Перемены в общественной жизни и культуре требуют модернизации системы подготовки специалистов, выработки новых технологий в образования, реализующих обучение студента необходимыми профессиональными компетенциями. С внедрением новых технологий расширяется спектр информационных ресурсов услуг, тем самым создаются условия для формирования единого образовательного пространства с обновленным содержанием образования. В процессе образования активно применяются инновационные формы обучения, в частности мультимедийные, происходит формирование новых направлений образования отвечающим потребностям современного общества в новом тысячелетии.
Анализ понятия «система образования» был бы неполным без рассмотрения понятия «обучение». Согласно высказыванию В.И. Вдовюка, обучение представляет собой «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности» [2].
По мнению Л.Г. Семушиной, М.Г. Гаргунова обучение есть «двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающий и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека» [3].
Достоинства интеграции новых методов обучения в учебный процесс это:
· возможность сочетания логического и образного способов освоения информации;
· активизация мыслительной деятельности обучающихся с использованием средств наглядности;
· интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса в информационно-коммуникационном пространстве, позволяющем студенту в полной степени реализовывать свои потенциальные возможности.
Следовательно, новые информационно-коммуникационные технологии открывают двоякие возможности их использования в системе высшего образования
Следует отметить, что с понятием «обучение» напрямую связано понятие «технология обучения». В социологическом словаре данное понятие трактуется как «способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на достижение заданного результата» [1]. Ф.А. Фрадкин рассматривает технологию обучения как «системное, концептуальное, объектированное описание деятельности преподавателя и обучающегося, нацеленное на достижение образовательных целей» [8]. Обобщая указанные определения, автор включает в структуру этого понятия: содержательную часть (цели, содержание обучения) и процессуальную часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности студентов, деятельность преподавателя по управлению образовательным процессом).
В действующем Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», присутствует определение «электронное обучение», которое не в полной мере является синонимом дистанционного обучения [9]. Электронное обучение подразумевает доставку всего образовательного материала в электронном виде с использованием компьютерных сетей.
Компьютеризация образовательного процесса поспособствовала зарождению новых технологий в образовании, позволяющих студентам обучаться на расстоянии от основного вуза. Это привело к возникновению дистанционного образования, которое в настоящее время является предметом активной научной дискуссии.
Раскрывая сущность понятия «дистанционное обучение», В.Г. Домрачеев характеризует его как «новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видеотехники, аудиотехники, космической и оптоволоконной техники» [5]. В свою очередь А.Н. Тихонов говорит о дистанционном обучении как «важном направлении поддержки научного потенциала высшей школы. Значение данного вида обучения заключается в широком предоставлении возможности получения населению качественного и мобильного образования» [6].
Дистанционному обучению присущи характерные черты:
· быстрота: возможность в сжатые сроки получить образование;
· массовость: образование становится общедоступным;
· гибкость: возможность получать образование в удобное для себя время и сроки и независимо от места расположения образовательного учреждения;
· совместимость: получение образования без отрыва от производства;
· технологичность: использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
· социальное равноправие: равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося [6].
Интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. Авторами отмечается ряд преимуществ организации учебного процесса с использованием компьютерных технологий:
· организация активной познавательной деятельности обучающихся;
· оптимизация образовательного процесса;
· увеличение объема получаемой информации;
· стимулирование творческих способностей обучающихся;
· возможность реализации индивидуального обучения.
Таким образом, в силу специфичности образовательной среды, дистанционное обучение имеет свои особенности, позволяющие студентам получать знания на расстоянии в любое удобное для них время [4].
Для выявления основных факторов, влияющих на эффективность развития дистанционного образования в высшей школе, был проведен социологический опрос. Всего было опрошено 90 экспертов. Одновременно опросу подлежали 125 студентов.
В ходе опроса определена степень важности внедрения технологий дистанционного обучения в образовательный процесс. Выявлено, что большинство экспертов отметили необходимость использования данной образовательной технологии (77,7 %), 22,3 % говорят о росте значимости дистанционных технологий обучения только в ближайшем будущем. Все эксперты сошлись во мнении, что «данные технологии важны, поскольку расширяют границы образовательного взаимодействия»; «важны, поскольку дают возможность обучаться вне зависимости от расположения вуза и занятости обучающегося»; «дают больше возможностей для вузов в условиях глобализации» [7].
При этом обосновали свой ответ следующим образом: «сейчас информационная инфраструктура систем дистанционного обучения в университетах не достаточно развита, хотя спрос на дистанционные образовательные услуги возрастает с каждым годом».
На вопрос «Какова цель получения профессионального образования в форме дистанционного обучения?» ответы распределились следующим образом (рис.1):
Рис. 1. Мнения респондентов и экспертов в отношении выбора вида обучения, в %
Респонденты выразили личную заинтересованность в получении высшего образования (59 %). Одновременно подчеркнули производственную необходимость (47 %) как важнейший фактор приобретения дистанционного образования. Большинство экспертов (88,8 % опрошенных) полагают, что в вузах только начинается процесс внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс и лишь 11,2 % респондентов отметили, что технологии дистанционного обучения студентов находятся на высоком уровне. Низкий уровень внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения в университетах объясняется тем, что руководители вузов лишь недавно осознали всю важность дистанционного обучения студентов для роста экономических показателей и уровня конкурентоспособности высших учебных заведений.
При определении основных проблем в области ДО, ответы респондентов распределились следующим образом: в полной мере не решен вопрос о признании данной формы обучения и соответственно получения документа об образовании; часто возникают со стороны работодателей сомнения в качестве полученного образования. К тому же 49 % студентов указали на ослабленный контроль со стороны государства и руководства учебным заведением за качеством образовательной деятельностью.
Ответы экспертов аналогичны: недостаточный контроль получаемых знаний и умений, низкое качество дистанционного образования (48 %). Дополнением является сомнение работодателей в компетентности специалистов, получивших образование дистанционно (88 %). (рис. 2).
Рис. 2. Мнения опрошенных о проблемах в организации
дистанционного обучения, в %
К числу трудностей можно также отнести несформированность навыков у обучающихся рационального планирования самостоятельной работы с учебными материалами, сложностями в общении с преподавателем по электронной почте.
Особую значимость обретает ответ на вопрос: «Какие мероприятия следует провести по совершенствованию дистанционного образования?». Ответы респондентов прозвучали убедительно в отношении установления жесткого контроля за качеством подготовки специалистов в дистанционном режиме (83 %), указывают на необходимость социального партнерства в разработке образовательных программ (47 %), указывают на официальное признание документа об образовании, полученного дистанционно (35 %).
По мнению экспертов, для совершенствования системы ДО следует усилить практическую часть в дистанционном образовании (67 %), сочетать дистанционное образование с очной формой обучения (39 %), а также признание полученного документа об образовании работодателями (36 %). Основная масса работодателей (88 %) считает, что следует усилить контроль за качеством ДО, 82 % высказались за сочетание дистанционного образования с очной формой обучения. Для успешного внедрения технологий ДО требуется координация действий и усилий по данному направлению, предоставление дистанционному обучению официального статуса, гарантирующего выдачу документов государственного образца по результатам получения образования по технологиям ДО.
Таким образом, образование становится способом обмена информацией между людьми на протяжении всей их жизнедеятельности и предполагает не только усвоение полученных знаний, но и отдачу своих в обмен на полученные. Активный информационный обмен становится сущностью всего процесса информатизации, приобретает глобальный характер и становится определяющим признаком уровня развития государства в мировом сообществе. Это означает, что движение человечества к информационному обществу лежит через систему дистанционного образования.
Рецензенты:
Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;
Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.