Реализация Закона «О полиции», введение новых Госстандартов в рамках обеспечения повышения качества образования и оценивания выпускников юридических вузов МВД в компетентностном формате вызывает необходимость проанализировать и внедрить современные технологии в процесс обучения и аттестации сотрудников полиции как элемента системы мониторинга качества образования по специальности правоохранительная деятельность.
В тоже время, следует констатировать, что накопленный опыт по внедрению компетентностного подхода, не позволяет с высокой эффективностью формировать профессиональные компетенций сотрудников полиции в содержании специализированных дисциплин в юридических вузах МВД России. Таким образом, возникала потребность в разработке технологии формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности "Правоохранительная деятельность", что определяет актуальность данной работы.
Цель исследования: разработать и внедрить технологию формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности "Правоохранительная деятельность".
Основная идея работы заключается в разработке технологии формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности "Правоохранительная деятельность", обеспечивающей раскрытие требований заданных Госстандартом в содержании специализированных дисциплин, через выбор эффективных методов и форм обучения, мониторинга компетенций, обеспечивающего достижение заданной цели образования не зависимо от исходного уровня обучаемых, а также технологизацию основных педагогических процессов, с сохранением ранее накопленного положительного опыта в системе профессионального образования.
Нами уточнены взгляды на разработку педагогических технологий [2, 6], в этом процессе мы выделяем четыре этапа:
1. Педагогическое моделирование - создание модели, определение идеального образа будущей педагогической системы, процессов или ситуаций, в которых он будет реализовываться.
2. Педагогический эксперимент - проверка эффективности созданной модели.
3. Педагогическое конструирование - создание проекта, доработка и дальнейшая разработка элементов модели с учетом данных, полученных в эксперименте, доведение результатов до практического применения.
4. Оформление и реализация технологии - применение на практике содержания проекта в конкретных условиях с реальными участниками образовательного процесса.
Проведенное исследование позволило уточнить сущность понятия «Профессиональная компетенция» по специальности «Правоохранительная деятельность сотрудника полиции», и определить его как интегративное качество личности, обладающей специальными знаниями, навыками и владеющей методами и способами решения профессиональных задач, формируемое при прохождении специализированных дисциплин, отражающих содержание специализации правоохранительной сферы деятельности. С учетом данного положения требования к формированию профессиональных компетенций конкретизируются и раскрываются в содержании дисциплин специализированных кафедр, с определением методов, форм их формирования и мониторинга в вузах МВД России.
В исследовании формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции раскрывается в следующих областях: правотворческой, правоприменительной, оперативно-служебной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической [3].
Формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции имеет свою специфику, которая связана со сложностями и рисками выполняемых служебных задач, их высокой социальной ответственностью, ограниченным временем обучения, информационными и интеллектуальными ресурсами. Профессиональные компетенции проявляются в следующих отношениях: к самому себе как личности и субъекту деятельности, к взаимодействию с другими людьми, к выполнению профессиональных обязанностей.
Особенностью формирования профессиональных компетенций сотрудника полиции является то, что их деятельность определяется широким кругом служебных обязанностей и функциональных ролей, например, таких как: сотрудника, юриста, руководителя, организатора, воспитателя, исследователя [5].
Анализ различных источников позволил выделить следующие факторы обеспечивающие процесс формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции, которые подразделяются на объективные, относящиеся к педагогической среде и требованиям к высшему образованию, а также, субъективные связанные с личностно-психологическими особенностями субъектов деятельности. Это положение отражает двусторонность педагогического процесса и его обусловленность активностью личностей обучаемого и преподавателя.
С учетом раскрытых теоретических положений сконструирована модель, структура которой включает следующие блоки: целевой блок (цель, задачи, принципы); организационный блок (разработка последовательности формирования и мониторинга, профессиональные роли, этапы формирования профессиональных компетенций; содержательный блок (компоненты профессиональных компетенций, области правоохранительной деятельности, методы и формы формирования и мониторинга; диагностический блок (критерии, уровни и результат сформированности профессиональных компетенций).
Для достижения цели в модели решаются следующие задачи: 1) определить порядок формирования профессиональных компетенций для специализированных дисциплин; 2) создать систему мониторинга профессиональных компетенций; 3) разработать технологические компоненты формирования профессиональных компетенций.
Специфика модели формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции заключается в том, что составляющие ее компетенции выделены через основные виды профессиональной деятельности: оперативно-служебную, нормативно-правовую, организационно-аналитическую, коммуникативно-социальную и проявляются в личностном развитии, профессионально значимых качеств и способностей. Они реализуются в следующих областях правоохранительной деятельности: правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультативной, оперативно-служебной, организационно - управленческой, научно - исследовательской, педагогической [1]. Выявлено, что процесс формирования профессиональных компетенций основан на следующих принципах: преемственность методики формирования профессиональных компетенций и профессиональной подготовки; целенаправленный характер инетериоризации профессионально-значимых качеств; оптимальность решений, принимаемых в технологических процессах; эквифинальность при формировании профессиональных компетенций; алгоритмичность деятельности; системность и комплексность при их формировании и оценки.
Модель предполагает учитывать следующие педагогические условия формирования профессиональных компетенций: реализацию преемственности профессиональной подготовки и требования компетентностного подхода; комплексное применение инновационных и традиционных средств; обеспечение процесса стимулирования профессионального самообразования за счет реализации модульно-рейтингового подхода; реализацию проектирования целесообразного содержания профессиональных компетенций по специальным дисциплинам; учет принципов индивидуализации и дифференциации в образовательный процесс [1], через систему мониторинга формирования профессиональных компетенций; внедрение предписаний алгоритмического типа для разработки последовательности формирования и мониторинга профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе МВД России.
Анализ содержания различных подходов к определению педагогической технологии [4,7], их обобщение, и раскрытие применительно для нашего исследования позволяет определить следующую ее сущность. Педагогическая технология - специальный набор форм, методов и приёмов, применяемых в образовательном процессе юридического института МВД России на основе целей и задач правоохранительной деятельности, приводящих к достижению прогнозируемого результата с допустимой нормой отклонения уровней сформированности ПК, а также описанием алгоритмических предписаний обучения и мониторинга его качества, и обеспечением учебно-методическими материалами.
Учитывая данное определение и общие требование к технологии, в работе технология формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности «Правоохранительной деятельность», содержательно раскрывается как общепедагогическая (общедидактическая), характеризует целостный образовательный процесс в юридическом институте МВД России, для академической степени бакалавр (магистр).
В технологии выделены этапы формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции в образовательном процессе. Первый этап - общепрофессиональный (вводный), в ходе которого обучаемые приобретают теоретические знания по основным направлениям правоохранительной деятельности. Второй этап - профессиональный (основной), обучаемые приобретают практические умения по реализации методик решения профессиональных задач. Третий этап - компетентностный (завершающий), при котором завершается формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции через закрепление личностно-профессиональных свойств.
Применительно для нашего исследования основные требования к педагогической технологии реализуются следующим образом: концептуальность - реализация компетентностного подхода, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей; универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного "предмета") может применяться независимо от дисциплины; воспроизводимость - возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими педагогами; эффективность - гарантированное достижение требований Госстандарта, за счет применения активных методов обучения и внедрения мониторинга в формирование профессиональной компетентности; тиражируемость - воспроизводимость результатов обеспечивается выделением условий и рекомендаций по реализации компетентностного подхода; управляемость образовательного процесса осуществляется на основе созданных алгоритмических предписаний основных технологических процессов, разработанных матриц и технологических карт.
Элементами технологических процессов разработки профессиональных компетенций были выделены и подготовлены матрицы и карты содержания специализированных дисциплин, алгоритмические предписания выбора и адаптации активных форм и методов обучения, а также методов мониторинга.
Матрица профессиональных компетенций для дисциплин специализированных кафедр включает наименование профессиональной и содержание выбранной профессиональной компетенции для каждой дисциплины, изучаемой на кафедре по перечисленным выше областям.
Формирование профессиональных компетенций осуществляется с применением следующих адаптированных для каждой области и дисциплины активных методов и форм: специальные учения и военные игры, организационно-деятельностные и ролевые игры, тематические викторины, игровое проектирование, круглый стол, межотраслевое комплексное занятие, мозговая атака.
Мониторинг процессов обеспечивающих формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции в работе выделен как необходимый элемент технологии. В исследовании он определяется как комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых уровней ПК, зафиксированным в нормативных документах требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Содержание мониторинга раскрывается через организованный постоянный контроль, диагностику и реализацию мер по устранению несоответствия требуемому уровню сформированности профессиональных компетенций на всех этапах образовательного процесса. В образовательном процессе вуза МВД реализовывались следующие функции мониторинга: информационная, формирующая, оценочная, стимулирующая, коррекционная. При его проведении учитывались основные его требования: объективность, надёжность, системность, гуманистическая направленность, учет индивидуальных особенностей курсантов, корректность.
Для проведения мониторинга разработан комплекс методических средств: циклограмма и технологические карты мониторинга дисциплины; карты учета успеваемости курсантов по теоретическому и практическому обучению, комплект контрольно-оценочных средств по профессиональным модулям; паспорта контрольно-оценочных средств. Порядок проведения мониторинга по учебным программам включает входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточную и итоговую аттестацию курсантов.
Методы исследования. При проведении формирующего этапа с курсантами экспериментальной группы образовательный процесс проводился с учетом выявленных активных методов формирования профессиональных компетенций и их мониторинга, а также применялись разработанные учебно-методические материалы: учебно-методические и учебные пособия, раскрывающие активные методы обучения и мониторинга данного процесса, элементы профессиональной подготовки на различных этанах формирования профессиональных компетенций, информационные технологии подготовки сотрудников полиции.
Процесс формирования профессиональных компетенций реализует комплексный подход и включает систему методов и форм: специальные учения и военные игры, организационно-деятельностные и ролевые игры, тематические викторины, игровое проектирование, круглый стол, межотраслевое комплексное занятие, мозговая атака; а также методы мониторинга: методов модульно-рейтинговой системы оценки, стандартизированных и специализированных тестов с творческими заданиями, кейс метода, портфолио, методов развивающей личностной кооперации. Также применялись методы: комплексных квалификационных заданий, техники описательного заключения, событийно-поведенческое интервью и ценностных ожиданий [4,6].
Мониторинг оценки уровня усвоения профессиональных компетенций осуществлялся как с использованием традиционных, так и инновационных специальных оценочных средств, и, в частности, проверка эффективности разработанного подхода по формированию профессиональных компетенций оценивалась по следующим критериям: аксиологическому, конативному, мотивационному, эмотивному, когнитивному и уровням: повышенному, оптимальному, допустимому и недопустимому. Анализ результатов по достижению высших уровней, показал, что рост в экспериментальной группе составил от 22% до 34% по сравнению с контрольной по выделенным критериям эффективности.
Основные выводы. В работе выявлены особенности формирования профессиональных компетенций в содержании специализированных дисциплин, их мониторинга в образовательном процессе. Представлены основные компоненты технологии реализации компетентностного подхода в вузах МВД России. Показана роль и значение вуза и кафедры в реализации этого процесса. Обоснованы технологические элементы формирования ПК, такие как матрицы, карты, алгоритмические предписания определяющие последовательность и направления педагогической деятельности, раскрыта система активных методов и форм формирования и мониторинга профессиональных компетенций. Обосновано положение о том, что предлагаемый подход существенно повышает качество высшего образования в системе правоохранительной деятельности. Материалы реализованы в образовательном процессе различных вузов МВД России.
Проведённое исследование не раскрывает всех проблем внедрения компетентностного подхода в образовательную систему вузов МВД России, а представляет решение задачи по формирования профессиональных компетенций по специальности «Правоохранительная деятельность» в образовательном процессе. Требуют дальнейшей разработки вопросы совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции для различных подразделений и служб органов внутренних дел, как при продвижении по службе на различных должностях, так и в процессе повышения квалификации.
Рецензенты:
Федулов Б.А., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул;
Мошкин В.Н., д.п.н., доцент, профессор кафедры физической культуры Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул.