Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE FUTURE TEACHER-BACHELOR’S DEGREE IN BILINGUAL

Varlamova V.A. 1
1 FSAEI VPO "North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova"
Described in an article devoted to the study of structural and substantial model of formation of information competence of the future teachers of undergraduate majors in the enlarged group in "Vocational training" with regard to language proficiency in a bilingual. To create a full-fledged process of formation of information competence of the future teachers of undergraduate professional education, it is necessary approaches that take into account the peculiarities of the environment, lifestyle and national culture, etc. That is the purpose of ethnopedagogization educational process in this paper attempts to formation of information competence of the future teachers on the basis of the principle of regionalization. In this regard, it was developed and presented substantial model of formation of information competence of the future teachers of vocational training in the conditions of bilingualism. The model of the formation of information competence of the future teachers is the following: value-semantic, cognitive, emotional and volitional, behavioral, reflective. Criteria that evaluate the levels of formation at the future teachers. The main criteria we have chosen: awareness of choice of life values and meanings residence of life, the activity of the individual in the process of formation of information competence, development of self-esteem. In the federal state educational standard of higher education in "Vocational training" highlighted a number of competencies that can serve as components of information competence.
model
the principle of regionalization
future teacher-bachelor
vocational training
information competence
bilingualism
Национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития будущих педагогов профессионального обучения и включает следующие цели: создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей коренных народов Севера; создание условий, обеспечивающих самоидентификацию будущих педагогов.

В качестве одной из основных практических задач для достижения вышеуказанных целей выделяют повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения, в том числе и будущих информатиков, которые реализуют общеобразовательные программы с этническим (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (якутском) и на неродном (русском) языках. Этнические компоненты образовательных программ учитывают особенности языка, народного быта, этнопсихологии и национального менталитета, поскольку они образуют среду, в которой происходит формирование и развитие личности.

В связи с этим для создания полноценного формирования информационной компетентности [1] будущих педагогов по укрупненным группам специальностей по направлению «Профессиональное обучение», на наш взгляд,  необходимы такие подходы,  учитывающие особенности среды обитания, образа жизни, национальную культуру и т.д. Именно в целях этнопедагогизации учебного процесса в данной работе предпринята попытка формирования  информационной компетентности будущих педагогов на основе принципа регионализации с учетом перечисленных выше обстоятельств. 

Для решения рассматриваемой  проблемы нами поставлена следующая цель - теоретически обосновать и разработать структурно-содержательную модель формирования  информационной компетентности бакалавров  -  будущих педагогов профессионального обучения с учетом языковой подготовленности в условиях двуязычия.

Материал и методы исследования

На основе проведенной работы по реализации принципа регионализации с учетом языковой подготовленности будущих педагогов по укрупненным группам специальностей профессионального обучения (информатика и вычислительная техника, экономика управления и транспорт) проводились обработки и анализы результатов исследования в процессе преподавания блока информационных дисциплин основной образовательной программы бакалавра по направлению педагогического образования [8].

Площадкой опытно-экспериментальной работы является Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение Высшее Профессиональное образование «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (2011-2015 гг.). Всего в исследовании приняло участие более 80 студентов группы информатики и вычислительной техники (ИВТ), экономика управления (ЭУ) и транспорт (Т) очной формы обучения. Педагогический эксперимент проводился в три этапа (констатирующий, поисковый и формирующий).

В проведенной нами научной работе использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ философско-социологической, методологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; системный анализ; обобщение; классификация; моделирование; педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение

В ФГОС ВПО по направлению «Профессиональное обучение» выделен целый ряд компетенций, которые могут выступать как составляющие информационной компетентности [2]. В частности, для будущих педагогов профессионального обучения определены общекультурные, профессиональные и специальные компетенции. При этом анализ сущностных характеристик вышеперечисленных компетенций и их компонентного состава показывает, что в общем виде любая компетентность содержит следующие элементы: 1) положительная мотивация к проявлению деятельности; 2) ценностно-смысловые представления о содержании и результате деятельности; 3) знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности; 4) умение и опыт успешного выполнения действий на основе имеющихся знаний.

Следует отметить, что национальная образовательная политика РФ направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития молодежи и включает следующие цели: создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей коренных народов Севера; создание условий, обеспечивающих самоидентификацию обучающихся [6].

В качестве одной из основных практических задач для достижения вышеуказанных целей выделяют повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения, в том числе и будущих информатиков, которые реализуют общеобразовательные программы с этническим (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (якутском) и неродном (русским) языках. Этнические компоненты образовательных программ учитывают особенности языка, народного быта, этнопсихологии и национального менталитета, поскольку они образуют среду, в которой происходит формирование и развитие личности [4].

В связи с этим для создания полноценной методики формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального образования, необходимо подходы, учитывающие особенности среды обитания [3], образа жизни, национальную культуру и т.д. Именно в целях этнопедагогизации учебного процесса в данной работе предпринята попытка формирования  информационной компетентности будущих педагогов на основе принципа регионализации с учетом перечисленных выше обстоятельств. 

Следует отметить, что нами проведенный анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме выявления сущности понятия «информационная компетентность» показывает существование значительного разброса в ее толковании, который свидетельствует о незаконченности процесса оформления новой педагогической дефиниции.

Для нас важным является выделение М.Н. Лабиковой ценностного аспекта: информационная компетентность является важнейшей ценностью, которая проявляется в деятельности педагога и реализуется в многообразной и поликультурной среде. Педагог, успешно реализующий свою профессиональную деятельность в личностно-ориентированной модели образования,  должен обладать развитой информационной компетентностью. В связи с этим возникает необходимость формирования информационной компетентности у педагога, которого рассматривают как пример, как образец человека, имеющего информационную компетентность мировоззрения и реализующего компетентное поведение. Именно компетентный педагог может приобщить бакалавров к информационным компетентным ценностям, осуществляя их ориентацию на компетентное поведение в процессе обучения и в своей будущей профессиональной деятельности [5].

В этой связи нами была разработана и представлена содержательная модель [7] формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения по укрупненным группам специальности в условиях двуязычия, органично сочетающая в себе последовательные этапы формирования информационной компетентности бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения в условиях двуязычия.

Структурно-содержательная модель представляет следующие компоненты: ценностно-смысловой компонент, когнитивный компонент, эмоционально-волевой компонент, поведенческий компонент, рефлексивный компонент.

Вышеперечисленные компоненты структурно-содержательной модели является совокупностью составляющих данного процесса, которые характеризуют эмоциональное, ценностное отношение личности к формированию информационной компетентности бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения с учетом языковой подготовленности.

В связи с тем, что результатом реализации принципа регионализации образования является формирование информационной компетентности, необходимо определить критерии, которые оценивают уровни сформированности у будущих педагогов. В качестве основных критериев нами выбраны осознанность выбора жизненных ценностей и смыслов местожительства, жизнедеятельности, активность личности в формировании информационной компетентности, степень развитости самооценки.

Структурно-содержательная модель формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения является динамической моделью, описывающей процессы изменения, происходящие при обучении бакалавров-будущих педагогов в условиях двуязычия. 

Основываясь на этом, мы строим процесс формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения на основе актуализации его мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного  компонентов, органично дополняющих систему этого понятия.

Таким образом, можно сделать заключение, что основу структурно-содержательной модели формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в условиях двуязычия составляет гипотетически обусловленный и теоретически обоснованный единый процесс формирования  четырех взаимосвязанных компонентов информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного, как важнейших составляющих современной профессиональной компетентности педагога.

Рецензенты:

Голиков А.И., д.п.н., профессор, директор Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Прокопьева М.М., д.п.н., профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.