Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES POLICE OFFICERS OF THE MIA OF RUSSIA

Kalinin S.V. 1
1 FGKOU VPO «The Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia»
In the article the peculiarities of the development and contents of a technology of formation of professional competence of police officers in the study of specialized disciplines and their monitoring in the educational process. Basic components of a technology realization of the competence approach in higher education institutions of the MIA of Russia. The role and value of the University and of the Department in the implementation of this process. Grounded steps and technological elements of development of professional competences, such as matrices, maps, algorithmic instructions determine the sequence and direction of pedagogical activity, the disclosed system active methods and forms of formation and monitoring of professional competencies. Monitoring is highlighted as a necessary component of technology. The authors prove that the proposed approach significantly improves the quality of higher education in the system of law enforcement. The materials implemented in the educational process of various universities of the Ministry of internal Affairs of Russia.
matrix of competences
process maps
algorithmic requirements
matrices
methods of formation and monitoring of professional competencies
law enforcement
professional competence
competence approach
pedagogical technology
В условиях динамизма и масштабности функционирования современного общества остро встает вопрос об изменении целевых установок образования. В последнее время произошла переориентация оценки результатов образования с понятий «профессиональная подготовленность», «образованность», «воспитанность», на понятия «компетентность» и «компетенция», в связи с чем возникла настоятельная потребность организовывать образовательный процесс с учетом новых требований.

Реализация Закона «О полиции», введение новых Госстандартов в рамках обеспечения повышения качества образования и оценивания выпускников юридических вузов МВД в компетентностном формате вызывает необходимость проанализировать и внедрить современные технологии в процесс обучения и аттестации сотрудников полиции как элемента системы мониторинга качества образования по специальности правоохранительная деятельность.

В тоже время, следует констатировать, что накопленный опыт по внедрению компетентностного подхода, не позволяет с высокой эффективностью формировать профессиональные компетенций сотрудников полиции в содержании специализированных дисциплин в юридических вузах МВД России. Таким образом, возникала потребность в разработке технологии формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности "Правоохранительная деятельность", что определяет актуальность данной работы.

Цель исследования: разработать и внедрить технологию формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности "Правоохранительная деятельность".

Основная идея работы заключается в разработке технологии формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности "Правоохранительная деятельность", обеспечивающей раскрытие требований заданных Госстандартом в содержании специализированных дисциплин, через выбор эффективных методов и форм обучения, мониторинга компетенций, обеспечивающего достижение заданной цели образования не зависимо от исходного уровня обучаемых, а также технологизацию основных педагогических процессов, с сохранением ранее накопленного положительного опыта в системе профессионального образования.

Нами уточнены взгляды на разработку педагогических технологий [2, 6], в этом процессе мы выделяем четыре этапа:

1. Педагогическое моделирование - создание модели, определение идеального образа будущей педагогической системы, процессов или ситуаций, в которых он будет реализовываться.

2. Педагогический эксперимент - проверка эффективности созданной модели.

3. Педагогическое конструирование - создание проекта, доработка и дальнейшая разработка элементов модели с учетом данных, полученных в эксперименте, доведение результатов до практического применения.

4. Оформление и реализация технологии - применение на практике содержания проекта в конкретных условиях с реальными участниками образовательного процесса.

Проведенное исследование позволило уточнить сущность понятия «Профессиональная компетенция» по специальности «Правоохранительная деятельность сотрудника полиции», и определить его как интегративное качество личности, обладающей специальными знаниями, навыками и владеющей методами и способами решения профессиональных задач, формируемое при прохождении специализированных дисциплин, отражающих содержание специализации правоохранительной сферы деятельности. С учетом данного положения требования к формированию профессиональных компетенций конкретизируются и раскрываются в содержании дисциплин специализированных кафедр, с определением методов, форм их формирования и мониторинга в вузах МВД России.

В исследовании формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции раскрывается в следующих областях: правотворческой, правоприменительной, оперативно-служебной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической [3].

Формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции имеет свою специфику, которая связана со сложностями и рисками выполняемых служебных задач, их высокой социальной ответственностью, ограниченным временем обучения, информационными и интеллектуальными ресурсами. Профессиональные компетенции проявляются в следующих отношениях: к самому себе как личности и субъекту деятельности, к взаимодействию с другими людьми, к выполнению профессиональных обязанностей.

Особенностью формирования профессиональных компетенций сотрудника полиции является то, что их деятельность определяется широким кругом служебных обязанностей и функциональных ролей, например, таких как: сотрудника, юриста, руководителя, организатора, воспитателя, исследователя [5].

Анализ различных источников позволил выделить следующие факторы обеспечивающие процесс формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции, которые подразделяются на объективные, относящиеся к педагогической среде и требованиям к высшему образованию, а также, субъективные связанные с личностно-психологическими особенностями субъектов деятельности. Это положение отражает двусторонность педагогического процесса и его обусловленность активностью личностей обучаемого и преподавателя.

С учетом раскрытых теоретических положений сконструирована модель, структура которой включает следующие блоки: целевой блок (цель, задачи, принципы); организационный блок (разработка последовательности формирования и мониторинга, профессиональные роли, этапы формирования профессиональных компетенций; содержательный блок (компоненты профессиональных компетенций, области правоохранительной деятельности, методы и формы формирования и мониторинга; диагностический блок (критерии, уровни и результат сформированности профессиональных компетенций).

Для достижения цели в модели решаются следующие задачи: 1) определить порядок формирования профессиональных компетенций для специализированных дисциплин; 2) создать систему мониторинга профессиональных компетенций; 3) разработать технологические компоненты формирования профессиональных компетенций.

Специфика модели формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции заключается в том, что составляющие ее компетенции выделены через основные виды профессиональной деятельности: оперативно-служебную, нормативно-правовую, организационно-аналитическую, коммуникативно-социальную и проявляются в личностном развитии, профессионально значимых качеств и способностей. Они реализуются в следующих областях правоохранительной деятельности: правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультативной, оперативно-служебной, организационно - управленческой, научно - исследовательской, педагогической [1]. Выявлено, что процесс формирования профессиональных компетенций основан на следующих принципах: преемственность методики формирования профессиональных компетенций и профессиональной подготовки; целенаправленный характер инетериоризации профессионально-значимых качеств; оптимальность решений, принимаемых в технологических процессах; эквифинальность при формировании профессиональных компетенций; алгоритмичность деятельности; системность и комплексность при их формировании и оценки.

Модель предполагает учитывать следующие педагогические условия формирования профессиональных компетенций: реализацию преемственности профессиональной подготовки и требования компетентностного подхода; комплексное применение инновационных и традиционных средств; обеспечение процесса стимулирования профессионального самообразования за счет реализации модульно-рейтингового подхода; реализацию проектирования целесообразного содержания профессиональных компетенций по специальным дисциплинам; учет принципов индивидуализации и дифференциации в образовательный процесс [1], через систему мониторинга формирования профессиональных компетенций; внедрение предписаний алгоритмического типа для разработки последовательности формирования и мониторинга профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе МВД России.

Анализ содержания различных подходов к определению педагогической технологии [4,7], их обобщение, и раскрытие применительно для нашего исследования позволяет определить следующую ее сущность. Педагогическая технология - специальный набор форм, методов и приёмов, применяемых в образовательном процессе юридического института МВД России на основе целей и задач правоохранительной деятельности, приводящих к достижению прогнозируемого результата с допустимой нормой отклонения уровней сформированности ПК, а также описанием алгоритмических предписаний обучения и мониторинга его качества, и обеспечением учебно-методическими материалами.

Учитывая данное определение и общие требование к технологии, в работе технология формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности «Правоохранительной деятельность», содержательно раскрывается как общепедагогическая (общедидактическая), характеризует целостный образовательный процесс в юридическом институте МВД России, для академической степени бакалавр (магистр).

В технологии выделены этапы формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции в образовательном процессе. Первый этап - общепрофессиональный (вводный), в ходе которого обучаемые приобретают теоретические знания по основным направлениям правоохранительной деятельности. Второй этап - профессиональный (основной), обучаемые приобретают практические умения по реализации методик решения профессиональных задач. Третий этап - компетентностный (завершающий), при котором завершается формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции через закрепление личностно-профессиональных свойств.

Применительно для нашего исследования основные требования к педагогической технологии реализуются следующим образом: концептуальность - реализация компетентностного подхода, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей; универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного "предмета") может применяться независимо от дисциплины; воспроизводимость - возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими педагогами; эффективность - гарантированное достижение требований Госстандарта, за счет применения активных методов обучения и внедрения мониторинга в формирование профессиональной компетентности; тиражируемость - воспроизводимость результатов обеспечивается выделением условий и рекомендаций по реализации компетентностного подхода; управляемость образовательного процесса осуществляется на основе созданных алгоритмических предписаний основных технологических процессов, разработанных матриц и технологических карт.

Элементами технологических процессов разработки профессиональных компетенций были выделены и подготовлены матрицы и карты содержания специализированных дисциплин, алгоритмические предписания выбора и адаптации активных форм и методов обучения, а также методов мониторинга.

Матрица профессиональных компетенций для дисциплин специализированных кафедр включает наименование профессиональной и содержание выбранной профессиональной компетенции для каждой дисциплины, изучаемой на кафедре по перечисленным выше областям.

Формирование профессиональных компетенций осуществляется с применением следующих адаптированных для каждой области и дисциплины активных методов и форм: специальные учения и военные игры, организационно-деятельностные и ролевые игры, тематические викторины, игровое проектирование, круглый стол, межотраслевое комплексное занятие, мозговая атака.

Мониторинг процессов обеспечивающих формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции в работе выделен как необходимый элемент технологии. В исследовании он определяется как комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых уровней ПК, зафиксированным в нормативных документах требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Содержание мониторинга раскрывается через организованный постоянный контроль, диагностику и реализацию мер по устранению несоответствия требуемому уровню сформированности профессиональных компетенций на всех этапах образовательного процесса. В образовательном процессе вуза МВД реализовывались следующие функции мониторинга: информационная, формирующая, оценочная, стимулирующая, коррекционная. При его проведении учитывались основные его требования: объективность, надёжность, системность, гуманистическая направленность, учет индивидуальных особенностей курсантов, корректность.

Для проведения мониторинга разработан комплекс методических средств: циклограмма и технологические карты мониторинга дисциплины; карты учета успеваемости курсантов по теоретическому и практическому обучению, комплект контрольно-оценочных средств по профессиональным модулям; паспорта контрольно-оценочных средств. Порядок проведения мониторинга по учебным программам включает входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточную и итоговую аттестацию курсантов.

Методы исследования. При проведении формирующего этапа с курсантами экспериментальной группы образовательный процесс проводился с учетом выявленных активных методов формирования профессиональных компетенций и их мониторинга, а также применялись разработанные учебно-методические материалы: учебно-методические и учебные пособия, раскрывающие активные методы обучения и мониторинга данного процесса, элементы профессиональной подготовки на различных этанах формирования профессиональных компетенций, информационные технологии подготовки сотрудников полиции.

Процесс формирования профессиональных компетенций реализует комплексный подход и включает систему методов и форм: специальные учения и военные игры, организационно-деятельностные и ролевые игры, тематические викторины, игровое проектирование, круглый стол, межотраслевое комплексное занятие, мозговая атака; а также методы мониторинга: методов модульно-рейтинговой системы оценки, стандартизированных и специализированных тестов с творческими заданиями, кейс метода, портфолио, методов развивающей личностной кооперации. Также применялись методы: комплексных квалификационных заданий, техники описательного заключения, событийно-поведенческое интервью и ценностных ожиданий [4,6].

Мониторинг оценки уровня усвоения профессиональных компетенций осуществлялся как с использованием традиционных, так и инновационных специальных оценочных средств, и, в частности, проверка эффективности разработанного подхода по формированию профессиональных компетенций оценивалась по следующим критериям: аксиологическому, конативному, мотивационному, эмотивному, когнитивному и уровням: повышенному, оптимальному, допустимому и недопустимому. Анализ результатов по достижению высших уровней, показал, что рост в экспериментальной группе составил от 22% до 34% по сравнению с контрольной по выделенным критериям эффективности.

Основные выводы. В работе выявлены особенности формирования профессиональных компетенций в содержании специализированных дисциплин, их мониторинга в образовательном процессе. Представлены основные компоненты технологии реализации компетентностного подхода в вузах МВД России. Показана роль и значение вуза и кафедры в реализации этого процесса. Обоснованы технологические элементы формирования ПК, такие как матрицы, карты, алгоритмические предписания определяющие последовательность и направления педагогической деятельности, раскрыта система активных методов и форм формирования и мониторинга профессиональных компетенций. Обосновано положение о том, что предлагаемый подход существенно повышает качество высшего образования в системе правоохранительной деятельности. Материалы реализованы в образовательном процессе различных вузов МВД России.

Проведённое исследование не раскрывает всех проблем внедрения компетентностного подхода в образовательную систему вузов МВД России, а представляет решение задачи по формирования профессиональных компетенций по специальности «Правоохранительная деятельность» в образовательном процессе. Требуют дальнейшей разработки вопросы совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции для различных подразделений и служб органов внутренних дел, как при продвижении по службе на различных должностях, так и в процессе повышения квалификации.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул;

Мошкин В.Н., д.п.н., доцент, профессор кафедры физической культуры Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул.