Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN A MULTICULTURAL EDUCATIONOF YOUNGER SCHOOLBOYS

Naumova T.V. 1 Gubanikhina E.V. 1 Zinovenko O.A. 1
1 Arzamas branch of the NNGU
The paper is argued the relevance of multicultural education of younger schoolboysin the context of contemporary socio-cultural situation, from a position of strategic priorities for the development of education.Expands tothe value of information and communication toolsin shaping the multicultural competence learners. We present the basic content of the work on implementing educational project, aimed at improving the multicultural competence of children of primary school age through «Web-Quest». Characterized by results of research, confirming the assumption that the use of web quest in multicultural education of younger schoolboys promotes formation of students´ ideas about the ethnic composition, culture, customs and traditions of the peoples of Russia; interest in the culture of the peoples of other nationalities, emotional and a positive attitude towards people of other nationalities, the ability to adequately respond, depending on the situation of inter-ethnic cooperation. Based on the research made recommendations and possible risks of the use of web quest in solving the educational problems.
multicultural competence
Children of primary school age
Web-quest
Современная политическая, социокультурная и отчасти экономическая ситуация в России обусловливает внимание государства и общественности (прежде всего педагогической) к проблеме гармонизации межэтнических отношений. Исторически наша страна складывалась как сообщество представителей различных религий, культур и этносов, и вопросы их сосуществования «вместе» занимали значимое место в педагогической науке. Смена политической формации на рубеже XX-XXI веков повлекла изменения, как в парадигме, так и в содержании образования, в частности, различные аспекты интеркультурного воспитания ушли на второй план.

Опрос студентов первых курсов педагогического вуза (поколение школьников - начала второго тысячелетия) свидетельствует о скудности представлений о многообразии проживающих в Российской Федерации народов, их традициях и обычаях, особенностях культуры. Данный факт заставляет усомниться в адекватности поведения молодого поколения в ситуациях межэтнического (межкультурного) взаимодействия.

Считаем, что на современном этапе развития российского общества именно школа должна стать мультикультурным образовательным пространством, которое обеспечит формирование личности в контексте идей мультикультурализма - уважающей иноэтнические общности, склонной к действенному межнациональному взаимодействию, сохраняющей собственную национальную культуру и добивающейся осмысления особенностей прочих национальностей; способной жить в мире и согласии с представителями иных национальностей.

Решение обозначенной проблемы требует длительного времени и интеграции усилий специалистов различных направлений, однако ведущая роль в этом процессе отводится Педагогу.

В настоящей статье мы остановимся более подробно на некоторых аспектах работы с детьми младшего школьного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования ориентирует нас на:

  • необходимость сбережения и формирования культурного многообразия, языкового достояния многонационального этноса Российской Федерации;
  • возможность каждого гражданина страны изучать родной язык и получить начальное общее образование;
  • овладения культурой и духовными ценностями многонационального народа России [12].

В то же время можно утверждать, что на современном этапе в начальной школе, как и во всем обществе, ведущим видом деятельности ребенка становится информационная деятельность, осуществляемая на основе современных электронных средств и Интернет-ресурсов.

Совокупность данных фактов позволила предположить, что использование информационно-коммуникационных технологий в мультикультурном образовании младших школьников будет продуктивным. В частности, мы остановили свое внимание на одной из разновидностей технологии проектирования «Веб-квесте».

И хотя заинтересовать ребенка электронными образовательными ресурсами - несложно, учителю важно в поиске информации в глобальной сети грамотно «организовать» обучающегося начальной школы. Веб-квест, как образовательное средство, решает попутно и еще одну значимую задачу - создает возможность продуктивного взаимодействия детей и родителей. В данном случае, роль родителей - оказание помощи, содействия детям при поиске источников и дополнительных средств для выполнения задания, конструктивном участии в совместной с детьми работе и оформлении результатов деятельности с помощью средств мультимедиа.

Цель исследования

С целью проверки выдвинутого предположения нами было предпринято исследование, цель которого - разработать и внедрить в образовательно-воспитательный процесс веб-квест, способствующий формированию мультикультурной компетентности младших школьников, и выявить его эффективность.

Проект был рассчитан на 3 месяца.

Реализации проекта способствовали следующие основные формы работы:

  • индивидуальные беседы с родителями и детьми о различных аспектах мультикультурного воспитания детей, о значимости совместной деятельности всех участников проекта и т.д.;
  • реализация веб-квеста «Мы - многонациональный народ»;
  • организация практического участия младших школьников и родителей в реализации мероприятий, предусмотренных заданиями веб-квеста, и направленными на формирование мультикультурной компетентности обучающихся.

Работа над проектом проходила в несколько этапов:

  • подготовительный этап включал следующие основные мероприятия: определение основных направлений работы; изучение и анализ философской, психологической, этнологической, педагогической литературы по проблемам мультикультурного образования; разработка веб-квеста;
  • основной этап работы предполагал: диагностику уровней сформированности мультикультурной компетентности у детей экспериментального и контрольного классов; реализацию веб-квеста «Мы - многонациональный народ»;
  • на заключительном этапе работы происходил анализ, систематизация и обобщение результатов проводимого исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования мы пришли к выводу, что понятие «мультикультурное образование» различные ученые рассматривают по-разному. Так, Г. Д. Дмитриев полагает, что слова «мультикультурный», «поликультурный», «многокультурный» применяются как синонимы, так как первая часть этих слов означает одно и то же, но имеет разное происхождение - греческое, латинское, русское [3, с. 34]. Однако Н.Л. Селиванова считает, что имеются определенные смысловые отличия данных определений, которые необходимо принимать во внимание при их применении. Термин «поликультурный» характеризует большое количество культур, разнообразие культур - их сосуществование «рядом». Термин же «мультикультурный» чаще употребляется для обозначения взаимодействия культур - их сосуществования «вместе» [8]. Нам более близка последняя точка зрения.

При организации педагогического эксперимента мы учитывали позицию Кузнецова А. А., который выделил компетентности, в комплексе создающие мультикультурную компетентность:

  • социально-гражданская компетентность, в основе которой комплекс знаний в области обществознания, истории, дающих личности возможность безошибочно определять систему собственного поведения по отношению к представителям иной культуры;
  • социально-культурная компетентность, в основе которой комплекс знаний в области искусства, культурологии, литературы, дающих возможность младшему школьнику безошибочно намечать способы собственного поведения;
  • этнокультурная компетентность, в основе которой совокупность знаний в области этнических культур, к примеру, в области: народных искусств, традиций, обычаев, дающих личности возможность безошибочно выбирать способы результативного взаимодействия с людьми, которые принадлежат к разным этнокультурным группам [4].

По мнению А. С. Макаренко [5], В. А. Сухомлинского [10], М. Г. Тайчинова [11], А. М. Анохина [1, с. 106], И. А. Бобылевой, Н. П. Ивановой, О. В. Заводилкиной [2] с целью создания гармоничных межнациональных взаимоотношений в школе необходимо задействовать учащихся в различных учебных и внеклассных видах деятельности: отмечать памятные даты исторического значения, юбилеи выдающихся деятелей культуры, науки, литературы и проводить национальные праздники; организовывать выставки, олимпиады, связанные с национальными культурами народов России, соревнования по национальным видам спорта, играм; проводить фольклорные концерты с исполнением национальных танцев и песен; организовывать конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд. По мнению педагогов-практиков, эффективны и очень интересны специально организованные беседы: «Путешествие в мир ислама», «Традиции моего народа» и др. На подобных занятиях обучающиеся смогут подробно узнать о культуре различных народов. В рамках внеклассной работы можно посещать музеи, смотреть фильмы краеведческого содержания, изучать их фольклор, в том числе и с использованием информационных технологий.

Для диагностики развития мультикультурной компетентности младших школьников, посчитали целесообразным выделение в ее структуре компонентов: интеллектуальный, эмоционально-мотивационный и поведенческий.

Показателем интеллектуального компонента, как результата познавательной деятельности, служит наличие представлений обучающихся о многообразии народов, населяющих территорию России, их обычаях, традициях, этикете и др.

Показателем эмоционально-мотивационного компонента служит наличие интереса к культуре народов других национальностей, эмоционально-позитивное отношение к народам иных национальностей, наличие желания изучать культуру других народов, выполнять с детьми - представителями иного этноса различную совместную деятельность.

Показателем поведенческого компонента служит проявление уважительного отношения к другим национальностям, отсутствие отрицательного отношения к ним, умение регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия.

Для каждого компонента были определены уровни сформированности мультикультурной компетентности: высокий, средний и низкий (присвоив количественный показатель ответам обучающихся).

Проведенное исследование позволило оценить уровень каждого из выделенных нами компонентов (интеллектуального, эмоционально-мотивационного и поведенческого) мультикультурной компетентности на этапах констатирующего и контрольного экспериментов.

Участниками проекта выступали обучающиеся 4-х классов одной из школ Арзамасского района Нижегородской области (в структуру которой входят классы смешанного этнического состава: русские, цыгане, украинцы), в количестве 56 человек, учителя начальных классов, родители младших школьников.

С помощью анкеты «Осознание своих национальных особенностей» мы выявили, что о собственной национальной принадлежности имеют представление лишь около 40 % обучающихся. О том, насколько дети знакомы с особенностями культуры представителей разных национальностей, можно судить по их ответам на вопросы «Какие народы живут в нашей стране?», «Как ты думаешь, чем они отличаются?», «А что у них общего, чем они похожи друг на друга?».

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы увидели, что дети знают только те национальности, с представителями которых они непосредственно общаются, при этом знания о культуре этих национальностей очень бедны. Большинство ребят называют только один признак иной национальности - особенности одежды.

Эксперимент предусматривал также анализ отношения младших школьников к сверстникам другой национальности. Ответы учащихся при выполнении этого задания показали, что порядка 22 %  обучающихся проявляют интерес к появлению «сестренок» (для оценки данного компонента была использована методика Э. К. Сусловой «Сестренки») в классе и даже предложили им место рядом с собой за партой. Чуть менее 40 % детей остались равнодушными к появлению в их классе таких одноклассниц. Однако были и такие ребята (порядка 38 %), которые отнеслись отрицательно к появлению «сестрёнок» в их классе. Интересно, что в ходе бесед с родителями, их анкетирования, были получены близкие к показателям обучающихся результаты (то есть младшие школьники, как правило, разделяют точку зрения родителей по данному вопросу). На наш взгляд, это сказывается на воспитании у детей эмоционально-положительного/отрицательного отношения к людям иной национальности. Таким образом, приобщение родителей к решению вопросов, связанных с мультикультурным образованием обучающихся, рассматривается нами как необходимый и значимый компонент педагогической работы.

Для оценки поведенческого компонента нами использовался метод педагогического наблюдения и анкетирование обучающихся. Результаты подтвердили первоначальные предположения: в поведении большинства обучающихся проявляется негативное отношение (от игнорирования детей иной национальной принадлежности до неприятия (насмешки, обидные прозвища и т.д.)).

Этапы разработки и реализации веб-квеста охарактеризованы нами ранее [6,7,9].

Уточним некоторые результаты проведенной работы.

Несмотря на небольшой временной промежуток, контрольный этап педагогического эксперимента  позволил выявить положительную динамику в развитии каждого из выделенных выше компонентов мультикультурной компетентности детей младшего школьного возраста. В контрольной группе показатели существенно не изменились.

На момент завершения исследования младшие школьники перечисляли более 10 национальностей, легко определяли свою национальную принадлежность, называли некоторые особенности (праздники, традиции) культуры представителей иных национальностей (в основном тех, с которыми взаимодействуют в социуме). Педагоги отмечают улучшение межличностных отношений в классе (дети стали внимательнее и добрее друг к другу, охотнее принимают сверстников иной национальности в игры и развлечения, стали проявлять интерес к особенностям быта, семейным традициям, связанным с этно-принадлежностью).

Выводы

Таким образом, наше предположение подтвердилось: использование веб-квеста в процессе мультикультурного образования младших школьников способствует формированию у обучающихся представлений о национальном составе, культуре, обычаях, традициях народов России; интереса к культуре народов других национальностей, эмоционально-позитивного отношения к народам иных национальностей, умения адекватно реагировать в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия.

Элемент новизны, игры и одновременно наличие «проблемного момента» позволяет в комплексе решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи: обучающиеся знакомятся с квест-технологией и получают возможность для самостоятельного целенаправленного поиска информации при выполнении проблемного задания, а также активного взаимодействия со сверстниками и родителями.

Рассматривая возможные риски проекта, отметим, что в процессе реализации проекта возникали трудности, связанные с низким уровнем ИКТ-компетентности младших школьников и их родителей; недостаточной степенью самостоятельности при выполнении заданий в рамках веб-квеста; негативный «настрой» младших школьников, сформированный в семье.

Рецензенты:

Фролов И.В., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой физико-математического образования Арзамасского филиала ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н.И. Лобачевского», г. Арзамас;

Савенкова Л.Г., д.п.н., профессор, ФГНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», Москва.