Возбудителями Larva migrans у человека обычно являются личинки гельминтов, относящихся к нематодам и реже - к трематодам и цестодам. Известно, что для этих гельминтозов человек является случайным хозяином и в организме человека попавший гельминт не развивается до половозрелого состояния. Человек, инвазированный Larva migrans, не является источником заболевания для других людей. Одним из таких нематодозов является дирофиляриоз [2].
Кожная форма этого гельминтоза, вызываемая Dirofilaria repens, широко распространенная инвазия собак во всем мире, и случаи поражения человека регистрируются повсеместно, в том числе и в России.
Обсуждение
По данным оперативного мониторинга, осуществляемого Роспотребнадзором с 2006 г., отмечается тенденция к увеличению числа случаев дирофиляриоза среди населения. Так, за трехлетний период (2008-2010 гг.) зарегистрирован 101 случай дирофилариоза, а за следующий аналогичный временной период (2011-2013 гг.) - 186 случаев, т.е. в 1,8 раза больше. В 2014 г. зарегистрировано 143 случая дирофиляриоза (0,1 на 100 тыс. населения) в 31 субъекте Российской Федерации против 84 случаев (0,06 на 100 тыс. населения) в 31 субъекте РФ в 2013 г. Наибольшее число случаев этого нематодоза зарегистрировано в Москве, Нижегородской, Пензенской, Ивановской областях.
В настоящее время дирофиляриоз представляет особый интерес в патологии человека, и это связано прежде всего с тем, что в лечении заболевания принимают участие врачи различных специальностей: дерматологи, офтальмологи, хирурги, онкологи, стоматологи и многие другие. Допускается большое количество ошибок на всех этапах первичной диагностики, соответственно есть ошибки и в лечении.
Дирофиляриозы - это трансмиссивные биогельминтозы из группы нематодозов, инвазионные личинки которых передаются человеку через переносчиков - комаров. Дирофиляриозы распространены повсеместно [2]. У человека наиболее часто встречается вид Dirophilaria repens Railliet et Henry, 1901. Длина тела самки 100-170 мм, самца - 50-70 мм. Естественными донорами являются дикие (реже домашние) млекопитающие, преимущественно семейства псовых, у которых паразиты локализуются в подкожной клетчатке. Клиническая картина представлена самыми разнообразными симптомами. В связи с тем, что заболевание вызвано расположением гельминта в тканях, в местах его нахождения образуются характерные, резко болезненные узлы с выраженной эозинофильной инфильтрацией вокруг паразита [2], определяются плотные образования с умеренным отеком тканей, покраснение кожи, зуд, нередко присоединяется болезненность, в некоторых случаях повышается температура до высоких цифр, иногда клиника схожа с тромбозом вен. Также отмечается миграция паразита в другие части тела. Количество симптомов заболевания нередко напрямую связано со стадией и длительностью заболевания.
Тяжесть клинических проявлений зависит от интенсивности инвазии и частоты повторных заражений. При попадании личинок дирофилярий в организм человека большинство из них погибает на ранних стадиях развития. В этот период клинические проявления отсутствуют либо слабо выражены.
Дирофиляриозы характеризуются медленным развитием и длительным течением. Инкубационный период продолжается от одного месяца до нескольких лет, что примерно соответствует времени развития личинки до взрослой стадии. На ранних стадиях болезни, до образования вокруг паразита капсулы, в 10-40% случаев отмечается перемещение опухоли, узелка на расстояние до 10 см в сутки, связанное с миграцией гельминта.
Примерно в 50% случаев инвазии паразиты локализуются в области глаза, чаще всего под конъюнктивой или в подкожной клетчатке век, при этом отмечаются птоз, блефароспазм, слезотечение. Развитие дирофилярии в глазнице сопровождается рецидивирующим воспалением глазничной клетчатки, хемозом, экзофтальмом, ограничением подвижности глазного яблока.
Источником инвазии в синантропных очагах служат зараженные домашние собаки, реже кошки. Фактором увеличения числа больных дирофиляриозом может являться формирование синантропных очагов и сохранение в них паразитарной системы дирофилярий в цепи «собака - комар - человек» и «собака - комар - собака» [2].
Участившиеся случаи дирофиляриоза у человека заставили нас проанализировать два случая этого заболевания в нашей клинике. Приводим наши наблюдения.
На территории Красноярского края в период 2013-2014 гг. зарегистрировано 2 случая дирофиляриоза человека. В 2013 г. - местный случай в Красноярске, в 2014 г. - завозной случай в Зеленогорске. В обоих случаях диагноз подтвержден в «Центре гигиены и эпидемиологии Красноярского края», где были идентифицированы особи Dirofilaria repens.
Первый случай дирофиляриоза выявлен у жительницы г. Красноярска в конце апреля 2013 г., которая отмечала укусы комаров на даче в районе Кузнецовского плато. При обращении за медицинской помощью в краевой офтальмологический центр был поставлен диагноз «Хронический конъюнктивит. Новообразование нижнего века». Окончательный диагноз установлен через 2 месяца после самопроизвольного вскрытия опухоли и извлечения паразита.
В 2014 г. на кафедру инфекционных болезней и эпидемиологии с курсом ПО КрасГМУ обратился пациент с жалобами на появление под кожей шевеления, жжения и зуда через 2 недели после отдыха в Таиланде. При объективном осмотре на тыльной поверхности правой стопы пальпировалось образование в виде плотного извилистого жгута ярко-розового цвета длиной 10 см. Установлен диагноз: Larva migrans.
Второй случай обращения на кафедру был 3 сентября 2015 г. пациента В., 44 лет, который считал себя больным с 28 января 2014 г., когда на острове Самуи (Таиланд) его укусило летающее насекомое, похожее на большую муху. В месте укуса возникло сильное жжение, не проходившее в течение 4 ч. Через 2 недели появилась небольшая аллергическая реакция в виде единичных высыпаний, сопровождавшихся зудом. Постепенно аллергические проявления усиливались. Через 2 месяца появились крапивница, кашель, боли в эпигастральной области и в правом подреберье, особенно в ночное время. Самостоятельно принимал метронидазол, затем немозол.
1 мая 2014 г., принимая ванну, обнаружил в области левого коленного сустава торчащего из-под кожи гельминта, который был извлечен впоследствии хирургическим путем. Вид гельминта в «Центре гигиены и эпидемиологии» идентифицировать не удалось.
Пациент вновь отправился в Таиланд в г. Патайя, обратился в Мемориальный госпиталь, где ему были назначены ивермектин и преднизолон. В процессе лечения повысилась температура тела до 40°С, появились кашель, боль в грудной клетке, сильные боли в животе и диарея. В испражнениях пациент обнаружил разнообразных кишечных паразитов. Высокая лихорадка и диарея продолжались в течение 10 дней. Аллергические проявления исчезли, но сохранялись слабость, мучительный кашель, потеря веса за этот период составила 10 кг.
В конце августа вновь появились крапивница, боль в верхнем этаже живота, кашель, ринит, кожный зуд. При осмотре кожные покровы обычной окраски, кое-где следы расчесов, в области левого коленного сустава послеоперационный рубец длиной 3 см. Явления вазомоторного ринита. Живот мягкий, чувствительный при пальпации в эпигастральной области и вокруг пупка, небольшой метеоризм, печень на 1,5 см выстоит из-под края реберной дуги.
При компьютерной диагностике на приборе пульсогемоиндикации в тонком кишечнике тестировались Ancylostom caninum (женская и мужская особи), а также Fasciolopsis busky и Macracantorinchus. В протоках поджелудочной железы - Clonorchis sinersis (подтвержден при дуоденальном зондировании), в легких - личинки Ancylostoma caninum. После трех курсов специфического лечения с последующей длительной реабилитацией все симптомы болезни постепенно исчезли.
Таким образом, в данных клинических случаях у этих двух пациентов наблюдалась кожная форма нематодоза, а во втором случае анкилостомидоза - и кожная (Larva migrans), и висцеральная формы этого гельминтоза в комплексе с клонорхозом, фасциолопсидозом и макраканторинхозом.
Своими наблюдениями мы дополняем клиническую картину дирофиляриоза. Первый симптом заболевания - болезненная опухоль, в которой ощущаются зуд и жжение разной степени интенсивности. Некоторые больные отмечают «особые» ощущения сразу же после инфективного укуса комара, выражающиеся в необычном чувстве распирания и очень сильном длительном зуде в месте укуса. Характерным симптомом дирофиляриоза является миграция возбудителя - перемещение уплотнения или самого гельминта под кожей, которое отмечается у 10-40% инвазированных. Расстояние, на которое перемещается дирофилярия, составляет несколько десятков сантиметров, скорость перемещения - до 30 см за 1-2 суток. Усиление миграции паразита происходит при воздействии на кожу токами УВЧ при физиотерапии, а также после прогревания компрессами или согревающими мазями, а в некоторых случаях - при переохлаждении этого участка кожи. Специфическим признаком дирофиляриоза является ощущение шевеления и ползания живого «червя» внутри уплотнения, опухоли или подкожного узла. У многих больных инвазия имеет рецидивирующее течение с фазами затихания и обострения процесса. При несвоевременном удалении гельминта может происходить развитие абсцесса в месте его локализации. Как правило, гельминт располагается в соединительно-тканой капсуле, содержащей серозно-гнойный экссудат, белок и эозинофильные и нейтрофильные лейкоциты, которыми инфильтрирована жировая клетчатка, с добавлением макрофагов и фибробластов. В начале заболевания, когда появляются уплотнения, узелок, отмечается умеренная отечность или незначительная гиперемия кожи, иногда она совсем не изменена. В ряде случаев больные извлекают гельминта при расчесах кожи, или в результате спонтанного вскрытия гнойника гельминт выходит наружу самостоятельно. Другими симптомами заболевания могут быть головная боль, тошнота, слабость, повышенная температура, сильные боли в месте нахождения гельминта с иррадиацией по ходу нервных стволов. Изменения в периферической крови нехарактерны, однако эозинофилия при дирофиляриозе бывает увеличенной в пределах 8-11% [2].
Выводы
1. Активная миграция жителей в регионы с тропическим и субтропическим климатом, эндемичным по различным паразитарным инвазиям, способствует появлению на территории России новых, не известных ранее, в том числе экзотических, заболеваний.
2. Недостаточная осведомленность медицинских работников и оснащенность лабораторной службы, узкий спектр имеющихся специфических лечебных препаратов создают определенные трудности в диагностике и лечении этих заболеваний.
3. Использование альтернативных методов диагностики, в частности метода пульсогемоиндикации, позволяет расширить формат диагностического поиска и применить адекватные методы дегельминтизации.
Рецензенты:
Мартынова Г.П., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней с курсом ПО Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск;
Винник Ю.С., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей хирургии Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск.