эмоционального неблагополучия у детей стало наиболее распространенным явлением (А.И. Захаров, О.И. Бадулина, Ю.М. Миланич, А.Д. Кошелева и др.). Одним из условий, влияющих на  его проявление, как указывают исследователи, является психологический микроклимат семьи. В связи с этим выделялись различные типы неблагополучных семей (М. И. Буянов, А.Я. Варга, В.В. Ковалев), а также виды неправильного воспитания (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Т.М. Мишина, Э.Г. Эйдемиллер и др.). 

В ряде работ подчеркивается, что именно особенности детско-родительских отношений, динамика эмоциональных контактов между членами семьи, эмоциональная атмосфера семьи в целом имеют базовое значение для психического и духовного развития ребенка [3]. Нарушения в эмоциональных контактах ребенка с близкими взрослыми приводят к возникновению у него внутреннего дискомфорта, создают угрозу стабильности и устойчивости его отношений к миру, что в итоге может привести к значительным искажениям в развитии ребенка (Г.М. Бреслав, М.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров и др.).

Анализ исследований С.Н. Гамовой, М.В. Ермолаевой, И.Г. Ерофеевой, М.Ю. Стожаровой [1,2,4] и других авторов  позволил нам определить критерии и показатели эмоционального неблагополучия старших дошкольников и разработать авторское определение данного понятия.

Мы рассматриваем эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста как отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, которое выражается в нестабильности и неадекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающими людьми, в доминировании отрицательных по содержанию эмоций, в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму, в преобладании заниженной самооценки.

Детско-родительские отношения могут быть определены следующими параметрами: характер эмоциональной связи: со стороны родителя - эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка - привязанность к родителю; мотивы воспитания и родительства; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя; стиль общения и взаимодействия с ребенком; поддержка автономии ребенка; требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; степень последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Материалы и методы исследования

С целью изучения влияния особенностей  детско-родительских отношений на возникновение и проявление эмоционального неблагополучия у старших дошкольников было проведено экспериментальное исследование на базе дошкольных учреждений г. Ельца Липецкой области. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 100 человек и их родители.

Для решения задач исследования были использованы следующие диагностические методики: наблюдение для изучения эмоциональных состояний старших дошкольников во время их пребывания в детском саду; тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен); тест «Страхи в домиках» (А.И.Захаров, модификация М.А. Панфиловой) с целью диагностики наличия страхов у детей; для определения особенностей детско-родительских отношений и положения ребенка в семье был использован опросник «Взаимодействие родителей с ребенком», разработанный И.М. Марковской; проективная рисуночная методика «Моя семья» (Г.Т. Хоментаускас) для диагностики внутрисемейных отношений; для диагностики эмоционального состояния ребенка в условиях  детско-родительских отношений была использована методика «Интервью с ребенком», разработанная А.И. Захаровым.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате наблюдений за детьми (при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками в процессе организованной и свободной деятельности, отдельных режимных моментов) мы предположительно сделали вывод, что 31 % детей экспериментальной группы  испытывают эмоциональное неблагополучие. Это выражается в повышенной тревожности, а также в том, что в индивидуальном поведении и в поведении в общении они не всегда могут сдерживать свои негативные эмоции и чувства, находить правильный выход из сложившейся ситуации. В ходе режимных процессов, организованной и свободной деятельности у них часто наблюдаются проявления отрицательных эмоций,  вспышки гнева, страха. Некоторые ситуации (уход матери, невнимание со стороны взрослого, запрет со стороны взрослого, трудности при выполнении задания, поломка игрушки) вызывают у детей стойкие негативные переживания. Чувствительность к оценке и признанию обусловливает их мнительность, обидчивость, недоверчивость. Эти дети проявляют свои эмоции в яркой форме, но не могут их контролировать и управлять ими. Им свойственна нестабильность эмоциональных реакций, они часто меняются на противоположные, интенсивность этих реакций не всегда соответствует породившей их ситуации.

По результатам теста тревожности 35 % детей группы имеют высокий уровень тревожности, 45 % - средний уровень тревожности и 20 % - низкий уровень тревожности.   Возрастные нормы страхов (по А.И. Захарову) для детей старшего дошкольного возраста: для мальчиков - восемь, а для девочек - одиннадцать страхов. Мы выявили, что типичными страхами детей старшего дошкольного возраста являются: страх смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов, перед засыпанием, огня, пожара и страх наказания. Норма возрастных страхов обнаружена у 42 % дошкольников; чуть больше нормы у 30 %; количество страхов превышает возрастную норму в 1,5 раза у 28 % детей. 

Таким образом, в ходе проведения диагностических методик мы выявили основные проявления и уровни эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень составил 31 %, средний уровень - 34 %, низкий - 35 %. Результаты нашего исследования показали, что для дошкольников с эмоциональным неблагополучием характерно болезненное самолюбие, эгоцентричность, болезненная мнительность и сверхтребовательность к себе. Такие дети проявляют упрямство, или «уходят в себя», капризничают, раздражаются по пустякам. Они, как правило, нетерпеливы, ранимы, имеют склонность много волноваться. Наблюдается нестабильность эмоциональных реакций, они часто меняются на противоположные. Эмоциональная подвижность проявляется в быстрой и частой смене настроений. В целом отрицательный эмоциональный фон, доминируют отрицательные по содержанию эмоции. Имеет место неудовлетворенность своим статусом и достижениями, защитно-агрессивное поведение, повышенная тревожность, наличие страхов, превышающих возрастную норму.

Для определения особенностей детско-родительских отношений и положения ребенка в семье был использован опросник «Взаимодействие родителей с ребенком» (автор И.М. Марковская). По результатам опросника, у тех же детей, которых мы отнесли к эмоционально неблагополучным, нами были обнаружены некоторые нарушения в системе детско-родительских отношений: отвержение родителями ребенка; эмоциональная дистанция между родителями и ребенком; отсутствие сотрудничества; излишняя требовательность родителей по отношению к ребенку; непоследовательность родителя.

В качестве одного из основных методов диагностики эмоционального состояния ребенка в условиях  детско-родительских отношений была использована методика «Интервью с ребенком», разработанная А.И. Захаровым. Ребенку предлагалось ответить на 7 вопросов, анализ ответов на которые позволяет выяснить особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в семье. Например: Если бы  ты  играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?, Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу?), Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца) и т.д.

Методика «Интервью с ребенком» показала, что у 32 % исследуемых семей доброжелательная семейная обстановка, ребенок чувствует себя комфортно. У 9 % семей обстановка нестабильна, ребенок испытывает эмоциональное напряжение, а в 59 % семей характеризуется неблагополучием в отношениях родителей и детей.

Проективная рисуночная методика «Моя семья» подтвердила полученные результаты. Анализируя рисунки детей, мы обращали внимание на ряд деталей: на сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдалённости их друг от друга, на место ребёнка среди них. Обращали внимание на  то, с кого ребёнок начинает рисовать семью, кого «забыл», а кого «добавил» в рисунок, кто нарисован контуром, а кто вырисован до деталей, на цветовую гамму рисунка.

По результатам анализа рисунков детей мы выявили некоторые виды отношений, сложившихся в семье. Так, например, эмоциональная привязанность ребёнка к одному из родителей изображается таким образом, что ребёнок находится с ними рядом и величина пространства между ними минимальна, руки их соединены между собой или они заняты одним делом. В таких рисунках использованы тёплые тона, яркие цвета (рисунки большинства детей - 65 %). Было также выявлено эмоциональное непринятие, неблагополучие ребёнка в семье, когда он ощущает себя лишним и ненужным. Он не хочет рисовать свою семью или рисует, «забыв» нарисовать себя. Довольно часто в таких рисунках между ребёнком и членами его семьи находятся какие-то предметы, что свидетельствует о разобщенности семьи. Фигура испытуемого на рисунке маленькая, одежда незаметная, детали отсутствуют. Чаще всего ребёнок рисует себя в последнюю очередь, использует холодные тона в передаче сюжета (подобные признаки наблюдаются в рисунках 35 % испытуемых). Если ребенок «забыл» нарисовать себя, то это говорит о наличии внутрисемейного конфликта, своим рисунком он демонстрирует реакцию протеста против непринятия его в семье, отсутствие чувства общности с семьей. На вопрос, почему они не нарисовали себя, были такие ответы: «Мама гладит, папа футбол смотрит, а я гуляю», «Не хватило места», «Я не умею рисовать себя, а маму с папой умею».

Таким образом, анализ рисунков по методике «Рисунок семьи» показал, что у 35 % детей обнаруживаются некоторые нарушения в детско-родительских отношениях, что соотносится с данными опросника для родителей и бесед  с детьми.

Для подтверждения статистической значимости полученных результатов был проведен корреляционный анализ (по Спирмену). Корреляционный анализ  применялся с целью выявления связи между показателями эмоционального неблагополучия старших дошкольников и следующими особенностями детско-родительских отношений: эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (0,469 при p≤ 0,001), отвержение ребенка родителем (0,542 при p≤ 0,001), непоследовательность родителя (0,385 при p≤ 0,001). Таким образом, полученные в исследовании результаты показали, что существует статистически значимая положительная взаимосвязь между показателями эмоционального неблагополучия ребенка и деструктивными особенностями детско-родительских отношений.

Выводы

Около трети современных детей старшего дошкольного возраста испытывают высокий уровень эмоционального неблагополучия, который выражается в нестабильности и неадекватности эмоционального реагирования при взаимодействии с окружающими людьми, в доминировании отрицательных эмоций. Для этих детей характерно преобладание тревожности и страхов, неуверенности в себе и заниженной самооценки.

Среди наиболее значимых причин, вызывающих эмоциональное неблагополучие детей, выделяются нарушения в детско-родительских отношениях.

Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что проявление эмоционального неблагополучия у детей старшего  дошкольного связано со следующими особенностями детско-родительских отношений: излишняя эмоциональная дистанция между родителями и ребенком, отвержение ребенка родителем, непоследовательность родителя.

Рецензенты:

Плетенева И.Ф., д.п.н., профессор кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец;

Пронина А.Н., д.п.н., профессор кафедры психофизиологии и педагогической психологии ФБГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец.