В настоящее время общество характеризуется стремительными изменениями и преобразованиями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности, а так же и личность. Молодому поколению людей, как основе будущего страны, его проблемам и развитию уделяют большое внимание многочисленные исследования, касающиеся вопросов уровня их подготовки, функций образования, его положения в формировании личности, процесса обучения, влияния различных процессов и факторов на личность. Для индивида период молодости – период жизненного старта, время поиска себя, раскрытия своих талантов и задатков, оценки своих возможностей и способностей. Именно молодые люди, а это 30% населения планеты, займут со временем ведущие позиции в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества [6].
Согласно действующему закону «О государственной и молодежной политике в Удмуртской Республике» и проекту закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» границы молодежного возраста определяются от 14 до 30 лет [1]. Молодежь – это наиболее мобильная часть населения с присущей ей быстрой адаптацией к условиям и требованиям изменяющейся жизни. Важно учитывать психофизиологические, экономические и социальные критерии, т.к. молодые люди – наиболее динамичная часть общества, проходящая стадию формирования организма и психики, и относящаяся к довольно неокрепшей физически и духовно возрастной группе. Молодежь находится на пороге вступления в жизнь, проходя стадию социализации и готовясь к усвоению и выполнению социальных ролей. На молодежный возраст приходится главные события в жизни человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.
Основной период молодости приходится на стадию получения высшего профессионального образования, когда происходит становление характера, формируется человек как специалист, развиваются личностные и профессиональные качества [3]. Этот период стратегически важен для становления и развития полноценной личности – происходит завоевание положения в обществе, идет стадия выбора и принятия решений, затрагивающих будущее.
Студенческая молодежь представляет собой огромный интеллектуальный, управленческий, духовный и научный потенциал страны. Это – молодые люди, которым характерны специфические условия жизни и труда, имеющие определенное общественное положение, роль и статус, отличающиеся от других социальных групп формами организации жизнедеятельности, «локализацией» образа жизни в стенах ВУЗа, студенческой группы, общежитии. Одним из важнейших факторов, способных оказать влияние на процесс самореализации молодежи выступают показатели качества жизни и здоровья.
По данным исследователей состояние здоровья студентов ухудшается от первого к старшим курсам за счет увеличения числа хронических заболеваний. Чаще это патология костно-мышечной системы, органов пищеварения, центральных и вегетативных отделов нервной системы, системы кровообращения, органа зрения, эндокринной системы, расстройства питания, заболевания женских и мужских половых органов [5].
Основой формирования личности специалиста и высокой профессиональной пригодности в будущем является нормальное психофизиологическое, психоэмоциональное состояние студентов во время обучения в ВУЗе. Современные условия обучения в ВУЗе, наряду с другими факторами, влияют на здоровье студента, вызывая психоэмоциональное напряжение. Между тем, основу умственной работоспособности составляют именно психоэмоциональные качества индивида. В психологии и социологии отмечается возрастающий интерес к проблеме отношения молодого поколения к своему здоровью, связь его с полом, с профессией. Для молодого поколения ценность здоровья как средства достижения определенных целей важнее, чем ценность его как средства жить долго и полноценно. Однако, вследствие высоких психоэмоциональных и умственных нагрузок и несформированности здоровьесберегающего поведения возможно развитие психосоматической патологии, и как следствие снижение качества жизни.
Современные исследователи отмечают многогранность содержания понятия качества жизни, отводя главенствующую роль психологической составляющей и социальному статусу как способности осуществлять жизнедеятельность с той или иной интенсивностью [2,7]. Сегодня, как за рубежом, так и в нашей стране учеными разрабатываются новые методики по его оценке. Это отражено в Стратегии Национальной безопасности России до 2020 г., в которой сказано, что для устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности приоритетным является повышение КЖ российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Это особенно актуально в отношении студенчества, в виду неуклонного снижения качества здоровья у значительной части молодежи, что связывают с несформированностью у них жизненно необходимых социальных компетенций [4].
Целью нашего исследования явилась сравнительная оценка КЖ и показателей психологического состояния студенток медицинского и гуманитарного ВУЗов.
Материал и методы.
В протокол исследования включены 220 студенток вузов Удмуртии. В группу наблюдения вошли 115 студенток медицинской академии, в группу сравнения – 105 студенток Удмуртского государственного университета. Средний возраст обследованных составил 23,2±0,2 и 22,9±0,2 года, соответственно.
Для определения качества жизни использовали русскоязычный аналог универсального международного опросника изучения КЖ «SF-36 Health status survey» разработанного в Центре изучения медицинских результатов США в 1992 г. В опросник входят следующие шкалы: физическое функционирование – отражающее степень влияния здоровья на ограничение повседневной физической активности; ролевое физическое функционирование – влияние физического состояния на ролевое функционирование; интенсивность боли – влияние боли на способность заниматься повседневной деятельностью; общее здоровье – оценка больным своего состояния здоровья в данный момент; жизнеспособность – ощущение себя полным сил и энергии; социальное функционирование – определяет степень, в которой физическое и эмоциональное состояние ограничивает социальную активность; ролевое эмоциональное функционирование – влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование в повседневной деятельности; психическое здоровье – оценка психического здоровья, настроения. Первые четыре шкалы характеризуют физическое здоровье, последующие – психологическое. Результаты представляются в виде оценок по 100-бальной шкале, где более высокая оценка указывает на более высокий уровень качества жизни. Суммарный показатель КЖ составляет сумму баллов по всем шкалам. Статистическая обработка показателей качества жизни проведена с использованием специальной компьютерной программы.
Психологическое состояние оценивалось с помощью специально разработанной социально-гигиенической анкеты и опросника «Тест дифференциальной самооценки функционального состояния». Студенток просили соотнести свое состояние с рядом признаков, представленных антонимами, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение), которые соответствовали семи цифрам в каждой строке и отметить ту, которая больше всего отображает её состояние в данный момент. Положительные состояния всегда получали высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим баллам рассчитывалось среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Учитывалось так же соотношение показателей. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет снижения показателей самочувствия и активности по сравнению с настроением. Социально-гигиеническая анкета состояла из вопросов, отражающих микроклимат в семье, взаимоотношения, способы психологической разгрузки. Опрос проводили с информированного согласия респонденток с соблюдением этических норм.
Математический аппарат включал вычисление средних величин (М) с определением их ошибок (±m). Статистическую обработку результатов проводили на персональном компьютере с использованием программ MS Excel 7.0. Различия сравниваемых параметров оценивали с помощью t-критерия Стьюдента, который считали статистически значимыми при р≤0,05. Для выявления наличия связей между явлениями был использован ранговый коэффициент корреляции (метод Спирмена).
Результаты. Обсуждение и анализ. Сравнительный анализ выявил снижение интегрального показателя КЖ у студенток медицинского ВУЗа – 482,8±9,0 баллов по отношению к студенткам Удмуртского университета 505,7±9,3 балла (p>0,05). На снижение уровня КЖ оказывали влияние шкалы ОСЗ, РФФ, СФ, РЭФ. Показатели качества жизни студенток представлены в рис. 1.
Рис. 1. Показатели качества жизни студенток ВУЗов, баллы (M±m)
Наиболее высокие значения в группе наблюдения были получены по шкале физическое функционирование и интенсивность боли. Девушки не были ограничены в самообслуживании, не испытывали болевых ощущений. На втором месте – шкалы «жизнеспособность» и «психическое здоровье». Девушки чувствовали себя спокойными, уравновешенными, полными сил.
Статистически значимое влияние на снижение КЖ у студенток медицинской академии оказали шкалы социальное функционирование, физическое и ролевое физическое функционирование, общее состояние здоровья – показатели по которым были ниже оптимальных показателей на 57,9; 47,5; 42,1; 39,2%, соответственно.
Отмечены низкие показатели социального функционирования в обеих группах. Мы проанализировали зависимость между шкалой СФ и показателями КЖ. Была установлена слабой силы связь меду социальным функционированием и общим состоянием здоровья, физическим функционированием, ролевым эмоциональным функционированием. Значения корреляции отражены в рисунке 2. Социальное функционирование ухудшалось за счет психоэмоциональной дезадаптации и проблем общения с родственниками и друзьями, неудовлетворенности своим социальным и материальным положением. Несмотря на значительное количество социальных контактов в студенческой среде, девушки, вероятно, не полностью удовлетворены их качеством.
Рис. 2. Данные корреляционного анализа между социальным функционированием и показателями КЖ
У студенток-медиков показатели шкал общего состояния здоровья, интенсивности боли достоверно ниже, чем у студенток немедицинского ВУЗа. Следует отметить значительное снижение в обеих группах показателей по шкале ролевое физическое функционирование, отражающих степень влияния физического состояния на ролевое функционирование, например, выполнение любой будничной деятельности.
Показатели самочувствия у студенток медиков составили 4,7±0,8 балла, у студенток группы сравнения показатели были выше 5,3±1,1 (р>0,05). Активность и настроение группы наблюдения так же были ниже: 4,0±0,9 и 4,5±1,3 (р>0,05); 5,4±1,3и 5,8±1,4 (р>0,05), соответственно. Средний уровень САН в группе наблюдения составил 4,7 балла, в группе сравнения 5,2 балла. У респонденток медицинской академии показатели всех шкал были ниже.
При исследовании корреляционной связи между показателем психического функционирования и значениями теста дифференциальной самооценки функционального состояния в группе контроля установлена связь средней силы между психическим здоровьем и самочувствием, настроением, активностью, в группе сравнения связь была слабее (рис. 3).
Рис. 3. Данные корреляционного анализа между показателями САН и психическим функционированием
Частые конфликты в семье отметили 5,5±1,2 и 9,7±2,8 из 100 студенток, редкие – 59,8±2,6 и 54,6±4,5, соответственно. Среди причин конфликтных ситуаций 42,9±3,1 из 100 студенток медицинского ВУЗа указали на ссоры с родителями, 40,9±3,1 – психоэмоциональную несовместимость супругов, 5,8±1,5 – интеллектуальную неудовлетворенность супругом; 44,8±5,1 студентки государственного университета – на психоэмоциональную несовместимость супругов, 35,1±4,9 – конфликты с родителями, 8,5±2,9 – интеллектуальную неудовлетворенность супругом. При возникновении жизненных проблем 57,7±2,3 и 57,5±4,2 из 100 опрошенных, соответственно, находят поддержку в кругу семьи, 26,2±2,0 и 21,3±3,4 – у друзей.
Большую часть свободного времени девушки проводили в кругу своей семьи (75,9±2,3 и 75,4±2,9), занимаясь домашними делами (23,2±1,3 и 26,8±2,4), совместным просмотром телепередач (12,3±1,0 и 14,2±1,9, соответственно). Отсутствие свободного времени в связи с интенсивностью учебного процесса отметили 14,6±1,1 из 100 студенток-медиков. Занятиям физической культурой и спортом уделяли время только 3,4±0,6 из 100 студенток медицинской академии и 2,4±0,8 – государственного университета.
Заключение и выводы. Снижение качества жизни у студенток ВУЗов Удмуртии наблюдается за счет показателей социального, ролевого физического, ролевого эмоционального функционирования и ухудшения психологического состояния в виду значительного снижения активности, на фоне сохраняющихся показателей самочувствия и настроения, что свидетельствует об их переутомлении.
У студенток медицинской академии наблюдается достоверное снижение показателей общего состояния здоровья и интенсивности боли на фоне тенденции ухудшения самочувствия, активности и настроения за счет выраженной напряженности учебного процесса. На фоне низких показателей физического и ролевого физического функционирования практически все студентки не занимаются физической культурой и спортом. Всё это требует пристального внимания медицинских работников и профессорско-преподавательского состава к совершенствованию организации медицинского обслуживания данной группы молодежи в ВУЗах. Введение адекватной физической нагрузки на аудиторных занятиях физической культурой во время всего обучения в ВУЗе, обучение их методам психологической разгрузки должно сформировать у студенток мотивацию на ведение здорового образа жизни, улучшить физическое и психологическое состояние, и, как итог – привести к повышению качества их жизни.
Рецензенты:
Попова Н.М. д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия», г. Ижевск;
Пономарев С.Б., д.м.н., начальник филиала федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт» Федеральной службы исполнения наказаний, г. Ижевск.