В качестве одной из основных практических задач для достижения вышеуказанных целей выделяют повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения, в том числе и будущих информатиков, которые реализуют общеобразовательные программы с этническим (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (якутском) и на неродном (русском) языках. Этнические компоненты образовательных программ учитывают особенности языка, народного быта, этнопсихологии и национального менталитета, поскольку они образуют среду, в которой происходит формирование и развитие личности.
В связи с этим для создания полноценного формирования информационной компетентности [1] будущих педагогов по укрупненным группам специальностей по направлению «Профессиональное обучение», на наш взгляд, необходимы такие подходы, учитывающие особенности среды обитания, образа жизни, национальную культуру и т.д. Именно в целях этнопедагогизации учебного процесса в данной работе предпринята попытка формирования информационной компетентности будущих педагогов на основе принципа регионализации с учетом перечисленных выше обстоятельств.
Для решения рассматриваемой проблемы нами поставлена следующая цель - теоретически обосновать и разработать структурно-содержательную модель формирования информационной компетентности бакалавров - будущих педагогов профессионального обучения с учетом языковой подготовленности в условиях двуязычия.
Материал и методы исследования
На основе проведенной работы по реализации принципа регионализации с учетом языковой подготовленности будущих педагогов по укрупненным группам специальностей профессионального обучения (информатика и вычислительная техника, экономика управления и транспорт) проводились обработки и анализы результатов исследования в процессе преподавания блока информационных дисциплин основной образовательной программы бакалавра по направлению педагогического образования [8].
Площадкой опытно-экспериментальной работы является Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение Высшее Профессиональное образование «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (2011-2015 гг.). Всего в исследовании приняло участие более 80 студентов группы информатики и вычислительной техники (ИВТ), экономика управления (ЭУ) и транспорт (Т) очной формы обучения. Педагогический эксперимент проводился в три этапа (констатирующий, поисковый и формирующий).
В проведенной нами научной работе использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ философско-социологической, методологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; системный анализ; обобщение; классификация; моделирование; педагогический эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение
В ФГОС ВПО по направлению «Профессиональное обучение» выделен целый ряд компетенций, которые могут выступать как составляющие информационной компетентности [2]. В частности, для будущих педагогов профессионального обучения определены общекультурные, профессиональные и специальные компетенции. При этом анализ сущностных характеристик вышеперечисленных компетенций и их компонентного состава показывает, что в общем виде любая компетентность содержит следующие элементы: 1) положительная мотивация к проявлению деятельности; 2) ценностно-смысловые представления о содержании и результате деятельности; 3) знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности; 4) умение и опыт успешного выполнения действий на основе имеющихся знаний.
Следует отметить, что национальная образовательная политика РФ направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития молодежи и включает следующие цели: создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей коренных народов Севера; создание условий, обеспечивающих самоидентификацию обучающихся [6].
В качестве одной из основных практических задач для достижения вышеуказанных целей выделяют повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения, в том числе и будущих информатиков, которые реализуют общеобразовательные программы с этническим (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (якутском) и неродном (русским) языках. Этнические компоненты образовательных программ учитывают особенности языка, народного быта, этнопсихологии и национального менталитета, поскольку они образуют среду, в которой происходит формирование и развитие личности [4].
В связи с этим для создания полноценной методики формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального образования, необходимо подходы, учитывающие особенности среды обитания [3], образа жизни, национальную культуру и т.д. Именно в целях этнопедагогизации учебного процесса в данной работе предпринята попытка формирования информационной компетентности будущих педагогов на основе принципа регионализации с учетом перечисленных выше обстоятельств.
Следует отметить, что нами проведенный анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме выявления сущности понятия «информационная компетентность» показывает существование значительного разброса в ее толковании, который свидетельствует о незаконченности процесса оформления новой педагогической дефиниции.
Для нас важным является выделение М.Н. Лабиковой ценностного аспекта: информационная компетентность является важнейшей ценностью, которая проявляется в деятельности педагога и реализуется в многообразной и поликультурной среде. Педагог, успешно реализующий свою профессиональную деятельность в личностно-ориентированной модели образования, должен обладать развитой информационной компетентностью. В связи с этим возникает необходимость формирования информационной компетентности у педагога, которого рассматривают как пример, как образец человека, имеющего информационную компетентность мировоззрения и реализующего компетентное поведение. Именно компетентный педагог может приобщить бакалавров к информационным компетентным ценностям, осуществляя их ориентацию на компетентное поведение в процессе обучения и в своей будущей профессиональной деятельности [5].
В этой связи нами была разработана и представлена содержательная модель [7] формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения по укрупненным группам специальности в условиях двуязычия, органично сочетающая в себе последовательные этапы формирования информационной компетентности бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения в условиях двуязычия.
Структурно-содержательная модель представляет следующие компоненты: ценностно-смысловой компонент, когнитивный компонент, эмоционально-волевой компонент, поведенческий компонент, рефлексивный компонент.
Вышеперечисленные компоненты структурно-содержательной модели является совокупностью составляющих данного процесса, которые характеризуют эмоциональное, ценностное отношение личности к формированию информационной компетентности бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения с учетом языковой подготовленности.
В связи с тем, что результатом реализации принципа регионализации образования является формирование информационной компетентности, необходимо определить критерии, которые оценивают уровни сформированности у будущих педагогов. В качестве основных критериев нами выбраны осознанность выбора жизненных ценностей и смыслов местожительства, жизнедеятельности, активность личности в формировании информационной компетентности, степень развитости самооценки.
Структурно-содержательная модель формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения является динамической моделью, описывающей процессы изменения, происходящие при обучении бакалавров-будущих педагогов в условиях двуязычия.
Основываясь на этом, мы строим процесс формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения на основе актуализации его мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов, органично дополняющих систему этого понятия.
Таким образом, можно сделать заключение, что основу структурно-содержательной модели формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в условиях двуязычия составляет гипотетически обусловленный и теоретически обоснованный единый процесс формирования четырех взаимосвязанных компонентов информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного, как важнейших составляющих современной профессиональной компетентности педагога.
Рецензенты:
Голиков А.И., д.п.н., профессор, директор Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;
Прокопьева М.М., д.п.н., профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.